Меню
Бесплатно
Главная  /  Регистрация  /  Профессия архитектор. Профессия архитектора Направления деятельности архитекторов

Профессия архитектор. Профессия архитектора Направления деятельности архитекторов


Архитектура всегда шла рука об руку с искусством. Творения Антонио Гауди, Осипа Бове, Карла Росси и других величайших архитекторов вдохновляют не меньше, чем творения живописцев и симфонии композиторов. Речь не только о старейших памятниках, дворцах и башнях, но и о современных зданиях и сооружениях, которые поражают эстетикой и величием. Архитектор может увековечить свое имя в потрясающих проектах, а может допустить ошибку, в результате которой облик целого города будет безнадежно испорчен. Не боитесь сложной работы и колоссальной ответственности? Тогда эта работа для вас.

Кто такой архитектор? Описание профессии

Архитектор – специалист, осуществляющий проектирование зданий, планировочных и интерьерных решений, а также организацию архитектурной среды. Он отвечает не только за внешний облик сооружений, но и за их функциональные, эксплуатационные характеристики.

При всей сложности профессии и необходимости руководствоваться нормативами, правилами и техническими параметрами, специальность является творческой.

Только от внутреннего мира профессионала и его представлений об эстетике, гармонии и рациональности зависит облик сооружения.

Специалистами могут быть не только архитекторы, разрабатывающие эскизные проекты, документацию и рабочие чертежи, но и организаторы процесса разработки (главные архитекторы), разработчики генеральных планов городов и поселков (градостроители), создатели ландшафтных решений по благоустройству территории (ландшафтные архитекторы). К специальности также относят дизайнеров (разработчиков планировки и интерьеров), реставраторов, экспертов и теоретиков, занимающихся научной и преподавательской деятельностью.

Что входит в обязанности специалиста

С развитием технологий работа архитектора существенно видоизменилась. Причиной тому – усложнение строительных технологий.

Необходимо владеть специальными компьютерными программами (в частности, программами для 3D-проектирования и моделирования зданий), проводить экспертизу документации на соответствие множеству норм. Круг деятельности специалиста при этом не столько ограничивает, сколько направляет вид его деятельности:

  • Архитектурное проектирование . Специалист разрабатывает проект, координирует создание строительной документации, осуществляет авторский надзор.
  • Градостроительство . По сути это «объемное проектирование», в основе которого лежит разработка генеральных архитектурных планов населенных пунктов.
  • Ландшафт . Ландшафтная архитектура включает в себя озеленение – проектирование садов, парков, зеленых насаждений, приусадебных участков и даже заповедных зон.
  • Дизайн интерьера . Специалисты специализируются на разработке функциональной и одновременно эстетичной планировки, на проектировании интерьеров.

Круг обязанностей сотрудника также зависит от его опыта, квалификации и организации, в которой он работает. В проекте нуждаются не только грандиозные концертные залы и небоскребы, но и каждый торговый павильон (за исключением быстровозводимых конструкций), каждая поликлиника и каждый жилой дом. Опыт и портфолио играют ключевые роли – очень важно стремится получать действительно важные и сложные проекты, чтобы продвигаться вверх по карьерной лестнице.

Как получить профессию архитектора, где учиться

Эта профессия требует высшего образования, объемных теоретических знаний и успешно выполненной практической работы. Лучше всего поступать в профильный ВУЗ, и чем более авторитетным он будет – тем лучше для вашей будущей карьеры. Выпускников лучших учебных заведений страны с распростертыми объятьями принимают не только российские, но и зарубежные работодатели. Потому подойдите к выбору места обучения ответственно и постарайтесь поступить (или хотя бы попытаться сделать это) в лучшее образовательное учреждение из возможных.

ТОП-5 российских ВУЗов, готовящих архитекторов:

  1. Московский архитектурный институт.
  2. Московский строительный государственный университет.
  3. Архитектурно-строительный университет в Санкт-Петербурге.
  4. Архитектурно-строительный университет в Нижнем Новгороде.
  5. Архитектурно-строительный университет в Самаре.

Как сдавать предметы при поступлении? Прием абитуриентов обычно проводится в 2 этапа: первая часть – это анализ (обычно математика, русский язык и история, реже – литература), вторая часть – творческий конкурс, проводимый образовательным учреждением самостоятельно. Кандидаты должны будут подготовить рисунок, композицию и чертеж.

Учебные заведения почти всегда проводят консультацию – здесь преподаватели рассказывают, что именно хотят увидеть в рамках творческого конкурса. Презентация проводится в 1 день, либо отсутствует – результаты проверки работ могут оглашаться и дистанционно. Обязательно сходите на нее. Также заблаговременно уточните перечень экзаменов – он устанавливается каждым ВУЗом индивидуально и может отличаться от приведенного списка.

