Меню
Бесплатно
Главная  /  Документы  /  Тсж юридическое лицо или нет. Что такое тсж. Плюсы и минусы ТСЖ

Тсж юридическое лицо или нет. Что такое тсж. Плюсы и минусы ТСЖ

ЧТО ТАКОЕ ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ

Товарищества собственников жилья (ТСЖ) вошли в нашу жизнь более 17 лет назад – когда 15 июня 1996 г. был принят Федеральный Закон «О товариществах собственников жилья» (в настоящий момент он утратил силу). В 2004 году эта форма управления была закреплена уже в Жилищном кодексе РФ.

С тех пор у ТСЖ появились как сторонники, так и противники. Первые считают их наиболее эффективной формой управления общим имуществом в многоквартирном доме, вторые – ловушкой для жильцов и очередным способом выманивания у них денежных средств. Так что же такое ТСЖ, в чем его суть и зачем оно нужно?

Что такое ТСЖ и зачем оно нужно

пн, 09/01/2012 - 01:04 | управдом

Моя квартира – моя крепость. Этот известный афоризм стал принципом, по которому зачастую строятся отношения собственника квартиры с окружающим его квартиру домом. Отгородившись от окружающих стальными дверями, мы нередко отгораживаемся стеной безразличия от всего, что происходит в наших подъездах, лифтах, домах, дворах. Шагнув за пределы своей квартиры (с любовью своими руками отремонтированной и обставленной), мы попадаем в другой мир – загаженный и не отремонтированный подъезд, исписанный, с прожженными кнопками лифт, неухоженный двор.

Нередко последствия бесхозяйственности приходят в наши квартиры в виде протекающих крыш, негреющих батарей, промерзающих стен, текущих труб и т.д. За много лет под крылом государственных ЖЭКов и ДЭЗов мы привыкли, что есть люди, которые за нас должны думать о проблемах дома, пусть очень плохо, но поддерживать его в не совсем аварийном состоянии. Привыкли мы и к тому, что нас не спрашивают и перед нами не отчитываются за то, что делают с нашим домом.

С принятием Жилищного кодекса РФ к собственникам постепенно приходит осознание того, что вместе с квартирой в доме они приобретают и обязательства по содержанию и ремонту так называемого общего имущества. А после очередного повышения тарифов все больше собственников задаются вопросами – за что я плачу? почему я не вижу результатов деятельности? куда идут мои деньги?

Действующее жилищное законодательство сегодня дает собственникам возможность реально влиять на происходящее в жилищно-коммунальном хозяйстве. И наиболее эффективным способом является ТСЖ (товарищество собственников жилья).

ТСЖ не единственно возможный способ управления, и, конечно, оно не может быть универсальным рецептом «коммунального счастья». Но многие насущные вопросы содержания и ремонта многоквартирного дома позволяет наиболее эффективно решать именно товарищество.

Какие преимущества может дать создание Товарищества собственников жилья?

1. Прежде всего, товарищество – это наиболее эффективный способ объединения собственников в целях обеспечения наилучших содержания, эксплуатации и ремонта общего имущества. Известная пословица – один в поле не воин, как нельзя лучше характеризует возможности отельных собственников влиять на управление и содержание многоквартирного дома.

Товарищество помогает объединить усилия по подержанию и улучшению состояния своего дома. При этом собственники с активной позицией, имеющие возможности и желание, могут выдвинуть свою кандидатуру для избрания в члены правления, ревизионной комиссии и своим участием помогать качественному обслуживанию дома, контролировать его. Те же собственники, которые не имеют возможности постоянно вникать в дела дома, также получают возможность участвовать в управлении, участвуя в ежегодных собраниях, получая отчеты о деятельности, подавая свои предложения.

Не секрет, что как коммерческие управляющие компании, так и коррумпированные – то есть ставящие свой личный интерес наживы выше государственного и социально ориентированного интереса – чиновники заинтересованы препятствовать созданию и успешной деятельности товариществ собственников жилья. Они всячески препятствуют их деятельности – потому что боятся появления силы (в лице правления и ревизионной комиссии), которая начнет реально бороться за права жильцов, требовать качественной работы и отчетности. Они боятся, что при некачественном обслуживании правление ТСЖ расторгнет договор, выгнав нерадивую компанию (более всего на эту роль подходит ДЕЗ). Сделать это при отсутствии ТСЖ гораздо сложнее: это может общее собрание собственников помещений, организация и проведение которого отнимет много сил и средств. Теперь законодатели «надумали», что делать это может некий «совет дома». Но совет – не юридическое лицо. И ДЕЗ или иная управляющая компания никогда не допустит его к реальному контролю своих доходов и расходов по данному дому.

