Меню
Бесплатно
Главная  /  Расчет   /  Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина. Рациональное поведение потребителя и производителя - описание, особенности и типичные черты Рациональное поведение потребителя в экономике

Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина. Рациональное поведение потребителя и производителя - описание, особенности и типичные черты Рациональное поведение потребителя в экономике

Занимаюсь в "Пять с плюсом" в группе Гульнур Гатаулловны биологией и химией. Я в восторге, преподаватель умеет заинтересовать предметом, найти подход к ученику. Адекватно объясняет суть своих требований и дает реалистичное по объему домашнее задание(а не как большинство учителей в год ЕГЭ десять параграфов на дом, а один в классе). . Занимаемся строго к ЕГЭ и это очень ценно! Гульнур Гатаулловна искренне интересуется предметами, которые преподает, всегда дает нужную, своевременную и актуальную информацию. Очень рекомендую!

Камилла

Готовлюсь в "Пять с плюсом" к математике (с Даниилом Леонидовичем) и русскому языку (с Заремой Курбановной). Очень довольна! Качество занятий на высоком уровне, в школе по этим предметом теперь одни пятерки и четверки. Пробные экзамены написала на 5, уверена, что ОГЭ сдам отлично. Спасибо вам!

Айрат

Готовился к ЕГЭ по истории и обществознанию с Виталием Сергеевичем. Он чрезвычайно ответственный по отношению к своей работе педагог. Пунктуален, вежлив, приятен в общении. Видно, что человек живет своей работой. Прекрасно разбирается в подростковой психологии, имеет четкую методику подготовки. Спасибо "Пять с плюсом" за работу!

Лейсан

Сдала ЕГЭ по русскому языку на 92 балла, математику на 83, обществозание на 85, считаю это отличным результатом, поступила в ВУЗ на бюджет! Спасибо "Пять с плюсом"! Ваши преподаватели настоящие профессионалы, с ними высокий результат гарантирован, очень рада, что обратилась именно к вам!

Дмитрий

Давид Борисович - замечательный преподаватель! Готовился в его группе к ЕГЭ по математике профильный уровень, сдал на 85 баллов! хотя знания в начале года были не очень. Давид Борисович знает свой предмет, знает требования ЕГЭ, он сам состоит в комиссии по проверке экзаменационных работ. Я очень рад, что смог попасть в его группу. Спасибо "Пять с плюсом" за такую возможность!

Виолетта

"Пять с плюсом" - отличный центр подготовки к экзаменам. Здесь работают профессионалы, уютная атмосфера, приветливый коллектив. Я занималась с Валентиной Викторовной английским и обществознанием, сдала оба предмета на хороший балл, довольная результатом, спасибо вам!

Олеся

В цетре "Пять с плюсом" занималась сразу по двум предметам: математикой с Артемом Маратовичем и литературой с Эльвирой Равильевной. Очень понравились занятия, четкая методика, доступная форма, комфортная обстановка. Я очень довольна результатом: математика - 88 баллов, литература - 83! Спасибо вам! Буду всем рекомендовать ваш образовательный центр!

Артем

Когда я выбирал репетиторов, в центре "Пять с плюсом" меня привлекли хорошие преподаватели, удобный график занятий, наличие пробных бесплатных экзаменов, моих родителей - доступные цены за высокое качество. В итоге мы всей семьей остались очень довольны. Я занимался сразу по трем предметам: математика, обществознание, английский. Сейчас я студент КФУ на бюджетной основе, и все благодаря хорошей подготовке - сдал ЕГЭ на высокие баллы. Спасибо!

Дима

Я очень тщательно подбирал репетитора по обществознанию, хотел сдать экзамен на максимальный балл. "Пять с плюсом" помогли мне в этом вопросе, я занимался в группе Виталия Сергеевича, занятия были супер, все понятно, все четко, при этом весело и непринужденно. Виталий Сергеевич так преподносил материал, что запоминалось само собой. Я очень доволен подготовкой!

