Меню
Бесплатно
Главная  /  Расчет   /  Пятое поколение истребителей рф уже в небе. МиГ пятого поколения: каким будет новый русский истребитель? Локальные конфликты и освоение лазеров

Пятое поколение истребителей рф уже в небе. МиГ пятого поколения: каким будет новый русский истребитель? Локальные конфликты и освоение лазеров

Корпорация "МиГ" ведет разработки легкого истребителя пятого поколения. Этот проект может стать дополнением к ПАК ФА, разрабатываемому ОКБ Сухого, и выполнять задачи в условиях конфликтов типа "Арабской весны".

Российская самолетостроительная корпорация (РСК) "МиГ" рассматривает возможность строительства истребителя 5-го поколения. В качестве базовой платформы для реализации этой программы может быть выбран истребитель "МиГ-35", на который будут интегрироваться перспективные технологии, сообщает "Армс-Тасс" со ссылкой на британский еженедельник "Флайт".

Как заявил генеральный директор РСК "МиГ" Сергей Коротков , специалисты корпорации уже работают над концепцией нового истребителя.

"Я знаю, что это одна из идей, одно из направлений, над которым работает конструкторское бюро. Очень надеюсь, что скоро мы будем более серьезно развивать это направление", - отметил Коротков.

Топ-менеджер не детализировал, как далеко продвинулась корпорация в своих исследованиях, но считает "весьма вероятным" появление нового боевого самолета.

"Самое главное, чтобы на разработку был выдан заказ", - сказал он.

При этом, руководитель корпорации уверен, что работа над истребителем пятого поколения не вызовет конфликт между РСК "МиГ" и компанией "Сухой", которая в настоящее время ведет разработку собственной версии самолета пятого поколения ПАК ФА.

"Это два совершенно разных самолета, которые будут решать разные задачи. Мы считаем, что "МиГ-35" - это та платформа, которая может в перспективе стать основой истребителя пятого поколения ", - заявил Коротков.

С тем, что для авиации нужны перспективные самолеты разных типов, соглашаются эксперты.

"Я понимаю, что однотипность самолетов дает определенную экономическую эффективность, но дело в том, что задачи авиации постоянно расширяются. Нам необходимо под эти задачи готовить соответствующие типы авиации. Я думаю, что такая задача, с точки зрения государственной, оправдана полностью. Тем более, легкий истребитель необходим, прежде всего, для ведения маломасштабных войн или проведения активных операций, потому что нельзя одним типом закрыть все задачи, которые стоят перед обороноспособностью страны ", - прокомментировал Накануне.RU разработки "МиГа" вице-президент Академии геополитических проблем, полковник ВВС Владимир Анохин .

По мнению эксперта, не исключено, что и постановка задачи по разработке нового истребителя была связана с ростом ограниченных локальных конфликтов, в которых можно применять легкие самолеты.

"Безусловно, такие самолеты могут применяться в таких ограниченных конфликтах, которые мы наблюдаем в последнее время. Думаю, такая задача и была поставлена, чтобы была ударная тяжелая скоростная авиация, и легкие типы самолетов, которые могли бы осуществлять операции в локальных войнах", - предполагает он.

По мнению офицера, от постановки задачи до поставки серийных самолетов в войска может пройти не меньше пяти лет.

Истребитель "МиГ-35", на базе которого, вероятно, будет разрабатываться истребитель пятого поколения, принадлежит к поколению истребителей "4++", и является глубокой модернизацией истребителей "МиГ-29К/КУБ", но значительно превосходит их по многим параметрам. "МиГ-35" уже несколько лет ожидает начала поставки в войска, однако сроки заключения контрактов постоянно смещаются, хотя Коротков не теряет надежды и говорит о том, что контракт на поставку в войска может быть заключен в 2014 году.

Напомним, что проект ПАК ФА разрабатывается с 2002 года. В 2004 году был готов макет, а в 2005 началось финансирование проекта. В 2010 году состоялся первый полет самолета и начались летные испытания образца. В настоящий момент группа из пяти истребителей проходит государственные испытания. Кроме того, был заключен контракт с Индией на совместную разработку варианта самолета пятого поколения для ВВС этой страны на базе ПАК ФА.

Фактически, в мире принят на вооружение единственный истребитель пятого поколения - американский "F-22 Raptor". Испытания проходят также американский "F-35" и китайский "J-20". Что касается "F-35", постоянно сообщается о проблемах в разработке этого самолета - год назад всерьез обсуждалось закрытие проекта, на который потрачены сотни миллиардов долларов. Из-за проблем и удорожания самолетов, ряд американских партнеров отказались от закупки перспективных самолетов, либо существенно ограничили их количество. О разработке самолетов пятого поколения говорили представители Японии, Турции и Южной Кореи, но лишь как о проектах отдаленного будущего.