2. Товарищество дает собственникам возможность определять, на что и в каких суммах будут израсходованы средства, собираемые на содержание и ремонт общего имущества. Товарищество обязано проводить ежегодные собрания, устанавливать размер платежей по квартплате, принимать смету доходов и расходов или финансово-хозяйственный план, производить отчет о проделанной работе и по расходованию всех финансовых средств. При этом каждый собственник вправе вносить в правление свои предложения по необходимым работам.

3. Товарищество позволяет собственникам осуществлять контроль за расходованием средств. Он реализуется посредством периодических отчетов правлением и перед собственниками. Ежегодно избранная собственниками ревизионная комиссия проверяет деятельность ТСЖ и представляет акт ревизии общему собранию.

4. Товарищество дает возможность поддерживать надлежащее техническое состояние дома, а также накапливать средства на те или иные работы.

Товарищество собственников является некоммерческой организацией, цель которой – обеспечить надлежащее содержание и ремонт общего имущества. В отличие от коммерческих организаций товарищество не имеет целью извлечение прибыли . Следовательно, все собираемые средства расходуются им на нужды содержания и ремонта. Для управляющей компании целью является получение прибыли . Следовательно, при отсутствии жесткого контроля со стороны собственников у нее неизбежно возникает «соблазн» получить больше прибыли не за счет качества и объема услуг, а за счет экономии на расходах . Для товарищества принцип «чем меньше потратили на обслуживание дома, тем больше прибыли» - неприменим.

В ТСЖ создаются условия для более бережного отношения к местам общего пользования, так как жильцы знают, что в случае поломки общего имущества придется платить самим. После наведения порядка в доме самими жильцами никто не будет разрисовывать стены, разбивать окна и т.д. (хозяин всегда знает цену своего труда). Как следствие, повышается рыночная стоимость квартир, находящихся в ТСЖ. И не сразу, но появляется возможность снижения затрат на содержание и текущий ремонт дома.

5. Развитие энергосберегающих технологий. Товарищество как никто иной заинтересовано добиваться максимальной экономии коммунальных ресурсов. Для этого у ТСЖ используют возможность внедрять передовые технологии.

И это далеко не все преимущества, которые нам может дать объединение собственников.

Три мифа о ТСЖ

Миф 1: При вступлении в ТСЖ придется больше платить

Это неверно, поскольку тарифы на снабжение ресурсами устанавливаются постановлениями правительства Москвы и не могут быть изменены ТСЖ. Что касается размера платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, то он также устанавливается правительством Москвы. Правда, по закону он может быть изменен решением общего собрания собственников – но… В Москве все еще действует система выделения жилищных субсидий, а для их получения необходимо соблюдать требование применения тарифов, установленных централизованно.

Миф 2: ТСЖ может без ведома жильцов распоряжаться общим имуществом и брать кредиты

И это тоже заблуждение: важнейшие вопросы решаются на общих собраниях собственников жилья, которые принимают непосредственное участие в судьбе дома. Все платежи аккумулируются на расчетном счете ТСЖ и по уставу могут расходоваться исключительно на содержание дома. К тому же, каждый участник товарищества имеет право получать полную информацию о расходовании средств ТСЖ, в том числе и полученных по кредиту.

Миф 3 (к сожалению): Если создать ТСЖ, государство в первую очередь сделает капремонт

Так должно было быть. Одновременно с программой города по созданию ТСЖ государство заявило цель этой программы: «Ответственному собственнику – отремонтированный дом». Что из этого вышло («хотели как лучше, а получилось как всегда») – см. ниже.

Опыт работы сотен ТСЖ на практике доказал эффективность данного способа управления многоквартирными домами. В условиях формирующегося рынка ЖКХ именно ТСЖ наилучшим образом защищает права и интересы собственников в отношениях с обслуживающими и ресурсоснабжающими организациями. А все, что стоит на страже интересов жителей, всегда будет относиться к разряду «перспективных».

Самостоятельно организовав товарищество, «взяв власть в свои руки», «став хозяевами своей судьбы», собственники квартир начинают пристальнее следить за проведением работ, не оставлять без внимания факты брака. Да и в целом, как показывает практика, начинают относиться к своему имуществу бережнее, чем прежде. Поэтому и ремонтные работы в домах с ТСЖ, как правило, проводятся на более высоком уровне.

Один из наиболее эффективных способов реализации и защиты прав жителей многоквартирных домов - самоорганизация, самоуправление. В недавнем прошлом основной формой самоорганизации жителей были домовые комитеты, включавшие как собственников, так и не-собственников жилья. Сегодня государство делает ставку в первую очередь на собственников жилья, считая их наиболее сознательной и ответственной частью населения. В 2007 году разбогатевший при Лужкове город выделил на капремонты миллиарды рублей . Но при этом он открыто признал, что не в состоянии гарантировать, что они не будут разворованы, дойдут до конкретных домов . Государство открыто заявило, что бессильно без помощи самих граждан, без их контроля довести уровень жилищно-коммунального хозяйства до соответствия современным стандартам.

