Меню
Бесплатно
Главная  /  Управление   /  Ультра бель ладушки где были у бабушки. Ладушки, ладушки, где были – у бабушки! Потешки для самых маленьких. Песня «Ладушки» — древняя технология одомашнивания

Ультра бель ладушки где были у бабушки. Ладушки, ладушки, где были – у бабушки! Потешки для самых маленьких. Песня «Ладушки» — древняя технология одомашнивания

» речь про исторические корни песни «Ладушки» . Наверное, вы слышали: ладушки-ладушки, где были — у бабушки. Что ели — кашку, что пили — бражку. Менее известна книга «Исторические корни волшебных сказок » Проппа. Весьма во всех отношениях — про то, почему баба Яга — баба, а не мужик; про то, что такое избушка, и почему она действительно страшна. Но корни можно найти не только у сказок…

Исторические корни песни «Ладушки» идут в тысячелетия намного дальше, чем корни сказок. Можно сказать: в то время, когда создавались «Веды» в Индии, а египтяне только задумались о спуске с веток и другом назначении камней.

Теперь докажем.

В первой строке вопрос: где были? Ответ: у бабушки . Обратите внимание — не у дедушки, не у мамы или папы. Именно у бабушки. Чувствуете некоторую мистичность направления?

Обычно эта песня ассоциируется с гусями-ладошками: гуси-ладушки имитируются ладошками детей и их мам с бабушками. Так что на гусях мы сделаем акцент. Но нужно помнить: видовая принадлежность птиц не указывается .

Вторая строчка про пиршество: ели кашку, пили бражку .

Сначала кажестя, что это заговор против бедных русских путём создания у детишек положительных эмоций к алкоголю. Ведь о браге поёт мама, бабушка… самые близкие и любимые… Действительно, попахивает уничтожением нации посредством спаивания.

Вы можете сказать: «Да ладно, наверное, речь о другой бражке, детской». А вот и нет, что подтверждает куплет «Поели, попили, домой полетели, на головку сели «. Обычно гуси-ладошки садятся на головку ребёнку. Но где это видано, чтобы гуси (да и птицы в целом) садились на голову человеку! Кому такое вообще в голову могло прийти?

Совершенно верно. Гуси не отличаются склонностью залазить на головы. У них вообще с лазанием и усаживанием на проблемы — из-за лап с перепонками. Получается:

  • а) или автор песни набухался бражки
  • или б) автор песни имел в виду другую голову.

а) попахивает тем же заговором. Про — б) подробнее.

Факт: животные любят алкоголь.

Дикие свиньи, например, обожают подгнившие яблоки (с этанолом и этиловым альдегидом), отчего резвятся и пьяно-счастливо спят. Домашние птицы — не исключение. Так, если тем же гусям дать свежую черешню и черешню из-под наливки, то выбор — черешня из-под наливки (с алкоголем).

Ну а бухнув, гуси — как люди: совершают странные вещи. В том числе кувыркаются, крякают гусиные песни, дерутся. А если приход словлен в полёте? Тогда гуси садятся НА ГОЛОВКУ. То есть, приземляются не на лапы , а на голову. При этом мы сочетаем

  • строку, что птицы набухались перед полётом
  • факт воздействия браги на животных
  • странные слова про «на головку сели».

Теперь очевидна последовательность: птицы бражничали, словили приход в полёте и приземлились спьяну на свои головы. Теперь очевиден первый семантический пласт:

Песня про «Ладушки» на самом деле ПРОТИВ алкоголя.

И в детской, доступной форме показывает негативные последствия пьянства .

Но это лишь первый слой, потому что есть новый вопрос: «Кому вообще в голову пришло поить животных брагой?» Причём обратите внимание — речь идёт не о домашних гусях. Домашней птице ОБЯЗАТЕЛЬНО обрезают крылья. Иначе они отправятся далеко в тёплые страны, как только окрепнут. Тем не менее, в песне используются слова «попили, поели, домой полетели» — крылья не обрезаны.

То есть, у бабушки

  • а) были дикие гуси / птицы
  • б) они были пролётом.
  • в) безобразничали (пьяные) уже «дома».

Где дом у диких набухавшихся гусей? Зависит от количества выпитого. И явно рядом с гнездом разврата.

Итак, барабанная дробь……………… КЛЮЧЕВОЙ МОМЕНТ!

Легко ли поймать пьяного дикого гуся? Так же, как ограбить пьяницу под мухой.

Таким образом, ушлая бабушка, напоив диких птиц брагой, могла с лёгкостью брать их тёпленькими.

Вы скажете: «Хороший способ охоты!» Но зачем? Ведь есть охотники, луки, стрелы, силки…

Значит, дело в другом.

Дело в том, КАК дикие гуси стали домашними . То есть, как древние люди

  1. Поймали диких вольных гусей
  2. Поймали более менее невредимыми, ведь раненые птицы хуже размножаются
  3. Поймали в достаточно самцов и самок для создания потомства, забывшего свободу.

Какой-то процент птиц, возможно, и был пойман ошибками в охоте. Но это сложно, хлопотно и не престижно (все зовут мазилой). Какой-то процент найден случайно или в силках. Но нужен не процент, нужна стопроцентная работающая технология поимки диких птиц для одомашнивания.

Таким образом:

Песня «Ладушки» — древняя технология одомашнивания.

Прошедшая до нас через ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ!

