Меню
Бесплатно
Главная  /  Управление   /  Таможенные платежи в российской федерации. Уплата таможенной пошлины в рамках таможенного союза после вступления россии в вто. Документы, подтверждающие уплату таможенных платежей

Таможенные платежи в российской федерации. Уплата таможенной пошлины в рамках таможенного союза после вступления россии в вто. Документы, подтверждающие уплату таможенных платежей

Таможенные платежи занимают особое место в ряду государственных доходов. История таможенного налогообложения насчитывает более 1000 лет. Издревле на Руси с продаваемых предметов взимались пошлины. Памятник древнерусского права «Русская правда» (свод законов, в котором большое внимание уделялось таможенному налогообложению) свидетельствует, что таможенная плата за торговлю, или пошлина, была законодательно утверждена в IX в., а «мытник», или сборщик пошлин, рассматривался в ней как защитник интересов купцов и их имущества. Наибольшее развитие пошлины получили во времена татаро-монгольского ига, когда в русском языке появилось слово «тамга». В то время все взимаемые при продаже товаров на заставах в городах, селах, слободах, на рынках сборы получили название таможенных, а сборы, которые уплачивались непосредственно на границе, назывались большой тамгой. И лишь со второй половины XVI в. пошлины, взимаемые на границе, стали отличать от внутренних пошлин и записывать в отдельные книги.

На протяжении всей истории России вопросам таможенного налогообложения уделялось большое внимание, что во многом определяется ролью таможенных платежей в развитии национальной промышленности и увеличении доходной части государственного бюджета. В зависимости от политических и экономических условий изменялась и степень вмешательства во внешнеэкономическую сферу. Существовавшая в СССР многие годы государственная монополия на внешнюю торговлю сменилась общепризнанными в мировой практике относящиеся к экономике методам государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД), основная роль в которых принадлежит налоговому регулированию, в свою очередь, базирующемуся на применении таможенных налогов.

Использование таможенных платежей как инструмента налогового регулирования при экспорте служит поддержанию рационального соотношения ввоза и вывоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ, обеспечению условий для интеграции национальной экономики в мировую. Применение таможенных платежей при импорте обусловлено, с одной стороны, проведением политики разумного протекционизма, с другой - направлено на регулирование ввоза продукции, не имеющей отечественных аналогов или производящейся в недостаточном для удовлетворения потребностям внутреннего рынка количестве. Вместе с тем таможенные платежи, как при экспорте, так и при импорте способствуют обеспечению поступлений доходов в .

Таможенные платежи - это пошлины, налоги и сборы, взимаемые таможенными органами с участников внешнеэкономической деятельности при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. В соответствии со ст. 34 таможенные органы пользуются правами, и исполнять обязанности налоговых органов по взиманию таможенных налогов.

Перечень таможенных платежей установлен ст. 318 Таможенного кодекса РФ (далее ТК РФ).

В настоящее время к таможенным платежам относятся:

Ввозная таможенная пошлина;
вывозная таможенная пошлина;
налог на , взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;
, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;
таможенные сборы.

Следует отметить, что с введением в действие с 1 января 2004 г. нового ТК РФ из перечня были исключены такие таможенные платежи, как плата за информирование и консультирование, плата за принятие предварительного решения, плата за участие в таможенных аукционах и др.

Существенное значение для практики таможенного налогообложения имеет деление таможенных платежей на налоги, пошлины и обязательные платежи неналогового характера - таможенные сборы. Согласно Закону РФ «О таможенном тарифе», таможенная пошлина представляет собой обязательный взнос, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Однако вопрос об экономической сущности таможенной пошлины является спорным. Многие экономисты относят таможенную пошлину к категории «налог», поскольку исходя, из определения пошлина предполагает, оказание услуги. Если сравнить стоимость услуг, оказываемых таможенными органами участникам ВЭД, с размерами уплачиваемой ими таможенной пошлины, становится очевидным, что величина последней значительно превосходит эту стоимость. Кроме того, за сам факт таможенного оформления товаров таможенными органами взимаются сборы в установленном размере, которые и являются, по сути, платой за услуги. Таможенный сбор - это платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров. Размер сбора за таможенное оформление, который устанавливается Правительством РФ, ограничен приблизительной стоимостью оказанных услуг и не может превышать 100 тыс. руб. Размеры сборов за таможенное сопровождение дифференцированы в зависимости от расстояния перемещения.

Так, за таможенное сопровождение расстоянием до 50 км взимается сбор в размере 2 тыс. руб., от 50 до 100 км - 3 тыс. руб., от 100 до 200 км - 4 тыс. руб., свыше 200 км - 1 тыс. руб. за каждые 100 км пути, не менее 6 тыс. руб. При таможенном сопровождении морских, речных или воздушных судов размер сбора составляет 20 тыс. руб. и не зависит от расстояния перемещения. Таможенные сборы за хранение на складе временного хранения или на таможенном складе таможенного органа уплачиваются в размере 1 руб. с каждых 100 кг веса товаров в день, а в специально приспособленных помещениях для хранения отдельных видов товаров - 2 руб. с каждых 100 кг веса товаров в день. Таким образом, сравнение таможенных сборов и таможенной пошлины отчетливо демонстрирует налоговую природу последней. Однако с 1 января 2005 г. таможенная пошлина была исключена из состава федеральных налогов (ст. 13 Налогового кодекса РФ) и отнесена к неналоговым доходам федерального бюджета (ст. 51 Бюджетного кодекса РФ).

Таможенные пошлины классифицируются по различным признакам. По объекту обложения пошлины подразделяются на следующие виды:

Вывозные (экспортные) - взимаются при вывозе товаров с таможенной территории государства;
ввозные (импортные) - взимаются при ввозе товаров на таможенную территорию государства и широко применяются во многих странах;
транзитные - взимаются за провоз товара по территории страны. В фискальных целях используются лишь некоторыми развивающимися странами.

Вывозные (экспортные) пошлины на отдельные виды товаров были введены в России вместо действовавшего ранее налога на экспорт. Отмена вывозных пошлин была обусловлена стремлением России стать членом ВТО. В целях стабилизации экономической ситуации, повышения доходов федерального бюджета, а также оперативного регулирования ВЭД взимание вывозных пошлин было возобновлено. В настоящее время экспортные пошлины имеют широкое применение в таможенной практике России и распространяются в основном на топливно-энергетические и другие сырьевые товары (на которые приходится большая часть российского экспорта), а также рыбопродукты, лесоматериалы и др. Применение экспортных пошлин преследует чисто фискальные цели, чем бы ни было аргументировано их введение.

