Меню
Бесплатно
Главная  /  Идеи   /  Возникновение и первоначальное развитие менеджмента. Смотреть что такое "Менеджмент" в других словарях. Коносукэ Мацусита – компания Panasonic

Возникновение и первоначальное развитие менеджмента. Смотреть что такое "Менеджмент" в других словарях. Коносукэ Мацусита – компания Panasonic

Что такое менеджмент (management) и для чего он нужен? Основные понятия: виды, функции, методы и принципы менеджмента. Менеджмент, как профессия в современном мире.

Приветствую вас, дорогой друг! Вас приветствует Дмитрий Шапошников, один из авторов сайта ХитёрБобёр.ru.

Более 10 лет я руководил коллективами до 1000 человек в крупных банках и телекоммуникационных компаниях России.

Сегодня мой опыт в том числе лег в основу этой статьи.

Давно заметил, что большинство людей не понимают, что такое менеджмент и для чего он нужен.

Ниже я поделюсь с вами понятной теоретической основой этого понятия и практическими примерами из своей жизни.

Эта информация будет полезна как начинающим менеджерам, так и тем, кто хочет узнать больше об управлении и эффективно использовать эти знания на практике.

1. Что такое менеджмент – полный обзор понятия

Слово «Management» в переводе с английского дословно означает «управление», «администрирование», «умение руководить».

Однако точным синонимом «управления» это слово не является. Ведь управлять можно не только фабрикой, но и автомобилем или велосипедом. Менеджмент – это в первую очередь управление людьми. При этом занимается управлением тоже человек, а не автомат или компьютер.

Наиболее точное определение менеджмента следующее:

Менеджмент - это управление, максимальное эффективное использование и контроль социальных или экономических систем в условиях рыночной экономики. Первоначально менеджмент развивался как искусство управления производством, но затем трансформировался в теорию управления поведением человека.

Вообще существует несколько значений термина «менеджмент». Вот некоторые из них:

  1. Вид трудовой деятельности, представляющий собой процесс управления: непрерывное осуществление действий и принятие решений, способствующих выполнению поставленных задач.
  2. Собственно процесс управления чем-либо – прогнозирование, координация, стимулирование деятельности, командование, контроль и аналитическая работа, а также объединение различных способов управленческой деятельности воедино.
  3. Организационная структура, предназначенная для управления компанией, предприятием, группой людей, страной.
  4. Научная дисциплина, занимающаяся изучением проблем управления и руководства людьми.
  5. Искусство управления людьми, в том числе оперативное и в условиях стресса. Предполагает не только знание теории, но и интуитивное понимание человеческого поведения.
  6. Искусство управления интеллектуальными, денежными, сырьевыми ресурсами в целях максимально эффективной производственной деятельности.

Приведенные выше определения менеджмента не противоречат друг другу, а наоборот, взаимосвязаны и раскрываю различные аспекты данного понятия.

С одной стороны это теоретическая дисциплина, занимающаяся изучением законов и принципов управления, с другой – чисто практическая деятельность, направленная на рациональное распределение людских и/или материальных ресурсов.

Мировая история развития менеджмента

Точной (и даже примерной) даты зарождения науки управления не назовёт ни один историк.

Логично предположить, что менеджмент существует в обществе с момента возникновения социальных отношений. Даже в самых древних сообществах были нужны люди, которые брали на себя функции управления и координирования деятельности групп.

Древние менеджеры управляли людьми при строительстве жилищ, добыче пищи, защите от диких зверей и врагов.

Выделяют 4 исторических периода развития менеджмента как науки управления людьми:

  1. Древний период (10 000 лет до н.э. – 18 век н.э.). Прежде чем менеджмент выделился в самостоятельную сферу знаний, общество столетиями накапливало по крупицам опыт управления. Зачаточные формы существовали уже на стадии первобытнообщинного строя. Старейшины и вожди представляли собой руководящее начало всех разновидностей деятельности. Примерно в 9-10 тысячелетиях до нашей эры присваивающее хозяйство (собирательство и охота) постепенно уступило место производящему: этот переход можно условно считать периодом зарождения менеджмента. Уже в Древнем Египте (3 тыс. лет до н.э.) был сформирован полноценный государственный аппарат с обслуживающей прослойкой. Позже принципы управления сформулировали в своих работах философы Сократ и Платон.
  2. Индустриальный период (1776-1890). Максимально точно принципы государственного управления раскрыл в своих работах А. Смит. Он сформулировал законы классической политэкономии и управления, писал об обязанностях руководителя государства. В 1833 г. британский математик Чарльз Бэббидж предложил свой проект «аналитической машины», которая помогла принимать управленческие решения более оперативно.
  3. Период систематизации (1860-1960). Время интенсивного развития теории управления, появления новых направлений, течений и школ. Можно сказать, что современный менеджмент зародился именно во времена промышленной революции. Возникновение фабрик привело к необходимости создания единой теории управления большими группами людей. Для этих целей лучших работников обучали представлять интересы руководства на местах - они и были первыми менеджерами.
  4. Информационный период (1960 г. - наше время). Сегодня для принятия управленческих решений требуется обработка огромного количества информации. Управление представляет собой логический процесс, который можно выразить математически. Практикуются различные подходы к управлению, основанные на принципах лояльности к работающим людям и этике бизнеса.

Менеджмент как наука и прикладная деятельность продолжает развиваться и совершенствоваться. Ни один руководитель в наше время не может управлять людьми, финансами, производственными процессами без теоретической базы и практических навыков менеджмента.

2. Основные цели и задачи менеджмента

Тем, кто не имел опыта управления хотя бы 2-3 подчиненными, сложно понять, что такое менеджмент и почему этой науке следует долго и упорно учиться. Казалось бы, всё предельно просто: подчиненные трудятся, а руководитель наблюдает и указывает, что им делать для повышения производительности и увеличения доходов фирмы.

На деле всё гораздо сложнее: чтобы дать верное указание, нужно четко разбираться в сути производственных процессов. Управление должно быть максимально эффективным, иначе оно вместо пользы будет приносить убытки и вред.

Любой руководитель должен опираться в своей работе на знание научных принципов и понимание текущей ситуации.

Например

Менеджер по персоналу в типографии должен не только умело управлять печатниками и операторами полиграфического оборудования, но и хорошо разбираться в печатном деле.

Ещё один пример

Из складского помещения нужно срочно вынести товар и погрузить его в транспорт. Квалифицированный менеджер распорядится заранее вынести из клада товары и распределить их на погрузочной площадке определенным образом – крупногабаритные и прочные – ближе, хрупкие и небольшие по размерам – дальше. Когда прибудет автомобиль, грузчики быстро переместят товары в грузовик в том порядке, в котором они расположены.

Неопытный или ленивый менеджер вообще не позаботиться о предварительной работе, поэтому грузчикам придётся долго таскать товары со склада без всякой системы.

Главная цель менеджмента – гармоничная и слаженная работа организации, эффективное функционирование её внешних и внутренних элементов.

На конкретное содержание менеджмента влияют 2 группы факторов:

  • Общие тенденции развития компания;
  • Территориальные или национальные экономические факторы.

Локальные задачи менеджмента подчинены главной цели.