12Следующая ⇒

Введение

1. Выбор потребителя и потребительский спрос

1.1 Рациональное поведение потребителя

1.2 Классификация видов спроса

1.3 Функция полезности

2. Предпочтения потребителя

2.1 Кривая безразличия

3. Равновесие потребителя. Бюджетная линия

3.1 Бюджетная линия

3.2 Кривая «Доход-потребление

3.3 Кривые Энгеля

3.4 Кривая «Цена-потребление»

3.5 Современная теория потребительского выбора

Заключение

Введение

Поведение потребителя — это деятельность, направленная непосредственно на получение, потребление и распоряжение продуктами и услугами, включая процессы принятия решений, которые предшествуют этим действиям и следуют за ними.

Сколько существует человечество, столько существуют и его потребности. По мере развития человечества происходит увеличение набора и качества его потребностей, что предопределяет и требования к товарам и услугам, которые имеют место или необходимы обществу и каждому индивиду. Л.П. Кураков обращает внимание на неразрешимое противоречие в развитии человеческой деятельности и человеческих потребностей, “когда развитие потребностей вызывает к жизни новые виды человеческой деятельности, а последние, в свою очередь, обуславливают появление новых потребностей и т.д. до бесконечности”.

Объектом “Поведения потребителей” в индивидуалистической традиции является человек. В социологической — одна из сфер общественной жизни — процесс потребления, существующий наряду с производством, распределением. Но предметом выступает не весь человек, а лишь его поведение, и не во всех его проявлениях, а только на рынке и только в качестве потребителя. С точки зрения социологической традиции предметом представляется поведение различных социальных общностей в процессе потребления.

Под анализом потребителя исследователи понимают систему методов изучения существующих и прогнозирования будущих нужд, запросов и предпочтений потенциальных потребителей, выявление факторов, влияющих на изменения запросов и предпочтений, на поведение потребителей на рынке в целом, выявление причин возникновения неудовлетворенных потребностей. Анализ потребителя складывается из изучения следующих элементов:

· участников рынка (кто осуществляет покупки на рынке?);

· предметов рынка (какие продукты и предметы покупаются и продаются на рынке, какие неудовлетворенные потребности существуют?);

· целей, которые ставят перед собой участники рынка (почему они покупают?);

· организаций, присутствующих на рынке (кто взаимодействует с потребителями на рынке?);

· операционных процессов рынка (как осуществляются покупки?);

· возможностей приобретения (когда осуществляются покупки?);

· каналов сбыта (где осуществляются покупки?).

Качество исследований поведения потребителя предполагает применение системного анализа, т. к. он позволяет рассматривать любую рыночную ситуацию как некий объект для изучения с большим диапазоном внутренних и внешних причинно-следственных связей. Специалисты обращают внимание на тот факт, что через научные исследования можно понять мотивацию и поведение потребителей. Моделирование поведения потребителя — одна из ключевых проблем, как теоретиков, так и практиков. С помощью модели специалисты стремятся ответить на основные вопросы: почему покупатель ведет себя в этой ситуации так, а в другой — по иному?; какие факторы доминируют в механизме принятия решения о первой и повторных покупках или отказе от них?

Модель — это упрощенное представление реальности с включением только тех ее аспектов, которые представляются важными для создателя модели. Другие аспекты, которые находятся вне его сферы интересов, могут игнорироваться. При моделировании поведения потребителя исследователь исключает из анализа те аспекты человеческого поведения, которые не имеют отношения к потребительскому поведению или представляются несущественными.

Изучая поведение потребителей, мы создаем идеальные модели, вычленяя из реальности только то, что считаем причинами и их следствиями. Поэтому главная функция модели — объяснительная. Упрощая реальность, мы с помощью модели стремимся ответить на вопрос: почему покупатель ведет себя в этой ситуации так, а в иной по-другому? Социальные процессы могут моделироваться по-разному. Их модель может быть представлена на компьютере средствами мультимедиа, выражаться в виде диаграммы, таблицы, схемы. В основе книги Д.Ф. Энджела, Р.Д. Блэкуэлла, П.У. Миниарда “Поведение потребителей” находятся четыре ведущих положения:

· потребитель-хозяин;

· для успеха в бизнесе нужно понимать мотивацию потребителя и его поведение;

· поведение потребителя подвержено влиянию;

· работая с потребителем, необходимо соблюдать социальную законность и этическую чуткость.