Многофункциональный истребитель пятого поколения МиГ 1.44 МФИ по своим характеристикам не уступал американскому конкуренту F-22 «Раптор», но проиграл в подковерных играх


Невостребованность новейших разработок, опередивших свое время, всегда вызывает некое чувство сожаления и неудовлетворенности. Но крайне обидно становится тогда, когда это связано с передовой отечественной разработкой оборонного значения, которая еще 15 лет назад была доведена до действующего полномасштабного образца, ни в чем не уступала зарубежному аналогу, но не была реализована по каким-то непонятным причинам. А результатом стали отставание от вероятного противника и весьма значительные материальные и моральные затраты.

В данном случае речь идет о прототипе многофункционального фронтового истребителя 5-го поколения МиГ 1.44 (проект МФИ). После двух реальных полетов в начале 1999-го, по другим данным - 2000 года секретный самолет стал экспонатом длительного хранения в Летно-исследовательском институте (ЛИИ) им. Громова, а сам перспективный проект был закрыт. После многолетнего забвения МФИ был открыто выставлен для широкого обозрения на Московском авиационно-космическом салоне МАКС-2015, что вновь вызвало определенный интерес к МиГ 1.44. Что же представлял собой этот уникальный самолет, который на 15 лет опередил создаваемый сегодня истребитель 5-го поколения Т-50?

создания

Перспективные истребители 5-го поколения начали создаваться в 70-е годы прошлого столетия в США и СССР. У нас работы по такому самолету для ВВС и ПВО начались в 1979 году по программе И-90 («истребитель 1990-х годов»). В 1981 году Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) выдал рекомендации, по которым в 1983 году начало работать ОКБ им. А.И. Микояна. Для этого здесь была разработана «Комплексная целевая программа», которая предусматривала совокупность работ по самолету, силовой установке, бортовому радиоэлектронному оборудованию и вооружению в соответствии с тактико-техническим заданием ВВС и ПВО. В 1987 и 1991 годах были защищены аванпроект и эскизный проект с макетом самолета соответственно под индексом МФИ - многофункциональный фронтовой истребитель. На его базе планировалась разработка вариантов самолета-разведчика, истребителя корабельного базирования и другие модификации.

По проекту МФИ должен был обладать сверхманевренностью, летать на сверхзвуковой скорости без форсажа, быть малозаметным в радиолокационном и инфракрасном диапазонах, отличаться новой архитектурой бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) при высокой степени интеграции всех его систем и иметь улучшенные взлетно-посадочные характеристики по сравнению с существующими образцами.

Трудности в создании перспективного самолета начались после включения в 1999 году МАПО «МиГ» в состав ОКБ Сухого и передачи последнему работ над новым проектом. Обоснованием для этого стала якобы высокая цена МФИ и утверждения М.А. Погосяна, руководителя ОКБ Сухого, о превосходстве их проекта С-37 над МФИ.

Несмотря на официальное прекращение работ над МФИ, по некоторым данным, в 1999 году, 29 февраля этого же или 2000 года, первый прототип поднялся в воздух. Однако отсутствие интереса Погосяна к МФИ, уже тогда имевшего высокий уровень готовности к запуску в серийное производство, а главное - борьба за государственное финансирование для «своей» фирмы и ее проекта С-37 при явных неудачах с ним привели к закрытию проекта МФИ. А в 2002 году вышло постановление правительства о создании перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА) Т-50, которое окончательно и одновременно «похоронило» и МФИ, и С-37.

Так, реально летавший перспективный самолет с высокой вероятностью принятия на вооружение и запуска в серию, отвечавший поставленным требованиям и в ряде случаев превосходящий американский аналог, по непонятным на первый взгляд и вполне понятным для специалистов причинам убрали «на полку». И это при том, что в США работы над истребителем 5-го поколения F-22 Raptor («Хищник») продолжались и в 2001 году он был принят на вооружение.


Рабочие в цехе окончательной сборки на на предприятии АО «РСК "МиГ"». Фото: Михаил Воскресенский / РИА
Назначение и основные характеристики МиГ 1.44

МиГ 1.44 (МФИ) - опытно-экспериментальный прототип многофункционального фронтового истребителя нового поколения (МиГ-35 в случае принятия на вооружение). Первый полет, по разным данным, совершил 29 февраля 1999 или 2000 года. По ряду характеристик превосходил американский истребитель F-22 Raptor. Малозаметность достигалась специальным радиопоглощающим покрытием и специальной конструкцией вертикальных килей хвостового оперения. Был создан один летный экземпляр, и еще четыре в различной степени готовности находились на авиазаводе «Сокол».