Ввозные (импортные) пошлины в России не применялись. Действовал временный импортный тариф, который охватывал 14 товарных позиций по товарной номенклатуре (ТН) ВЭД. Был принят постоянный импортный тариф, перечень подлежащих налогообложению товаров расширился, а ставки таможенных пошлин были дифференцированы от 5 до 50%. В течение последующих лет ставки ввозных таможенных пошлин на отдельные виды товаров многократно изменялись, как правило, в сторону увеличения. В России произошла унификация импортного тарифа, многие товарные позиции были объединены в группы с едиными ставками таможенных пошлин - 5, 10, 15 и 20%. Согласно Закону РФ «О таможенном тарифе», ставки таможенных пошлин устанавливаются Правительством РФ.

По целям взимания различают фискальные и протекционистские пошлины. Фискальные пошлины выступают в качестве средств бюджетных доходов. Их величина зависит от возможности повышения цены на товар. Протекционистские служат для защиты отечественных товаропроизводителей от иностранной , имеют высокие ставки, затрудняющие ввоз товаров. Однако на практике не существует четкого разграничения между фискальными и протекционистскими пошлинами.

В целях защиты экономических интересов РФ могут устанавливаться особые и сезонные пошлины, которые имеют временный характер. В таможенной практике РФ применяются три вида особых пошлин: специальные, антидемпинговые и компенсационные. Специальные пошлины применяются, если товары импортируются в количествах и на условиях, способных нанести ущерб отечественным производителям подобных товаров, а иногда как ответная мера на дискриминационные действия других государств. Антидемпинговые пошлины применяются к иностранным товарам, которые ввозятся по более низкой цене, чем их нормальная стоимость в стране ввоза, а компенсационные - в случаях ввоза товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии. Антидемпинговые и компенсационные пошлины применяются именно тогда, когда ввоз товаров влечет за собой неблагоприятные последствия для страны-импортера. Кроме того, в соответствии с законодательством РФ о специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров могут быть установлены предварительные специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.

В некоторых случаях для оперативного регулирования ввоза или вывоза отдельных видов товаров могут применяться сезонные пошлины. Ставки сезонных пошлин и перечень товаров, на которые они распространяются, должны быть официально опубликованы не позднее, чем за 30 дней до начала их применения. Срок действия таких пошлин не может превышать 6 месяцев в году. С 2000 г. все средства от взимания таможенных платежей поступают в федеральный бюджет.

Основные элементы и порядок уплаты таможенных платежей

Во взаимоотношениях с зарубежными странами, в том числе со странами СНГ, при взимании косвенных налогов Российская Федерация применяет принцип страны назначения товаров. Согласно этому принципу, налогообложение НДС экспортируемых товаров производится по нулевой ставке, подакцизные товары при экспорте освобождены от уплаты акциза, а при ввозе товаров на территорию РФ НДС и акцизы уплачиваются в порядке, предусмотренном налоговым и таможенным законодательством.

В соответствии с НК РФ в состав плательщиков НДС и акцизов включены лица, признаваемые плательщиками этих налогов в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ. Согласно ст. 328 ТК РФ, плательщиками таможенных платежей являются декларанты и иные лица, на которых возложена обязанность по их уплате. Например, таможенный брокер - при декларировании им товаров по поручению декларанта; владелец склада - в отношении товаров, хранящихся на складе временного хранения. Любое лицо вправе уплатить таможенные платежи за товары, перемещаемые через таможенную границу. Таким образом, в отличие от уплаты косвенных налогов при реализации товаров на территории РФ плательщиком НДС и акцизов при ввозе товаров на таможенную территорию РФ выступает не продавец, а покупатель-импортер.

При взимании косвенных налогов по ввозимым товарам применяются единые ставки акцизов (установлены ) и НДС (10 и 18%), действующие на территории РФ. При этом ставки таможенных пошлин, налогов не подлежат изменению в зависимости от статуса лиц, перемещающих товары через таможенную границу РФ, видов сделок, страны происхождения ввозимых товаров и других факторов. При ввозе некоторых товаров на таможенную территорию РФ Налоговым кодексом предусмотрено освобождение от уплаты НДС.

В настоящее время ставки ввозных таможенных пошлин утверждены Постановлением Правительства № 718 «О Таможенном тарифе РФ и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности». Ставки вывозных пошлин установлены многочисленными постановлениями Правительства РФ и объединены в Приказе ГТК России № 865 «О ставках вывозных таможенных пошлин».

Срок уплаты. При ввозе товаров в РФ таможенные платежи уплачиваются не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган вместе их прибытия на таможенную территорию РФ или со дня завершения процедуры внутреннего таможенного транзита. В случае Нарушения сроков уплаты таможенных платежей взимаются пени в размере одной трехсотой ставки Центрального банка РФ от суммы недоимки за каждый день просрочки. По письменному заявлению налогоплательщика при наличии оснований, предусмотренных таможенным законодательством РФ, сроки уплаты таможенных налогов могут быть изменены. Формами изменения сроков их уплаты являются отсрочка или рассрочка, которые предоставляются на срок от 1 до 6 месяцев.

Основаниями для предоставления отсрочки (рассрочки) являются:

Причинение плательщику ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
задержка плательщику финансирования из федерального бюджета или оплаты выполненного государственного заказа;
перемещение через таможенную границу товаров, подвергающихся быстрой порче;
осуществление плательщиком поставок по межправительственным соглашениям.

В случае получения отсрочки или рассрочки декларант обязан обеспечить уплату таможенных платежей одним из следующих способов: залогом товаров и иного имущества, банковской гарантией, внесением в кассу, на счет таможенного органа в федеральном казначействе (денежный залог) или поручительством. Размер обеспечения в этом случае определяется таможенным органом исходя из сумм таможенных платежей, процентов, подлежащих уплате при выпуске товаров для свободного обращения. За предоставление отсрочки (рассрочки) взимаются проценты, начисляемые на сумму задолженности исходя из ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей в период отсрочки (рассрочки).