Вот это подарок от предков. Такая себе супер-мнемоническая техника по всем канонам:

  • и образность,
  • и тактильные ощущения,
  • и ритм,
  • и мелодия прилипчивая,
  • и учится с младых ногтей,
  • и полезная информация о технологии поимки диких животных для приручения.

Настолько удачное сочетание, что забылось всё , даже назначение стиха. А сама песня — вот она.

А вы «Ладушки… ладушки…»

В древности детей пестовали. Это сейчас их воспитывают, взращивают, обучают и обихаживают...


Пестование, чтоб вы знали, - это целый процесс настройки родителей на биоритмы ребенка и настройки ребенка на биополе Земли.
Оказывается, все старославянские "игры для самых маленьких" (типа "сороки-вороны", "трех колодцев", "ладушек") - и не игры вовсе, а лечебные процедуры на базе акупунктуры.


Пока в столицах разрабатывают "новоавторские" или заимствуют западные методики, провинция возвращается к истокам.

О том, как правильно "пестовать" малышей, чтобы росли здоровыми и сильными, рассказала начальник отдела семейного воспитания самарского центра Елена БАКУЛИНА.

"То, что хорошо для младенца, иногда может помочь и взрослому. Попробуйте...


Пестование


Если вы ребенка просто пеленаете, моете и кормите - это вы за ним ухаживаете. Если вы говорите при этом нечто вроде: "Ах ты мой сладкий! Давай-ка эту ручку сюда, а вот эту - в рукавчик. А теперь мы наденем памперс" - это вы его воспитываете: ибо человек должен знать, что его любят, с ним общаются и вообще пора когда-нибудь начать разговаривать.....

А вот если вы, умывая дитятю, произносите пестушку вроде:


Водичка, водичка,
Умой мое личико -
Чтоб глазки блестели,
Чтоб щечки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок

А делая массаж или зарядку, приговариваете:


Потягушки-потягунюшки,
Поперек толстунюшки.
Ноженьки - ходунюшки,
Рученьки - хватунюшки.
В роток - говорок,
А в головку - разумок...

Так вот, если вы пичкаете ребеночка этими приговорками-пестушками, то вы устанавливаете ритм, включаетесь в общий энергетический поток земли. На земле все подчинено определенным ритмам: дыхание, кровообращение, выработка гормонов... День и ночь, лунные месяцы, приливы и отливы. Каждая клеточка работает в своем ритме. На том, кстати, и строятся заговоры от болезней: ведуны ловят "здоровый ритм" и подстраивают под него больной орган. Так что на каждую болячку - свой стих. Современный городской человек из природных ритмов выбит, он отгораживается от них, а бунтующий организм успокаивает таблетками.

Сорока-ворона


На ладошках и на стопах есть проекции всех внутренних органов. И все эти "бабушкины сказки" - не что иное, как массаж в игре.
Круговые движения взрослым пальцем по детской ладони в игре "Сорока-ворона кашу варила, деток кормила" стимулируют работу желудочно-кишечного тракта у малыша. На центре ладони - проекция тонкого кишечника; отсюда и надо начинать массажик. Затем увеличивайте круги - по спирали к внешним контурам ладони: так вы "подгоняете" толстый кишечник (текст надо произносить не торопясь, разделяя слоги). Закончить "варить кашу" надо на слове "кормила", проведя линию от развернувшейся спирали между средним и безымянным пальцами: здесь проходит линия прямой кишки (кстати, регулярный массаж между подушечками среднего и безымянного пальцев на собственной ладони избавит вас от запоров).

Каждого "детку", то есть каждый пальчик вашего младенца надо взять за кончик и слегка сжать.

Сначала мизинчик: он отвечает за работу сердца. Потом безымянный - для хорошей работы нервной системы и половой сферы. Массаж подушечки среднего пальца стимулирует работу печени; указательного - желудка. Большой палец (которому "не дала, потому что кашу не варил, дрова не рубил - вот тебе!") не случайно оставляют напоследок: он ответственен за голову, сюда же выходит и так называемый "легочный меридиан". Поэтому большой пальчик недостаточно просто слегка сжать, а надо как следует "побить", чтобы активизировать деятельность мозга и провести профилактику респираторных заболеваний.

Кстати, эта игра совершенно не противопоказана и взрослым. Только вы уж сами решайте, какой пальчик нуждается в максимально эффективном массаже.


Ладушки


Хироманты (это люди, которые гадают по ладони) зажатый кулак или большой палец, "запрятанный" в кулаке, считают признаком слабоумия либо полного истощения жизненной энергии. "Потому-то, - говорят они, - у младенцев всегда сжаты кулачки. А по мере того как дитя взрослеет и набирается ума, кулачок раскрывается". Не исключено, что существует и обратная взаимосвязь. Ведь утверждают же и психологи, и неврологи, что мозговая деятельность соотносится с мелкой моторикой (мелкими движениями пальцев). Так что вполне вероятно, что, если ладошка научится раскрываться, то и головка активнее начнет работать.
Тонус мышц и быстрое раскрытие ладошки легче всего нарабатываются при прикосновении к круглой поверхности... К собственной ладошке, к голове или к маминой руке. Для того, должно быть, славянские волхвы и придумали игру в "ладушки".
- Ладушки, - говорите вы, - ладушки. - И выпрямляете пальчики малыша на своей ладони.
- Где были? У бабушки!- соедините его ручки ладошка к ладошке.
- Что ели? Кашку! - хлопнули в ладоши.
- Что пили? Бражку! - еще раз.
- Кыш, полетели, на головку сели! - это самый важный момент: малыш прикасается к своей голове, раскрывая ладонь на круглой поверхности.
Понятно вам теперь, почему игра называется "ладушки"? Да потому что она налаживает работу детского организма. И, спорим, вы никогда не задумывались о происхождении слова "ладонь"? Центр наладки!