Главные особенности МиГ 1.44: конструкция типа «утка», треугольное крыло с высоким аэродинамическим качеством, двигатели с изменяемым вектором тяги (планировалось установить), полет на сверхзвуковой скорости без форсажа, радиопоглощающее покрытие, размещение всего или большинства вооружения внутри фюзеляжа самолета, широкое применение сплавов и композитных материалов, система дозаправки в воздухе, два регулируемых воздухозаборника.

Длина, высота и размах крыла самолета - 17,3 х 4,73 х 11,99 м. Экипаж - 1 человек. Взлетная масса пустого самолета - 23,5 (18) т. Два турбореактивных двигателя с управляемым вектором тяги типа АЛ-41Ф должны были обеспечить полет на высоте (у земли) со скоростью до 3180 (1500) км/ч. Практическая дальность (радиус действия, по другим данным) составлял 4000–4500 км, а практический потолок - 20 км. Эффективная площадь рассеивания (ЭПР) - менее 0,3 кв. м.

Штатное вооружение - 30-мм встроенная пушка ГШ-30. Боевая нагрузка массой до 12 т могла размещаться на 12 внутренних и 8 внешних точках подвески, по другим данным - только внутри самолета. Для поражения целей МиГ 1.44 мог использовать: воздушные - управляемые ракеты Р-73 и Р-77, наземные - Х-29, Х-31, Х-41, Х-55, Х-61 и высокоточные авиабомбы КАБ-500 и ОДАБ-500.

По некоторым данным, на базе МиГ 1.44 в начале 1990-х годов создавался легкий истребитель с одним двигателем при той же аэродинамической схеме.

Постскриптум

Как видно из сказанного, закрытие проекта МФИ стало своего рода глубокой «моральной раной» для нашей авиации, обернулось значительными финансовыми потерями и более чем 15-летним отставанием России в оснащении наших ВВС истребителем 5-го поколения. По словам нынешнего главкома Воздушно-космических сил России генерал-лейтенанта Виктора Бондарева, серийные поставки истребителя Т-50 начнутся в 2016 году. Для оправдания ситуации с созданием российского истребителя 5-го поколения СМИ не раз сообщали о чуть ли не умышленном затягивании разработки проекта ОКБ Сухого Т-50. Это объяснялось стремлением учесть недостатки, которые выявляются в ходе практических полетов «Раптора». Но если более строго подойти к этому, то иначе как словами «хорошая мина при плохой игре» нынешнюю ситуацию не объяснить.

Дабы не вгонять читателя в черную меланхолию, следует отметить, что работы с российским истребителем 5-го поколения Т-50 идут достаточно быстро и, главное, самолет уже сегодня показывает высокую эффективность. И не следует умалять заслуги его создателей. Но отставание существует, как и те, кто сомневается в его превосходстве над МиГ 1.44. В свое время бывший начальник вооружения российской армии генерал-полковник Анатолий Ситнов считал, что истребитель Т-50 не имеет того потенциала, который был заложен в «миговский» вариант истребителя 5-го поколения.

Как считают многие авиационные специалисты, работа обоих прославленных КБ на равных была благом и шла на пользу нашей авиации. Эта практика должна продолжаться и сегодня. Ибо здоровая конкуренция никогда не стояла на пути прогресса, а, наоборот, лишь стимулировала его. О том, что еще не все потеряно, говорят появившиеся в августе 2015 года сообщения о намерении «миговцев» возобновить работы по легкому перспективному истребителю. Как полагают авиационные эксперты, основой этих работ станут наработки по проекту МФИ. Если это так, то очень хотелось бы им пожелать, как говорят моряки, «семь футов под килем».

На презентации многофункционального истребителя МиГ-35 Вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин заявил, что РСК «МиГ» займется созданием легкого истребителя пятого поколения. О том, каким будет этот самолет и зачем он нужен российским ВКС, читайте в материале сайта ТРК «Звезда».

Первая информация о том, что корпорация «МиГ» займется созданием истребителя пятого поколения, появилась в 2015 году. Тогда же на авиасалоне МАКС впервые широкой публике был представлен единственный экземпляр МиГ 1.44 – прототип истребителя пятого поколения, который создавался в 1980 годах.

Первый советский «Стелс»

Работы над созданием истребителя пятого поколения начались в Советском Союзе в конце 1970-х годов, еще раньше, чем в США занялись созданием истребителя F-22. Уже тогда в общих чертах стало понятно, каким должен быть этот самолет. Основные требования сводились к пяти пунктам: машина должна быть многофункциональной и сверхманевренной, иметь низкую заметность, крейсерскую сверхзвуковую скорость полета и внутреннюю подвеску управляемого оружия. Разработкой перспективной техники занялись ОКБ им. А.И.Микояна и ОКБ им. П.О.Сухого, и в результате появились проекты МиГ 1.44 и Су-47 (С-37).