К вспомогательным задачам относятся:

  • развитие и выживание организации, сохранение своей рыночной ниши и ориентация на расширение сферы влияния;
  • достижение поставленных результатов, обеспечение конкретного уровня прибыли;
  • создание условий, необходимых для стабильного существования организации;
  • преодоление рисков и прогнозирование рискованных для компании ситуаций;
  • контроль эффективности организации.

Управление деятельности компании или группы людей осуществляется с учётом потенциальных возможностей организации и постоянной коррекцией производственных процессов. На крупных предприятиях менеджмент подразделяется на 3 взаимодействующих звена – высшее, среднее и низшее.

3. 7 основных видов менеджмента

Виды менеджмента – это специфические области управления, связанные с решением конкретных задач. Существует 7 основных видов менеджмента – рассмотрим подробно каждый из них.

Вид 1. Производственный менеджмент

Термин «производство» следует понимать максимально широко: он может относиться к коммерческой фирме, банку, заводу.

Производственный менеджмент отвечает за конкурентоспособность услуг и товаров, предоставляемых компанией. Эффективность такой деятельности определяется точностью стратегических прогнозов, организацией производства, грамотной инновационной политикой.

Специалист по производственному менеджменту решает следующие задачи:

  • контролирует работу системы, своевременно обнаруживает сбои и неполадки;
  • устраняет конфликты внутри организации и занимается их профилактикой;
  • оптимизирует объём выпускаемой продукции;
  • следит за рациональным использованием, загрузкой и исправностью оборудования;
  • контролирует трудовые ресурсы, отвечает за дисциплину и поощрение и учитывает интересы работников организации.

Главной задачей такого специалиста является эффективное сочетание возможностей компании с её долгосрочными целями, а также управление производственным процессом.

Вид 2. Финансовый менеджмент

Управление финансами предприятия.

Финансовый менеджер отвечает за бюджет организации и обеспечивает его рациональное распределение. В задачи такого управленца входит анализ и изучение прибыли компании, её затрат, платежеспособности и структуры капитала.

Цель финансового менеджмента очевидна – увеличение прибылей и благосостояния организации с помощью эффективной финансовой политики.

Локальные задачи специалиста по управлению деньгами компании:

  • оптимизация расходов и денежного оборота;
  • минимизация финансовых рисков предприятия;
  • точная оценка финансовых перспектив и возможностей;
  • обеспечение рентабельности организации;
  • решение задач в сфере антикризисного управления.

Другими словами, финансовый менеджер следит, чтобы фирма не обанкротилась и приносила стабильную прибыль. Принципы финансового менеджмента можно использовать также индивидуально, управляя своими собственными средствами.

Вид 3. Стратегический менеджмент

Стратегия – разработка методов и способов достижения целей.

Стало быть, стратегический менеджмент – разработка и реализаций путей развития компании. Конкретный план действий определяется уже тактикой.

Допустим, цель организации – получить максимальный доход. Стратегические мероприятия для достижения этой цели могут быть различными: стать лучшим производителем в своей нише по качеству, увеличить объём производства, расширить ассортимент. Методы решения данных задач также будут различными.

Например, при реализации программы улучшения качества продукции, на предприятии потребуется ввести должность штатного менеджера по контролю или открыть целый отдел, отвечающий за функциональность и соответствие стандартам выпускаемых изделий (ОТК).

Вид 4. Инвестиционный менеджмент

Как это следует из названия, задачей инвестиционного менеджмента является управление инвестициями предприятиями. Менеджер такого типа занимается выгодным размещением имеющихся инвестиций и привлечением новых.

Инструмент работы специалиста – инвестиционный проект (долгосрочный бизнес-план). Сюда же относится фандрайзинг.*

Фандрайзинг - это поиск и получение денег от спонсоров, привлечение грантов.

Вид 5. Риск-менеджмент

Поскольку коммерческая деятельность неизбежно сопряжена с риском, необходимо заранее просчитать возможные убытки от производственных процессов и соотнести их с предполагаемым профитом.

Риск-менеджмент есть процесс принятия и реализации управленческих решений, имеющих целью минимизировать потери и снизить вероятность неблагоприятных последствий.

Риск-менеджмент осуществляется поэтапно:

  1. Выявляется собственно фактор риска и проводится оценка масштаба его возможных последствий;
  2. Выбираются методы и инструменты управления рисками;
  3. Разрабатывается и реализуется риск-стратегия, направленная на минимизацию ущерба;
  4. Проводится оценка первичных результатов и дальнейшая коррекция стратегии.

Грамотный риск-менеджемент значительно повышает конкурентоспособность субъекта и защищает его от убыточных видов деятельности.

Вид 6. Информационный менеджмент

Специфическая область менеджмента, которая выделилась в самостоятельную отрасль в 70-х годах 20 века. Информационный менеджмент отвечает за сбор, управление и распределение информации. Такой вид деятельности осуществляется с целью прогноза ожиданий клиента и обеспечения организации актуальной информацией.

Современный информационный менеджмент представляет собой управленческую деятельность на базе компьютерных технологий.

Сегодня это гораздо больше, чем управление документооборотом и делопроизводством: информационный менеджмент относится ко всем видам информационной деятельности компании, начиная с внутреннего общения сотрудников, заканчивая предоставлением сведений об организации обществу.

Вид 7. Экологический менеджмент

Часть системы корпоративного управления, имеющая чёткую организацию и реализующая программы и мероприятия по охране окружающей среды. Экологическая политика каждой компании регламентирована законодательством и различными нормативными актами.

Данный тип управления основан на формировании и развитии экологического производства: сюда входит рациональное использование природных ресурсов, деятельность, направленная на сохранение качества природной среды.

Сюда же входит курс на снижение отходов предприятия и их рациональная переработка. Системы экологического менеджмента действуют на большинстве предприятий цивилизованного мира; не отстаёт и наша страна: в РФ число таких организаций растёт с каждым годом.

4. Раскрытие главных составляющих менеджмента – понятия и определения

Здесь рассмотрим из чего собственно состоит менеджмент и каковые его основные функции.

1) Субъекты и объекты менеджмента

Субъектами менеджмента считаются собственно менеджеры – руководители разного уровня, занимающие постоянные должности и имеющие полномочия в области принятия решений в различных сферах деятельности организации.

Объекты менеджмента – это всё, в отношении чего осуществляется менеджмент – производство, сбыт, финансы, персонал. Объекты имеют некоторую иерархию: направлять менеджмент можно на своё рабочее место, структурную единицу (группу, бригаду, участок), подразделение (цех, департамент), организацию в целом.

2) Функции и методы менеджмента

Общие функции отражают главные стадии процесса управления работой организации на всех её иерархических уровнях.

Грамотный и эффективный менеджмент предполагает осуществление следующих функций:

  • постановка целей;
  • планирование деятельности;
  • организация работы;
  • контроль деятельности.

Часто включают дополнительные функции – мотивации и координации. Функции подразделяются также на социально-психологические и психологические. Обе группы взаимно дополняются и создают целостную систему, которая позволяет контролировать работу организации на всех уровнях.

Методы менеджмента бывают:

  1. Экономическими (государственная регуляция деятельности организаций, рыночная регуляция);
  2. Административными (методы прямого действия, основанные на дисциплине и ответственности);
  3. Социально-психологическими , основанными на моральной стимуляции персонала.

Внутри одной компании различные методы менеджмента могут сочетаться и применяться в зависимости от текущей ситуации.