Какими качествами нужно обладать

  • Усидчивость. Каждый чертеж и каждый проект требует длительной, скрупулезной работы, где важны детали и нюансы.
  • Творческая натура. Каждый специалист – это творец. Именно в его голове рождается внешний облик зданий, которые могут стать культовыми достопримечательностями
  • Развитый интеллект. Необходимо не только обладать опытом и практическими навыками, но и держать в голове огромный объем теории, знать нормативную базу.
  • Перфекционизм. Малейшая ошибка в проекте может привести к катастрофе или, как минимум, к не допуску проекта. Важно постоянно стремиться к совершенству.
  • Собранность. Умение концентрироваться на работе – это залог успешно выполненного проекта. Архитектура не терпит рассеянности и не прощает ошибок.

Где может работать специалист

Строительная компания . Преимущественно здесь требуются архитекторы-проектировщики, так как большинство компаний занимается возведением рядовых зданий и конструкцией. Типичность работы не делает ее более простой – каждый проект требует многоэтапного согласования и прохождения экспертизы. Часто приходится выполнять разноплановые задачи, так как штат архитекторов почти всегда сжат или урезан.

Архитектурное бюро . Ключевое отличие бюро от строительной компании – направление деятельности. Организация занимается исключительно архитектурным проектированием, экспертизой и разработкой документации. Здесь присутствует четкая градация персонала, и его нехватки не наблюдается. В бюро можно прийти уже в первые годы обучения, получить должность техника, создавать несложные чертежи и набираться опыта, продвигаясь по карьерной лестнице.

Государственные учреждения . Это муниципальные и федеральные организации, которые готовят генеральные планы населенных пунктов, проводят архитектурную экспертизу, составляют профильную документацию, занимаются согласованием проектов и выдачей разрешения на строительство. Лучший вариант для специалистов, которые ищут стабильную работу и хотят пользоваться всеми льготами, положенными государственным служащим.

Плюсы и минусы профессии архитектор

Если в школе вы писали сочинение на тему «Моя будущая профессия – архитектор», то наверняка углублялись в суть специальности. Ее ключевые достоинства – это возможность творить и перспективы высокого дохода. Главный недостаток – практическая сложность. Отметим другие преимущества и недостатки для детального сравнения.

Плюсы профессии архитектор:

  • Интересная, творческая работа.
  • Высокая оплата труда квалифицированных специалистов.
  • Перспективная профессия для иммиграции.
  • Высокий социальный статус и признание специальности.
  • Реальные перспективы карьерного роста.

Минусы профессии:

  • Сложная и крайне ответственная работа.
  • Необходимость долго учиться и постоянно развиваться самостоятельно.
  • Регулярные переработки, масса стрессов.
  • Низкие зарплаты на старте карьеры.
  • Частая невозможность самореализации.

Невозможность самореализации заключается в необходимости работать по заказу. Пример: вы хотите реализовать грандиозный проект, который давно живет в вашей голове, но не можете из-за отсутствия спонсора. Либо ваше видение функциональности и эстетики здания не совпадает с мнением руководителя или клиента.

Архитектор

Известны имена античных архитекторов: Иктин и Калликрат , строители Парфенона в Афинском Акрополе , Фидий , скульптор и архитектор, автор статуй Зевса в Олимпии , Афины Промахос , Афины Парфенос и другие.

Древнеримский архитектор и инженер, крупнейший античный теоретик архитектуры Марк Витрувий Поллион (I в. до н. э.) предъявляет достаточно жёсткие требования к квалификации архитектора:

…Он должен быть человеком грамотным, умелым рисовальщиком , изучить геометрию , всесторонне знать историю , внимательно слушать философов , быть знакомым с музыкой , иметь понятие о медицине , знать решения юристов и обладать сведениями в астрономии и в небесных законах…
…Я не думаю, чтобы кто-нибудь мог внезапно объявить себя архитектором, кроме того, кто смолоду постепенно восходил от одной отрасли образования к другой и, впитав в себя знания многих наук и искусств, дошел до самых высот архитектуры…

Десять книг об архитектуре . Книга I

Строители готических соборов эпохи Средневековья неизвестны, делаются только предположения об авторстве, это связано с влиянием церкви, авторское клеймо расценивалось как гордыня. Сохранились, однако, клейма артелей и поставщиков.
, изданный в 1890-1907 гг., приводит историческую справку применительно к понятию архитектора:

В Европе это название привилось уже около 400 лет тому назад. «По-видимому, - говорит по этому поводу Виолле-ле-Дюк , - до XVI века этого титула не давали художникам, руководившим постройками». У нас до Петра I слово «архитектор» не употреблялось, и строителей обозначали словами «зодчий, палатный мастер, муроль, каменный и плотничный староста». В настоящее время архитекторами называются специалисты, занимающиеся «гражданскою архитектурою» .