Работы над новым истребителем на «МиГе» шли непросто: в ходе проектирования, испытаний моделей вносились изменения в конструкцию. Результатом многолетнего труда стал воплощенный в железе прототип самолета, который из-за финансовых трудностей поднялся в воздух лишь 29 февраля 2000 года.

Трагедия номер 1.44

К сожалению, дальше нескольких полетов дело не пошло. Проблема заключалась в том, что после 1991 года весь оборонно-промышленный комплекс России с размаху «въехал» в глубокий кризис, и если правительство США продолжало вкладывать миллиарды долларов в создание истребителя пятого поколения, то в России финансирование этой программы было прекращено вообще. Потянуть такой проект самостоятельно не способно ни одно конструкторское бюро, а вышедшее в 2002 году постановление о создании ПАК ФА окончательно похоронило МиГ 1.44.

Прототип истребителя находился в ЛИИ им. Громова в Жуковском, где был фактически брошен под открытым небом. Позже все-таки было принято решение о его хранении в ангаре, однако ни о каких работах по этому проекту речи не шло. Среди некоторых специалистов бытует мнение, что китайский истребитель пятого поколения J-20 разрабатывался в том числе с использованием чертежей МиГ 1.46 (дальнейшее развитие 1.44), и внешне он и вправду чем-то напоминает микояновский самолет. Однако никакой официальной информации о передаче разработок Китаю не существует, да и если присмотреться к J-20 внимательней, станет понятно, что это совершенно другая машина.

Но то, что в начале 2000-х готов Китай выбрал именно такую схему, как и у первого российского «Стелса» говорит о том, что она по-прежнему востребована и имеет право на жизнь.

Легкий «МиГ»

Говоря о самолете пятого поколения от РСК «МиГ», Рогозин сказал дословно следующее: «Разработка ОКБ “Сухой”, истребитель пятого поколения ПАК ФА проходит государственные испытания. Корпорация “МиГ” также будет делать легкий истребитель пятого поколения». Что именно он имел в виду?

Во-первых, речь идет о легком самолете потому, что такой нужен флоту. Во многом именно по этой причине в США была начата программа истребителя F-35.

Во-вторых, по мнению Рогозина, легкий истребитель имеет более высокий экспортный потенциал, чем тяжелый.

«Небольшие страны с ограниченным бюджетом вполне могут обойтись без тяжелых истребителей подобных Су-30, им вполне подходят МиГ-21, МиГ-29 и возможное продолжение этой линии. Скорее всего, в будущем ситуация вряд ли изменится. К примеру, в данный момент Индия планирует начать сборку ста легких истребителей по иностранной лицензии, выбирая между американским F-16, шведским Gripen и российским МиГ-35. При этом нужно отметить, что МиГ-35 скорее можно отнести к истребителям среднего класса», – считает авиаэксперт Владимир Карнозов.

Это означает, что в будущем РСК «МиГ» может заняться созданием именно легкого и, возможно, однодвигательного самолета пятого поколения.

В-третьих, существует уже давно сложившаяся концепция о том, что количество легких истребителей должно превышать количество тяжелых. Это касается ВВС всех крупных стран, в том числе России и США.

Связано это с тем, что использование дорогой и тяжелой машины, которая имеет избыточные возможности, для выполнения определенной задачи не выгодно.

«Много лет назад в США была принята концепция, которая подразумевает наличие в парке 20% тяжелых и 80% легких истребителей. В соответствии с ней были разработаны тяжелый истребитель F-15 и легкий F-16. Похожий подход был принят и Советским Союзом, что привело к созданию пары Су-27 и МиГ-29», – рассказал Карнозов.

Стоит отметить, что это соотношение может меняться в пользу тяжелых машин с большим радиусом действия, что со временем и произошло в странах с большими территориями, такими как Россия и США. В настоящее время соотношение между F-15 и F-16 в ВВС США составляет 1 к 2. Вместе с тем теорию комплементарности тяжелых и легких истребителей пока что никто не оспаривает.

«Легкий истребитель необходим прежде всего для защиты, это не средство нападения. Скорее всего, это будет самолет, который сможет решать те же задачи, что и ПАК ФА, с той лишь разницей, что он будет иметь меньший радиус действия (без дозаправки в воздухе)», – считает военный летчик 1-го класса, Герой Советского союза, депутат Государственной думы Николай Антошкин.

По мнению Антошкина, одна из главных целей программы – создание самолета в том числе для перспективных авианосцев проекта 23000 «Шторм» строительство которых планируется в 2025-2030 годах. Кроме того, этот истребитель может стать более дешевой версией ПАК ФА.

Французские предположения

В феврале 2017 года французский журнал Air&Cosmos опубликовал проекции перспективного легкого многофункционального фронтового самолета (ЛМФС) , разработку которого якобы ведет АО «РСК МиГ». Насколько они соответствуют действительности говорить трудно, так как авторы материала не сослались ни на какие официальные источники.