3) Модели и принципы менеджмента

Полную информацию о принципах менеджмента удобнее предоставить в виде таблицы:

Принципы Содержание принципа
1 Разделение труда Целью разделения труда является выполнение большего количества работы при неизменных условиях. Конкретные цели распределяются между участниками производственного процесса соответственно их способностям
2 Полномочия и ответственность Полномочия в форме приказа сопровождаются ответственностью за грамотное выполнение порученного дела
3 Дисциплина Участники производственного процесса должны подчиняться определённому регламенту, а менеджеры – применять санкции к нарушителям внутреннего распорядка
4 Единоначалие Работник получает (и выполняет) приказы от одного начальника
5 Подчинение личных интересов общественным Интересы группы являются приоритетными по отношению к интересам одного работника
6 Вознаграждение Верность и преданность компании следует поддерживать наградой (премия, повышение зарплаты) за эффективный труд
7 Порядок Персонал и материальные ресурсы должны находиться на надлежащем месте
8 Справедливость Справедливое отношение к работнику стимулирует преданность фирме и повышает производительность труда
9 Инициатива Сотрудники, которые проявляют инициативу и имеют возможность внедрять свои планы в жизнь, работают с полной отдачей
10 Корпоративный дух Дух команды – основа гармонии и единства внутри организации

5. Профессия менеджер – как стать успешным руководителем

Кто такой менеджер?

Словарное определение гласит:

Менеджеры – это руководители, управляющими подчиненными. Менеджерами можно считать бригадиров, заведующих участками и отделами, начальников цеха. Это среднее и низшее (линейное) звено менеджмента. Высшее звено – руководители предприятий, компаний, органов государственной власти. Их называют также «топ-менеджерами».

Топ-менеджеры принимают окончательные решения, а среднее звено и линейные менеджеры воплощают эти решения в жизнь. Высшее руководство занимается также определением целей организации.

Скажем, руководитель компании принимает решение для предприятия – выйти в текущем квартале на ведущие позиции в своей отрасли. Какими методами эта задача будет воплощаться в жизнь, зависит уже от представителей среднего звена и линейных менеджеров.

Менеджерами называют как управляющих, так и управленцев – лиц, участвующих в управлении. Управленцы обязательно имеют в подчинении определенное количество лиц.

Сегодня менеджерами называют также работников, чья профессиональная деятельность заключается в контактах с людьми. Такие специалисты часто не имеют подчинённых, а контактируют непосредственно с клиентами и партнёрами организации. Этим видом деятельности занимаются, например, офис-менеджеры, менеджеры торгового зала.

По сути, любой человек, исключая младенцев и лежачих больных, является менеджером своих собственных дел: он вынужден постоянно планировать, управлять своими ресурсами.

Основным ресурсом каждого из нас выступает время. Можно распорядиться им с пользой, а можно потратить зря. Из этого следует, что знание теории и практики менеджмента полезно каждому из нас, а не только руководящим работникам.

В современном деловом мире выделяют понятие тайм-менеджмент или «управление временем». Эта область знания предполагает эффективное планирование своего времени его и грамотное распределение.

Одним из основателей этой науки является популярный западный автор . Его книга «Результативный тайм-менеджмент» популярна во всем мире среди руководителей и просто деловых людей, желающих грамотно организовать личное время.

Брайан Трейси о тайм-менеджменте:

В специальной литературе понятие «менеджер» часто противопоставляется термину «исполнитель». Таким образом, в более узком значении менеджером можно назвать того, кто имеет под своим началом хотя бы одного подчиненного.

На производстве менеджеры представляют собой своеобразную каркасную структуру, на которой держится работа всей компании. От таланта руководителей напрямую зависят прибыли предприятия, отношения внутри коллектива, перспективы развития фирмы.

Чтобы стать успешным менеджером следует иметь отличную теоретическую подготовку и обладать развитыми коммуникационными качествами. Руководитель обязан быть осведомлённым, справедливым, надёжным и доступным для диалога с подчиненными.

7 золотых советов:

  1. Налаживайте межличностное понимание . Руководители должны уметь понимать своих подчиненных и вышестоящих по должности. Для этого менеджер должен уметь общаться и принимать искренне участие в жизни своих сотрудников и коллег. Не зря этот принцип стоит на первом месте, ведь именно здоровые отношения между вами и подопечными принесет «зрелый плод» совместной деятельности.
  2. Учитесь мотивировать тех, кто вас окружает. Понятно, что общего для всех стимула не существует, поэтому принципы мотивации сотрудников необходимо постоянно совершенствовать и менять. Вы должны очень четко чувствовать потребности и нужды людей. У всех разные ценности, кому-то важно получить дополнительный день отдыха к отпуску, а кто-то нуждается в материальном поощрении, а третьему просто необходимо помочь решить психологическую проблему.
  3. Держите обратную связь. Постоянно взаимодействуйте с подчиненными, сделайте общение регулярным: это поможет постоянно находиться в курсе производственных дел. Умение взаимодействовать и доносить свои идеи до самого периферийного работника фирмы (включая уборщиц и сторожей) обеспечит понимание сотрудниками их задач и целей.
  4. Совершенствуйте навыки и приёмы влияния. Эффективный руководитель – не тот, кто может заставить, а тот, кто может убедить подчиненных, что работать на благо компании выгодно для них самих.
  5. Учитесь планировать. Способность прорабатывать стратегии на стадии их создания – необходимое для руководителя качество. При планировании обязательно обсуждайте свои проекты с сотрудниками – это облегчит вам работу, а заодно поддержит в подчиненных заинтересованность в делах компании.
  6. Осведомленность. Хороший менеджер всегда знает, что происходит в организации, как устроена её структура, какова внутренняя культура корпорации. Особенно полезно знание неофициальных методик работы и прочих «секретов внутренней кухни».
  7. Творческий подход. Подключить воображение там, где сотрудник видит лишь должностную инструкцию – необходимое качество успешного руководителя. Порой работник при возникновении производственного вопроса не видит проблемы в перспективе: менеджер должен обладать таким видением и уметь принимать нетривиальные и нестандартные решения.

Успешный руководящий работник никогда не реагирует на ситуацию, он обязательно осмысливает её (делать это порой приходится мгновенно) и только после этого выносит обдуманное и грамотное решение.

Идеальный менеджер – человек, заинтересованный в своей работе, обладающий стрессоустойчивостью, самоконтролем, знающий теорию управления и умеющий реализовывать свои знания практически.

2) Где можно научиться менеджменту

Научиться менеджменту профессионально сегодня можно в ведущих вузах РФ – в частности, в МГУ, Финансовом Университете при правительстве РФ, в Плехановском Экономическом Университете, Государственном Университете Управления и других учебных заведениях.

Существуют также учебные пособия (А. Орлов «Менеджмент», Р. Исаев «Основы Менеджмента»), школы и классы для желающих повысить квалификацию, а также видеокурсы, которые можно бесплатно посмотреть во всемирной сети.

Отдельно стоит выделить онлайн-школу Бизнеса и личностного развития Алекса Яновского (можно найти много видео на Ютубе). Здесь вы можете научиться мыслить категориями принятия правильных решений, научиться управлению, предпринимательству, приобрести новых друзей и единомышленников.