Но эта ситуация имела и оборотную, более жесткую сторону. Много лет мы слышим о реформе ЖКХ. Но пока, помимо регулярного повышения квартплаты, она не затрагивала нас никак. С 2007 года город начал постепенно уходить из жилищно-коммунальной сферы, оставляя жильцов с ней один на один . Он начал перекладывать на нас ответственность за решение проблем в этой сфере. Отныне на каждого собственника жилья легла материальная ответственность не только за личную собственность - квартиру, но и за общественную собственность - а в многоквартирном доме это стены, батареи, лифты, лестницы, коммуникации, крыша и т.д. Кроме того, на нас самих оказалась переложена обязанность контроля за качеством и количеством коммунальных услуг , получаемых нами от тех или иных технико-эксплуатационных организаций.

Тогда же возникла идея «размонополизировать» прежних монополистов управления в сфере ЖКХ - ДЕЗы. Почуяв миллиарды, выделенные на капремонты, ДЕЗы начали теснить коммерческие управляющие компании , агрессивно нацеленные на рынок, обладающие более современной материальной базой. Из ДЕЗов в эти компании «побежали» сотрудники. При этом заговорили об акционировании и самих ДЕЗов. В мае 2008 года ДЕЗы поделили на ГУ ИСы – организации, через которые в районы должны приходить и распределяться бюджетные деньги, и собственно ДЕЗы, нацеленные на получение коммерческой прибыли (другое дело, что в действительности ДЕЗы и ГУ ИСы так и остались тесно слитыми – в целях наиболее «непрозрачного» распределения и расходования субсидий).

Государство не сняло с себя полностью административный контроль за результатами деятельности управляющих организаций в ЖКХ. Но непосредственный, повседневный контроль рублем оно переложило на нас самих. Не захотим контролировать - нам же будет хуже: качество услуг будет ухудшаться, а стоимость их будет беспредельно расти .

Таким образом, город понадеялся на сознательность жителей. И - в соответствии со своими стратегическими установками в сфере ЖКХ, согласно ст. 161 Жилищного кодекса, обязал всех собственников помещений в многоквартирном доме выбрать один из трех способов управления домом :

а) непосредственно собственниками помещений,

б) товариществом собственников жилья или жилищным кооперативом,

в) управляющей компанией.

Наибольшую эффективность с точки зрения защиты интересов самих жильцов доказала такая форма самоорганизации граждан, как некоммерческая организация Товарищество собственников жилья :

Для управления многоквартирным домом (или несколькими домами – с экономической точки зрения это более выгодно) и контроля за таким управлением,

Для контроля за объемом и качеством предоставляемых населению коммунальных услуг,

Для влияния на стоимость таких услуг,

Для ведения дополнительной хозяйственной деятельности в целях

увеличения средств, направляемых на содержание и благоустройство жилого многоквартирного дома, и следовательно, в конечном итоге

уменьшения ложащихся на плечи жильцов расходов по его содержанию, а, значит,

снижения квартплаты,

Возможности ТСЖ, до сих пор недооценены населением. Причин этого несколько:

  1. Настороженность граждан, отождествляющих ТСЖ в целом с созданными компаниями-застройщиками (выступающими в этом случае как частные управляющие компании) в новостройках ООО «ТСЖ», сопряженными с необоснованным завышением квартплаты.
  2. Недостаточная информированность о преимуществах этой формы самоуправления и положительных примерах деятельности ТСЖ.
  3. Непонимание экономической выгоды создания ТСЖ.
  4. Привычка доверяться монополистам «советских» коммунальных предприятий - ДЕЗам, не заинтересованным в контроле за качеством и количеством оказываемых ими услуг.
  5. Неразвитость гражданско-правовых механизмов функционирования ТСЖ, противоречивость законодательной сферы в этой области.

А в домах, где жители уже организовали ТСЖ, результаты их деятельности видны невооруженным глазом:

а)повышается уровень благоустройства, улучшается психологический климат – люди начинают ощущать себя хозяевами не только в своей квартире, но во всем доме;

б) ТСЖ как официальная организация имеет дополнительные возможностиэффективно бороться с проявлениями вандализма;

в) ТСЖ заинтересованы разбираться с должниками;

г) у ТСЖ есть возможность самому выбрать, каким образом в доме будет реализовываться комплекс коммунальных услуг: оно может

- делегировать эту деятельность по своему выбору той или иной управляющей компании (включая и ДЕЗ);

- самостоятельно организовать свой «мини-ДЕЗ» - эксплуатационную службу и нанять управляющего-домоуправа;

д) ТСЖ - это возможность для жильцов работать в своем доме: пригодятся «свои» штатные юрист, экономист, инженер, столяр, электрик, маляры, уборщики, консьержи и т.д.