Судя по изображению, самолет будет иметь аэродинамическую схему «утка». В тексте указана максимальная взлетная масса в 25 тонн и скорость в 1,8 – 2 Маха, дальность полета до 4000 км. В качестве двигателя указан ВК-10М разработки КБ «Климов» с тягой порядка 10 тонн каждый. Напомним, что МиГ-35 имеет максимальную взлетную массу в 29,7 тонны, максимальную скорость 2700 км/ч на высоте и дальность без дозаправки около 3500 км.

Конкуренция, но не вражда

Важно отметить и еще один аспект, который в 1990-е и 2000-е годы в нашей авиационной отрасли отошел на второй план. В 1992 году на международном авиасалоне «Фарнборо» состоялась пресс-конференция с участием двух генеральных конструкторов Ростислава Белякова (ОКБ им. Микояна) и Михаила Симонова («ОКБ Сухого»). Один из американских журналистов спросил Симонова о том, почему в России не хотят объединить два ведущих истребительных бюро, ведь это, по его мнению, «смогло бы сэкономить много денег для российского народа». Отвечая на этот вопрос, Симонов ответил:

«Приятно и весьма интересно, что американская пресса интересуется жизненно важными для нас вопросами. Однако вынужден сделать одно небольшое замечание. Американцы считают, что мы сделали в свое время Су-24, конкурируя с General Dynamics и их бомбардировщиком F-111. Они также убеждены в том, что штурмовик Су-25 мы построили в противовес вашему A-10. А в случае с Су-27 тут и вообще деваться некуда - конкурировали с вашим F-15 Eagle… Все это чепуха! Названные самолеты созданы в ОКБ “Сухого” с одной единственной целью - победить в конкуренции… генерального конструктора Белякова!»

Именно конкуренция между этими конструкторскими бюро внутри нашей страны двигала вперед авиационную технику. И то, что в 1990-е годы такая традиция прекратилась, связано с финансовым кризисом и другими аспектами, но не с тем, что самолет фирмы Сухого оказался лучше. Но нужно понимать, что без этого динамичное развитие боевой авиации будет затруднено: соревноваться только лишь с иностранными машинами не всегда правильно, ведь они создаются для ВВС другой страны, которые сами по себе нередко предназначены для других задач, нежели чем отечественные.

Политическая воля

В заключение хотелось бы сказать о трудностях, которые РСК «МиГ» предстоит решать в ближайшем будущем. В 1990-х и 2000-х годах это предприятие испытывало серьезные проблемы, которые касались практически всего: начиная от оснащения новым оборудованием и заканчивая кадровым составом конструкторов и инженеров. За последние годы ситуация в целом изменилась к лучшему, что наглядно показала презентация истребителя МиГ-35, однако многие проблемы остались.

«Коллективу ОКБ им. А.И. Микояна удается довольно успешно заниматься модернизацией самолетов четвертого поколения, однако создание истребителя пятого поколения – существенно более сложная задача, выполнить которую без серьезного укрепления кадрового состава и материальной базы предприятию будет трудно», – считает Владимир Карнозов.

По мнению эксперта, для выполнения этой задачи потребуется воля руководства России, подкрепленная значительным финансированием.

Но одно можно сказать совершенно точно: «РСК «МиГ», равно как и ПАО «Компания Сухой», должна заниматься перспективными разработками и двигаться вперед, ведь аббревиатура «МиГ» продолжает оставаться синонимом понятия «русский истребитель».

На данный момент армии мира используют истребители 4-го поколения. Серийное производство более совершенных машин 5-го поколения налажено только в Соединенных Штатах, но уже идут разговоры об устройствах нового класса.

Мало кто знает, что истребители 5 поколения разрабатывались в Советском Союзе еще до постройки первого F-22 «Raptor» , которыми пользуются американцы. Если американский ЛА (летательный аппарат) начал разрабатываться в 80-е, то советская боевая машина появилась на бумаге в конце 70-х в ОКБ им. Микояна. Индекс истребителя - МиГ 1.44 МФИ. Первый собранный экземпляр поднялся в воздух в 2000 г.

В основу силовой установки были положены новые двигатели с изменяемым вектором тяги. В конструкции использованы инновационные решения, снижающие радиолокационную заметность, также предполагалось интегрировать новейшую электронику и оснастить новинку передовым вооружением.

На одном собранном новом МиГе 5 поколения все и закончилось, так как приоритет был отдан машине ПАК ФА в ОКБ им. Сухого. Таким образом, с 2002 года о 1.44 забыли.

Исторически МиГ стал ответом на появление «Раптора». Эксперты подчеркивают, что некоторые характеристики российской машины были на порядок выше американской.