Порядок уплаты. Уплата таможенных платежей производится таможенному органу РФ, а в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, - государственному предприятию связи, которое перечисляет указанные платежи на счета таможенных органов РФ. По желанию плательщика таможенные налоги уплачиваются как в валюте РФ, так и в иностранных валютах, курсы которых котируются Центральным банком РФ. Пересчет иностранной валюты в валюту РФ производится по курсу ЦБ РФ, действующему на день принятия таможенной декларации к таможенному оформлению, а в случаях, когда обязанность уплаты таможенных платежей не связана с подачей таможенной декларации, - на день фактической уплаты. Таможенные платежи могут быть уплачены как в безналичном порядке, так и наличными денежными средствами в кассу таможенного органа в пределах сумм, установленных валютным законодательством РФ. В целях совершенствования системы уплаты таможенных платежей в РФ введена технология расчетов с применением таможенных карт.

Обязанность по уплате таможенных платежей прекращается с момента списания денежных средств со счета плательщика в банке, или внесения наличных денежных средств в кассу таможенного органа, в случаях зачета в счет уплаты таможенных платежей излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных налогов, авансовых платежей и других сумм обеспечения уплаты таможенных платежей.

Особенности исчисления таможенных платежей при различных таможенных режимах

Ввоз и вывоз товаров может преследовать различные цели и задачи. В этой связи законодательством разработаны различные таможенные режимы. Таможенный режим - это таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров таможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании ВЭД, а также статус товаров для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории РФ или за ее пределами.

В целях таможенного регулирования Таможенным кодексом РФ предусмотрены следующие виды таможенных режимов:

Основные режимы - выпуск для внутреннего потребления, экспорт, международный таможенный транзит;
экономические режимы - переработка на таможенной территории, переработка для внутреннего потребления и переработка вне таможенной территории, временный ввоз, таможенный склад, свободная таможенная зона (свободный склад);
завершающие режимы - реимпорт, реэкспорт, уничтожение, отказ в пользу государства;
специальные режимы - временный вывоз, беспошлинная торговля, перемещение припасов и иные специальные таможенные режимы.

Если товары ввозятся для производственных нужд организаций, а также для реализации населению, применяется таможенный режим выпуска товаров для внутреннего потребления. В соответствии с требованиями этого режима ввозимые товары которые остаются на таможенной территории РФ без обязательства об их вывозе при условии уплаты в полном объеме ввозной таможенной пошлины, акцизов и НДС.

Исчисление ввозной таможенной пошлины производится по формуле:

По адвалорным ставкам:

Пu = Тс х Сn%

Где Tc - таможенная стоимость товара; Сn% - ставка пошлины в процентах;

По специфическим ставкам:

Пu=О х Сn х Ke,

Где О - количественная характеристика товара в натуральном выражении;

Cn - ставка таможенной пошлины евро за единицу товара; Ke - курс евро, установленный Банком России на дату принятия таможенной декларации.

При применении комбинированных ставок сначала определяется размер таможенной пошлины по адвалорной ставке, затем по специфической ставке. Для определения таможенной пошлины, подлежащей уплате, используется наибольшая из полученных величин или их сумма - в зависимости от вида применяемой комбинированной ставки.

Суммы акциза, фактически уплаченные при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию РФ, учитываются в их стоимости. Однако в случаях использования таких товаров в качестве основного сырья для производства других подакцизных товаров суммы акциза, уплаченные при их ввозе в режиме выпуска для внутреннего потребления, подлежат налоговому вычету. Вычетам также подлежат суммы акциза, уплаченные собственником давальческого сырья (материалов) при ввозе этого сырья (материалов) на таможенную территорию РФ, выпущенного в свободное обращение. Для подтверждения права на налоговый вычет налогоплательщик должен представить в налоговый орган контракт и грузовую таможенную декларацию (или копии), а также платежные документы, подтверждающие факт оплаты акциза при выпуске ввезенных товаров в свободное обращение на территории РФ.

Исчисление НДС по ввозимым товарам производится по следующей формуле:

H= (Tc + Пu + A) х Сн

Где H- сумма налога на добавленную стоимость; Tc - таможенная стоимость ввозимого товара; Пu- сумма ввозной таможенной пошлины; А - сумма акциза; Cн - ставка НДС.

Таможенный режим временного ввоза применяется в случаях, когда иностранные товары находятся на таможенной территории РФ в течение ограниченного периода времени с условием последующего вывоза. Разрешение на временный ввоз предоставляется таможенным органом РФ на срок не более двух лет. При временном ввозе предусмотрено полное или частичное освобождение от таможенных пошлин и налогов. Случаи полного освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов определяются Правительством РФ.

При частичном освобождении расчет общей суммы таможенных платежей производится по формуле:

Собщ = (Пu + НДС + A) x 3% x М1,

Где Пu, НДС, А - суммы ввозной таможенной пошлины, НДС и акциза соответственно, рассчитанных по ставкам, действующим на день принятия грузовой таможенной декларации в режиме временного ввоза; М1, - количество месяцев временного ввоза.

Исчисление НДС и акцизов при помещении товаров под другие таможенные режимы следует осуществлять с учетом особенностей, установленных Таможенным и Налоговым кодексами РФ. При помещении товаров под таможенные режимы транзита, таможенного склада, реэкспорта беспошлинной торговли, свободного склада, перемещения припасов, уничтожения и отказа в пользу государства таможенные пошлины и налоги не уплачиваются.

Существенным моментом для практики таможенного налогообложения является то, что суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории, подлежат налоговому вычету. Это относится к товарам, которые приобретены для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения НДС, а также для перепродажи. При этом налоговый вычет производится по мере принятия товаров к учету вне зависимости от оплаты их стоимости иностранным поставщикам.

В заключение следует отметить, что новации в области таможенного налогообложения, предусмотренные в новом Таможенном кодексе РФ, существенно упрощают таможенные процедуры и направлены на расширение института последующего таможенного контроля с учетом дифференцированного подхода к его осуществлению, а также способствуют созданию наиболее благоприятных условий для осуществления внешнеэкономической деятельности.

В целях дальнейшего совершенствования таможенного налогообложения представляется целесообразным предусмотреть в порядке уплаты таможенных платежей их зачисление непосредственно в федеральный бюджет, минуя промежуточную стадию прохождения по счетам таможенных органов. Вместе с тем необходимо разработать критерии оценки эффективности работы сотрудников таможенных органов, учитывающие качество исполнения ими обязанностей по контролю над соблюдением таможенного законодательства, полноты и своевременности уплаты таможенных платежей в бюджет.