6. Выдающиеся менеджеры в истории человечества

Здесь я кратко приведу несколько биографий выдающихся менеджеров 20 века.

1) Джек Уэлч – компания General Electric

Этот человек стал легендой американского предпринимательства. Проведя ровно 20 лет на посту гендиректора компании General Electric, он превратил неповоротливую корпорацию в глобального игрока мировой экономики и был признан лучшим менеджером XX века.

Принцип Уэлча гласит: если компания не занимает ведущее место в своей отрасли, её следует продать.

Руководствуясь этим принципом, руководитель GE последовательно избавился от неприбыльных и бесперспективных фирм, принадлежащих корпорации и радикально сократил количество сотрудников.

Уэлч пытался добиться большего от меньшего числа людей, и ему это удалось. Сотрудников стало меньше, но они стали работать лучше. Чтобы мотивировать работников, Уэлч вкладывал миллионы долларов в корпоративные фитнес-залы, места отдыха и гостевые комплексы.

2) Генри Форд – компания Ford

Создатель и руководитель одной из крупнейших в мире корпорации был первым, кто поставил производство автомобилей на конвейерную основу. Ему принадлежит почетное звание отца современной автомобильной промышленности.

Став руководителем собственноручно созданной компании в 1903 году, Форд раньше других понял, какое значение имеет для увеличения прибыли грамотный маркетинг своей продукции.

В те годы лозунг «Автомобиль для всех» воспринимался, мягко говоря, без особого энтузиазма (примерно так сейчас смотрелся бы лозунг «самолёт для всех»), однако Форду удалось сначала поколебать общественное мнение, а затем полностью изменить его.

Форд одним из первых промышленников понял, что для увеличения производительности следует мотивировать своих рабочих долларом: зарплаты сотрудников на его предприятии были самыми высокими для своего времени. Кроме того, он ввёл 8-часовую смену и оплачиваемые отпуска на своём заводе.

3) Коносукэ Мацусита – компания Panasonic

Отец всемирно известного бренда электроники и бытовой техники пришёл в большой бизнес с капиталом в 100 йен. Начав с производства плат для изоляции вентиляторов и велосипедных ламп, Мацусита постепенно превратил свою компанию в мирового лидера электронной промышленности. Миссию компании он видел в улучшении уровня жизни людей и служении обществу.

Своим успехом корпорация Panasonic во много обязана творческому подходу руководителя фирмы к маркетингу и продвижению продукции.

Кроме того, Коносуке первым среди руководителей японских компаний подобного уровня уяснил, что цена предприятия равняется стоимости его человеческого фактора. Без мотивированного и должным образом направленного персонала любая фирма разваливается на составные части и не работает как целое.

7. Заключение

Дорогие друзья, благодарю за внимание. Надеюсь, что теперь вы узнали о менеджменте несколько больше и что теперь вы успешно используете предоставленную информацию в целях собственного развития.

Теоретические основы менеджмента можно успешно использовать не только на производстве и в руководящих сферах, но и в личных интересах.

Если статья показалась вам полезной или натолкнула на какие-то мысли и соображения – смело оставляйте отзывы и комментарии, ставьте лайки!

Введение……………………………………………………………………….3

1. Основные понятия менеджмента, его сущность и задачи……………….4

1.1Зарождение менеджмента………………………………………………..4-5

1.2 Понятие менеджмента……………………………………………………5-8

1.3 Разновидности менеджмента……………………………………………8-10

2. Теории менеджмента…………………………………………………….11-14

2.1 Немецкая модель менеджмента………………………………………..15-21

2.2 Американская модель менеджмента…………………………………..22-25

2.3 Японская (азиатская) модель менеджмента…………………………..26-30

3.Использование Западных теорий в России……………………………..31-33

Заключение……………………………………………………………………34

Список литературы…………………………………………………………....35

Введение

За всю историю существования менеджмента ведущие зарубежные страны накопили разносторонние и обширные сведения в области теории и практики управления как в промышленности, так и в сельском хозяйстве, торговле и других отраслях с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. В течение многих десятилетий в нашей стране господствовала административно-командная система управления, направлявшая в основном свои усилия на критику зарубежного опыта управления.

Однако, опыт ведения бизнеса и осуществления менеджмента богат, зачастую неоднозначен и весьма полезен для изучения тем, кто интересуется этим вопросом. Актуальность заключается в том, что создание собственной модели менеджмента требует, с одной стороны, изучения всего ценного, что содержится в зарубежной теории и практике (но не бездумного его перенесения на отечественную почву), а с другой - использования его лучших достижений в своей деятельности.

Курсовая работа посвящена такой теме как: «Современные Западные теории менеджмента».Целью данной работы является изучение основных особенностей Английской, Немецкой и Азиатской модели менеджмента, возможность использования их в России.



Рассмотрены такие вопросы, как:

· Зарождение менеджмента как науки

· Признаки менеджмента

· Преимущества и недостатки Западных моделей

· Применение данных теорий в России

В качестве источников информации при выполнении работы рассматривались различные учебные пособия,книги, периодические газеты и журналы, а также различные Интернет ресурсы. Были использованы материалы таких авторов, как Кунц Г., ОДоннел, Попов А.В и другие.

1.Основные понятия менеджмента, его сущность и задачи

Менеджмент (англ. – умение обращаться с чем-либо, управление, руководство)- научно-практическое управление, направленное на руководство людьми и производством, позволяющее достичь повышения эффективности производства и общественной действительности наиболее гуманным путем. В настоящее время менеджмент рассматривают как тип управления, в наибольшей степени отвечающий потребностям и условиям рыночной экономики, хотя данный тип управления не является наилучшим, максимально эффективным в любых условиях.

Зарождение менеджмента

Менеджмент как наука сформировался только в конце XIX - начале ХХ века. Для уяснения почти любого явления, необходимо ответить на два вопроса: «Почему?» и «Зачем?». Итак: почему зародилась наука управления (менеджмент как наука)? - В середине XVIII в. в Англии и Шотландии началась промышленная революция, которая привела к изменению как облика заводов и фабрик, так и самого общества. От управляющих потребовалось умение координировать людские и материальные ресурсы с целью решения стоящих перед фирмой задач. Кроме того, в это же время происходит отделение управления от собственности, что привело в конце XIX - начале ХХ века к созданию крупных иерархических структур, управление которыми все больше переходило от собственников к особой категории специалистов, именуемых в настоящее время менеджерами.

В новых условиях опыта и интуиции уже было недостаточно, управление требовало особых знаний, как и любая профессиональная деятельность. Это было причиной зарождения науки управления. Целью новой науки было формирование у менеджеров умения на основе знаний, а не только опыта решать управленческие проблемы в новых условиях, порождаемых промышленной революцией.

Зарождение новой науки - это всегда эпохальное событие, которое неизбежно окутывается мифами. Так, научный менеджмент в нашем сознании связан с именем Ф.Тейлора, которого принято считать основоположником новой науки. Это - не совсем точно. Первая школа менеджмента была открыта в 1881 г. при Пенсильванском университете (США). В этом же году американцем Джозефом Вартоном был разработан первый научный курс по менеджменту.