Первыми «архитектонами» в российских документах XV-XVI веков названы итальянцы: Пьетро Антонио Солари, Петрок Малый , Алевиз Новый .

Обязанности архитектора XIX - начала ХХ вв. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона характеризует так:

На архитекторе лежат следующие обязанности: во-первых, он составляет проекты по данным условиям и делает сметы , то есть изготовляет чертежи и рисунки будущих сооружений и определяет их стоимость; во-вторых, он руководит производством работ, то есть иными словами, практически осуществляет проект; и, наконец, в-третьих, он свидетельствует существующие здания и делает им оценку при продажах, залогах, страховках и т. п.

…Он должен превосходно теоретически и практически знать свою специальность; но и помимо этого он должен обладать еще многими разносторонними познаниями…
Во-первых, он должен отлично знать строительную механику , дабы иметь возможность точно рассчитать прочность и устойчивость всех частей своего сооружения…
2) Он должен быть знаком с минералогией , геогнозией и геологией , дабы иметь верное представление о свойствах и качествах разных естественных материалов…
3) Он должен хорошо знать физику и химию , ибо ему на каждом шагу приходится встречаться с ними в вопросах прочности здания…

4) Ему нужно иметь еще известные юридические познания , ибо он должен хорошо знать, что разрешается и что воспрещается в строительном деле законодательством его страны …

Работа современного архитектора

Технология строительного производства постоянно усложняется. Профессия архитектора также видоизменяется. Компетенция современного архитектора определяется более чётко, чем раньше.

С одной стороны, круг обязанностей современного архитектора очерчен более узко. Современный архитектор разрабатывает архитектурный раздел проектной документации. При этом в его компетенцию не входят расчёты сложных инженерных конструкций, организация строительства и составление сметной документации для сложных объектов.

С другой стороны, чем сложнее объект, тем больше знаний нужно архитектору, чтобы контролировать весь процесс проектирования и осуществлять авторский надзор при возведении здания.

При этом одному специалисту-архитектору всё труднее одинаково хорошо разбираться во всех видах строительства и во всех типах объектов.

Следует отметить, что при проектировании простых объектов (например, коттеджей) архитектор вполне может справляться со всеми перечисленными обязанностями.

В современных условиях из профессии архитектора выделились отдельные отрасли, например, градостроительство.

Профессия архитектора продолжает разветвляться на более узкие специализации. В современных архитектурных бюро одни специалисты могут осуществлять разработку объёмно-планировочных решений, другие - отвечать, например, за визуализацию.

Развитие вычислительной техники в ХХ веке повлекло революцию в архитектурном проектировании. В настоящее время проектная документация разрабатывается главным образом с помощью систем автоматизированного проектирования (компьютера и специальных компьютерных программ , таких как, например, Autodesk AutoCAD или Graphisoft ArchiCAD). Компьютерное проектирование предоставляет средства двумерной (2D) и трехмерной (3D) графики. Концепция виртуального здания даёт возможность получить представление как о наружном облике, так и о внутреннем пространстве будущего объекта прямо на дисплее или с помощью проектора.

Несомненная польза от внедрения новых технологий имеет и обратную сторону. Чтобы освоить такие сложные программные среды, необходимо время и дополнительные усилия. Иными словами, стало сложнее подготовить квалифицированного специалиста, который владел бы навыками компьютерной графики и при этом не был «оторван» от реального строительного производства.

Наглядность архитектурного проекта может быть обеспечена архитектурным макетом . Однако в настоящее время макетирование осуществляется не только (и не столько) силами архитекторов, сколько с привлечением организаций, специализирующихся на производстве, например, рекламной продукции.

Направления деятельности архитекторов

Проектирование зданий и сооружений

Архитектурная деятельность - профессиональная деятельность архитекторов, имеющая целью создание архитектурного объекта и включающая в себя:

  • творческий процесс создания архитектурного проекта ,
  • координацию разработки всех разделов проектной документации для строительства или для реконструкции,
  • авторский надзор за строительством архитектурного объекта (ст. 2 ФЗ от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации»).

Архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка, а также в случаях проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов (ст. 48 ГСК РФ).

Градостроительная деятельность

В исключительных случаях лицензия могла быть выдана лицу, не имевшему высшего архитектурного образования, при наличии стажа работы в области архитектурной деятельности не менее десяти лет.