ПЛАТЕЛЬЩИКИ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
Под плательщиками таможенных платежей понимаются лица, обязанные в соответствии с таможенным законодательством и в установленные им сроки уплачивать необходимые таможенные пошлины и налоги.
Плательщики несут ответственность за уплату таможенных платежей (ст. 320 ТК РФ).
ТК РФ допускает уплату таможенных платежей за товары, перемещаемые через таможенную границу любыми лицами. Вместе с тем "любые лица" не могут рассматриваться в качестве плательщиков таможенных платежей, поскольку уплата платежа это их право, но не обязанность.

В случае неуплаты таможенных платежей в установленный срок, таможенный орган будет требовать исполнения соответствующей обязанности только от лиц ответственных за уплату платежа (пункт 2 ст. 348 ТК РФ).

В соответствии со статьей 320 и пунктом 1 ст. 328 ТК РФ всех плательщиков таможенных платежей можно разделить на несколько самостоятельных групп.

1. Обязательные плательщики таможенных платежей.
Обязательными плательщиками таможенных платежей являются декларанты и таможенные брокеры. Данные лица рассматриваются в качестве обязательных плательщиков таможенных платежей, в виду участия в таможенных операциях и процедурах (таможенное оформление товаров), требования которых предусматривают уплату таможенных платежей.

2. Возможные плательщики таможенных платежей. Данная категория плательщиков может рассматриваться в качестве таковых только при наличии определенных обстоятельств (как правило, отличных от факта законного перемещения товаров через таможенную границу), с которыми ТК РФ связывает возникновение обязанности по уплате таможенных платежей.

К числу возможных плательщиков таможенных платежей относятся:
- лицо, осуществляющее грузовые операции, при прибытии товаров на таможенную территорию РФ, в случае утраты товаров либо передачи их третьим лицам без разрешения таможенных органов при разгрузке и перегрузке (перевалке) товаров в морском, речном порту в месте прибытия ( .);
- перевозчик товаров по процедуре внутреннего таможенного транзита (таможенный перевозчик, международный перевозчик или иное лицо, получившее разрешение на внутренний таможенный транзит) либо экспедитор, в случае недоставки иностранных товаров в таможенный орган назначения (пункт 1 ст. 90 ТК РФ);
- владелец склада временного хранения, в случае утраты хранящихся товаров либо их выдачи без разрешения таможенного органа (пункт 2 ст. 112 ТК РФ), а также иное лицо, осуществляющее временное хранение иностранных товаров (железная дорога - пункт 3 ст. 116 ТК РФ; получатель товаров - пункт 3 ст. 117 ТК РФ);
- владелец таможенного склада, в случае утраты хранящихся товаров либо их выдачи без разрешения таможенного органа (пункт 2 ст. 230 ТК РФ);
- лицо, получившее разрешение на переработку товаров на таможенной территории или лицо, которому передано разрешение на переработку (пункт 7 ст. 179 ТК РФ);
- лицо, получившее разрешение на переработку товаров для внутреннего потребления (пункт 6 ст. 192 ТК РФ);
- лицо, получившее разрешение на переработку товаров вне таможенной территории (пункт 5 ст. 203 ТК РФ);
- лицо, получившее разрешение на временный ввоз, или лицо, которому переданы временно ввезенные товары (пункт 7 ст. 212 ТК РФ);
- лицо, поместившее товары под таможенный режим временного вывоза (ст. 257 ТК РФ);
- владелец магазина беспошлинной торговли (пункт 2 ст. 262 ТК РФ);
- лица, незаконно перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу (пункт 4 ст. 320 ТК РФ);
- лица, участвующие в незаконном перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения (пункт 4 ст. 320 ТК РФ);
- лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары и транспортные средства, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности такого ввоза (пункт 4 ст. 320 ТК РФ), то есть недобросовестные приобретатели товаров;
- организация почтовой связи, утратившая или выдавшая без разрешения таможенного органа международные почтовые отправления (пункт 5 ст. 295 ТК РФ).

ИСЧИСЛЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
Таможенные пошлины, налоги исчисляются плательщиком. Исключения из данного правила составляют следующие случаи:
- выставление таможенным органом требования об уплате таможенных платежей;
- исчисление таможенным органом таможенных платежей при перемещении товаров в международных почтовых отправлениях;
- дополнительные начисления таможенных платежей таможенным органом по результатам проверки сведений, заявленных декларантом. Дополнительные начисления возможны, например, в случаях:
- установления недостоверности сведений о стране происхождения товаров;
- установления нарушений правил классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;
- самостоятельного определения таможенным органом таможенной стоимости товаров;
- самостоятельного определения таможенным органом количества товаров.

Исчисление сумм подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов производится в валюте РФ. Вместе с тем, по выбору плательщика, таможенные пошлины, налоги могут уплачиваться как в валюте РФ, так и в иностранных валютах, курсы которых котируются ЦБ РФ.

Пересчет валюты РФ в иностранную валюту для целей уплаты таможенных пошлин, налогов, исчисленных в валюте РФ, производится по курсу, действующему на день принятия таможенным органом таможенной декларации, а в случаях, когда обязанность уплаты таможенных пошлин, налогов не связана с подачей таможенной декларации, - на день фактической уплаты.

Как правило, для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом. Исключения из данного правила составляют случаи:
- выпуска товаров до подачи таможенной декларации;
- уплаты таможенных пошлин в отношении товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом;
- уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу РФ либо использованных на таможенной территории РФ в нарушение требований таможенных процедур внутреннего таможенного транзита или временного хранения.

СРОКИ УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
Сроком уплаты таможенных платежей является период времени, в течение которого требуется уплатить необходимые суммы или событие, с возникновением которого, ТК РФ связывает необходимость уплаты таможенных платежей.

В соответствии со статьей 329 ТК РФ существуют следующие виды сроков уплаты таможенных платежей:
1. При ввозе товаров на таможенную территорию РФ - 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия или 15 дней со дня завершения внутреннего таможенного транзита , если место таможенного декларирования отлично от места прибытия товаров на таможенную территорию. При этом, совпадение сроков уплаты платежей со сроком подачи таможенной декларации (см. пункт 1 ст. 129 ТК РФ) не должно отождествляться, так как момент принятия декларации, в случае ее подачи, например, на второй или на третий день, не завершает течение срока уплаты платежа.