е) ТСЖ - наиболее эффективный орган контроля за бюджетом дома .

При наличии в доме ТСЖ высшим органом управления домом является общее собрание членов товарищества . Оно может быть созвано по инициативе любого члена товарищества или правления товарищества. Общее собрание считается правомочным, если в нем приняли участие собственники помещений (или их полномочные представители), обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов. Форма проведения собрания может быть как очной, так и заочной, то есть письменной (информация, опрос, голосование). И в том, и в другом случае правомочны решения, принимаемые количеством голосов больше 50% от общего числа. Решения общего собрания большинством голосов являются обязательными для всех членов товарищества – собственников как жилых, так и нежилых помещений.

К компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относятся:

Внесение изменений в устав товарищества;

Принятие решений о реорганизации и ликвидации товарищества;

Избрание правления и ревизионной комиссии (ревизора) товарищества;

Установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества;

Образование специальных фондов товарищества, в том числе резервного фонда, фонда на восстановление и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и его оборудования;

Определение направлений использования дохода от хозяйственной деятельности товарищества;

Утверждение годового плана о финансовой деятельности товарищества и отчета о выполнении такого плана (в случае если хозяйственная деятельность ТСЖ содержит коммерческую составляющую, подразумевающую составление сметы доходов и расходов и отчет по такой смете; если же коммерческая составляющая отсутствует, имеет место финансово-хозяйственный план, формируемый в рамках планово-нормативной ставки оплаты коммунальных услуг; т.е. деятельность ТСЖ фактически уподобляется бюджетной организации, получающей бюджетные средства и отчитывающейся за них – в таком случае финансово-хозяйственный план утверждается правлением и предоставляется общему собранию для ознакомления);

Рассмотрение обоснованности жалоб на действия правления товарищества, председателя правления товарищества и ревизионной комиссии (ревизора) товарищества;

Принятие и изменение по представлению председателя правления товарищества правил внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входит обслуживание многоквартирного дома, положения об оплате их труда;

Определение размера вознаграждения членов правления товарищества;

Принятие решений о сдаче в аренду или передаче иных прав на общее имущество в многоквартирном доме.

Членство в ТСЖ устанавливается на основании заявления о приеме в ТСЖ. Собственник помещения в доме, где образовано ТСЖ, вправе не вступать в ТСЖ, однако в таком случае он обязан подписать с ТСЖ договор об обслуживании - поскольку именно ТСЖрешает вопрос о коммунальном обслуживании дома в целом. В случае если он не подписывает такой договор, действует так называемая «оферта»: обязанность оплачивать коммунальные платежи никто не отменял. Аналогичный договор об обслуживании должны подписывать с ТСЖ и проживающие по договору социального найма. Решения общего собрания ТСЖ, как управляющего органа многоквартирного дома – если они не противоречат законодательству – являются обязательными для всех собственников, нанимателей и арендаторов данного дома .

Также все пользователи нежилых помещений в доме подписывают договор о содержании и ремонте общего имущества .

Вся деятельность ТСЖ, как и любой общественной организации, регулируется Уставом , проект которого предоставляется общему собранию ТСЖ и, после внесения в него уточнений, принимается большинством голосов в очной или заочной форме. Устав должен учитывать все возможные интересы и сферы деятельности ТСЖ.

Текущую деятельность товарищества осуществляет правление , которое избирается общим собранием сроком на 2 года. Уставом может быть предусмотрен порядок введения в правление новых членов, замена членов правления. Правление вправе самостоятельно принимать решения по всем текущим вопросам деятельности товарищества, за исключением вопросов, отнесенных Уставом к компетенции общего собрания.

К функциям правления относятся:

Соблюдение товариществом законодательства и требований устава;

Контроль за своевременным внесением установленных обязательных платежей и дополнительных взносов, если решение о них принято общим собранием;

Составление смет доходов и расходов на год либо финансово-хозяйственного плана и отчетов о финансовой деятельности товарищества (последний предоставляется общему собранию для утверждения);

Финансовое планирование (в случае наличия свободных средств);

Самоуправление домом – обеспечение эксплуатации комплекса недвижимого имущества;

Наем работников для обслуживания дома и увольнение их;

Делопроизводство, бухгалтерский учет и бухгалтерская отчетность;

Созыв и проведение общих собраний для решения вопросов, находящихся в его компетенции.

Заключение договоров на обслуживание и ремонт общего имущества с соблюдением прав и законных интересов всех собственников в доме.