Однако указанная глава утратила силу в соответствии с ФЗ от 10.01.2003 № 15-ФЗ.

Вместе с тем, на территории еще советского пространства возникали попытки вывести архитектурное проектирование на частный уровень путем создания так называемых «творческих мастерских». Впервые весной 1989 года это удалось группе энтузиастов-предпринимателей с участием Евгения Миронова и Сергея Клижова. Результатом деятельности группы стало создание специальной комиссии Союза архитекторов СССР и появление по результатам проверок «Персональной творческой мастерской архитекторов Миронова и Клижова». «Архитектура всегда вторична. Она всегда отражает в пространстве те общественные, социальные, культурные и экономические условия, в которых создается. Она - зеркало. Поэтому, если кому-то не нравится отражение…» - социальный мотив работы группы, существующей и до сегодняшнего дня, где-то и на грани допустимого законодательством.

Саморегулирование проектной деятельности в России (с 2010 г.)

Работы по подготовке архитектурных решений входят в Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утверждённый Приказом Минрегиона от 30.12.2009 г. № 624 .

Таким образом, лицензирование архитектурной деятельности было заменено процессом получения допуска от СРОП . Допуск к проектным работам выдаётся без ограничения срока и территории его действия (ч. 9 ст. 55.8 ГСК РФ).

Правовое положение архитектора в РФ

Правовое положение архитектора характеризуется наличием у него специфических прав и обязанностей, а также установленной законом ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.

Архитектор как подрядчик

Подрядные отношения устанавливаются между заказчиком и архитектором по поводу разработки архитектурного раздела проектной документации, контроля за разработкой иных разделов проектной документации на строительство, а также авторского надзора (в части, не урегулированной авторским правом).

По договору подряда на выполнение проектных работ подрядчик (проектировщик) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат (ст. 758 ГК РФ).

Так как договор подряда на выполнение проектных работ является простой разновидностью договора подряда , к нему субсидиарно применяются нормы из числа включенных в § 1 гл. 37 ГК РФ «Общие положения о подряде».

Архитектор как менеджер

Архитектор осуществляет управление проектированием и строительством посредством архитектурного проекта . В этом особенность присущего архитектору метода управления.

В специальной литературе выделяют следующие основные функции управления архитектурным проектом:

Права, обязанности и ответственность главного архитектора проекта устанавливают СНиП 1.06.04-85 «Положение о главном инженере (главном архитекторе) проекта», утвержденные постановлением Госстроя СССР от 28.06.1985 № 103, введённые в действие 15.07.1985 и действующие в настоящее время .

Архитектор как автор

В силу прямого указания ст. 1259 ГК РФ произведения архитектуры , градостроительства и садово-паркового искусства (в том числе в виде проектов , чертежей , изображений и макетов) являются объектами авторских прав .
Ст. 2 ФЗ от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» содержит следующие дефиниции:

архитектурный проект - архитектурная часть документации для строительства и градостроительной документации, содержащая архитектурные решения… в объеме, необходимом для разработки документации для строительства объектов, в проектировании которых необходимо участие архитектора;
архитектурный объект - здание, сооружение, комплекс зданий и сооружений, их интерьер, объекты благоустройства, ландшафтного или садово-паркового искусства, созданные на основе архитектурного проекта.

Архитектор как муниципальный служащий

В Российской Федерации существует специфическая форма профессиональной деятельности архитекторов, когда они являются муниципальными служащими в подразделениях (отделах, управлениях) архитектуры и градостроительства администраций муниципальных образований. Начальники таких подразделений называются главными архитекторами (городов или районов) .

В компетенцию архитекторов-чиновников входят следующие вопросы :

  • согласование вопросов по размещению и отводу земельных участков для строительства объектов индивидуального, общественного назначения;
  • обеспечение рассмотрения и выдачи градостроительного обоснования по выбору земельных участков, согласования градостроительной документации;
  • проведение на территории соответствующего района единой политики в области архитектуры, планирования и развития территорий;
  • информирование населения о состоянии среды жизнедеятельности и намерения об ее изменении (строительстве, благоустройстве, прокладке инженерных коммуникаций) через средства массовой информации;
  • предотвращение самовольного строительства, сноса зданий и сооружений, вырубки зеленых насаждений общего пользования в городе и других поселений;
  • организация и контроль за ведением информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.