2. При вывозе товаров , срок уплаты таможенных платежей не имеет как такового периода и определен событием, с которым связано, в том числе возникновение обязанности по уплате таможенных платежей, а именно, подачей таможенной декларации (подпункт 2 пункта 1 ст. 319 и пункт 2 ст. 329 ТК РФ).
Отдельные исключения из этого правила предусмотрены в случаях применения периодического временного декларирования российских товаров (ст. 138 ТК РФ), а также при перемещении товаров трубопроводным транспортом (ст. 312 ТК РФ).

3. При изменении таможенного режима таможенные платежи должны быть уплачены не позднее дня завершения действия изменяемого таможенного режима (например, день истечения срока хранения товаров в режиме таможенного склада - абзац 1 пункта 1 ст. 223 ТК РФ).

4. При нецелевом использовании условно выпущенных товаров , сроком уплаты таможенных платежей является первый день, когда лицом были нарушены ограничения по пользованию и распоряжению товарами (например, продажа товаров, ввезенных в качестве вклада иностранного инвестора в уставный (складочный) капитал организаций с иностранными инвестициями или продажа товара, ввезенного в качестве гуманитарной помощи). Если такой день установить невозможно, сроком уплаты таможенных платежей считается день принятия таможенным органом таможенной декларации при условном выпуске данных товаров.

5. При нарушении требований и условий таможенных процедур, которое влечет за собой обязанность уплаты таможенных платежей, сроком такой уплаты считается день совершения данного нарушения (например, утрата или выдача без разрешения таможенного органа товаров, перевозимых по процедуре внутреннего таможенного транзита, хранящихся на складе временного хранения, или помещенных под таможенного склада, магазина беспошлинной торговли). Если такой день установить невозможно, сроком уплаты таможенных платежей считается день начала действия соответствующей таможенной процедуры (например, день прибытия товаров на таможенную территорию - пункт 2 ст. 77 ТК РФ, день получения письменного разрешения на внутренний таможенный транзит - ст. 80 ТК РФ, день завершения внутреннего таможенного транзита - пункт 4 ст. 103, день помещения товаров под избранный таможенный режим - пункт 3 ст. 157 ТК РФ).

6. Сроки уплаты таможенных платежей в случае применения специальных таможенных процедур, установлены для каждой такой процедуры в отдельности. Например, физические лица, перемещающие товары в ручной клади и сопровождаемом багаже , уплачивают таможенные платежи непосредственно при следовании через Государственную границу Российской Федерации (пункт 1 ст. 287 и пункт 1 ст. 286 ТК РФ).

7. Сроки уплаты таможенных платежей, устанавливаемые для отдельных случаев таможенными органами или заинтересованными лицами, с согласия таможенных органов. Например, сроки уплаты таможенных платежей, в отношении временно ввезенных товаров (при уплате периодических сумм таможенных пошлин, налогов - пункт 3 ст. 212 ТК РФ), сроки предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей (пункты 6, 7 ст. 333 ТК РФ).

8. Сроки уплаты таможенных платежей в отношении незаконно ввезенных товаров, обнаруженных у их приобретателей (организаций, осуществляющих оптовую или розничную продажу ввезенных товаров) на территории РФ. В соответствии с пунктами 2, 4 ст. 391 ТК РФ товары рассматриваются выпущенными для свободного обращения, если лица уплачивают таможенные платежи не позднее пяти дней со дня обнаружения у них .

ТК РФ предусматривается изменение срока уплаты таможенных пошлин, налогов в форме отсрочки либо рассрочки .
Отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин, налогов может предоставляться по одному или нескольким видам таможенных пошлин, налогов, а также в отношении всей суммы, подлежащей уплате, либо ее части.

Предоставление отсрочки либо рассрочки возможно на срок от одного до шести месяцев и при наличии одного из следующих оснований:
- причинения плательщику ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
- задержки плательщику финансирования из федерального бюджета или оплаты выполненного плательщиком государственного заказа;
- перемещения плательщиком через таможенную границу товаров, являющихся товарами, подвергающимися быстрой порче;
- осуществления плательщиком поставок по межправительственным соглашениям.

В случаях возбуждения в отношении плательщика уголовного дела, по признакам таможенного преступления или возбуждения процедуры банкротства, таможенный орган отказывает в выдаче разрешения либо отменяет ранее принятое решение об изменении срока уплаты таможенных платежей.

Изменение срока уплаты таможенных пошлин, налогов сопровождается:
- взиманием процентов (начисляемых на сумму задолженности), исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период отсрочки или рассрочки;
- обеспечением уплаты таможенных платежей.

ИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
Исполнение обязанности по уплате таможенных платежей - совершение плательщиком действий, освобождающих его от обязанности по уплате платежа в отношении перечисленной суммы.

При соблюдении требований таможенных операций и процедур, дата уплаты таможенного платежа не должна превышать установленные сроки уплаты. Иначе, в части превышения таких сроков, образуется недоимка , с которой взимается определенный процент (пени), за просрочку уплаты таможенного платежа.

22. Таможенные платежи - налоги, сборы и иные обязательные платежи, взимаемые таможенными органами при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ и в других установленных законодательством случаях.

К таможенным платежам относятся:

1) ввозная таможенная пошлина;

2) вывозная таможенная пошлина;

3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;

4) акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;

5) таможенные сборы.

"Таможенный кодекс Таможенного союза" (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (ред. от 16.04.2010)Раздел 2. Таможенные платежи

"Таможенный кодекс Российской Федерации" (утв. ВС РФ 18.06.1993 N 5221-1) (ред. от 26.06.2008)Раздел III. ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ

Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "О таможенном регулировании в Российской Федерации"Раздел II. Таможенные платежи

"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 31.01.2012)Статья 16.22. Нарушение сроков уплаты таможенных платежей

"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 07.12.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 06.01.2012)Статья 194. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица

Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 331 (ред. от 23.09.2011) "Об утверждении перечня товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также об условиях такого освобождения, включая его предельные сроки"

Решение Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 728 "О порядке применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза"

Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 21.05.2010 "Об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин"

Все перечисленные платежи взимаются российскими таможенными органами и учреждениями. Это обстоятельство их объединяет. Платежи различаются как по юридической природе, так и по экономическому содержанию. Среди них есть налоги (таможенная пошлина, НДС, акцизы) и обязательные платежи неналогового характера (платы, таможенные сборы и др.). Такое деление таможенных платежей имеет существенное значение для практики таможенного регулирования. Например, только по таможенным платежам, имеющим налоговую природу, может быть предоставлена отсрочка или рассрочка в уплате.