Ряд авторов считает, что менеджмент, как новое научное направление, зародился в 1886 г. Именно в этом году Генри Таун - президент компании «Yale and Towne Manufacturing»- на заседании Американского общества инженеров-механиков прочел доклад под названием «Инженер в роли экономиста». В нем доказывалось, что «управление трудовыми процессами» - это практическое искусство, подобное техническому конструированию. Так же как и инженерному делу, управлению необходимо учиться, поскольку управление является профессией. Так началась эпоха менеджмента.

Понятие менеджмента

Понятие «менеджмент» довольно быстро и прочно вошло в современный отечественный экономический лексикон, став, по сути, аналогией понятия «управление» . Оно широко используется применительно к разнообразным социально-экономическим процессам, осуществляемым в организациях, действующих в рыночных условиях. Его можно рассматривать по крайней мере в трех аспектах – как науку и искусство управления организациями, как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений в организациях и как аппарат управления организациями.

1. Менеджмент как наука и искусство управления базируется на теоретических положениях общей науки управления. Лексическое значение и употребление понятий «менеджмент» и «управление» в отечественной практике близки по смыслу, но не однозначны. Понятие «управление» используется в расширительной трактовке и распространяется на все виды систем (технические, биологические и т.д.) и все их иерархические уровни (макро и микро). Современное понятие «менеджмент» часто связывается с концепциями функционирования организаций в рыночных условиях и распространяется лишь на социально-экономические системы.

2. Менеджмент как вид практической деятельности и процесс принятия управленческих решений представляет собой совокупность процедур, составляющих общую технологическую схему управления организациями.

3. Менеджмент как аппарат управления организациями предлагает структурное оформление определенной сферы практической деятельности.

Понятие менеджмента как аппарата управления применительно к организациям и включает:

· систему управления, обладающую иерархической структурой

· институт менеджеров – руководителей различных уровней, являющихся субъектами управления

Рис.1 Аспекты менеджмента организации

Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

Конечная цель менеджмента состоит в обеспечении прибыльности или доходности в деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности. Важнейшей задачи менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом потребностей потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке.

Рис.2 Функции менеджмента

Менеджмент - это совокупность методов управления предприятием

Теория, цели и задачи менеджмента, и его роль в развитии предприятия

  • Менеджмент - это, определение
  • Сущность менеджмента
  • Цели и задачи менеджмента
  • Теория менеджмента
  • Принципы и функции управления производством
  • Сложность и адаптация систем управления
  • Функции и цели менеджмента
  • Эволюция производства и концепций управления
  • Менеджер и его функции
  • Организация и менеджмент
  • Менеджмент предприятия
  • Менеджмент высшего, среднего и нижнего звена
  • Стратегический менеджмент
  • Функции стратегического менеджмента
  • Этапы стратегического менеджмента
  • Принципы и тенденции стратегического менеджмента
  • Основные школы научного менеджмента
  • Развитие взглядов на менеджмент
  • Учения о менеджменте
  • Синтетические учения об управлении
  • Источники и ссылки

Менеджмент - это, определение

Менеджмент - это одно из направлений современной экономической науки, направленное на создание, планирование и реализацию плана развития предприятия, организации, фирмы с целью максимизации потенциальной профита компании , создания устойчивой системы управления предприятием . Большое значение для развития фирмы играет стратегический менеджмент руководства компании.

Менеджмент - это разработка (моделирование), создание, максимально эффективное использование (управление) и социально-экономических систем.

Поэтому жизнедеятельность организации состоит из трех основополагающих процессов:

Получение сырья или ресурсов из внешнего окружения;

Изготовление товара;

Передача товара во внешнюю среду.

Менеджмент (Management) - это

Все эти три процесса являются жизненно важными для организации. Если хотя бы один из процессов прекращается, организация далее уже не может существовать. Ключевая роль в поддержании баланса между этими процессами, а также в мобилизации ресурсов организации на их осуществление принадлежит менеджменту. Именно для решения этих задач существует управление в организации, и именно это является основной ролью, которую играет управление в организации.

Так как менеджмент играет столь важную роль в организации и решает столь многоплановые задачи, управление организацией не может быть представлено только как особый вид деятельности по целенаправленной координации действий участников процесса совместной работы. Помимо функциональной характеристики управления, отвечающей на вопрос, что и как делается в управлении, очень важными аспектами рассмотрения управления являются также:

Взаимосвязь управления и системы отношений в организации;

Управление и внешняя среда организации;

Лидерство.

Исходя из этого в учебнике управление организацией рассматривается под несколькими углами зрения. Дается традиционное рассмотрение организационных аспектов управления. Особо освещаются вопросы, относящиеся к управлению человеком в организации. Отдельно излагаются положения, касающиеся стратегии управления, т.е. того, как обеспечивается адаптация организации к изменяющейся внешней среде.

Так как менеджмент представляет собой многоплановое явление, охватывающее происходящие в организации процессы, связанные как с ее внутренней жизнью, так и с ее взаимодействием с окружающей средой, то его рассмотрение в зависимости от того, какие процессы ставятся во главу угла, может вестись с различных точек зрения. Наиболее значимыми подходами к рассмотрению управления организацией являются следующие:

Рассмотрение управления с точки зрения процессов, происходящих внутри организации;

Рассмотрение управления с позиции процессов включения организации во внешнюю среду;

Рассмотрение управления организацией с точки зрения процесса осуществления самой этой деятельности.

Менеджмент предприятия

Производство результатов - обеспечивает результативность организации в краткосрочном аспекте.

Администрирование - поддержание порядка в организационных процессах.

Предпринимательство - определение направления, которого должна придерживаться организация.

Интеграция - создание системы ценностей, стимулирующих людей действовать сообща, обеспечение жизнеспособности и эффективности организации в долгосрочной перспективе.

Развитие рыночной экономики невозможной без конкуренции , свободного предпринимательства, зависимости от своевременных и правильных решений управленца, знания механизмов передвижения капитала и рабочей силы, свободных цен делает важность профессии менеджера чрезвычайной. Управление или менеджмент является важной гранью любой деятельности, без которой невозможно движение процесса. Это особая деятельность, которая имеет свою специфику по выполнению управленческих функций. Как определил еще Анри Файоль, управление или менеджмент основаны на предвидении, планировании, организации, распоряжениях, координации и контроле. Современная специализированная литература рассматривает такие функции менеджера, как умение прогнозировать, определять и достигать цели, планировать и организовывать деятельность, мотивировать персонал, контролировать, учитывать и анализировать результаты с целью дальнейших модернизаций бизнес-процессов.

Процесс управления (менеджмента) невозможен без временных и ресурсных издержек, которые в силу их ограниченности определяют требования по эффективному распределению и использованию, что в свою очередь обуславливает взаимозависимость и взаимосвязанность функций управления. Поэтому проблемы менеджмента невозможно решить без постановки правильных задач и правильного планирования реализации ресурсов. Примерами такой реализации могут служить коммуникационные процессы, приводящие к принятию управленческих решений, решение производственных и технологических процессов, эффективное вложение в процессы самых различных закупок и многое другое.