Три колодца


Игра строится на "легочном меридиане" - от большого пальца до подмышки.

Начинается с поглаживания большого пальца:
- Пошел Ивашка за водою и встретил деда с бородою. Тот показал ему колодцы...
Дальше следует слегка надавить на запястье, прямо на точку пульса:
- Здесь вода холодная, - нажав на эту точку, мы активизируем иммунную систему. Профилактика простуды.
Теперь проведите пальцем по внутренней поверхности руки до локтевого сгиба, надавите на сгиб:
- Здесь вода теплая, - мы регулируем работу легких.
Пошли дальше, вверх по руке до плечевого сустава. Чуть-чуть нажмите на него (мы почти закончили "массаж легких"):
- Здесь вода горячая...
- А тут кипяток! - Пощекочите карапуза под мышкой. Он засмеется - а это само по себе хорошее дыхательное упражнение.
Начинайте прямо сейчас. В мерзко-простудную осеннюю погоду такие игры весьма кстати: и развлечение, и профилактика от гриппа.

Юлия Николаева "Аргументы и Факты"

Ладушки-ладушки. Сборник русских народных потешек.

(составление и обработка Олеси Емельяновой)

ДВА ВЕСЁЛЫХ ГУСЯ

* * * * *
Жили у бабуси
Два веселых гуся.
Один серый,
Другой белый -
Два веселых гуся.

Мыли гуси лапки
В луже у канавки.
Один серый,
Другой белый -
Спрятались в канавке.

Вот кричит бабуся:
«Ой, пропали гуси!
Один серый,
Другой белый -
Гуси мои, гуси!»

Выходили гуси,
Кланялись бабусе.
Один серый,
Другой белый -
Кланялись бабусе.

* * * * *
Гуси, гуси!
Га, га, га!
Есть хотите?
Да, да, да!
Так летите же домой!
Серый волк под горой
Не пускает нас домой!

* * * * *
Бабка, бабка,
Рваные тапки,
Дай нам кашки,
Кашки-малашки.
Кому кашки дашь,
Тот и князь наш!
Бабка, бабка,
Красная шапка,
Дай нам блинчики,
Дай гостинчики,
Сладкой кашки
В золотые чашки.
Если кашки нету,
То давай конфету!

* * * * *
Баю, баю, буси!
Прилетели гуси.
Сели гусюшки в кружок,
Дали Ване пирожок,
Дали Ване пряничка.
Спи скорее, Ванечка!

* * * * *
Как на Ваньки именины
Испекли пирог из глины
Вот такой вышины!
Вот такой ширины!
Каравай-каравай,
Кого хочешь выбирай!
А потом с округи всей
Приглашай на пир гусей!

* * * * *
Прилетели птички,
Принесли водички.
Надо просыпаться,
Надо умываться,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!

* * * * *
Ладушки-ладушки!
Где были - у бабушки!
Что ели - кашку,
Что пили - бражку!

Кашка маслененька,

Бабушка добренька
Ладушки-ладушки,
Снова едем к бабушке!

* * * * *
Ты вода-водица,
Всех морей царица,
Пузыри пускай,
Мой и полоскай!
Моем глазки, моем щечки,
Моем сына, моем дочку,
Моем кошку, моем мышку,
Моем серого зайчишку!
Моем, моем наугад,
Перемоем всех подряд!
С гуся-лебедя вода -
С нашей детки худоба!

СЕРЕНЬКИЙ ВОЛЧОК

* * * * *
Баю, баюшки-баю
Не ложися на краю!
Придет серенький волчок
И ухватит за бочок,
Да утащит во лесок,
Под ракитовый кусток.
Ты, волчок, к нам не ходи,
Наших деток не буди!

* * * * *
Ам! Ам! Ам! Ам!
Я тебе конфету дам,
Но сперва за маму нашу
Скушай ложку манной каши!
Ам! Ам! Ам! Ам!
Кушай, Ваня, кашу сам!
Скушай-ка за папу ложку,
Подрастешь еще немножко!
Ам! Ам! Ам! Ам!
Есть не будешь, съем я сам.
И на целую версту
С каждой ложки подрасту!
Стану я большим совсем,
И тогда тебя я съем!

* * * * *
Баю-баю-баючок,
Спит давно в лесу волчок,
Спит без байканья,
Да без люльканья,
Без качульканья,
Без баюльканья!
Баю-баю-байка,
Ну-ка, засыпай-ка!

* * * * *
Баю-баю, баю-бай!
В дом забрался к нам Бабай!
Он забрался под кровать,
Хочет деточку забрать.
А мы Ваню не дадим,
Ваня нужен нам самим.
Баю-баю, баю-бай,
Уходи от нас Бабай!

* * * * *
Пусть у кошки заболит,
У собачки заболит,
Будет кошка инвалид
И собачка инвалид!
А тебе пусть повезет -
У тебя вся хворь пройдет!

