Профессия архитектор. Профессия архитектора Направления деятельности архитекторов
Архитектура всегда шла рука об руку с искусством. Творения Антонио Гауди, Осипа Бове, Карла Росси и других величайших архитекторов вдохновляют не меньше, чем творения живописцев и симфонии композиторов. Речь не только о старейших памятниках, дворцах и башнях, но и о современных зданиях и сооружениях, которые поражают эстетикой и величием. Архитектор может увековечить свое имя в потрясающих проектах, а может допустить ошибку, в результате которой облик целого города будет безнадежно испорчен. Не боитесь сложной работы и колоссальной ответственности? Тогда эта работа для вас.
Кто такой архитектор? Описание профессии
Архитектор – специалист, осуществляющий проектирование зданий, планировочных и интерьерных решений, а также организацию архитектурной среды. Он отвечает не только за внешний облик сооружений, но и за их функциональные, эксплуатационные характеристики.
При всей сложности профессии и необходимости руководствоваться нормативами, правилами и техническими параметрами, специальность является творческой.
Только от внутреннего мира профессионала и его представлений об эстетике, гармонии и рациональности зависит облик сооружения.
Специалистами могут быть не только архитекторы, разрабатывающие эскизные проекты, документацию и рабочие чертежи, но и организаторы процесса разработки (главные архитекторы), разработчики генеральных планов городов и поселков (градостроители), создатели ландшафтных решений по благоустройству территории (ландшафтные архитекторы). К специальности также относят дизайнеров (разработчиков планировки и интерьеров), реставраторов, экспертов и теоретиков, занимающихся научной и преподавательской деятельностью.
Что входит в обязанности специалиста
С развитием технологий работа архитектора существенно видоизменилась. Причиной тому – усложнение строительных технологий.
Необходимо владеть специальными компьютерными программами (в частности, программами для 3D-проектирования и моделирования зданий), проводить экспертизу документации на соответствие множеству норм. Круг деятельности специалиста при этом не столько ограничивает, сколько направляет вид его деятельности:
- Архитектурное проектирование . Специалист разрабатывает проект, координирует создание строительной документации, осуществляет авторский надзор.
- Градостроительство . По сути это «объемное проектирование», в основе которого лежит разработка генеральных архитектурных планов населенных пунктов.
- Ландшафт . Ландшафтная архитектура включает в себя озеленение – проектирование садов, парков, зеленых насаждений, приусадебных участков и даже заповедных зон.
- Дизайн интерьера . Специалисты специализируются на разработке функциональной и одновременно эстетичной планировки, на проектировании интерьеров.
Круг обязанностей сотрудника также зависит от его опыта, квалификации и организации, в которой он работает. В проекте нуждаются не только грандиозные концертные залы и небоскребы, но и каждый торговый павильон (за исключением быстровозводимых конструкций), каждая поликлиника и каждый жилой дом. Опыт и портфолио играют ключевые роли – очень важно стремится получать действительно важные и сложные проекты, чтобы продвигаться вверх по карьерной лестнице.
Как получить профессию архитектора, где учиться
Эта профессия требует высшего образования, объемных теоретических знаний и успешно выполненной практической работы. Лучше всего поступать в профильный ВУЗ, и чем более авторитетным он будет – тем лучше для вашей будущей карьеры. Выпускников лучших учебных заведений страны с распростертыми объятьями принимают не только российские, но и зарубежные работодатели. Потому подойдите к выбору места обучения ответственно и постарайтесь поступить (или хотя бы попытаться сделать это) в лучшее образовательное учреждение из возможных.
ТОП-5 российских ВУЗов, готовящих архитекторов:
- Московский архитектурный институт.
- Московский строительный государственный университет.
- Архитектурно-строительный университет в Санкт-Петербурге.
- Архитектурно-строительный университет в Нижнем Новгороде.
- Архитектурно-строительный университет в Самаре.
Как сдавать предметы при поступлении? Прием абитуриентов обычно проводится в 2 этапа: первая часть – это анализ (обычно математика, русский язык и история, реже – литература), вторая часть – творческий конкурс, проводимый образовательным учреждением самостоятельно. Кандидаты должны будут подготовить рисунок, композицию и чертеж.