Товарищество заинтересовано в заключении договоров с инженерно-эксплуатационными организациями, составленными с учетом реальных интересов жильцов . Жители домов, не управляемых ТСЖ (или ЖСК), автоматически обязаны соблюдать стереотипный договор, предлагаемый компаниями, ряд пунктов которого чреват дополнительными поборами.

Свои обязанности члены правления могут выполнять за вознаграждение.

Руководство правлением осуществляет председатель . Он избирается членами правления из их состава на срок до 2 лет. В случаях, не требующих, согласно уставу, обязательного одобрения правлением или общим собранием, председатель действует от имени ТСЖ без доверенности.

Для осуществления контроля за деятельностью ТСЖ общее собрание избирает ревизионную комиссию на срок не более 2 лет. Ревизионная комиссия ежегодно проводит ревизию финансовой деятельности товарищества и представляет общему собранию заключения о ней. Без заключения ревизионной комиссии общее собрание не имеет права утвердить финансовый отчет, годовой баланс и общий размер обязательных взносов и платежей.

Вся финансовая деятельность правления ТСЖ является прозрачной для его членов.

Во избежание банкротства ТСЖ в уставе четко оговариваются условия, запрещающие председателю или правлению действия, могущие повлечь за собой его финансовый крах.

ТСЖ может быть реорганизовано посредством объединения товариществ или реорганизации в иную организационно-правовую форму (в жилищный или жилищно-строительный кооператив).

ТСЖ может быть ликвидировано по решению общего собрания, а также по решению суда – в случае допущенных грубых нарушений, если они неустранимы.

Таковы некоторые основные положения о Товариществах собственников жилья.

………….

У премьер-министра горбачевских времен Виктора Черномырдина было изречение, получившее широкое распространение: «Хотели как лучше - получилось, как всегда». Новейшая история ТСЖ - подтверждение того, как можно «слоновьими методами» дискредитировать замечательную идею. Как-то раз первому заму мэра, руководителю Комплекса городского хозяйства Бирюкову задали вопрос: «Неужели теперь москвичей будут добровольно-принудительно загонять в ТСЖ?» Он ответил: «Разумеется, нет. Мы просто будет активно приглашать жителей участвовать в программе “Ответственным собственникам – отремонтированный дом”. Задача органов власти всех уровней - работать с жителями по созданию ТСЖ, чтобы к концу 2008 года мы смогли передать отремонтированное жилье собственникам. Создавать ТСЖ надо значительно быстрее того темпа, что мы предлагаем для ремонта ». Вот так последняя фраза перечеркнула предыдущие: по принципу «пятилетку - в четыре года!» возник очередной «аврал». Вообще-то, капитальные ремонты в Москве планировалось провести до 2014 года. Однако, вместо того, чтобы развернуть планомерную широкомасштабную информационно-разъяснительную работу по поводу пользы ТСЖ - а именно об этом говорилось в майском Постановлении, - муниципальные управы, получив это Постановление, с осени развернули кампанию по немедленной , фактически насильственной организации городом ТСЖ . На те муниципальные дома, где неприватизированные квартиры составляли 53% – то есть где город имел «контрольный пакет», без извещения жильцов, без их согласия, без подробной информации, явочным порядком были поданы документы на организацию в них ТСЖ - на основании того, что, по Жилищному кодексу, ТСЖ создается большинством голосов общего собрания жильцов, которое можно проводить в заочной форме. Поскольку город имел в таких домах большинство квартир - следовательно, у него было и большинство голосов. Вот он и решил сам с собой. Только в одном Бибирево были оформлены документы на 26 ТСЖ.

Но одновременно «сверху» была спущена установка, что если жители срочно соберут инициативную группу человек из трех-пяти и назовут ее «правление» (безо всяких выборов), тогда дальше власть должна перейти к ним - вместе со всей ответственностью. Если же они не воспользуются данной возможностью, город имеет право назначить в такой дом председателя - из числа сотрудников ДЕЗа-ГУИСа. И тогда все (!) собственники в этом доме обязаны будут исполнять решения такого «виртуального» правления и председателя, который будет действовать, естественно, не в интересах жильцов этого дома, а в интересах представляемой им организации (и своих собственных?), тем самым вольно или невольно способствуя растворению в воздухе львиной доли выделяемых на дом средств… Безответственность и провокационность такого подхода к созданию ТСЖ очевидна. Ведь часто дома, где собственников меньше 50% - с психологической точки зрения наиболее проблемные.

В каких-то домах народ был более готов к ответственности, в каких-то вообще не готов. Так возникли ТСЖ «от жителей», организованные при поддержке города и с его участием, и ТСЖ «без жителей» (впоследствии их обозвали «липовыми»). Но относительно этих, вторых, поначалу власти рассчитывали, что и в них «проснутся» инициативные жители и возьмут власть в свои руки. И в некоторых ТСЖ так и произошло. Остальные – действительно, «липовые» - частично были ликвидированы, частично судьба их до сих пор «покрыта мраком».