Средства, получаемые от таможенных платежей, поступают в федеральный бюджет России. На величину таможенных платежей влияет целый комплекс разнообразных факторов, которые различаются в зависимости от перечисленных выше конкретных видов таможенных платежей.

В соответствии с законодательством России о мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами могут устанавливаться специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины. Они используются в качестве мер защиты экономических интересов российских производителей товаров и связи с возросшим импортом, демпинговым импортом или субсидируемым импортом на таможенную территорию России. Названные пошлины применяются независимо от ввозной таможенной пошлины по правилам, установленным для последней. Возможно, это обстоятельство не позволило законодателю включить особые виды таможенных пошлин в число таможенных платежей.

Функции таможенных платежей

Активное использование института таможенных платежей серьезно повышает их значимость для государства. Это позволяет им выполнить различные функции, которые при всем многообразии могут быть объединены в две основные: регулирующую и фискальную. В то же время не следует отрицать наличие иных функций, в том числе контрольной, статистической, балансировочной и др.

    1. Таможенная пошлина

Таможенная пошлина - обязательный взнос (платеж), взимаемый таможенными органами страны при ввозе (вывозе) товара на ее таможенную территорию и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза (вывоза). Размер таможенной пошлины определяется таможенным тарифом.

Таможенная пошлина - это одна из разновидностей косвенных налогов, которым облагается внешнеторговый оборот при перемещении товаров через таможенную границу. Уплата таможенной пошлины носит обязательный характер. Ставки ввозных таможенных пошлин применяются дифференцированно в зависимости от страны происхождения товара.

В России применяются следующие виды ставок пошлин:

1) адвалорные (взимаются в процентах от таможенной стоимости);

2) специфические (устанавливаются в виде конкретной (твердой) денежной суммы за единицу (веса, объема, штуки и др.) товара);

3) комбинированные(сочетающие обе ставки)

По адвалорным ставкам облагаются сырье, продовольствие, по специфическим ставкам - готовые изделия.

Законом предусмотрены также сезонные и особые пошлины. Для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров Правительством РФ могут устанавливаться сезонные пошлины. При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются. Срок действия сезонных таможенных пошлин не может превышать шести месяцев в году.

Применение сезонных пошлин позволяет государству более эффективно регулировать импорт и экспорт таких товаров в определенное время года.

Для защиты внутреннего рынка и отечественных производителей от импорта определенного товара используются особые виды пошлин, по которым предусмотрена особая процедура применения. В зависимости от цели применения особых пошлин они делятся на специальные пошлины; антидемпинговые пошлины; компенсационные пошлины.

Специальные пошлины применяются: в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию РФ в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров; как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы РФ, со стороны других государств или их союзов.

Антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в РФ.

Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров, при производстве или ввозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в РФ.

Применение субсидий приводит к искусственному занижению затрат, а соответственно, и цен на экспортируемые товары (в том числе и в Россию). Размер компенсационных пошлин определяется величиной субсидии.

Следует отметить, что Россия фактически не использует на практике специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины для защиты внутреннего рынка и отечественного производителя от нежелательного для страны импорта товаров, хотя актуальность решения этой проблемы с позиций необходимости обеспечения экономической безопасности страны постоянно возрастает. Вышеуказанные виды пошлин могут применяться в любое время года, т.е. являются круглогодичными.

Валюта, в которой исчисляются таможенные пошлины, должна соответствовать валюте, в которой заявлена таможенная стоимость облагаемого товара.

При исчислении таможенной пошлины, подлежащей уплате при таможенном оформлении товаров, применяются различные методы. Методы исчисления зависят от того, по каким видам ставок облагается товар таможенными пошлинами: по адвалорным, по специфическим или по комбинированным.

В соответствии с Конституцией РФ, таможенное регулирование находится в исключительном ведении Российской Федерации.

Государственный бюджет любой страны, как правило, основывается на налоговых и таможенных платежах. Таможенные платежи представляют собой денежные средства, взимаемые таможенными органами с лиц, участвующих в процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. Уплата платежей является одним из основных условий операций, связанных с внешней торговлей.

Таможенные платежи взимаются с юридических, физических лиц, а также с индивидуальных предпринимателей. Лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов, является декларант. Если декларирование производится таможенным брокером (представителем), он является ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов. Ответственными за уплату таможенных пошлин, налогов являются владелец склада временного хранения, владелец таможенного склада, перевозчик, лица, на которых возложена обязанность по соблюдению таможенного режима.

При неуплате таможенных пошлин, налогов, в т.ч. при неправильном их исчислении и (или) несвоевременной уплате, ответственность перед таможенными органами несет лицо, ответственное за уплату таможенных пошлин, налогов.

Виды, классификация таможенных платежей

В соответствии с главой 9 ст.70 Таможенного кодекса Таможенного союза к числу таможенных платежей относятся:

ввозная таможенная пошлина;

вывозная таможенная пошлина;

налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;

таможенные сборы.

Таможенные платежи взимаются, если они установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Все таможенные платежи объединяются тем, что все они взимаются, таможенными органами в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. Среди таможенных платежей отдельно выделяют налоговые платежи - это налог на добавленную стоимость, акцизы и обязательные платежи неналогового характера - таможенные сборы.

Таможенные платежи взимаются только в том случае, если они установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования таможенных органов и должностных лиц об уплате иных видов таможенных платежей, не предусмотренных ст.70 ТК ТС, являются незаконными. Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, устанавливаемые в соответствии с законодательством РФ о мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами, взимаются по правилам, предусмотренным ТК ТС для взимания ввозной таможенной пошлины, а также специальным законодательством ФЗ РФ от 21.05.1993 N 5003-I «О таможенном тарифе». Применение специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин является ограничением экономического характера, пошлины взимаются в отношении товаров, помещаемых под таможенные режимы, предусматривающие применение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Таможенные платежи в рамках внешнеэкономических отношений могут рассматриваться как:

Как способ регулирования внешнеэкономической деятельности;

Таможенные платежи - это таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость (НДС), акциз, таможенные сборы и другие платежи, предусмотренные таможенным законодательством (законодательством о налогах и сборах, законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, законодательством о валютном регулировании и валютном контроле и т.д.) и взимаемые в установленном порядке таможенными органами РФ, в целях осуществления таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Таможенные платежи - налоги, сборы, пошлины и иные платежи, взимаемые таможенными органами при:

перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ;

выполнении действий, способствующих (сопутствующих) данному перемещению.