Учебные заведения почти всегда проводят консультацию – здесь преподаватели рассказывают, что именно хотят увидеть в рамках творческого конкурса. Презентация проводится в 1 день, либо отсутствует – результаты проверки работ могут оглашаться и дистанционно. Обязательно сходите на нее. Также заблаговременно уточните перечень экзаменов – он устанавливается каждым ВУЗом индивидуально и может отличаться от приведенного списка.
Какими качествами нужно обладать
- Усидчивость. Каждый чертеж и каждый проект требует длительной, скрупулезной работы, где важны детали и нюансы.
- Творческая натура. Каждый специалист – это творец. Именно в его голове рождается внешний облик зданий, которые могут стать культовыми достопримечательностями
- Развитый интеллект. Необходимо не только обладать опытом и практическими навыками, но и держать в голове огромный объем теории, знать нормативную базу.
- Перфекционизм. Малейшая ошибка в проекте может привести к катастрофе или, как минимум, к не допуску проекта. Важно постоянно стремиться к совершенству.
- Собранность. Умение концентрироваться на работе – это залог успешно выполненного проекта. Архитектура не терпит рассеянности и не прощает ошибок.
Где может работать специалист
Строительная компания . Преимущественно здесь требуются архитекторы-проектировщики, так как большинство компаний занимается возведением рядовых зданий и конструкцией. Типичность работы не делает ее более простой – каждый проект требует многоэтапного согласования и прохождения экспертизы. Часто приходится выполнять разноплановые задачи, так как штат архитекторов почти всегда сжат или урезан.
Архитектурное бюро . Ключевое отличие бюро от строительной компании – направление деятельности. Организация занимается исключительно архитектурным проектированием, экспертизой и разработкой документации. Здесь присутствует четкая градация персонала, и его нехватки не наблюдается. В бюро можно прийти уже в первые годы обучения, получить должность техника, создавать несложные чертежи и набираться опыта, продвигаясь по карьерной лестнице.
Государственные учреждения . Это муниципальные и федеральные организации, которые готовят генеральные планы населенных пунктов, проводят архитектурную экспертизу, составляют профильную документацию, занимаются согласованием проектов и выдачей разрешения на строительство. Лучший вариант для специалистов, которые ищут стабильную работу и хотят пользоваться всеми льготами, положенными государственным служащим.
Плюсы и минусы профессии архитектор
Если в школе вы писали сочинение на тему «Моя будущая профессия – архитектор», то наверняка углублялись в суть специальности. Ее ключевые достоинства – это возможность творить и перспективы высокого дохода. Главный недостаток – практическая сложность. Отметим другие преимущества и недостатки для детального сравнения.
Плюсы профессии архитектор:
- Интересная, творческая работа.
- Высокая оплата труда квалифицированных специалистов.
- Перспективная профессия для иммиграции.
- Высокий социальный статус и признание специальности.
- Реальные перспективы карьерного роста.
Минусы профессии:
- Сложная и крайне ответственная работа.
- Необходимость долго учиться и постоянно развиваться самостоятельно.
- Регулярные переработки, масса стрессов.
- Низкие зарплаты на старте карьеры.
- Частая невозможность самореализации.
Невозможность самореализации заключается в необходимости работать по заказу. Пример: вы хотите реализовать грандиозный проект, который давно живет в вашей голове, но не можете из-за отсутствия спонсора. Либо ваше видение функциональности и эстетики здания не совпадает с мнением руководителя или клиента.
Архитектор
Известны имена античных архитекторов: Иктин и Калликрат , строители Парфенона в Афинском Акрополе , Фидий , скульптор и архитектор, автор статуй Зевса в Олимпии , Афины Промахос , Афины Парфенос и другие.