К сожалению, до сих пор среди большинства жителей царит «пост-перестроечное» ощущение – что против их воли их никуда загнать не могут. И «совковое» ощущение – что город и дальше будет их опекать. И что привычные ДЕЗы лучше всего нового. А то, что их кровные деньги тратятся бесконтрольно - до них не доходит.

Когда государство объявляет, что имеет законные права действовать определенным образом в интересах граждан, а чиновники, воплощающие это государство, намеренно искажают то, на что рассчитывает в своих действиях государство, гражданам только и остается самоорганизовываться, чтобы отстаивать свои права. Парадокс же заключается в том, что в момент массового создания ТСЖ цель государства в сфере ЖКХ совпала с интересами граждан. Но большинство граждан этого не поняли .

К счастью, и в Москве, и во всей стране существует положительный опыт создания ТСЖ. Их организаторы готовы дать совет, прийти на помощь. Существуют ассоциации ТСЖ . Существуют и квартальные ТСЖ - ведь очевидно, что экономически более выгодны ТСЖ из нескольких домов. Так и политически выгодны объединения нескольких ТСЖ - у них больше возможностей отстаивать свои интересы на всех уровнях власти.

Нынешняя ситуация уникальна . По сути, это вторая и последняя приватизация . Сегодня государство, как всегда противоречиво, но, тем не менее, настойчиво пытается дать нам шанс, памятуя обо всех уроках прошлой приватизации, воспользоваться плодами этой.


В соответствии с законодательством, как некоммерческая организация ТСЖ может осуществлять предпринимательскую деятельность, но при этом не имеет права делить прибыль от нее между членами ТСЖ, а обязано расходовать ее целево - направлять на достижение целей, ради которых оно создано, то есть на повышение благоустройства дома и снижение затрат по его содержанию.

За 1 голос в данном случае считается не 1 человек, а 1 доля в общей площади дома (то есть 1 кв.м). Каждый собственник обладает количеством голосов соответственно % от общей площади дома, занимаемому принадлежащим ему помещением.

Соответственно, город как собственник и член товарищества отвечает за выполнение решений общего собрания нанимателями муниципальных квартир. Одновременно он является гарантом учитывания их прав при решениях общего собрания, а также правления.

Расшифровка аббревиатуры ТСЖ — «Товарищество собственников жилья» . Это организация, создаваемая собственниками для совместного управления землей и помещениями, которые относятся к совместной собственности. Вся деятельность организации осуществляется в соответствии с Жилищным кодексом РФ и регулируется на законодательном уровне (ст. 135 ЖК РФ).

Зачем нужно и какова его цель?

Главной целью товарищества собственников жилья является эффективное управление . Для чего нужно и что оно делает? Задача организации – формирование комфортных для проживания собственников условий. К ним относятся:

  • коллективное управление домовым имуществом;
  • распоряжение общим имуществом и обеспечение пользования им;
  • содержание и хранение имущества;
  • коммунальные услуги для жителей дома;
  • иные действия, требуемые для успешного управления домом.

Кому подчиняется?

ТСЖ – это товарищество, сформированное непосредственно жителями дома , поэтому ТСЖ не подчиняется никому, кроме действующего законодательства. Высшим органом в ТСЖ является правление и общее собрание товарищества подотчетно его правлению.

Коммерческое ли предприятие, юридическое лицо или нет?

Товарищество собственников жилья – некоммерческая организация (п. 2 ст. 291 ГК РФ). Единственной возможностью формирования прибыли данной организации может быть привлечение дополнительного источника финансирования (аренда помещений дома, продажа рекламных площадей на домах и т.д.). В этом случае все полученные средства направляются на содержание имущества, без распределения между участниками ТСЖ.

Является ли юридическим лицом? Согласно действующему законодательству, данный вид организации относится к юридическому лицу. Наравне с другими юридическими лицами, органами управления должны вестись делопроизводство, уплата налогов, отчетность в контролирующих органах, сотрудничество с подрядчиками и поставщиками и т.д.

Справка . Получение статуса юр. лица объединившимися собственниками происходит после государственной регистрации.

Что такое ассоциация товариществ собственников жилья?

Ассоциация жилищных товариществ – это объединение двух и более структур для ведения совместной деятельности и защиты интересов жильцов (ст. 142 ЖК РФ). Данная организация имеет свой устав и регистрацию в налоговом органе. Направления деятельности :

  • защита интересов жильцов в органах власти;
  • совместный сервис коммунальных услуг;
  • совместные договора с поставщиками;
  • обмен опытом в работе с задолженностью.