Они подчеркивают, что “понимание мотивации и поведения потребителя и их учет при разработке товаров и мероприятий по их продвижению на рынок- это не вопрос выбора, а абсолютная необходимость для выживания в условиях конкуренции”. Причем “потребитель независим в своем выборе, однако маркетинг может повлиять и на мотивацию, и на поведение, если предлагаемое изделие или услуга рассчитана на удовлетворение нужд и ожиданий потребителя”.

Понятия рационального выбора и рационального поведения потребителя играют важнейшую роль в экономической теории. Понятие рациональности в экономической науке употребляется в ином смысле, чем в других общественных науках, в которых оно означает «разумное», «адекватное ситуации». Рациональное поведение с экономической точки зрения подразумевает соответствие его разумным, с точки зрения экономики, интересам. Считается, что рациональный потребитель стремится максимизировать общую полезность потребляемых им благ.

Полезность блага (utility) — это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей.

Безусловно, для каждого человека полезность отдельного продукта своя, ее непросто измерить и т.д. — у теории полезности немало сложных и даже противоречивых моментов, но существуют общие для всех потребителей закономерности, связанные с полезностью.

Рациональное поведение — поведение потребителя, направленное на максимизацию полезности потребляемых благ.

Рациональное поведение иначе называют функциональным поведением, и спрос, определяемый этим поведением, также будет функциональным.

Функциональным рациональное поведение называют потому, что потребитель, увеличивая величину полезности, максимизирует, таким образом, функцию полезности.

12Следующая ⇒

Поиск на сайте:

Ю.Е. Кривонос
Экономическая теория
Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.

Раздел 2. Микроэкономика

Тема 2.

рациональный потребитель (2)

Теория потребительского поведения

2.2.1. Принципы рационального поведения потребителей.

Рыночный спрос формируется на основе принятия решений множеством отдельных потребителей, что имеет большое значение для развития производства товаров.

Каждый потребитель, опираясь на свой доход, стремится приобрести различные товары в таких количествах и пропорциях, которые принесли бы ему максимальное удовлетворение от их использования. Такое поведение потребителя на рынке называется рациональным .

Потребительское поведение – процесс формирования спроса потребителей на товары и услуги, что определяет развитие их производства и предложения на рынке.

Теория потребления исходит из того, что в поведении потребителя отмечаются типичные общие черты:

— спрос потребителя зависит от уровня доходов;

— каждый потребитель стремится получить максимальную полезность;

— средний потребитель имеет систему предпочтений;

— на спрос потребителя влияет наличие или отсутствие «сопряженных» товаров.

Следовательно, можно сформировать основные принципы рационального поведения потребителей на рынке:

1.Ограниченность дохода.

2.Рациональность.

3.Системность предпочтений.

4.Суверенность.

Предпочтение потребителей товаров очень трудно учитывать по причинам так называемых Эффектов потребительских взаимовлияний. Рассмотрим его виды:

«Эффект сноба» — покупки делаются, чтобы подчеркнуть свое социальное положение.

«Эффект Веблена» — покупки делаются подчеркнуть и демонстративно.

«Эффект предположительного качества» — товары одинакового качества продаются в разных магазинах по разным ценам.

«Эффект присоединения к большинству» — стремление быть «не хуже других».

«Нерациональный спрос» — покупки делаются только потому, что кто – то это купил.

«Спекулятивный спрос» — возникает в условиях дефицита товаров.

Успех или провал производителя зависит от суммарного поведения в секунду потребителей. Такое явление называется суверенитет потребителя. Он состоит в способности потребителя воздействовать на производителя. Необходимым условием суверенитета потребителя является свобода потребительского выбора.

Рациональное потребление

Cтраница 1

Рациональное потребление — потребление населением товаров и услуг, соответствующее научно обоснованным представлениям о его разумных границах. Оно обеспечивает полное удовлетворение рациональных потребностей населения, создает условия для всестороннего гармоничного развития личности. Его количественные размеры по отдельным материальным благам и услугам устанавливаются путем разработки специальных норм рационального потребления, а общие масштабы — с помощью рациональных потребительских наборов и рациональных потребительских бюджетов.  