* * * * *
Раз, два, три, четыре, пять!
Негде зайчикам гулять!
Всюду ходит волк-волк!
Он зубами щелк-щелк!


КОЗА РОГАТАЯ

* * * * *
Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Кто маму не слушает?
Кто кашу не кушает?
Кто отцу не помогает?
Забодает! Забодает! Забодает!

* * * * *
У козы-то у рогатой
Дома малые козлята.
Весело по лавкам скачут,
Не балуются, не плачут.
Мама из лесу придет,
Молочка им принесет.

* * * * *
Ходит козочка по лугу
Вокруг колышка по кругу.
Глазками хлоп-хлоп!
Ножками топ-топ!
Хвостиком-то машет,
И поет, и пляшет.
Малых деток веселит,
Маму слушаться велит!

* * * * *
Ходит по ночам коза,
Закрывает всем глаза.
Ну, а кто не хочет спать,
Станет тех коза бодать!
Быстро глазки закрывай,
Баю-баю, баю-бай!

* * * * *
Потягушечки,
Растягушечки,
Потянушечки,
Вырастушечки!
Вырастайте ножки -
Бегать по дорожке,
Вырастайте ручки -
Доставать до тучки,
Дождь из тучи выжимать,
Огород наш поливать!
Вырастай большой,
Да не будь лапшой!
Кашу кушай,
Маму слушай!

* * * * *
Жил-был у бабушки серенький козлик.
Раз-два, раз-два! Серенький козлик!
Бабушка козлика очень любила.
Раз-два, раз-два! Очень любила!
Вздумалось козлику в лес погуляти.
Раз-два, раз-два! В лес погуляти!
Напали на козлика серые волки.
Раз-два, раз-два! Серые волки!
Остались от козлика рожки, да ножки,
Раз-два, раз-два! Рожки да ножки!

* * * * *
Я коза-дереза,
Всему свету гроза!
Кто Ваню будет бить,
Тому худо будет жить!


РЁВА-КОРОВА

* * * * *
Рева-корова
Разревелась снова.
Вот как слезки льются -
Можно захлебнуться.
Тихо, ревушка, не плачь,
Подарю тебе калач!
Хватит плакать, ревушка,
Ревушка-коровушка!

* * * * *
Ты расти-расти, сынок,
Как пшеничный колосок,
Чтоб тебя отец любил,
За проказы не бранил,
Чтобы мамка берегла,
Каждый день блины пекла!
Ну, а я тебе пока
Дам парного молока!

* * * * *
Хватит плакать, рева,
Вот, смотри, корова!
Говорит она: «Му-му!
Что ты плачешь, не пойму?
Я пришла издалека,
Принесла я молока,
Хватит нам на кашку
И еще на чашку!
Молоко мое ты пей,
Сразу станешь веселей!»

* * * * *
У дитяти царского,
Княжьего, боярского,
Люлька новоточена,
Густо позолочена,
Как лебедушка летит,
Да высоконько висит
На серебряных крюках,
Да на шелковых ремнях.
Положки-то из парчи,
Вместо цацек калачи,
Одеяло из бобра,
Из павлиньего пера.
Повернись-ка на бочок,
Высыпайся, дурачок!

* * * * *
Баю-баю, надо спать,
Все придут тебя качать!
Приди конь - успокой,
Приди щука - убаюкай,
Приди сом - дай нам сон,
Приди пеструшка - дай подушку,
Приди свинка - дай перинку,
Приди котик - закрой ротик,
Приди ласка - закрой глазки!
Баю-баю, надо спать,
Все придут тебя качать!

* * * * *
Рано-рано поутру
Спел рожок: «Ту-ру-ру-ру!»
А коровки в лад ему
Затянули: «Му-му-му!»
Ты, Буренушка, ступай,
В чисто поле погуляй,
А вернешься вечерком,
Напои нас молоком.

СОРОКА-БЕЛОБОКА

* * * * *
Сорока-белобока,
Где была? - Далеко!
Печку топила,
Кашку варила,
Хвостиком мешала,
На порог скакала,
Деток покликала:
«Детки вы, детки,
Собирайте щепки,
Наварю я кашки
Золотые чашки!

* * * * *
Сорока-белобока
Кашу варила,
Деток кормила!
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
»Ты воды не носил,
Ты дров не рубил,
Ты печь не топил,
Ты чашки не мыл!
Кашу сами мы съедим,
А лентяю не дадим!"

* * * * *
Ай, качи-качи-качи!
Глянь, баранки-калачи!
Глянь, баранки-калачи
С пылу, с жару из печи!

* * * * *
Ты пляши, пляши, пляши,
У тя ножки хороши!
Хороши - не хороши,
Все равно ты попляши!
Ножками потопай,
Ручками похлопай!
Хохотушки-хохочи!
Поскакушки-поскачи!

* * * * *
Расти коса до пояса,
Не вырони ни волоса!
Расти косонька до пят,
Красна девица до гряд!

* * * * *
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул!
А последний - пятый пальчик
Шустро прыгает, как зайчик.
Мы сейчас его уложим
И уснем с тобою тоже!

КОТИК-КОТОК

* * * * *
Котя-котюшка, коток,
Котя, серенький лобок,
Приди котик ночевать,
Нашу деточку качать.
Баю-баю, баю-бай,
Спи скорее, засыпай!
Сходит котя на торжок,
Купит котя пирожок,
Принесет его нам котик
И положит прямо в ротик,
Баю-баю, баю-бай,
Спи скорее, засыпай!