Особенности формирования :

  • собрание жильцов в каждом ТСЖ и коллективное принятие решения об объединении;
  • утверждение устава;
  • выбора правления;
  • регистрация в качестве юр. лица;
  • объединения активов.

Ассоциация создается в случае, если на общем голосовании в каждом отдельном товариществе собственники не менее половины жилой площади дома проголосовали за данное решение.

Плюсы и минусы

К плюсам данной формы правления можно отнести :

  • решение всех вопросов на собрании жильцов;
  • учитывается мнение каждого жильца;
  • самостоятельный выбор подрядчиков;
  • прозрачная деятельность.

Минусы :

  • несовершенство законодательства;
  • при наличии должников среди жильцов, судом может быть взыскан размер долга и есть вероятность того, что жильцам придется платить по счетам во второй раз;
  • столкновения с льготниками;
  • вероятность ошибиться с выбором председателя;
  • размер платежей за эксплуатацию выше;
  • отсутствие в законе жестких мер по борьбе с неплательщиками.

Сравнение ТСЖ с другими формами правления:

ТСЖ Правление владельцами помещений Управляющая компания
Работа без посредников. Работа без посредников. Посредник при заключении договоров с поставщиками услуг.
Общая ответственность за долги. Отсутствие коллективной ответственности за долги.
Максимально прозрачная деятельность. Вероятность мошенничества.
Плата за услуги выше за счет содержания штата сотрудников. Плата за услуги ниже, за счет отсутствия посредников. Плата за услуги выше за счет посреднической деятельности.
Юридическое лицо. Отсутствие юр. лица, возможные сложности с оформлением документов с поставщиками из-за этого.
  • Юридическое лицо.
  • Общества с ограниченной ответственностью – (ООО).
  • Акционерные общества – (АО).
Работа осуществляется непосредственно собственниками многоквартирного дома, либо с привлечением третьих лиц. Каждый владелец в своих интересах вправе заключать договора с поставщиками услуг, которые оказывают услуги по обслуживанию дома. Работа осуществляется сотрудниками компании, не имеющими отношения к жильцам дома.
Деятельность осуществляется на основе устава. Отсутствие нормативных документов. Работа на основе единого договора и в соответствии с действующим законодательством.

Подробнее о плюсах и минусах ТСЖ читайте .

Организация и устав

Основными этапами являются :

  1. Организация инициативной группы.
  2. Проведение общего собрания жильцов (голосование за принятие ТСЖ, выбор председателя и членов правления, согласование устава, составление протокола).
  3. Регистрация ТСЖ как юридическое лицо.

Уставом товарищества является документ, в соответствии с которым производится управление многоквартирным домом. Данный документ является юридической базой организации, на основании которой выстраивается вся деятельность в товариществе.

Принятие и утверждение устава происходит коллективно в очной или заочной форме на общем собрании жильцов. Процесс принятия устава состоит из нескольких этапов: составления, согласования, утверждения. В процессе принятия устава следует руководствоваться ст. 45 —48 ЖК РФ .

Председатель и правление

Правление избирается из числа жильцов на общем собрании (ст. 145 ЖК РФ). Собственниками определяется кандидатура на роль члена правления и утверждается на эту должность в ходе голосования. Далее на заседании членов правления происходит выбор путем голосования. Обязательным условием является присутствие на заседании помимо членов правления не менее 50 процентов членов товарищества.

Штат


Также в штате находятся:

  1. бухгалтер;
  2. охрана;
  3. техник;
  4. диспетчер;
  5. паспортист;
  6. слесарь;
  7. дворник;
  8. убощица;
  9. электрик.

Порядок вступления

Для вступления в число членов ТСЖ потребуется написать заявление и предоставить его в правление вместе с выпиской из госреестра, подтверждающей право собственности на недвижимость. На общем собрании после обсуждения принимается окончательное решение.

Можно ли не вступать?

Необходимость составления протокола

Каждое собрание сопровождается обязательным ведением , в котором фиксируется повестка дня и результат, проведенного голосования. Основной частью протокола является повестка дня. Данный раздел содержит пункты о текущих вопросах.

Далее в бланке фиксируется результат голосования по каждому вопросу, рассмотренному в основной части и формулируется принятое решение. Последняя часть документа содержит подведение итогов собрания, краткую информацию по вопросам, в которых не удалось прийти к согласию, перечень выполненных задач, принятые решения. Документ заверяется подписью председателя и секретаря .

Как узнать, какое товарищество обслуживает дом?


Более детально о том, как узнать, какое товарищество обслуживает дом, читайте в .