Теория рационального потребления, основы которой были заложены С. Майером и др. в рамках разработки рационального потребительского бюджета, рассматривает возможность определения целевых ориентиров потребления.  

Нормы рационального потребления — рекомендуемые наукой размеры потребления отдельных материальных благ и услуг, необходимые для удовлетворения разумных потребностей человека. Разрабатываются по основным продуктам питания (их обычно называют физиологическими нормами), по предметам одежды, а также по некоторым видам материальных услуг, в основном производственного характера. По товарам длительного пользования (ТДП) имеются нормативы рациональной обеспеченности населения.  

Для рационального потребления искусственных удобрений необходимо знать их состав и сравнивать их цену с ценою навоза, по содержа-чию питательных начал.  

Основным требованием рационального потребления топлива и энергии является максимально возможное уменьшение тепловых потерь во всех областях хозяйственной деятельности и, следовательно, теплопотерь зданий. Эта экономия не должна ухудшать ни одно из рассмотренных требований.  

Проблема разработки ориентиров рационального потребления в нашей стране в значительной мере решена. У нас разработаны нормы и нормативы рационального потребления, которые с небольшими коррективами могут быть признаны такими ориентирами (см.

Рациональное поведение потребителя

При оценке величины рационального потребления воды в жилищном фонде необходимо установить допустимые значения потерь воды или, что то же самое, регламентировать значения факторов, влияющих на величину потерь воды.  

Важнейшей задачей организации рационального потребления энергии на пром.  

Важным средством планомерной организации рационального потребления оборотных средств является научно обоснованное установление меры максимального расхода вещественных элементов оборотных фондов на единицу продукции или на единицу полезной производственной работы данного качества. В связи с этим особое значение имеет нормирование производственного расхода сырья, материалов, топлива и электроэнергии. Норма расхода является плановым заданием, определяющим максимальное количество конкретных видов сырья, материалов, топлива и энергетических ресурсов фиксированного качества, которое может быть израсходовано для производства единицы продукции.  

Все названные выше нормативные показатели рационального потребления разрабатываются на перспективу и уточняются по мере приближения к ней. Они носят лишь рекомендательный характер, служат ориентиром, в направлении которого целесообразно развивать потребление. Нормативные показатели рационального потребления используются в практике планирования развития производства товаров народного потребления и сферы услуг, а также уровня жизни населения.  

В данном случае принцип стабильности рационального потребления ресурсов выполняется при соблюдении безразмерного соотношения.  

Этот подход связывает эффективность с рациональным потреблением ресурсов. В отличие от двух предшествующих он направлен на учет изменений в общественном мнении во внешней среде, в том числе политических и социальных факторов, и поддерживаемых социальными группами ценностей. Ресурсы, потребляемые НКО, всегда ограничены и дефицитны. Поэтому оценка эффективности деятельности администрации часто связывается с умением находить новые источники поступления ресурсов, чаще всего финансовых. Однако доминирование ресурсных проблем в управлении, столь характерное для коммерческих организаций, в случае НКО может привести к ослаблению внимания к текущей, оперативной деятельности и заявленным стратегическим целям. Так, например, общественная организация (Центр, занимающийся реабилитацией наркоманов) не будет заинтересована в их сокращении, так как финансирование деятельности организации (Центра) определяется количеством поступивших на излечение наркоманов.  

Так же недопустимо при решении проблемы рационального потребления топлива и энергии принимать во внимание только энергетические аспекты без учета капитальных затрат на строительные конструкции и оборудование здания.  

Страницы:      1    2    3    4

Существует гипотеза о рациональности потребителя: потребитель ведет себя так, чтобы максимизировать полезность при ограниченном доходе. Поведение потребителя подчиняется действию законов, открытых немецким экономистом Г.Госсеном .Первый закон Г.Госсена: в процессе потребления полезность каждой последующей единицы потребляемого товара убывает. Второй закон Г.