* * * * *
Как у коти, у кота
Колыбелька золота,
У дитяти моего
Да покраше его.

Как у коти, у кота
Периночка пухова
У дитяти моего
Есть помягче его.

Как у коти, у кота
Занавесочка чиста.
У дитяти моего
Есть почище его.

Есть почище его,
Да покраше его.

* * * * *
Тритатушки! Три-та-та!
Кошка встретила кота!
Котик кошку кличет,
Ходит и мурлычет.
Тритатушки! Три-та-та!
Вышла кошка за кота!
За Кота Котовича,
За Петра Петровича!

* * * * *
Пошел котик во лесок, во лесок.
Нашел котик поясок, поясок.
Чтобы люльку подцепить, подцепить.
В люльку Катю положить, положить.
Катя будет крепко спать, крепко спать.
Котик Катеньку качать, да качать.

* * * * *
Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы.
Глазки смелые,
Зубки белые.
Ходит кот по лавочке,
Ловит всех за лапочки.
Топы-топ по лавочке,
Цап-царап за лапочки.

* * * * *
Икота, икота,
Перейди-ка на кота!
А с кота на Якова,
С Якова на всякого!

СОВА - БОЛЬШАЯ ГОЛОВА

* * * * *
Совка, совушка, сова,
Удалая голова,
Черненькие ножки,
На ногах сапожки,
По лесу летала -
Мышку напугала.
По двору летала -
Кошку напугала.
Ты, сова, к нам не летай,
Нашу детку не пугай!

* * * * *
Ах ты, Совушка-сова,
В два обхвата голова!
На пеньке сидела,
Головой вертела,
Во траву свалилася,
В яму покатилася.

* * * * *
Угу-угу, угу-гу!
Я так больше не могу,
Успокойте в люлюшке
Эту капризулюшку!

* * * * *
Поехали, поехали
За шишками-орехами!
По кочкам, по кочкам,
По ягодкам, цветочкам,
Пенечкам и кусточкам,
Зелененьким листочкам
В ямку - бух!

* * * * *
Кокли-мокли! Кокли-мокли!
Перья у совы промокли!
Хватит, хватит плакать,
Хватит слезкам капать.
Вот уже в подушке
Квакают лягушки.
С плаксой жить я не хочу!
В лес дремучий улечу!

* * * * *
Ох! Ух! Ух! Ух!
Во дворе растет лопух!
Ух! Ух! Ух! Ох!
Во дворе чертополох!
Ох! Ух! Ух! Ох!
Во дворе растет горох!
Ух! Ох! Ох! Ух!
На плетне сидит петух!

* * * * *
Как у Савишны Совы
На плечах две головы
И глаза как блюдца.
Все над ней смеются!

1) Ладушки, ладушки,
Где были?
- У бабушки.
-Что ели?
- Кашку.
-Что пили?
- Бражку.
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели Шу-у-у!
Полетели!
На головку сели.
Сели, посидели
Прочь улетели.

2)- Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шёлкова бородушка,
Что ты рано встаёшь,
Голосисто поёшь,
Деткам спать не даёшь?

3) Сорока-сорока,
Сорока-белобока.
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей скликала.
Гости услыхали,
Быть обещали.
Гости на двор-
Кашицу на стол.
Этому дала на блюдечке,
Этому на тарелочке,
Этому на ложечке,
Этому поскребышки...
А этому нет ничего!
Зачем дров не рубил,
Воды не носил?

4) Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
За малыми ребятами.
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Молока не пьет, -
Забодает, забодает, забодает!

5) Люли, люлюшки, люли,
Прилетели к нам гули:
Гули, гулюшки
Сели к люлюшке.
Они стали ворковать,
Мою дитятку качать,
Мою милу величать,
Прибаюкивать.
Они стали говорить:
«Чем нам милую кормить?
Чем нам милую кормить,
Чем нам дитятку поить?»
- Кормить ее пирожком,
Поить ее молочком.

6) Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

7) Пальчик - мальчик, где ты был?
С этим братцем - в лес ходил.
С этим братцем - щи варил.
С этим братцем - кашу ел.
С этим братцем - песни пел!

8) - Кисонька-мурысенька,
Где ты была?
- На мельнице.
- Кисонька-мурысенька,
Что там делала?
- Муку молола.
- Кисонька-мурысенька,
Что из муки пекла?
- Прянички.
- Кисонька-мурысенька,
С кем прянички ела?
- Одна.
- Не ешь одна! Не ешь одна!

9) Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин дом!
Идет дым столбом!
Кошка выскочила!
Глаза выпучила.
Бежит курочка с ведром
Заливает кошкин дом,
А лошадка – с фонарем,
А собачка - с помелом,
Серый заюшка с листом
Раз! Раз!
Раз! Раз!
И огонь
Погас!

10) Заинька, походи,
Серенький, походи,
Вот так, вот сяк походи.
Заинька, подбодрись,
Серенький, подбодрись,
Вот так, вот сяк подбодрись.
Заинька, топни ножкой,
Серенький, топни ножкой,
Вот так, вот сяк, топни ножкой.
Заинька,повернись,
Серенький, повернись,
Вот так, вот сяк повернись.
Заинька, попляши,
Серенький, попляши,
Вот так, вот сяк попляши.
Заинька, поклонись,
Серенький, поклонись,
Вот так, вот сяк поклонись.

11) Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заяньке усатому,
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.

12) Чики чики чикалочки
Едет Ваня на палочке,
А Дуня на тележке,
Щелкает орешки.

13) Еду-еду к бабе, к деду
На лошадке в красной шапке.
По ровной дорожке
На одной ножке.
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
Все прямо и прямо,
А потом вдруг… в яму!
Бух!..

14) Чики, чики, кички,
Березовы лычки!
Летели две птички.
Собой невелички.
Как они летели,
Все люди глядели.
Как они садились,
Все люди дивились.

15) Большие ноги шли по дороге
Топ, топ, топ. Топ, топ, топ.
Маленькие ножки бежали по дорожке
Топ, топ, топ, топ, топ. Топ, топ, топ, топ, топ.

16) Божья коровка,
Чёрная головка,
Улети на небо,
Принеси нам хлеба,
Чёрного и белого,
Только не горелого.

17) Улитка, улитка!
Покажи свои рога,
Дам кусок пирога,
Пышки, ватрушки,
Сдобной лепешки,-
Высуни рожки!

Мы живем в прогрессивное время глобализации и информатизации, время, когда народы, их язык и культура смешиваются друг с другом и образуют такой коктейль, что разобраться «откуда растут ноги» уже очень и очень не просто. И наша страна в этом смысле мало отличается от остальных. Однако есть кое-что, что пришло к нам из глубины веков и до сих пор передаётся из поколения в поколение и путешествует из уст в уста. Это детские песенки и потешки. Кто из нас не слышал про сороку-белобоку и не играл в ладушки? Но задавались ли вы вопросом, почему у этих потешек такие слова? Кто их придумал? Мы попытались найти истоки детского фольклора.

«Смотри, какая лялечка маленькая!», - говорит женщина пятилетнему ребенку и указывает на крошку в коляске, - «ты тоже такой лялькой был, а сейчас уже вон какой большой». «Ты моя ляля», - умиленно улыбается молодая мамочка, держа на руках младенца. Откуда же взялось это слово? Такое нежное и мягкое. Его легко запоминают детки, оно приятно ложится на язык.

Существует мнение, что слово это было в ходу еще у древних славян, произошло оно от имени Лели - богини весны и любви. Отсюда и колыбель называют «люлькой», а нежное отношение к ребенку передают словом «лелеять». То есть ему уже не одна тысяча лет и несет оно в себе не только память о прошлом, но и удивительно добрый и светлый посыл, служит самым настоящим оберегом для наших крошек.

С уверенностью можно сказать, что многим детским потешкам, пестушкам и пальчиковым играм лет не меньше.

Сегодня мы учим своих деток, растим и воспитываем. Много лет назад все эти понятия были объединены словом «пестовать». Когда-то наши предки, не зная таких умных слов, как медицина и психология, смогли придумать игры, которые по сей день считаются правильными и полезными, необходимыми для полноценного развития ребенка, для развития его мелкой моторики, а, значит, интеллекта и речи.

В старину, как и сегодня, малышами занимались с самого рождения, рассказывали им истории, и чем младше был малыш, тем проще язык изложения, элементарнее рифма, короче слова. Потом к словам присоединялись движения - от простого к сложному. Ведь для полугодовалого крохи умение пользоваться пальчиками, ручками и ножками - это целая наука, и чтобы постигнуть её, нужна помощь взрослого. Взять, к примеру, ладушки. Вот наиболее распространенный вариант этой потешки:

Ладушки, ладушки!
- Где были?
- У бабушки.
- Чего ели?
- Кашку.
- Чего пили?
- Бражку.
Кашка масленна,

Бражка сладенька,
Бабушка добренька,
Мы попили, мы поели,
Домой полетели,
На головку сели,
Ладушки запели!

Казалось бы, все просто, но откуда в детской песенке взялась бражка? Кто такие ладушки? Кто куда полетел и на чью голову сел?

Оказывается, что многие детские потешки имеют обрядовые корни. «Ладо-ладушки» припевка множества весенне-летних обрядовых песен, и происходит она от имени богини любви плодородия Лады.

Присказка «шу-шу полетели, на головушку сели» берет начало от праздника встречи прилетающих по весне птиц. К этому дню, как правило, пекли печенье в виде птичек, а дети и молодые девушки играли с ними, подбрасывали в воздух и клали себе на голову, а затем рассаживали на проталинах, заборах, верхушках стогов. Пели песни веснянки, закликали весну.

В тексте Ладушек нашли отражение и родильные обряды. Бабушка-повитуха угощает деток кашей, да не простой, а ритуальной, ели такую при рождении и на крестинах, а так же на годовых праздниках в честь повитух, рожениц и маленьких детей. Да и брага была вполне ритуальным напитком.

Все эти обряды проводились, хранились и передавались из поколения в поколение женщинами, потому и перекочевали постепенно в детские песенки да прибаутки, адаптировались, перефразировались, но сохранили глубокий смысл. Надо только почувствовать его и попытаться понять.

Не менее удивительна и любимая нами с детства сорока-белобока. Давайте вспомним, как в нее правильно играть.