Сегодня развитие рыночной экономики требует, прежде всего, теоретических обоснований и умения реализовывать их на практике, поэтому менеджмент стал целой наукой, наукой по управлению. Хотя во всем мире процессы формирования менеджмента в область отдельных знаний, формирование науки о менеджменте началось уже достаточно давно. В конце девятнадцатого века менеджмент представлял собой некую общность, в которую входили эмпирические знания, аккумулирующие разнообразные опыты и теоретические сведения по управленческой деятельности. Это стало возможным в результате накопления таковых знаний в результате много летней практики, которую необходимо было обобщить и систематизировать в вид определенного подхода, принципа и метода, способного раскрыть и смоделировать тот или иной аспект деятельности управленца. В разное время менеджмент основными задачами мог ставить совершенно разные - начало двадцатого века задало цель в повышении производительности, конец того же двадцатого столетия стал переломным в смысле гибкости и адаптации к постоянному видоизменению среды.

Таким образом, менеджмент расширялся и специализировался, появились отдельные отрасли по научному управлению, администрированию, управлению и построению человеческих отношений и так далее. В дальнейшем специализации развивались по процессному, системному, ситуационному подходу, узкая специализация сегодня стала определяющей.

Требования к менеджменту предприятия

Современный менеджмент — это специфическое средство, специфическая функция, специфический инструмент для производства организациями результата. Выполнение этой сверхзадачи требует расширить сферу ответственности менеджера, в которую входят все факторы, влияющие на деятельность организации, и ее результаты: как внутренние, так и внешние, как подконтрольные, так и полностью от нее независящие. Это обстоятельство требует стратегического подхода к управлению как по вертикали (на всех иерархических уровнях), так и по горизонтали (управление функциональными областями); стратегия — дело всех сотрудников. Человеческий фактор становится ключевым фактором успеха функционирования предприятия, что нашло отражение в принципах управления, сформулированных на рубеже XX и XXI вв.

Лояльность к рабочим. 100 % ответственность — как обязательное условие успешного менеджмента. Коммуникации, пронизывающие организацию снизу вверх, сверху вниз, по горизонтали.

Атмосфера в организации, способствующая раскрытию способностей персонала. Постоянное обучение всех, везде и всегда. Своевременная реакция на изменения в окружающей среде. Методы работы с людьми, обеспечивающие удовлетворенность работой. Переход от авторитарного стиля руководства к лидерству.

Непосредственное участие менеджеров в работе групп на всех этапах как условие согласования и целостности. Умение контактировать с покупателями, поставщиками, исполнителями, руководителями и т. п. Этика бизнеса.

Честность и доверие к людям. Использование в работе фундаментальных основ менеджмента. Видение организации, то есть четкое представление о том, какой она должна быть. Качество личной работы, постоянное самосовершенствование.

Реализация принципов управления в современных условиях предъявляет высокие требования к личности менеджера.

Элементы системы менеджмента предприятия

Основные элементы:

Миссия организации;

Цели организации;

Организационная схема подчиненности;

Подразделения;

Показатели оценки результативности деятельности (KPI);

Регламенты работы;

Система измерений деятельности.

Составные части менеджмента предприятия


We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this. OK

История возникновения менеджмента; развитие управления как науки; школы менеджмента; научное управление; концепция бюрократии; классическое управление; доктрина человеческих отношений; поведенческие науки

Почему вообще возник менеджмент? Современное общество пришло к тому, что возвращение всех функций, связанных с производством какого-то материального блага или услуги, к одному человеку оказалось просто невозможным. Попросту говоря, мы живем в мире, где для производства гвоздя необходимы усилия сотен людей: тех, кто добывает металл, тех, кто плавит его, тех, кто продает, тех, кто транспортирует.

И, конечно, тех, кто всем этим руководит. Существует множество причин, которые сделали необходимым возникновение социального управления.

1. Одна из основных причин - разделение труда. На ранних этапах человеческой истории выполнение любого процесса изготовления какого-либо материального блага в целом зависело от одного человека, который проводил его от начала до конца. С развитием производства это положение кардинально изменилось. Те функции, которые раньше выполнял один человек, были распределены между членами коллектива; наиболее ярким проявлением этого процесса является, например, конвейерное производство, разработанное одним из основателей менеджмента Генри Фордом.

2. Разделение труда тесно связано с другим фактором - технологическим усложнением процесса производства. По мере того как процесс производства усложнялся, требуя учета все большего и большего числа факторов, усложнялась и сама совокупность функций, которые важны с точки зрения производственного процесса. Естественно, эти функции определенным образом распределялись между участниками производственного процесса.

3. Усложнение структуры производства привело к тому, что перед руководством предприятий возникла задача управления этим сложным процессом, причем не только стратегическое (связанное с установлением долгосрочных целей и координацией деятельности подразделений), но и оперативное, направленное на выполнение текущих задач и решение возникающих проблем.

Сегодня вряд ли кто скажет, как и когда зародилось искусство и наука управления. Менеджмент в той или иной форме существовал всегда там, где люди работали группами и, как правило, в трех сферах человеческого общества:

· политической - необходимость установления и поддержания порядка в группах;

· экономической - необходимость в изыскании, производстве и распределении ресурсов;

· оборонительной - защита от врагов и диких зверей.

Основой рассмотрения эволюции менеджмента принята временная шкала, т.е. хронологический подход. Рассматривая развитие теории и практики управления, Кабушкин Н.И. выделяет несколько исторических периодов:

· I период – древний период;

· II период – индустриальный период (1776–1890 гг.);

· III период – период систематизации (1856–1960 гг.).

· IV период – период информационного бума (с 1960 г. по настоящее время).

Основные этапы развития менеджмента зарождались ещё с древних времён. Даже в самих древних обществах требовались личности, которые бы координировали и направляли деятельность групп (сбор пищи, строительство жилья и т.п.). Возьмём, к примеру, египетские пирамиды - это памятник управленческого искусства древнего мира, поскольку строительство таких уникальных сооружений требовало четкости в планировании, организации работы великого множества людей, контроля за их деятельностью.

· Практика управления так же стара, как организации, а это означает, что она действительно очень древняя. На глиняных табличках датированных третьим тысячелетием до нашей эры записаны сведения о коммерческих сделках и законах древней Шумерии, являя собой четкое доказательство существования там практики управления По археологическим раскопкам можно проследить и более древние доказательства существования организаций даже до исторические люди часто жили организованными группами. Однако, как управление, так и организации древности сильно отличались от тех, что описаны в нашей школе. Хотя само управление старо как мир, идея управления как научной дисциплины, профессии области исследований - относительно нова.

· Рассматривая основные этапы развития менеджмента как развитие теории и практики управления, выделяют несколько исторических периодов.

· I период развития менеджмента - древний период. Наиболее длительным был первый период развития управления - начиная с 9-7 тыс. лет до н.э. примерно до XVIII в. Прежде чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления.

· Первые, самые простые, зачаточные формы упорядочения и организации совместного труда существовали на стадии первобытнообщинного строя. В это время управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени или общины. Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли собой руководящее начало всех видов деятельности того периода.

· Примерно в 9-7 тысячелетии до н.э. в ряде мест Ближнего Востока произошел переход от присваивающего хозяйства (охоты, сбора плодов и т.п.) к принципиально новой форме получения продуктов - их производству (производящая экономика). Переход к производящей экономике и стал точкой отсчета в зарождении менеджмента, вехой в накоплении людьми определенных знаний в области управления.

· В Древнем Египте был накоплен богатый опыт управления государственным хозяйством. В этот период (3000 - 2800 гг. до н.э.) сформировался достаточно развитый для того времени государственный управленческий аппарат и его обслуживающая прослойка (чиновники-писцы и пр.).