Архитектурные награды и премии

Одной из высших международных наград в области архитектуры является Притцкеровская премия , присуждаемая ежегодно за наиболее выдающиеся достижения в области архитектуры. Притцкеровская премия считается аналогом Нобелевской премии в архитектуре. Лауреатами премии Притцкера стали такие выдающиеся архитекторы, как японец Кэндзо Тангэ, создававший фантастические проекты городов в стиле метаболизма , американец Бэй Юймин , построивший известную Стеклянную пирамиду в Лувре , датчанин Йорн Утзон , создавший знаменитый проект Оперного театра в Сиднее , англичанин Норман Фостер , автор небоскреба в виде стеклянного яйца в Лондоне, и многие другие.

Профессиональные праздники

По решению Двадцатой Генеральной ассамблеи Международного союза архитекторов (МСА), проходившей в Барселоне в 1996 году, Всемирный день архитектуры назначен на первый понедельник октября - на день, в который под патронажем Организации Объединённых Наций отмечается Всемирный день жилища (Всемирный день Хабитат).

Образ архитектора в художественных произведениях

В литературе

  • «Источник» (англ. The Fountainhead ) Айн Рэнд

В кинематографе

Профессия архитектора отображена в десятках художественных фильмов.

См. также

Примечания

  1. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  2. Витрувий. Десять книг об архитектуре. Пер. с лат. Ф. А. Петровского. - М .: Едиториал УРСС, 2003.
  3. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  4. Ле Корбюзье Три формы расселения. Афинская хартия = Пер. с франц. Ж. Розенбаума. Послесл. Ю. Бочарова и А. Раппапорта . - М .: Стройиздат, 1976. - 136 с.
  5. «Общероссийский классификатор занятий. ОК 010-93» (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 № 298)
  6. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих , утверждённый Постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 № 37
  7. Приказ Минобрнауки РФ от 17.09.2009 № 337 «Об утверждении перечней направлений подготовки высшего профессионального образования»
  8. «ОК 009-2003. Общероссийский классификатор специальностей по образованию» (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 30.09.2003 № 276-ст)
  9. Федеральные государственные образовательные стандарты
  10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 270100 Архитектура (квалификация (степень) «бакалавр»)
  11. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 270100 Архитектура (квалификация (степень) «магистр»)
  12. Приказ Минрегиона от 30.12.2009 № 624
  13. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья. Договоры о выполнении работ и оказании услуг. - Издание дополненное, исправленное. - М .: Издательство "Статут", 2002. - 1038 с.

Описание профессии

Архитектор (с греч.) - главный строитель, зодчий.

От работы архитектора зависит, в каких домах будут жить люди, как будут построены города, правильно ли будут проложены дороги и пр. Есть мнение, что в профессии архитектора больше ответственности, чем в профессии медика, ведь ошибки архитектора будут видны другим людям даже спустя много лет. Но, с другой стороны, за этой ответственностью кроется интересная и увлекательная работа, дающая колоссальные возможности оставить свой след в истории, создать шедевр архитектурного творчества.

В древности архитектор был главным строителем и отвечал за весь процесс постройки. Сегодня архитектор занимается только начальной стадией строительной технологической цепочки. Современный архитектор разрабатывает проект здания в виде чертежей или макета, по которым конструктор выполняет расчеты, а прораб осуществляет строительство. От архитектора зависит идея и концепция возводимого объекта, поэтому профессия архитектора творческая, требующая как развитой фантазии и образного мышления, так и кропотливого труда. Ведущая деятельность архитектора – создание художественного образа и воплощение его на ватмане или в компьютерной программе. Также архитекторы переводят пожелания заказчиков в реальные и технически выполнимые требования и продуманные принципы реализации этих требований.

Преимущества профессии

Высокий социальный статус, интеллектуальная работа, возможности профессионального развития.

Ограничения профессии

Высокая ответственность, длительная специализация.

Сфера деятельности

Разработка новых и оптимизация существующих планировочных решений окружающей среды, необходимых для нормального функционирования человека: начиная от квартиры и заканчивая городом.

Разработка макетов и планов населенных пунктов, районная и квартальная планировка городов.

Подбор конструкции и материалов по специальным альбомам для строительства, чтобы были соблюдены все размеры, привязки, расчеты и при этом не пострадал бы художественный замысел архитектора.

Проектирование жилых, общественных и промышленных объектов (заводы, дома, детские сады, школы и т.д.).

Реконструкция, реставрация старых городов, памятников архитектуры. Организация ландшафта (создание парков, скверов, зон отдыха, детских и спортивных площадок, автомобильных стоянок и т.п.).

Проектирование железных, автомобильных дорог и трасс, пешеходных дорог.

Создание малых архитектурных форм (скамьи, беседки, игровые площадки, урны, фонтаны, декоративные элементы-стелы).

Разработка проектов промышленных предприятий.

Дизайн интерьеров жилых и общественных сооружения, организация внутреннего пространства.