Старт разработке был дан с момента формулирования трех принципов, которым должен был отвечать новый проект:

  • скрытность;
  • крейсерская скорость должна быть сверхзвуковой;
  • особое внимание было уделено маневренности, которая должна была быть на высшем уровне.

Так как о проекте американцев ATF (Advanced Tactical Fighter) на момент создания МиГа уже было известно, инициативу поддержало ЦК, было выпущено соответствующее постановление Совмина.

В 1979 ОКБ им. Микояна начало работу, проект получил наименование И-90, предварительно было решено, что он сменит Су-27 и МиГ-31. Намечалось оснащение самолета самыми передовыми электронными системами. Аппарат должен был быть многофункциональным, в частности, поражать как наземные цели, так и воздушные.

Программа по новому самолету была создана и утверждена в 1983 году, были сформулированы требования по следующим параметрам:

  1. Силовая установка;
  2. Бортовая электроника.

В документе также были уточнены требования от Воздушных сил страны и ПВО.

Комплекс требований реализовать было сложно, поэтому начались исследовательские работы. В результате была получена схема, значительно отличающаяся от 4-го поколения истребителей, которые заступали в строй в одно время с разработкой новинки.

Конструкция истребителя

Часть решений подбиралась на основе уже существующего опыта, использовались наработки по истребителям четвертого поколения. Однако привычные формы подвергались изменениям. Так, наплыв крыла, который имели Су-27 и МиГ-29 , был убран. Полученный образец обладал общими чертами с МиГ-25, который отличался очень высокими скоростными качествами.

Конструкторы применили схему «утка», которая отличается близким размещением двигателей. Этот выбор позволил получить улучшенные характеристики маневренности и прочности, грузоподъемности.

Силовая установка

Истребитель МиГ 5 поколения оснащен двумя двигателями ТРДДФ АЛ-41Ф турбореактивными, двухконтурными, с форсажной камерой. Использовались компоновки с изменяемым вектором тяги, которые улучшали маневровые характеристики и взлетные качества. Воздухозаборники размещались под фюзеляжем, что положительно сказывалось на незаметности для радаров.

На начальных этапах создания машины инженеры склонялись в сторону использования двигателей с плоскими соплами. Это позволяло создать эффективный экран для турбин, а также снизить заметность для противника.

От плоских сопел пришлось отказаться, так как технологии того времени не позволяли реализовать переход с круглых сопел двигателя на прямоугольные. На стуке стенки могли быстро прогорать из-за неадекватного распределения полей температур.

За время поиска решений были отработаны схемы управляемого вектора тяги. Эта технология была применена в 1991 году, после чего их сразу включили в готовую схему машины.

Фюзеляж

Был использован большой процент композитных материалов в конструкции, доля их достигает 30%. В качестве деталей авиации они неудобны сложностью интеграции и крепления с основной конструкцией. При поломках их невозможно ремонтировать, приходится менять целые узлы полностью.

Большую часть фюзеляжа составляют металлы:

  • алюминиевые сплавы – 35%;
  • сталь и титан – 30 %.

Выбрано расположение воздухозаборника под фюзеляжем: он разделен на две секции, по одной на каждый двигатель.

Предполагалось включить в общую схему средства для дозаправки в воздухе.

Конструктивно предусмотрено 7 управляющих плоскостей, для контроля используется цифровая электродистанционная СУ.

В готовой форме поверхности самолета предполагалось обработать специальным покрытием, чтобы снизить до минимума радиолокационную заметность. Предположительно, можно было достичь эффективной площади рассеивания – 0.3 м2.

Использованы кили, имеющие развал наружу в 15 градусов. Это тоже призвано улучшить скрытность самолета.

Шасси

Шасси трехстоечное, одно колесо расположено в носовой части. Две стойки под крыльями складываются вперед, на каждой из них одно колесо. Передняя стойка складывается назад, на ней установлено два колеса.

Крылья самолета

Наплыва на передней кромке нет, она выполнена прямой, что было основным отличием от моделей истребителей предыдущего поколения. Детально исследовались аэродинамические силы, возникающие в полете. Например, вихри, возникающие на передней кромке новой конструкции, улучшали стабильность машины, а на больших углах не происходило срывов за счет них. Появлялись завихрения благодаря балкам переднего горизонтального оперения (ПГО). Их положение подбиралось опытным путем для достижения оптимальных характеристик.

Пришлось проанализировать целый комплекс характеристик:

  • положение балок относительно горизонтальной плоскости;
  • высота относительно плоскости крыла;
  • превышение относительно передней кромки крыла.

Удалось добиться оптимального сноса потока и схода завихрений, за счет чего сформировался аэродинамический профиль.

Конструкция крыла адаптивная, то есть меняется в зависимости от режима полета. Изменениям подвергаются флапероны и носки, которые могут отклоняться.