Таможенный кодекс выделяет самостоятельные группы таможенных пошлин ввозные и вывозные. Федеральный закон РФ «О таможенном тарифе» подразумевает под понятием «пошлина» не только ввозную и вывозную таможенные пошлины, но и иные виды пошлин, взимаемых таможенными органами:

сезонные,

специальные,

антидемпинговые,

компенсационные.

В рамках таможенного законодательства, законодательства РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, законодательства РФ о мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли проводится следующая классификация таможенных пошлин (рисунок 1, 2,3):

Рисунок 1 - классификация таможенных пошлин в зависимости от направления перемещения товаров и транспортных средств


Рисунок 2 - классификация таможенных пошлин в зависимости от способа взимания


Рисунок 3 - классификация таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров

С целью защиты экономических интересов РФ по отношению к товарам, ввозимым на таможенную территорию РФ, могут временно применяться особые виды платежей:

Специальные пошлины - применяются:

В качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию РФ в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих наносить ущерб отечественным товаропроизводителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров;

В качестве ответной меры на дискриминационные или иные действия, ущемляющие интересы РФ со стороны других государств или союзов;

Антидемпинговые таможенные пошлины - пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров по цене более низкой, чем их нормальная рыночная стоимость в стране вывоза в момент ввоза на таможенную территорию РФ, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в РФ.

Компенсационная таможенная пошлина - это таможенный платеж, взимаемый в случаях ввоза на таможенную территорию страны товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии. Компенсационные таможенные пошлины взимаются, если такой ввоз наносит или может нанести ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров.

Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о мерах по защите экономических интересов Российской Федерации, при осуществлении внешней торговли товарами к таможенным платежам не относятся. Они взимаются по правилам, предусмотренным ТК ТС для взимания ввозной таможенной пошлины. Также они представляют отдельный предмет регулирования Федерального закона от 08.12.2003 N 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», ФЗ Российской Федерации «О таможенном тарифе» и относятся к особым видам пошлин.

Существует таможенная пошлина - сумма ввозных таможенных пошлин, подлежащая возврату плательщику при вывозе готовой продукции, приобретенной в итоге обработки или же переработки раньше ввезенных и оплаченных пошлиной продуктов.

Налог на добавленную стоимость (НДС) - косвенный налог, форма изъятия в бюджет страны части добавленной цены, которая формируется на всех стадиях процесса изготовления продуктов, и вносится в бюджет по мере реализации. Порядок исчисления налога и его уплаты сначала был определён законодательством «О налоге на добавленную стоимость», регулируется главой 21 Налогового кодекса РФ.

Акциз - косвенный федеральный налог, устанавливаемый большей частью на предметы глобального употребления. Порядок исчисления налога и его уплаты регулируется главой 22 Налогового кодекса РФ.

Таможенные сборы за таможенное оформление - это оплата, взимаемая таможней сверх таможенных пошлин, связанная с таможенным оформлением грузов. Таможенный сбор - это оплата за таможенное оформление транспортных средств и продуктов, взимаемая в государственной денежной единице.

К таможенным платежам относятся: таможенная пошлина, НДС, акциз, таможенные сборы и иные платежи, предусмотренные таможенным законодательством и взимаемые, в установленном порядке таможенными органами РФ в целях воплощения таможенно_тарифного регулировки внешнеэкономической работы.

Таможенные платежи возможно систематизировать:

  • * в зависимости от направленности движения продуктов и транспортных средств,
  • * в зависимости от метода взимания,
  • * в зависимости от государства происхождения продуктов.

Еще используются особенные облики платежей, взимаемые с целью обороны финансовых интересов РФ по отношению к товарам, ввозимым на таможенную землю РФ.

Таможенный платеж – это обязательная пошлина, взимаемая таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу.

Такое определение дается в 4 статье Таможенного кодекса таможенного союза (ред. от 08.05.2015). Исходя из него, можно сделать вывод, что таможенными платежами признается оплата, которая выплачивается представителем таможни при перевозке товара через границу России.

Виды таможенных платежей

Основным документом, регулирующим действия в отношении таможенных платежей, является Таможенный кодекс таможенного союза (далее по тексту – ТК ТС), который был принят Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17.

В статье 70 ТК ТС расписаны платежи, которые законом отнесены к таможенным:

  1. НДС , который начисляется при ввозе товаров на территорию таможенного союза – это разновидность налога, который начисляется на товар импортируемый (ввозимый) на территорию стран таможенного союза (в апреле 2017 года в состав стран-участниц таможенного союза входят: Россия, Казахстан, Белоруссия, Армения, Киргизия).
  2. Акциз (акцизы) , начисленный по тем же причинам, что и НДС – это разновидность налога, который начисляется на товар импортируемый (ввозимый) на территорию стран таможенного союза.
  3. – это платежи, которые выплачиваются при ввозе товаров на территории России.
  4. Вывозная таможенная пошлина – это платежи, которые выплачиваются при вывозе товаров из страны.
  5. Таможенные сборы (например: сбор за таможенное оформление, сбор за хранение товаров, сбор за таможенное сопровождение товаров).

Таким образом, при использовании термина «таможенный платеж» могут подразумевать каждый из перечисленных видов. Это основной перечень платежей, однако на практике встречаются выплаты к казну государства, связанные с перевозом товаров через границу, которые не прописаны в ТК ТС. Такие платежи можно отнести к сопутствующим таможенным платежам. К ним относятся: оплата консультаций, сбор за лицензию, оплата за участие в таможенных аукционах и т.д.

Большую долю в бюджете государства любой страны являются оплаты ввозной и вывозной таможенных пошлин, а так же НДС и акциза на импорт (ввоз) товаров через границу страны. Соответственно, можно сделать вывод, что эти платежи будут основной составляющей расходной части, в результате перевоза товара через границу. В результате чего, судебная практика распространена среди неуплаты (или уклонения от уплаты) этих таможенных платежей.