Колористика и разработка решений цветовой организации ландшафта и объектов в зависимости от функциональных, климатических, исторических и культурных особенностей.

В некоторых случаях архитекторы непосредственно занимаются согласованием и утверждением проектов в специальных органах, курирующих ведение строительства. Прежде всего это касается случаев работы с объектами, признанными архитектурными памятниками.

Компетенции

Знание математики (начертательной геометрии), черчения, информатики, проектирования; ИЗО; нормативных требований строительства и разработки; основ архитектуры и проектирования; методов проектирования и проведения технико-экономических расчетов; технических, художественных, экологических и других требований для проектируемых объектов; специфики условий реализации проектов, а также передовой отечественный и зарубежный опыт проектирования и строительства; видов и свойств строительных материалов и конструкций; требований охраны окружающей среды; стандартов и технических условий разработки и оформления проектно-сметной документации; технологий строительства и эксплуатации объектов.

Архитектор должен уметь: выполнять чертежи, рисовать, работать с компьютерными программами, позволяющими осуществлять трехмерное проектирование объектов (например, AutoCAD и 3D Studio MAX), работать с программами, позволяющими работать с двухмерной графикой (CorelDraw, PhotoShop и пр.), разрабатывать архитектурно-строительную часть проектов на основе архитектурной науки, градостроительства и практики использования средств автоматизации и проектирования, подготавливать технические задания на разработку проекта, осуществлять авторский надзор за строительством проектируемых объектов и т.п.

Необходимые личные качества

Логическое мышление, внимательность, склонность к работе с информацией, математические способности, склонность к творческой работе.

Освоение смежных областей

Профессиональный архитектор может осваивать смежные специализации, такие как реставратор, дизайнер, конструктор, инженер-строитель.

Организация собственного дела, управленческая карьера

В данном случае человек может начать руководить группой архитекторов, вести проекты по разработке, возглавить компанию, архитектурное бюро и т.п. В случае данного направления карьерного роста рекомендуется развивать предпринимательские умения, осваивать такие профессии, как предприниматель, менеджер проекта.

Родственные профессии

Художник-оформитель, реставратор, инженер-строитель.

Рано или поздно каждый молодой человек сталкивается с важным жизненным вопросом: на кого пойти учиться? Выбор профессии на сегодняшний день очень широк: актёр, дизайнер, юрист, спортсмен. Зачастую бывает так, что родители предлагают для своих детей одну специальность, душа просит другую, а друзья советуют третью. Как не потеряться в этом многообразии возможностей? Правильно, собрать информацию, взвесить плюсы и минусы и сделать выбор. В этой статье мы рассмотрим одно из популярных в наши дни направлений деятельности − архитектуру. Профессия архитектор находится на стыке наук: специалист данной области должен знать не только материаловедение и физику, но и обладать художественным вкусом, творческим мышлением. Архитекторы нужны практически в любой стране, в любом городе, они работают на благо всех граждан.

Где обитают архитекторы

Человечество занимается строительством испокон веков: даже у египетских пирамид был свой архитектор. В настоящее время строительство идет все более масштабными темпами: возводятся новые жилые кварталы, здания вокзалов и гостиниц, деловых и выставочных центров. Над каждым из этих сооружений должны потрудиться: архитектор, дизайнер, инженер, строитель и другие специалисты.

Ниже приведено описание основных этапов строительства здания, в которых задействован архитектор:

  • обсуждение с заказчиком всех аспектов и требований к будущему сооружению,
  • создание эскиза и предварительного плана проекта,
  • составление окончательных чертежей и схем с учетом технических особенностей здания;
  • разработка плана выполнения всех работ, подготовка проектной документации,
  • после начала строительства – контроль за выполнением всех видов работ,
  • устранение дефектов и претензий заказчика.

Также иногда архитекторы делают описание статей расходов и составляют сметы.

Кроме того, в процессе работы потребуется инженер – для просчета технических особенностей (систем вентиляции, противопожарной безопасности и прочности конструкций), дизайнер – для определения размеров и форм внутренних помещений, а также строители, которые будут выполнять работу.

Выполнение этих работ проводят как государственные организации: градостроительные комиссии и комитеты, так и частные конторы: архитектурные бюро, проектные организации, строительные компании и другие. Все они, соответственно, нуждаются в кадрах, в том числе в архитекторах.

Где пройти обучение

Как правило, для приема на работу архитектором требуется диплом о высшем профессиональном образовании. Такой диплом можно получить как в специализированном вузе, например, Московском архитектурном институте, Санкт-Петербургском архитектурно-строительном институте, так и в вузе с широким набором специальностей: лучшие кафедры имеют такие вузы, как Российский университет дружбы народов и Южный федеральный университет.