Добиться повышения маневровых характеристик удалось за счет установки вихреобразующего зуба на кромке ПГО. Аналогичное решение уже показало свою состоятельность при модернизации МиГ-23.

Площадь конечной конструкции была небольшой, угол отклонения находился в пределах 40-45 градусов.

Вооружение

Вооружение машины тоже пришлось переставить, по сравнению с истребителями того времени. Изначально было предложено установить в верхней части фюзеляжа отсеки, которые бы перед пуском ракеты открывались. Это позволило бы облегчить пуск по целям, летящим выше самолета, а также при маневрировании с большими перегрузками.

Отказаться от такого положения и использовать классические ниши под крыльями пришлось из-за необходимости использования новых средств передвижения и установки ракет при оснащении истребителя. Необходимо было разработать новый принцип с кранами и тележками, чтобы загружать 300-400-килограммовые ракеты. Итоговое положение позволило использовать обычные тележки и простейшие средства для поднятия грузов.

Инженеры собирались установить на МиГ 5 поколения инновационную систему РЛС , которая основывалась на множестве самостоятельных излучателей, что имели площадь в несколько см2. Такая компоновка обладала повышенной защитой от механических повреждений.

Еще одним инновационным решением стало размещение РЛС в задней части, что позволяло в задней полусфере обнаруживать противника и указывать цели ракетам, в частности, при обратном старте.

В результате предполагалось установить на борту авиационную 30-миллиметровую пушку, а также ракеты внутри корпуса на катапультных установках.

Тактико-технические характеристики

Многие решения не были отработаны на практике на прототипе, так как этого не позволил сделать один единственный образец. Например, радиолокационное покрытие так и не было нанесено на самолет за время испытаний.

Параметры могли меняться, например, в зависимости от комплекта вооружения. Так, на машине предполагалось использовать несколько основных схем.

Для поражения противника в воздухе - 12 × Р-77 или Р-73. Для борьбы с наземными целями:

  1. 2 × Х-55, Х-61, Х-41;
  2. 8 × Х-29, Х-31;
  3. 12 × КАБ-500, ОДАБ-500.

Для размещений вооружения использовались специальные встроенные емкости. Точек подвески несколько: 12 внутри корпуса, 8 – на внешней части.

Достоинства и недостатки истребителя

Среди достоинств инновационной машины можно выделить большую автоматизацию боя, которую впервые применили на практике советские инженеры. Предполагалось, что основная масса ракет будет действовать без контроля со стороны пилота после пуска.

Основным недостатком МФИ, в том числе повлиявшим на судьбу уникальной машины, стала дороговизна. Разработка нового истребителя - слишком дорогое удовольствие даже в масштабах страны, потому во время распада Советского Союза просто не осталось денег на финансирование.

Причина остановки проекта

Есть две основных версии остановки проекта МиГ 1.44. Причем относительно их справедливости есть спорные мнения.

Сообщается, что проект был закрыт из-за:

  • интриг в руководящих рядах и высшем составе инженеров, работающих над машиной;
  • банальной дороговизны и сложности производства.

Простой анализ показывает, что справедливее второй вариант развития событий. Деньги в армию начали поступать в 2000, наработки по новому самолету никуда не делись. Необходимо было обновление парка истребителей, что значительно проще и дешевле было сделать при помощи таких ЛА, как Су-30 , модернизации МиГ-29 и 31. Цена готового МиГ МФИ равнялась 70 млн долларов, почти как у «Раптора», при этом еще требовалось наладить производственную базу и массовый выпуск современных композитов.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

К лёгкому истребителю МиГ-35 отношение сложилось несколько покровительственное. Дескать, переходная ступень, модификация МиГ-29, чуть ли не ради пиара обозначенная другой моделью. Его снисходительно похлопал по крылышку даже американский журнал The National Interest, обычно так запугивающий своего читателя преимуществами русского оружия, что просто странно, что на него не нашлось своего полусумасшедшего конгрессмена с навеки расширенными от "русской угрозы" зрачками.

Или, на худой конец, следователя из ФБР, который направлял бы главному редактору Джейкобу Хейлбрунну лампу в глаза и орал: "Как и когда тебя завербовала русская разведка Эф-Эс-Би?"

Лёгкий - не значит немощный

МиГ-35 - действительно дальнейшее развитие МиГ-29, который доведён до уровня истребителя четвёртого поколения. Можно даже потрафить нашему любимому Дэйву Маджюмдару (Dave Majumdar), автору заметки про наш самолёт, поведав ему, что обе машины построены на базе одного планёра, созданного ещё в середине 1980-х годов. Собственно, не нужно даже ломиться в открытую дверь, ибо среди специалистов российского оборонно-промышленного сектора этот самолёт изначально рассматривался как переходное звено от 29-х к поколению 4++. А там видно будет.