Оплата счетов

Товарищество собственников имеет право самостоятельно формировать платежные документы и отправлять их жильцам дома. Оплачивать наличными средствами можно в кассе ТСЖ. Оплатить онлайн - через сервис ГИС ЖКХ , на портале Госуслуг или в личном кабинете своего банка. Включается плата:

  • за наем;
  • за ремонтные работы;
  • за уборку помещений общего пользования;
  • капитальный ремонт;
  • сезонные работы;
  • поддержание порядка в помещениях общего пользования (освещение, мелкий ремонт).

Подробнее об особенностях оплаты счетов можно узнать из .

Нарушения и проблемы в работе

К основным проблемам деятельности товариществ относятся :

  • наличие должников по коммунальным услугам;
  • отношения с застройщиком (в новых домах);
  • дефицит информации о деятельности товарищества в связи с игнорированием жильцами общих собраний;
  • равнодушие собственников и нежелание лично участвовать в благоустройстве;
  • вероятность выбора недобросовестного председателя;
  • появление конфликтов между жильцами и правлением.

Главным способом решения многих сложностей в работе организации является грамотный выбор человека на роль председателя. Выбирая кандидатуру председателя, который будет принимать решения по финансовым вопросам, совершать сделки и принимать решения, следует внимательно изучить его репутацию.

Еще одним способом решения проблем является формирование контрольной комиссии из числа жильцов, которая будет осуществлять наблюдение и контроль за действиями председателя и членов правления. В таком случае, механизм функционирования организации будет весьма действенным и успешным.

Можно ли выйти из состава 1 квартирой или домом?

Из ТСЖ можно выйти одной квартирой , для этого потребуется погасить все долги перед товариществом и подать заявление о желании выхода в правление ТСЖ. Выход из ТСЖ целым домом возможен в случае ликвидации или реорганизации товарищества (ст. 140 ЖК РФ). Для этого каждый собственник должен написать заявление о выходе и предоставить его в правление.

Больше нюансов о том, можно ли выйти из ТСЖ одной квартирой или всем домом, вы узнаете . Для проведения данной процедуры необходимо получить большинство голосов за реорганизацию, уведомить по форме №Р12003 каждого члена организации, зарегистрировать новый орган в налоговой инспекции, оплатить пошлину, осуществить переход прав и обязанностей в новую организацию, внести изменения в ЕГРЮЛ.

ТСЖ – одна из форм управления, которая позволяет каждому собственнику принимать личное участие в решении проблем и вопросов функционирования дома. Данная форма имеет свои преимущества и недостатки, на которые нужно обратить внимание при выборе формы правления многоквартирным домом.

1. Товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.

2. Устав товарищества собственников жилья принимается на общем собрании, которое проводится в порядке, установленном - настоящего Кодекса, большинством голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Устав товарищества собственников жилья должен содержать сведения о его наименовании, включающем слова "товарищество собственников жилья", месте нахождения, предмете и целях его деятельности, порядке возникновения и прекращения членства в товариществе собственников жилья, составе и компетенции органов управления товарищества и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, составе и компетенции ревизионной комиссии (компетенции ревизора) товарищества, а также иные сведения, предусмотренные настоящим Кодексом.

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. В уставе товарищества собственников жилья может быть предусмотрено использование системы или иной информационной системы при решении вопросов, связанных с управлением в товариществе собственников жилья, с учетом функций указанных систем.

3. Число членов товарищества собственников жилья, создавших товарищество, должно превышать пятьдесят процентов голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.

4. Товарищество собственников жилья создается без ограничения срока деятельности, если иное не предусмотрено уставом товарищества.

5. Товарищество собственников жилья является юридическим лицом с момента его государственной регистрации. Товарищество собственников жилья имеет печать со своим наименованием, расчетный и иные счета в банке, другие реквизиты.

6. Товарищество собственников жилья отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Товарищество собственников жилья не отвечает по обязательствам членов товарищества. Члены товарищества собственников жилья не отвечают по обязательствам товарищества.

7. В случае выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения о государственной регистрации товарищества собственников жилья органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, товариществом собственников жилья представляются в орган государственного жилищного надзора сведения о выборе способа управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья и уведомление о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1. В случае заключения товариществом собственников жилья договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией товариществом собственников жилья в течение пяти рабочих дней со дня заключения указанного договора представляются в орган государственного жилищного надзора сведения о заключении указанного договора в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

7.2. В случае прекращения или расторжения договора управления многоквартирным домом, заключенного между товариществом собственников жилья и управляющей организацией, товариществом собственников жилья в течение пяти рабочих дней со дня прекращения или расторжения указанного договора представляются в орган государственного жилищного надзора сведения о заключении договора управления многоквартирным домом с другой управляющей организацией или уведомление о начале осуществления товариществом собственников жилья деятельности по управлению многоквартирным домом в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

8. В случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья в течение пяти рабочих дней со дня принятия этого решения товариществом собственников жилья представляются в орган государственного жилищного надзора сведения о прекращении управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.