· Одним из первых, кто дал характеристику управления как особой сферы деятельности, был Сократ (470-399 гг. до н.э.). Он проанализировал различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальности управления.

· Платон (428-348 гг. до н.э.) дал классификацию форм государственного управления, сделал попытки разграничить функции органов управления.

· Александр Македонский (356-323 гг. до н.э.) развил теорию и практику управления войсками.

· Средние века

· В средние века (V-ХVI вв.), включающие в себя более чем тысячелетнюю эпоху наиболее значимыми фигурами в плане исследуемой темы, оставившими после себя заметный след в области социального управления, являются флорентийский государственный деятель и ученый Н. Макиавелли и социалисты-утописты (Т. Мор, Т. Кампанелла и др.).

· Н. Макиавелли - основоположник новой науки - науки государственного управления. С его именем связывают введение самого термина «государство», который он трактовал как “аппарат власти во главе с государем-правителем”. В своих основных трудах «Государь», «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» и «История Флоренции» он попытался прежде всего доказать, что возникновение государства - это не результат божественного предопределения, а объективная историческая необходимость - фортуна. Именно фортуну он считал 1-й движущей силой, с которой могла сопрягаться 2-я движущая сила - личная энергия. Во второй половине XX века политологи, историки, специалисты по менеджменту проявили к Н.Макиавелли повышенное внимание. В его произведениях -- политических трактатах, исторических очерках, реляциях и новеллах -- обнаружили идеи, в совокупности составлявшие оригинальную систему практического управления. По своей эффективности, глубине и политической мудрости она не только не уступает, но даже превосходит иные разработки наших современников. История менеджмента: Учебное пособие для вузов.-- 5-е изд. -- М.: Академический Проект: Трикста, 2005. Конец Средневековья охарактеризовался рождением новых социально-политических взглядов на личность, общество, собственников. Заметное место среди них в умственной жизни европейского общества занимали идеи социалистов-утопистов: Т. Мора и Т. Кампанеллы, которые в своих трудах «Утопия» и «Город Солнца» попытались доказать, что успешное ведение государственных дел возможно только там, где уничтожена частная собственность.

· Приведенные материалы не охватывают всех событий и дат, которые так или иначе характеризуют процесс накопления знаний в области управления, однако данный обзор позволяет в какой-то мере составить представление о том, на что обращалось внимание на самых ранних стадиях развития древнего искусства и новейшей науки - менеджмента. Таким образом, проанализировав события, произошедшие в древнем периоде, можно его охарактеризовать как зарождение менеджмента как науки. Мы рассмотрели начальный этап развития менеджмента.

· II период развития менеджмента - индустриальный период (1776-1890).

· Период с ХVII в. по ХIХ в. явился последней и самой крупной вехой в развитии донаучной управленческой мысли. Наиболее весомый вклад в становление теории управления внесли преимущественно английские философы, экономисты и практики.

Наибольшая заслуга в развитии представлений о государственном управлении в этот период принадлежит А. Смиту. Он является не только представителем классической политической экономии, но и специалистом в области управления, так как сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства.

· Большое влияние на формирование многих сформировавшихся к тому времени научных направлений и школ менеджмента оказало учение Р. Оуэна. Его идеи гуманизации управления производством, а также признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта рабочих актуальны и сегодня.

· Первый переворот в теории и практике управления связан с созданием и использованием вычислительной техники. В 1833 г. английский математик Ч. Беббидж разработал проект "аналитической машины" - прообраз современной цифровой вычислительной техники, с помощью которой уже тогда управленческие решения принимались более оперативно. Это был второй этап развития менеджмента.


Похожая информация.


Если на вопрос «когда появился менеджмент» вы ответите «с появлением человека», ошибки не будет. Ведь система управления действительно появилась в ту самую пору, когда люди объединялись в племена и буквально выживали в дикой природе. История развития менеджмента будет интересна не только профессионалам этой отрасли, но и обывателю. От простого общения между людьми он развился в систему научных знаний. И даже стал отдельным видом деятельности.

Природная среда и управление

Современное понятие «менеджмент» несколько более широкое, чем «управление». Но для легкости восприятия в рамках статьи будем считать оба понятия полноценными синонимами.

Основные этапы развития менеджмента можно приурочить к определенным событиям в истории человечества. Ведь именно под воздействием деятельности людей возникла необходимость упорядочить и оптимизировать взаимоотношения. Поэтому появление и становление ремесленного, а затем и промышленного производства являются основополагающими факторами менеджмента.

Теоретики обобщали накопленный практический опыт и создавали свои методики управления, добавляя недостающие элементы. Таким образом появились школы менеджмента, каждая из которых ставила во главу угла какой-то один аспект: равноправие, максимизация производительности, психологические характеристики наемных рабочих и т.д.

Самостоятельная область знаний

Несмотря на то что управлению несколько тысяч лет, только конец XIX - начало XX века считаются периодом зарождения науки менеджмента. Ведь именно в это время активно развивалось социально-рыночное хозяйствование, а значит, понадобился и механизм его регулирования. И, безусловно, мы называем местом появления этой науки западный мир.

Следует помнить, что западный менеджмент - субкультура со своими нормами и ценностями, живущая по своим законам - не может быть без адаптации применен в других странах. Но, поскольку управление - это целый ряд технических процедур по планированию, организации, контролю и мотивации, объединенным функциональными связями, мы обязаны изучать мировой опыт и применять его на практике.

Разнообразие интересов управления

Становление и развитие менеджмента породило множество направлений и течений. Со временем выделились специализации - стратегический менеджмент, инновационный, региональный, финансовый, социальный, таймменеджмент, самоменеджмент и т. д.

Наиболее интересны в этом плане школы менеджмента, рассматривающие объектом управления отдельного человека, а не предприятие. Так, таймменеджмент учит грамотно распоряжаться своим временем, а самоменеджмент направлен не только на успешное построение карьеры, но и на гармоничное развитие личности.

История управления: Древний мир

В Древнем Египте вопросами управления занимались жрецы. Эта каста выделялась на общем фоне своими знаниями и умениями. Поскольку элементарное жертвоприношение не ограничивалось человеческими жизнями, а чаще всего сводилось к сбору даров богам, то священники довольно быстро научились управлять тысячами людей: рабами, крестьянами, бедняками.

Со временем их навыки пригодились и фараонам. Ведь они могли организовать жизнь государства в вопросах сбора налогов или масштабного строительства, например. Кроме того, к священникам обращались во время решения имущественных споров. Можно смело утверждать, что египетские жрецы - это первые государственные чиновники.

Греки и римляне о менеджменте

В Древней Греции ценили не столько общественный менеджмент, сколько эффективное управление латифундиями (крупными фермами) и домохозяйствами. В своих работах Платон выделял не только титанический (силовой) надзор, но и политический.

История развития менеджмента продолжилась в Риме: децентрализация управления провинциями привела к более эффективному хозяйственному руководству и сбору налогов. У прокураторов было достаточно власти для того, чтобы вести гражданские дела. Эту реформу провел император Диоклетиан. В найденных документах очень подробно описывается не только система управления латифундией, но и приводится перечень необходимых работ, привязанный к календарному году.