Порядок уплаты таможенных платежей

Основной порядок уплаты таможенных выплат продиктован статьей 84 ТК ТС. Плательщиками этой пошлины является декларант – это участник внешнеэкономической деятельности. Им может быть как юридическое, так и физическое лицо. Рассчитывать суммы подлежащие оплате обязаны декларанты, (статья 76 ТК ТС), однако, в случае международных почтовых отправлений эту обязанность выполняет государственный орган (почта), без подачи декларации.

В остальных случаях заполнения декларации обязательно. В случае, когда товар завозится на территорию страны, ввозные пошлины оплачивает импортер – сторона, которая привезла этот товар в Россию. Когда товар, напротив, вывозится из страны, то вывозные пошлины оплачивает стороны, которая вывозят товар.

При ввозе товаров на территорию таможенного союза, начисленные таможенные пошлины подлежат перечислению на единый счет уполномоченного органа той страны, в которой пользу которой он начисляется. После чего общая сумма ввозных таможенных пошлин распределяется между государствами-участниками таможенного союза в пропорциях, установленных договорными соглашениями. На сегодняшний день пропорции таковы:

  • Республика Казахстан – 7,33%;
  • Республика Беларусь – 4,70%;
  • Российская Федерация – 87,97%.

Если речь идет о временном ввозе товара на территорию РФ, то в этом случает ввозную таможенную пошлину платить не надо. В некоторых случаях импортер уплачивает этот вид платежа, но при дальнейшем вывозе товара с территории России, эта пошлина возвращается. Так же освобождаются от уплаты ввозных таможенных пошлин товары российского производства, которые ранее были вывезены с территории страны и по каким-либо обстоятельствам возвращаются обратно, без изменения качественных характеристик товара.

Следует помнить, что таможенные платежи выплачиваются в валюте страны, в которой подлежат уплате. В России – это российский рубль, при этом платеж осуществляется безналичным переводом на счет Федерального казначейства.

Но для физических лиц существуют возможность наличного расчета в кассу таможенного органа.

Статьей 73 ТК ТС предусмотрена возможность уплаты авансовых платежей в счет оплаты будущих товарных пошлин. Оплачиваются они, так же, в валюте государства, в котором предстоят начисления пошлин.

Примечательным аспектом является возможность запроса у таможенных органов отчета о расходовании авансовых отчетов. Отчет предоставляется в письменной форме. Но оплата авансов по таможенным платежам – это редкость, потому что очень часто платежи списываются в Федеральный бюджет в составе прочих доходов. Чаще всего это происходит в случаях, когда таможенными органами признается окончание периода «хранения» платежа на своих счетах, хоть законом и не предусмотрены сроки для авансовых платежей. При расчете суммы таможенного платежа декларант стакивается с тремя видами ставок:

  • адвалорная – это ставка, установленная в виде процента от таможенной стоимости товара;
  • специфическая – это ставка, установленная в виде фиксированной суммы за единицу измерения товара (литр, килограмм и т.д.);
  • комбинированная – это ставка, объединяющая в себе характеристика адвалорной и специфической ставок.

Сами проценты ставок, установлены Единым таможенным тарифом Таможенного союза – ЕТТ ТС (утвержден решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. № 54). В отличие от таможенных пошлин и сборов, ставки и суммы которых определены таможенным тарифом, ставка по НДС и акцизы, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза, определяется Налоговым кодексом РФ (далее по тексту – НК РФ). Пунктом 2, 3 и 5 ст. 164 НК РФ определено, что при ввозе товаров на территорию России, применяются налоговые ставки в размере 10% и 18%. Акцизные ставки, в свою очередь, определяется статьей 193 НК РФ.

Структура таможенных платежей

За 9 месяцев 2016 года поступление в бюджет России по таможенным платежам составил 3 218,50 млрд. рублей, когда как общая сумма, поступившая в Федеральный бюджет, составила 10 440,60 млрд. рублей. Таким образом, доход страны за этот период на 30,8% составили именно таможенные платежи.

Структура этого вида пошлин за анализируемый период имеет следующий вид:

  • ввозная таможенная пошлина – 0,1 млрд. рублей;
  • вывозная таможенная пошлина – 1 609,30 млрд. рублей;
  • таможенный сбор – 13,8 млрд. рублей;
  • НДС – 1 545,90 млрд. рублей;
  • акциз – 45,90 млрд. рублей;
  • прочие таможенные платежи – 3,50 млрд. рублей.

В данной ситуации следует помнить, что ввозная таможенная пошлина распределяется в виде долей между странами-учасниками таможенного союза.

Данные предоставленные Федеральной таможенной службой, свидетельствуют о том, что основу структуры таможенных платежей, за 9 месяцев 2016 года, составляет ввозная таможенная пошлина (50% от общей суммы). Это говорит о высокой значимости экспорта (вывоза) и НДС (48% от общей суммы) товаров российского производства за пределы таможенного союза. Наименьшую долю в структуре таможенных пошлин составляют остальные платежи: акциз – 1,4%, таможенный сбор – 0,4%, прочие таможенные платежи – 0,12%, ввозная таможенная пошлина – 0,08%.

Ответственность за неоплату таможенных платежей

Неуплата таможенных платежей предусматривает административную и уголовную ответственность.

Таким образом, базой для определения наказания за неуплату является Кодек РФ об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП) и уголовный кодекс РФ (далее по тексту – УК РФ). Глава 16 статьи 16.22 КоАП предусматривает наложение штрафа за нарушение сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

  • На граждан в размере от пятисот до двух тысяч пятисот рублей.
  • На должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
  • На юридических лиц — от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

Уголовная ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей определена в статье 194 УК РФ.

  • Стоит отметить, что уголовную ответственность при неуплате таможенных платежей возникает только в том случае, если сумма задолженности превышает один миллион рублей.
  • Если эта сумма более трех миллионов рублей уклонение от уплаты таможенных платежей признается в особо крупных размерах. Наказание в этих случаях назначается от штрафа в размере от 100 000,00 до 500 000,00 рублей, до лишения свободы на срок до двух лет.
  • В случае незаконного перемещения товара через границу таможенного союза существует практика принудительного начисления всех, полагающихся, помаженных платежей с указанием виновного лица, которое будет уплачивать их.

Обязанность по оплате начисленной пошлины, в этом случае, признается лица осуществлявшее незаконное перемещение товара.

Сторона, которая принимала такой товар, так же может быть призвана к оплате таможенных платежей, но только в том случае если доказано, что она (сторона) знала или не могла не знать о совершаемом незаконном действии (статья 81 ТК ТС).