Рациональное поведение потребителя и производителя — описание, особенности и типичные черты

Госсена определяет условия максимизации общей полезности потребляемых товаров . Согласно этому закону, наилучшим является такое распределение дохода потребителя, при котором последняя денежная единица, затраченная на приобретение каждого вида товара, приносит одинаковую предельную полезность. Достигается так называемое равновесие потребителя. В формализованном виде правило максимизации общей полезности выглядит следующим образом: ,где MU - предельная полезность товара;n - количество потребляемых товаров;P - цена товара.

⇐ Предыдущая18192021222324252627Следующая ⇒

Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1159 | Нарушение авторского права страницы

Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Сейчас уже практически не у кого не вызывает сомнений особая экономическая роль потребителя, являющегося одним из главных действующих субъектов рыночного механизма. "Основная идея экономики — по словам американского экономиста Т. Скитовски -, заключается в том, что потребитель сам знает, что ему нужно , и что экономическая система действует лучше всего тогда, когда удовлетворяет желания потребителя , которые проявляются в его поведении на рынке". Именно решения отдельных потребителей о приобретении того или иного товара формируют в конечном счете рыночный спрос, предопределяют в совокупности с рыночным предложением уровень равновесных цен и объем реальных продаж.

Выходя на рынок, потребитель ставит перед собой целью максимальное удовлетворение своих потребностей , получение наивысшего уровня полезности от потребления какого-либо блага. Так же как и производитель, потребитель не является абсолютно свободным в своем выборе. Он вынужден учитывать не только свои личные предпочтения, но и доход, имеющийся в его распоряжении, рыночные цены на интересующие его товары и услуги, другие факторы рыночной конъюнктуры.

Принципы рационального поведения потребителя

В своем анализе потребителя исходит из предположения рациональности его поведения. Рациональное поведение отдельного человека или группы людей проявляется в их стремлении достичь максимальную полезность из потребления данного товара с учетом ограничений бюджета.

Потребительское поведение — это процесс формирования спроса потребителей на разнообразные и с учетом их дохода и личных предпочтений.

Полезность какого-либо блага мы в дальнейшем будем определять как его способность удовлетворять какие-либо потребности человека или общества.

Впервые термин "полезность" был введен в научный оборот И. Бентамом (1748-1832), английским философом и социологом, который считал, что принцип максимизации полезности является основным принципом поведения человека. Рациональный потребитель так управляет своими расходами на приобретение товаров и услуг, чтобы получить максимальное "удовлетворение", или максимальную полезность.

Полезность, заключенная в товарах и услугах, связана с качествами и характеристиками, позволяющими удовлетворить те или иные желания людей. К таким качествам могут быть отнесены здоровье, эстетическая красота или дизайн, легкость использования, долговечность, роскошь, комфорт и т.д. Наличие в полезности как объективных, так и субъективных качеств делает ее понятием относительным понятием, а не абсолютным.

Полезность товара может меняться в зависимости от времени и места. Так полезность прохладительных напитков различна летом и зимой, на севере и на юге.

Тем не менее, несмотря на относительный характер полезности, экономисты всего мира стремились сопоставить полезности различных товаров и услуг, что привело к появлению двух теорий полезности:

Количественный подход и так называемая . В рамках данной теории выдвигается гипотеза о возможности количественного соизмерения полезности различных благ и существовании функции полезности.

Порядковый подход и так называемая . В рамках этой теории предполагается возможность лишь ранжирования полезностей человека — от лучшей к худшей, и отказ от количественного соизмерения полезности благ. В основе анализа лежит набор некоторого числа исходных гипотез (аксиом), на основе которых строятся кривые безразличия и рассматривается оптимум потребителя.

Производители - это люди, фирмы, предприятия, т. е. все те, кто изготавливает и продает нам товары и предоставляет услуги. То, что производитель получает, продав свою продукцию, называется его выручкой или валовым доходом. То, что производитель тратит на приобретение производственных ресурсов, образует его затраты, или издержки. Разница между доходом и издержками составляет прибыль.

Цель производителя в рыночной экономике - получить как можно большую прибыль. Для этого он стремится снизить затраты на производство, ведь чем ниже затраты, тем выше прибыль. Снижению затрат способствуют более экономичная комбинация ресурсов, внедрение новой техники, экономия сырья и энергии и многое другое. Проблема ограниченности производственных ресурсов заставляет отдельно взятого производителя, фирму, общество в целом решать проблемы, что, как и для кого производить.