Берут у ребенка ручку и водят указательным пальчиком по ладошке и проговаривают:

Сорока - белобока,
Кашку варила,
Деток кормила,
(Загибают пальчики, начиная с мизинца)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
(Показывая на большой палец)
А этому не дала:
(Поглаживая его, говорят)
Он дров не рубил
оду не носил,
Печку не топил,
Кашку не варил.
Ничего не получил!

А вот продолжение уже мало кто слышал, но оно есть и несет в себе урок.

Двигаем большим пальчиком вперед-назад, сгибая-разгибая:

Вот он ходит - воду носит,
Дрова рубит,
Печку топит,
Кашу варит.
Знай-знай наперед.
(«Топаем» своими пальцами от большого пальчика по руке ребенка до запястья, затем на сгибе локотка останавливаемся и нежно, но отрывисто постукиваем)
Здесь водица студеная,
(Также задерживаемся на плечике)
Здесь водица теплая,
(
Пальцы быстро сбегают подмышку и на бочок)
А здесь кипяток, кипяток,
кипяток-щекоток.

Есть и другие варианты, сорока может варить кашку не для деток, а для гостей, но движения остаются всегда одинаковыми. И кто же эта сорока?

Птица-колдунья. Считалось, что она предвещает что-то плохое, ведь «сорок» - число вредоносных сил. Смысл же потешки связан с праздником «Сараки». Его справляют на весеннее равноденствие 22 марта. В древности считали, что в дни равноденствия прилетают души пращуров к домам своих родственников, воплощаясь в птиц. Поэтому в это время принято поминать предков. И есть для этого 5 поминальных дней (как пять пальцев), которые требуют строгого поведения, проведения особых ритуалов и в том числе приготовления поминальной каши, «дедушек кормить» (в потешке детушек или гостей). А сорока здесь - сила, которая несет вред или пользу, в зависимости от того, уважили люди предков или нет.

А если человек дров не рубил (ветер), воду не носил (вода), печку не топил (огонь) и кашу не варил (земля), значит, предков он не помнит и «ничего не получает». Вот и приходится нашему пальчику-мальчику исправляться.


Таким образом, в генетическую память, в подсознание народа с рождения закладывались нравственные и культурные основы и сегодня они тоже здесь, лежат на самой поверхности. Просто нужно их разглядеть, ухватить кончик и размотать клубок удивительных знаний наших предков. Не нужно обижаться на бабушку, которая назвала вашего ребенка лялькой. Не надо заменять «бражку сладеньку» на «Фанту» и тогда мы сохраним ту часть себя, о которой почти не помним, но которая связывает нас с нашими корнями. Наши пра-прабабушки смогли создать удивительно мудрые, точные и правильные игры, нам остается только сберегать этот культурный пласт, хранить его для своих детей, внуков и правнуков.

Анастасия Александрова

Потешки для самых маленьких – это коротенькие, ритмичные стихи, которые, как правило, не несут в себе глубокого смысла. Некоторые молодые мамы задаются вопросом: зачем нужны потешки? Приносят ли они какую-то пользу малышу? Специалисты по раннему развитию уверенно отвечают: да! О значении потешек для самых маленьких – в материале ниже.

Чем полезны потешки для самых маленьких?

1. Успокаиваем или забавляем малыша

Маленький ребенок воспринимает стихи гораздо лучше, чем обычную речь (что, впрочем, верно и для взрослого человека). представляют собой четко рифмованные стихи с ясным и простым ритмическим рисунком. Слыша такую речь, произнесенную родным и знакомым голосом, малыш успокаивается и прислушивается. Если озвучивать потешку с веселой, задорной интонацией – это развеселит карапуза, а если произносить слова медленно, задумчиво, можно успокоить малыша, подготовить ко сну, снять дневное перенапряжение.

2. Учим с ребенком слова и тренируем его память

Состоят из простых, легко произносимых слов. Даже если эти слова пока еще не понятны малышу, он запомнит их, а позже попытается произнести. Запоминая короткий веселый стишок, ребенок развивает память и внимание, активно работает речевой центр его головного мозга.

3. Знакомим малыша с окружающим миром

Сюжет большинства потешек для самых маленьких носит бытовой характер и знакомит ребенка с окружающим миром, с его предметами и событиями.

4. Учим ребенка каким-либо действиям

Некоторые потешки для самых маленьких направлены на то, чтобы в игровой форме научить малыша какому-либо полезному действию. Есть потешки, которые мама может произносить, занимаясь с грудничком гимнастикой, например:

Ты, мышонок, потянись,
Маме, кроха, улыбнись!
А теперь давай, дружок,
Повернемся на бочок!

Есть потешки, помогающие малышу умываться, одеваться, и т.д.

Тексты потешек для самых маленьких

Наверное, самые популярные потешки для малышей – «Ладушки, ладушки, где были – у бабушки » и «Идет коза рогатая »:



«Ладушки»

Ладушки, ладушки!
- Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Бражку.

Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька,
Попили, поели,
Домой полетели,
На голову сели,
Ладушки запели!

«Идет коза рогатая»

Идет коза рогатая,
За малыми ребятами,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Кто молока не пьет,
Того забодаю, забодаю!

Но есть и не очень популярные потешки, не менее забавные и полезные для развития малыша. Далее мы приведем тексты потешек для самых маленьких, объединенных по смыслу.