В большинстве случаев для поступления необходимо сдать обязательные предметы школьной программы – математику и русский язык, а также пройти творческий конкурс. Обычно на таком конкурсе просят выполнить рисунок архитектурной детали и чертеж какого-либо предмета. Таким образом, профессия архитектор требует наличия у претендента не только базовых знаний, но и хороших навыков рисования и черчения.

  • дизайнер – создает интерьер и экстерьер строящегося объекта,
  • градостроитель – занимается жилыми, общественными и промышленными зданиями,
  • реставратор – восстанавливает исторически значимые объекты культурного наследия,
  • ландшафтный архитектор – проектирует парки, площадки для отдыха детей и взрослых и другие пространственные объекты.

В зависимости от специализации при поступлении в вуз может добавиться ещё одно вступительное испытание: например, история для архитектора-реставратора.

Как видно, готовиться к учебе на архитектора необходимо заранее, и одного лишь изучения школьной программы будет не достаточно. На данный момент в нашей стране существуют различные профильные школы для детей, где юных учеников обучают графике, художественному рисунку и компьютерному моделированию. Все это позволяет как можно раньше раскрыть талант ребенка и получить преимущество при поступлении в вуз.

Как построить карьеру

Работа архитектора сочетает в себе как технический подход, так и художественный. Следовательно, человек, претендующий на эту профессию, должен быть разносторонне развит: как инженер − обладать пространственным мышлением и владеть современными технологиями проектирования, как дизайнер − знать историю развития своей отрасли, много рисовать, изучать работы мастеров своего дела.

Что касается личностных качеств, то архитектору, бесспорно, необходимо трудолюбие и внимательность – это поможет работать над чертежами, не допускать ошибок в своих расчетах и доводить начатое до конца. Кроме того, при создании и продвижении своих идей необходимо будет уметь отстаивать свое мнение. Добиться успеха в архитектурной среде также поможет оригинальность, художественный вкус и чувство стиля.

Прежде чем молодой выпускник станет главным архитектором, ему предстоит потрудиться: сначала помощником, затем через 5-7 лет ведущим специалистом, далее при наличии организаторских способностей и умении нести ответственность возглавить работу над каким-либо проектом.

Зачастую в архитектуру может прийти специалист из другой смежной области: например, инженер-проектировщик, занимающийся разработкой планов зданий и отдельных его систем. Однако для такой смены деятельности ему понадобится наличие творческой жилки. Кроме того, из архитектуры также можно перейти в другую сферу: например, выбрать и составлять дизайн-проекты квартир, загородных домов, коммерческих и общественных помещений. Дизайнер может работать как в крупной компании, так и после достижения определённой известности организовать собственную частную контору.

Несомненно, этот труд имеет свои плюсы и минусы. Однако он позволяет раскрыть творческий потенциал человека, а деятельность архитектора призвана нести пользу обществу, поскольку направлена на удобство и красоту оформления пространства.

Профессия архитектор перспективна и привлекательна для молодых людей: раскрытие художественных талантов, интересная работа, востребованность на рынке труда и стабильный доход – её несомненные плюсы. Возможные минусы – долгий путь к карьерным вершинам и необходимость дополнительной подготовки к поступлению в вуз, немаловажную роль в которой играют художественно-архитектурные школы для детей. Тем не менее, затраченные усилия не пройдут даром – вы обязательно станете ценным и востребованным специалистом! И не важно, какая у вас будет специальность: архитектор, дизайнер или инженер, главное, чтобы вы занимались любимым делом, которое приносило бы вам удовольствие.

Профессия архитектор - одна из древнейших. В странах Древнего Востока она была одной из самых почётных и доступна только знати. Образование в Древнем Египте архитектор получал в школах писцов, а мастерству учился обычно в семье: навыки и приёмы передавались из поколения в поколение. В Древней Греции (V-II вв. до н. э.) подготовка архитекторов осуществлялась в небольших частных школах под руководством опытных мастеров. О содержании архитектурного образования в последние века до н. э. можно судить по классическому труду римского архитектора Витрувия "Десять книг об архитектуре" (2-я половина I в. до н. э.). Архитектурное образование включало не только знания в области стройматериалов, строительного дела, конструкций зданий, но и сведения из геометрии, астрономии, истории, философии и др. С развитием строительства в Римской империи для подготовки архитекторов стали создаваться специальные архитектурные школы. Опыт архитектурного образования в Римской империи был воспринят Византией и другими странами Ближнего Востока, где решались уже новые задачи при сооружении нового типа культовых построек. В средние века подготовка архитекторов стала концентрироваться в монастырях, а в городах Западной Европы архитекторы получали подготовку в цеховых мастерских, где сохранялась преемственность профессий. В эпоху Возрождения в Италии и соседних с ней странах Европы цеховая система архитектурного образования получила новое качественное развитие. Крупнейший итальянский теоретик искусства Альберти в "Десяти книгах о зодчестве" характеризует архитектора как универсального мастера и учёного, объединяющего в себе художника и инженера. В цеховых мастерских будущего зодчего отдавали для обучения к определённому мастеру, под руководством которого он изучал архитектурное искусство, классические памятники, т. н. ордера, стройматериалы, овладевал способами их обработки, знаниями в области математики и других наук. Многие выдающиеся архитекторы Возрождения - Брунеллески, Браманте, Микеланджело и др. после ученичества у мастера совершенствовали своё Архитектурное образование, участвуя в раскопках и изучая древние памятники.