Что производить? Производители принимают решение о том, как распределить ресурсы между производством различных продуктов; какие из необходимых обществу и потребителям в данный момент времени благ произвести и в каком количестве; отдать ли приоритеты, например, производству военной техники или бытовой.

Как производить? Производство выбранного объема продукции можно осуществить по-разному. Обработать землю, собрать урожай можно вручную, привлекая значительное число работников, или обойтись их меньшим числом, используя сельскохозяйственную технику. Применение новой техники и технологии может обеспечить больший объем выпускаемой продукции при использовании имеющихся ресурсов. Однако производителю следует помнить, что это выгодно лишь в том случае, если доход от использования новой техники и технологии превышает затраты, связанные с их внедрением.

Для кого производить? Поскольку общество объединяет людей с разными доходами, различной покупательной способностью, производителям приходится решать, на какие слои общества ориентироваться при производстве товаров и услуг, кто будет их потенциальным потребителем.

Выявляя способы эффективного использования ресурсов, экономическая наука исходит из рационального поведения субъектов экономической деятельности, т. е. их стремления добиться определенного результата при наименьших затратах.

Рациональная организация экономической деятельности требует от производителя решения целого ряда вопросов: как, имея ограниченные ресурсы, добиться целей своего производства? Каким образом комбинировать производственные ресурсы, чтобы издержки были минимальны? Как увеличить объем выпускаемой продукции при имеющихся ресурсах?

Так, для решения последней проблемы, как мы уже отмечали ранее, есть два способа: расширить объем производства за счет количественного изменения ресурсов (увеличение производственных мощностей, количества используемых природных ресурсов, числа занятых работников) и за счет улучшения качественных характеристик ресурсов, улучшения их продуктивности или производительности.

Большинство стран сегодня, сталкиваясь с проблемой истощения сырья или его удорожания, делают акцент на втором способе расширения границ производственных возможностей. Это приводит к росту производительности труда. Напомним, что этот экономический показатель эффективности использования производственных ресурсов характеризуется количеством продукции, производимой в единицу времени одним работником.

Факторы, которые определяют рост производительности труда, одновременно молено рассматривать как факторы увеличения объема выпускаемой продукции. Каковы они, эти факторы?

Прежде всего, это разделение труда, или специализация производителей на каком-либо виде деятельности. В выполнении отдельного изделия или мелкой операции рабочий может стать виртуозом, и в результате его производительность возрастает.

Технический прогресс как фактор предполагает использование в производстве новой, более производительной техники или технологии, позволяет увеличивать объем производства за тот лее промежуток времени, как правило, при меньшем количестве занятых.

И наконец, уровень образования и профессиональной подготовки работников. Квалифицированный труд более результативен не только потому, что способствует производству большего объема продукции. Чем выше уровень профессионального мастерства работников, тем выше качество изготавливаемой продукции, а значит, она прочнее, долговечнее, что позволит экономить ресурсы, связанные с ее производством, и переключить их на изготовление других экономических благ.

Ученый Бруклинского института (США) Эдвард Де-нисон сделал попытку количественно соотнести воздействие различных факторов повышения производительности труда на рост объемов производства. Согласно его оценкам, 28% прироста реального национального дохода в период с 1929 по 1982 г. в США происходило за счет технического прогресса, 19% - за счет затрат капитала (использование материальных и денежных средств для организации производства), 14% - за счет роста образовательной и профессиональной подготовки работников.

В кодификаторе тем ЕГЭ по обществознанию есть тема за номером 2.16, которая как раз требует от ребят знание такой темы, как рациональное поведение потребителя: семьянина, собственника, работника, гражданина. Несмотря на то, что тема эта последняя, ее часто упускают из вида при подготовке к единому государственному экзамену, что непростительно. Поэтому сейчас ее разберем, как всегда с примерами.

Более того, в конце мы приведем примерный план, который можно составить на реальном егэ в задании второй части теста, который как раз требует его составление.