Потешки о животных



«В этом домике»

В этом домике пять этажей:
На первом живет семейство ежей,
На втором живет семейство зайчат,
На третьем - семейство рыжих бельчат,
На четвертом живет с птенцами синица,
На пятом сова - очень умная птица.
Ну, что же, пора нам обратно спуститься:
На пятом сова,
На четвертом синица,
Бельчата на третьем,
Зайчата - втором,
На первом ежи, мы еще к ним придем.

«Улитка-улитка»

Улитка, улитка,
Высунь рога,
Дам тебе, улитка,
Кусок пирога!
Ползи по дорожке,
Дам тебе лепешки.

«Сидит белка на тележке»

Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
(загибаем пальчики)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заяньке усатому,
Кому в зобок,
Кому в платок,
Кому в лапочку.

«Черепаха»

Шла купаться черепаха
И кусала всех от страха,
Кусь-кусь-кусь-кусь
Кусь-кусь-кусь
Никого я не боюсь.

«Лебёдушка»

Вдоль по реченьке лебёдушка плывёт,
Выше бережка головушку несёт.
Белым крылышком помахивает,
На цветы водицу стряхивает.

Потешки о частях тела (рассказывая, нужно показывать ребенку его пальчики, ножки, ручки – по смыслу потешки)



«Ножки, ножки, где вы были?»

Ножки, ножки, где вы были?
- За грибами в лес ходили.
- А вы, ручки, помогали?
- Мы грибочки собирали.
- А вы, глазки, помогали?
- Мы искали да смотрели,
все пенечки оглядели.
Вот и Ванечка с грибком,
С подосиновичком.

«А где наши ручки?»

А где наши ручки?
А вот наши ручки.
А где наши ножки?
А вот наши ножки.
Ну а это что? Живот.
Ну а вот у крохи рот.
А вот это глазки
А вот это ушки
А вот это щечки -
мягкие подушки.
Покажи-ка язычок
Пощекочем твой бочок.
Ай люли люли люли
Кроху маме принесли.
Кроха маааааленький
Кроха маааменькин.
(Вместо «Кроха» подставляем имя малыша).

«Пальчик - мальчик, где ты был?»

Пальчик - мальчик, где ты был?
С этим братцем - в лес ходил.
С этим братцем - щи варил.
С этим братцем - кашу ел.
С этим братцем - песни пел!

«Раз, два три четыре пять!»

Раз, два три четыре пять!
Будем пальчики считать -
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
На другой руке пять:
Раз, два, три, четыре пять!
Пальчики быстрые, хоть не очень чистые!
Много пальчикам хлопот:
То играют в ладушки,
То зачем-то лезут в рот,
Книжки рвут у бабушки...
Переделав все дела,
Тянут скатерть со стола.
Лезут в соль и в компот,
А потом наоборот.
Пальчики дружные, все такие нужные!

***
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать,
Этот пальчик уж вздремнул,
Этот пальчик уж уснул.
Этот крепко, крепко спит,
И тебе он спать велит.

Потешки про умывание


***
Ай, лады, лады, лады
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.

***
Водичка, водичка,
Умой наше личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

***
Чище мойся, воды не бойся!
Кран откройся, нос умойся!
Мойтесь сразу оба глаза!
Мойтесь уши, мойся шейка!
Мойся шейка, хорошенько!
Мойся, мойся, обливайся,
грязь смывайся,
Грязь смывайся!

***
Ой-ой-ой-ой,
Ой, кто голенький такой?
Кто купаться пошел?
Кто водичку нашел?

Ах, водичка хороша!
Хороша водичка!
Искупаем малыша,
Чтоб сияло личико!

Потешки про первые шаги


***
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись:
Наша деточка пойдёт,
Через киску упадёт.

***
Топ, топ, топотушки...
Удивляются игрушки,
На окошко прыгнул кот:
Оля по полу идет!
Ходит не ладошками,
А топочет ножками,
Маленькими ножками,
Красными сапожками.
И сама удивлена,
Что не падает она!

***

Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.

Потешки про еду


***
Трушки ту-тушки!
Пекла бабка ватрушки.
Всем по ватрушке
Да молока по кружке.
Ладушки, ладушки!
Пекла бабка оладушки.
Маслом поливала,
Всех угощала.

***
Лепим, лепим пирожки,
Замесили из муки,
Сели мы на лавочку,
Угостили бабушку,
Побежали в огород,
Там собрался весь народ,
Вот котёнку пирожок,
Вот утёнку пирожок,
И сыночку на зубок.

***
В печи калачи,
Как огонь горячи.
Для кого печены?
Для деточки калачи,
Для деточки горячи.

***
Ай тата, тата, тата!
Пожалуйте решета:
Мучки просеять,
Пирожки затеять.
А для нашей лапушки
Затеем оладушки,
Испечём блинка,
Покормим сынка!

***
Варись, варись, кашка,
В голубенькой чашке,
Варись поскорее,
Булькай веселее.
Варись, кашка, сладка,
Из густого молока,
Из густого молока,
Да из манной крупки.
У того, кто кашку съест,
Вырастут все зубки.

***
Кот на печку пошёл,
Горшок каши нашёл.
На печи калачи
Как огонь горячи.
Пряники пекутся,
Коту в лапки не даются.

Потешки для самых маленьких хороши не только для развлечения. Они знакомят малышей с окружающим миром, тренируют память, учат звукам и словам. Потешки отлично запоминаются, а если мама не вспомнила подходящий стишок – она легко может придумать его сама! Желаем Вам и Вашим малышам прекрасного настроения!