Видно стало. В ходе последовательной модернизации систем за системами МиГ-35 вплотную подошёл к пятому поколению. Об этом рассказала РИА Новости директор департамента информационной политики и общественных коммуникаций корпорации "МиГ" Анастасия Кравченко: "По мере появления новых систем и совершенствования технологий, корпорация может предложить модернизацию самолета, в том числе до уровня следующего поколения".

Причём для этого не нужно будет каких-то отдельных сложных работ. Этот процесс будет идти - ну, почти что сам собой. Потому что истребитель сегодня исполняется по принципу "открытой архитектуры", - так что его модернизация будет зависеть от той аппаратуры, которую ему будут добавлять в "обвес". Например, новый радар, новую систему наведения, новое вооружение, - взятое, например, даже с тяжёлых истребителей завоевания господства в воздухе.

Этакий универсальный солдат получается. Только в воздухе.

А маркетологи при этом отмечают, что такая архитектура способна сильно помочь и продажам самолёта. Ведь покупатель при желании может разместить на нём собственную аппаратуру или оружие.

Очень интересную особенность имеет и двигатель истребителя. Он может оснащаться всеракурсно отклоняемым соплом, а может эксплуатироваться и в обычном порядке. А отклоняемый вектор тяги - тоже принципиально важная характеристика машин 5-го поколения.

Ещё одна характеристика - невидимость. Благодаря относительно небольшим размерам - 17,3 м в длину и 12 м - размах крыльев, МиГ-35 изначально обладает преимуществом в этом отношении. Но ему до 25% довели долю композитных материалов в конструкции - углепластика и тому подобного. Соответственно, его заметность по ЭПР, по некоторым данным, стала меньше 1 кв. м.

ЭПР - это эффективная площадь рассеяния, которая для простоты понимания может трактоваться как размер в "понимании" радара РЛС. В данном случае на месте МиГ-35 радар будет видеть нечто меньше метра в диаметре - то есть и позднее, чем надо, замечать, и менее надёжно, чем надо, идентифицировать.

В этом данный лёгкий истребитель также приближается к характеристикам машин 5-го поколения. Хотя, конечно, в идеале для этого поколения надо стремиться хотя бы к ЭПР 0,1 - 0,2 кв. м.

Про средства РЭБ можно не говорить - по ним Россия уже не 6-е, а как бы и не 8-е поколение уже создаёт.

Вот из таких особенностей и рождается расчёт у специалистов, что к 2020 году, когда машина массово пойдёт в войска, это будет уже самолёт 5-го поколения.

Лёгкий - не значит неопасный

При всей своей лёгкости (относительной, конечно, ряд наблюдателей склонен даже относить его к средним) истребитель МиГ-35 довольно-таки зубаст и довольно-таки хорошо вооружён. Хотя что значит хорошо? На свои девять "балок" - точек подвески - он способен принять все типы боеприпасов "воздух-воздух" и "воздух-поверхность".

Так что не хвастается глава корпорации Илья Тарасенко, когда говорит, что МиГ-35 может считаться одной из самых совершенных боевых машин в мире.

Основные же в его арсенале ракеты - Р-73 малой дальности и Х-31 и Р-27 - средней. Первая используется, разумеется, против летательных аппаратов. Причём уйти от неё резким манёвром неимоверно трудно: она ещё боеспособна при перегрузке в 12 g, в то время как для истребителя допустимая нагрузка при маневрировании не должна превышать 10 g. Вторая ракета "работает" против наземных целей - радиолокаторов и надводных - кораблей. Причём скорость её достигает больше 3 Махов, то есть примерно километра в секунду, что делает её трудносбиваемой, а цели она способна уничтожить на удалении в 250 км.

Что касается Р-27, то это ракета "воздух - воздух" средней дальности, призванная уничтожать самолёты и крылатые ракеты на расстоянии до 110 км.

Благодаря своему совершенному радару (точнее, бортовой РЛС) Н010 "Жук-А" с активной фазированной решеткой (АФАР) самолёт обнаруживает цель на расстоянии до 200 км, может одновременно сопровождать до 30 воздушных целей и обстреливать до 8 из них. Тоже, разумеется, одновременно.

Общая боевая нагрузка у этого "лёгонького" самолётика - 7 тонн.

В общем, как говорил в эфире "Царьграда" вице-президент Федерации любителей авиации, заслуженный летчик-испытатель СССР Виктор Заболотский, новый российский истребитель стал настоящим прорывом военных инженеров и конструкторов. "У машины много новшеств: и по вооружению, и по приборной доске, и по двигателю. Это хороший рывок вперёд", - заявил этот авторитетный специалист, сам некогда испытывавший самолёты семейства "МиГ".