Принципы

Перед прочтением этой статьи, настоятельно рекомендую прошлую нашу статью в принципе. Под ним понимается система действий потребителя, которые направлены на удовлетворение его потребностей, с одной стороны, и на формирование спроса на товары и услуги, с другой.

В экономике считается, что любой человек на рынке ведет себя, исходя как из своих потребностей, так и из своих материальных возможностей. Кроме того, каждый из нас стремится уменьшить свои затраты и максимизировать, увеличить свою прибыль. Поэтому мы и гоняемся за вкусными ценами, предложениями на рынке. Именно поэтому популярны такие мероприятия, как черные пятницы.

Исходя из выше сказанного можно сформулировать принципы поведения потребителя на рынке:

  1. Рациональность. Мы, как правило делаем рациональные покупки, или по крайней мере объясняем себе, зачем мы покупаем ту или иную вещь. Тут, конечно, можно поспорить с экономической теорией и привести тучу примеров того, как люди покупают товары импульсивно, эмоционально. К примеру, отстояли бы вы двухдневную очередь за новым айфоном? Именно, что нужно стоять два дня. Нет? А вот есть сотни людей, которые с вами не согласятся.
  2. Осознание ограниченности ресурсов (денег). У большинства людей доход меньше, чем стоимость тех потребностей, которые они хотят удовлетворить. Это заставляет гоняться за сладкими предложениями.
  3. Системность предпочтений. У большинства людей потребности системны: одни касаются одежды, другие — жилья, третьи — пищи.
  4. Независимость от других субъектов на рынке. Каждый субъект на рынке независим. И поэтому каждый производитель пытается его убедить купить товар именно у него. Именно из-за суверенности потребителя существует маркетинг — наука привлечения и удержания клиентов.

Исходя из этих принципов, существуют конкретные примеры, модели поведения потребителей, которые условно можно назвать эффектами:

Эффект сноба — человек покупает те или иные вещи, чтобы подчеркнуть свой . Такие люди например, покупают только дорогие гаджеты, машины, одежду.

Эффект Веблена (по имени социолога Торстейна Веблена ) — люди покупают вещи, чтобы произвести впечатление. Например, какой-нибудь состоятельный человек покупает жирафа, или слона, или маленькую собачку, стоимостью несколько миллионов долларов.

Или например, известны траты наших, российских чиновников, которые умудряются покупать столовые и чайные ложки по 20 000 рублей то ли за штуку, то ли за набор. Чем вам не демонстративное поведение? Правда, что оно на самом деле означает, думаю, каждый сможет для себя прояснить.

Эффект большинства. " Как делают другие, так поступлю и я", — так думают такие люди. Ведь никто не хочет быть хуже других. Такое стадное чувство очень влияет на покупки, особенно среди детей. Да и среди взрослых прецедентов, я думаю, не меньше.

Эффект спекуляции, когда в условиях значительной инфляции люди покупают товары, ставшие дефицитными. К примеру, лет 10 назад, у нас в городе прошел слух, что гречневой крупы скоро не будет. Уж не знаю, кто такой слух распустил. И что вы думаете? Народ ломанулся скупать гречку. Разумеется это был слух. Но в условиях инфляции так может происходить.

Обещанное

Как мы и обещали, прилагаю план, как если бы эта тема была заявлена в задании второй части теста ЕГЭ, в котором требуется написать план на эту тему:

  1. Понятие рационального поведения потребителя

2. Типы поведения исходя из особенностей субъекта

  • Поведение семьянина
  • Поведение гражданина
  • Поведение собственника
  • Поведение потребителя

3. Основные принципы рационального поведения

  • Принцип рациональности
  • Принцип осознания ограниченности ресурсов (дохода)
  • Принцип потребностей
  • Принцип независимости

4. Основные виды поведения

  • Демонстративное
  • Консервативное
  • Спекулятивное
  • Социальное

5. Влияние потребительского поведение на формирование спроса на товары и услуги

На этом эту тему мы завершаем эту тему. Если будут вопросы, задавайте в комментах! Также вступайте в нашу группу Вконтакте, где самая ценная информация из первых рук о ЕГЭ.