Кодекс Хаммурапи

Перспективы развития менеджмента легко прослеживаются в Кодексе вавилонского правителя Хаммурапи. Пожалуй, это самый интересный документ среди тех, что найдены при разнообразных раскопках. Он состоит из 285 законов, которые призваны урегулировать практически любой вопрос, связанный с взаимоотношениями разных слоев населения. Кодекс признан первой формальной системой администрирования светской жизни.

Названные стили управления представляют собой древнейшие основные этапы развития менеджмента: религиозный, административный и строительно-производственный. Римская католическая церковь внесла свой вклад в становление административной системы, которая эволюционировала по функциональному принципу.

История управления: европейский капитализм

Развитие промышленности в XVIII - XIX веках выдвинуло Европу на первое место в мире. Собственники крупных промышленных предприятий буквально нуждались в теоретических разработках по управлению наемными рабочими и эффективному расходованию ресурсов. Появились специалисты по менеджменту, которые также становились наемными сотрудниками.

История развития менеджмента традиционно выделяет несколько основных направлений, объединенных термином «классический». Он состоит из научного, административного и бюрократического управления.

В конце XIX века слепые и бессистемные поиски методик управления европейских промышленников получили некую теоретическую базу. Правда, на другом континенте. В 1886 году на собрании Американского общества инженеров-механиков выступил Генри Таун. В докладе «Инженер в роли экономиста» он обрисовал перспективы развития менеджмента. Одним из постулатов этого выступления было утверждение о том, что инженера должны интересовать не только подробности процесса производства, но и техническая обоснованность выпуска продукции. Она должна базироваться на калькуляции материальных затрат и возможности получения максимальной прибыли. Эту идею подхватил Фредерик Уинсенд Тейлор - прародитель научного менеджмента.

Идеи Тейлора

В начале XX века технологии развивались семимильными шагами. Человечество получило электричество, двигатель внутреннего сгорания, трубопроводы и конвейер. Промышленность требовала стандартизировать и унифицировать все процессы, связанные с выпуском продукции.

Именно с темпами технологического процесса связана история развития менеджмента. Школы менеджмента стали организовываться во всех направлениях. Уже упомянутый Тейлор разработал множество теоретических постулатов управления. Он был приглашен в конгресс США, где выступил с речью по изучению цехового производственного процесса. За первое десятилетие XX века он издал несколько работ («Управление фабрикой», «Принципы научного управления», «Показания перед специальной комиссией Конгресса»), ставших началом учений школы научного менеджмента.

Принципы научного управления

Если до сих пор считалось, что для успешной работы фабрики необходимо найти достаточно разумного и честного управляющего, то с появлением Тейлора стали поговаривать о необходимости анализа производственного процесса и оптимизации всех его составляющих.

Основополагающими принципами научного менеджмента как раз и являются разбиение процесса на простые операции и определение научно-обоснованного задания каждому рабочему. По мнению Тейлора, это должно было повысить производительность труда. Однако для еще большей эффективности ученый предлагал активно использовать и материальное стимулирование наемных рабочих.

Среди специалистов, проповедовавших научный менеджмент, стоит отметить супругов Гилбертов и Генри Гранта. Последний акцентировал свое внимание на рационализации простого физического труда. Лилиан Гилберт, оставшись после смерти мужа с 12-ю детьми, сосредоточилась на психологии управления персоналом. Ну и, конечно, стоит отдать должное Генри Форду. Его конвейер просто перевернул представление о производстве и позволил говорить об узкой специализации рабочих, которая вела к росту производительности. В совокупности все это представляет собой основные факторы развития менеджмента.

И все же классическому научному управлению не хватает индивидуализации. Каждая составная производственного процесса (включая людей) рассматривалась как совершенно унифицированная единица без каких-либо индивидуальных особенностей.

Административное управление

Развитие стратегического менеджмента началось в «Школе административного управления». Это направление менеджмента сосредоточилось на организации в целом. Анри Файоль и Мари Паркер Фоллет (основоположники идей администрирования) уделяли внимание планированию, координации и контролю.

В известной работе «Общее и промышленное управление» Файоль называет 14 основополагающих принципов менеджмента. Актуальные по сей день, повлиявшие и на развитие российского менеджмента: единовластие, единый план работы для всей компании, цепочка управления и т. п. Тем не менее, стремление к унификации не вычеркнуло у Файоля понимания важности личности управляющего. Теоретик считал, что от опыта и навыков менеджера зависит основная часть успеха предприятия.

Эти же идеи развивала и изучала Мари Фоллет. Она утверждала, что только гармония капитала и труда может дать позитивный результат. Гармонию эту Фоллет предлагала достигать посредством индивидуальной мотивации каждого наемного работника.

Бюрократизм

История развития менеджмента показывает, что теоретики в основном концентрировались на рациональности производства. Так, немец Макс Вебер предлагал рассматривать организацию совершенно обезличено. Его идеи стали базисом для развития бюрократической школы менеджмента.

Вебер утверждал, что успех придет к той компании, которая наилучшим образом определит должностные обязанности и степень ответственности каждого сотрудника, разработает единую систему формальной отчетности и «разведет по разным углам» собственность и управление. Если вспомнить советские времена, то можно смело утверждать, что история развития менеджмента в России пошла по пути учений Вебера. Бюрократия позволяет считать всех сотрудников равноправными: как с точки зрения выполняемых функций, так и с позиций ответственности. Ведь все руководствуются одними и теми же правилами. Эти мысли Вебер изложил в «Теории социально-экономической организации».

Проблемы развития менеджмента заключались в основном принципе «организация - это машина». Со временем управленцев становилось все больше, а их работа принимала все более формальный характер. Громоздкие структуры и масса бумажной работы привели к тому, что была утеряна оперативность принятия решений. Ведь именно этим на конкурентном рынке должен заниматься менеджмент. История возникновения и развития классических теорий управления демонстрирует то, как была создана целая наука, занятая повышением эффективности деятельности предприятия.

Школа человеческих отношений

Среди прочих минусов классического управления часто упоминается «отсутствие человека». Поэтому современное развитие менеджмента базируется все же на учениях школы человеческих отношений. Среди прочих ее теоретиков выделяется психолог Элтон Мэйо, чьи исследования в области психологии поведения на рабочем месте до сих пор не имеют аналогов.

По результатам своих опытов Мэйо утверждал, что на отношение к труду и его качество можно повлиять путем создания неформальных отношений в коллективе. Именно искусство общения с людьми должно было привести руководство предприятия к вершинам успеха. Суть его концепции заключается в том, что необходимо индивидуально мотивировать сотрудников с тем, чтобы они могли максимально раскрыть свой потенциал.

Знаменитая пирамида потребностей

Наиболее известным представителем бихевиоризма считается Абрахам Маслоу. Его «пирамида потребностей» настолько проста, насколько и гениальна: всего пять уровней потребностей человека позволяют находить именно те элементы мотивации, которые раскроют внутренний потенциал каждого работника. А довольный сотрудник - эффективный работник.

Гуманистический подход к управлению уходит своими корнями не только в экономику, но и в социологию, и в психологию. Именно по пути бихевиоризма движется история развития менеджмента в России. Ведь взаимодействие людей и их внутренние движущие силы способны создать необходимую «расслабленную» рабочую атмосферу. В такой среде человеку хочется приносить своей организации еще больше пользы.