В 17-18 вв. в Италии, Франции и затем в ряде других государств Европы были открыты академии изящных искусств, в которых наряду с художниками и скульпторами готовились архитекторы (в 1671 во Франции основана специальная Королевская академия архитектуры). В академических мастерских будущие зодчие проходили практическое обучение каждый у своего мастера архитектуры. В академиях были разработаны и изданы универсальные курсы архитектуры, имевшие для своего времени научное значение.

В середине 19 в. во Франции, Германии, России и некоторых других странах появились. высшие технические школы, в том числе инженерно-строительные, в которых стали готовить, в частности, и инженеров архитектурного профиля. Это привело к разделению профессии архитектора на две - архитектора-художника - для сооружения монументальных зданий и инженера-архитектора, или гражданского инженера, - для постройки утилитарных зданий. Разделение архитектурной школы на художественную и техническую в ряде западных стран (например, в Австрии, Франции, ФРГ, Швейцарии) остаётся и сейчас. Архитекторы, кончающие художественные школы, обязаны сдавать государственные технические экзамены для получения прав строителя, что удлиняет срок Архитектурное образование иногда до 8-10 лет.

Истоки архитектурного образования в России восходят к периоду образования древнерусского государства (10 в.). В древности артели строителей воспитывали мастеров архитектуры на практике. В 16-17 вв. в Москве было организовано обучение мастеров каменных дел под контролем государства в Приказе каменных дел. Петр I посылал молодых зодчих учиться в Голландию и в другие страны Зап. Европы и проектировал основание Академии художеств. В 1749 в Москве несколько частных профессиональных школ, "архитектурных команд" слились в команду выдающегося архитектора Д.В. Ухтомского. В 1757 в Петербурге была основана "Академия трёх знатнейших художеств", преобразованная в 1764 в Академию художеств во главе с А.Ф. Кокориновым, из стен Академии вышли выдающиеся русские зодчие. Ученик Ухтомского М.Ф. Казаков основал в конце 18 в. архитектурное училище при Экспедиции кремлёвского строения в Москве. С 1866 - Училище живописи и ваяния (основано в Москве в 1846) начало подготовку архитектором и получило название Училища живописи, ваяния и зодчества (существовало до 1918). В середине 19 в. в Петербурге был открыт Институт гражданских инженеров для подготовки специалистов-строителей, в том числе архитекторов (в их подготовке преобладали технические науки). философское профессия архитектор инженерная

После Великой Октябрьской социалистической революции в основу системы архитектурного образования был положен принцип объединения художественного и технического обучения будущего архитектора. Постановлением СНК РСФСР, подписанным В.И. Лениным (19 ноября 1920), были созданы в Москве на базе бывшего Училища живописи, ваяния и зодчества Высшие художественно-технические мастерские (Вхутемас), в том числе и архитектурные. В 1926-27 Вхутемас реорганизован в Высший художественно-технический институт (Вхутеин), где на архитектурном факультете была введена специализация по различным видам сооружений, по планировке городов и по декоративно-пространственной архитектуре. В 1930 на основе архитектурного факультета Вхутеина и такого же факультета, организованного в 1916 при Московском высшем техническом училище, был создан Высший архитектурно-строительный институт, с 1933 - Московский архитектурный институт, который стал центром архитектурного образования в стране.

За годы Советской власти создана сеть архитектурных факультетов и отделений при вузах разного профиля - инженерно-строительных, художественных, политехнических. В СССР в 1968 имелось около 40 таких факультетов и отделений, в том числе в Ленинграде, Свердловске, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Киеве, Львове, Харькове, Минске, Таллине, Риге, Каунасе, Вильнюсе, Тбилиси, Ереване, Баку, Ташкенте, Самарканде, Алма-Ате и др.