Древнеримский архитектор и инженер, крупнейший античный теоретик архитектуры Марк Витрувий Поллион (I в. до н. э.) предъявляет достаточно жёсткие требования к квалификации архитектора:
…Он должен быть человеком грамотным, умелым рисовальщиком , изучить геометрию , всесторонне знать историю , внимательно слушать философов , быть знакомым с музыкой , иметь понятие о медицине , знать решения юристов и обладать сведениями в астрономии и в небесных законах…
…Я не думаю, чтобы кто-нибудь мог внезапно объявить себя архитектором, кроме того, кто смолоду постепенно восходил от одной отрасли образования к другой и, впитав в себя знания многих наук и искусств, дошел до самых высот архитектуры…Десять книг об архитектуре . Книга I
Строители готических соборов эпохи Средневековья неизвестны, делаются только предположения об авторстве, это связано с влиянием церкви, авторское клеймо расценивалось как гордыня. Сохранились, однако, клейма артелей и поставщиков. |
|
, изданный в 1890-1907 гг., приводит историческую справку применительно к понятию архитектора:
Первыми «архитектонами» в российских документах XV-XVI веков названы итальянцы: Пьетро Антонио Солари, Петрок Малый , Алевиз Новый . |
Обязанности архитектора XIX - начала ХХ вв. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона характеризует так:
На архитекторе лежат следующие обязанности: во-первых, он составляет проекты по данным условиям и делает сметы , то есть изготовляет чертежи и рисунки будущих сооружений и определяет их стоимость; во-вторых, он руководит производством работ, то есть иными словами, практически осуществляет проект; и, наконец, в-третьих, он свидетельствует существующие здания и делает им оценку при продажах, залогах, страховках и т. п.
…Он должен превосходно теоретически и практически знать свою специальность; но и помимо этого он должен обладать еще многими разносторонними познаниями…
Во-первых, он должен отлично знать строительную механику , дабы иметь возможность точно рассчитать прочность и устойчивость всех частей своего сооружения…
2) Он должен быть знаком с минералогией , геогнозией и геологией , дабы иметь верное представление о свойствах и качествах разных естественных материалов…
3) Он должен хорошо знать физику и химию , ибо ему на каждом шагу приходится встречаться с ними в вопросах прочности здания…4) Ему нужно иметь еще известные юридические познания , ибо он должен хорошо знать, что разрешается и что воспрещается в строительном деле законодательством его страны …
Работа современного архитектора
Технология строительного производства постоянно усложняется. Профессия архитектора также видоизменяется. Компетенция современного архитектора определяется более чётко, чем раньше.
С одной стороны, круг обязанностей современного архитектора очерчен более узко. Современный архитектор разрабатывает архитектурный раздел проектной документации. При этом в его компетенцию не входят расчёты сложных инженерных конструкций, организация строительства и составление сметной документации для сложных объектов.
С другой стороны, чем сложнее объект, тем больше знаний нужно архитектору, чтобы контролировать весь процесс проектирования и осуществлять авторский надзор при возведении здания.
При этом одному специалисту-архитектору всё труднее одинаково хорошо разбираться во всех видах строительства и во всех типах объектов.
Следует отметить, что при проектировании простых объектов (например, коттеджей) архитектор вполне может справляться со всеми перечисленными обязанностями.
В современных условиях из профессии архитектора выделились отдельные отрасли, например, градостроительство.
Профессия архитектора продолжает разветвляться на более узкие специализации. В современных архитектурных бюро одни специалисты могут осуществлять разработку объёмно-планировочных решений, другие - отвечать, например, за визуализацию.
Развитие вычислительной техники в ХХ веке повлекло революцию в архитектурном проектировании. В настоящее время проектная документация разрабатывается главным образом с помощью систем автоматизированного проектирования (компьютера и специальных компьютерных программ , таких как, например, Autodesk AutoCAD или Graphisoft ArchiCAD). Компьютерное проектирование предоставляет средства двумерной (2D) и трехмерной (3D) графики. Концепция виртуального здания даёт возможность получить представление как о наружном облике, так и о внутреннем пространстве будущего объекта прямо на дисплее или с помощью проектора.
Несомненная польза от внедрения новых технологий имеет и обратную сторону. Чтобы освоить такие сложные программные среды, необходимо время и дополнительные усилия. Иными словами, стало сложнее подготовить квалифицированного специалиста, который владел бы навыками компьютерной графики и при этом не был «оторван» от реального строительного производства.
Наглядность архитектурного проекта может быть обеспечена архитектурным макетом . Однако в настоящее время макетирование осуществляется не только (и не столько) силами архитекторов, сколько с привлечением организаций, специализирующихся на производстве, например, рекламной продукции.
Направления деятельности архитекторов
Проектирование зданий и сооружений
Архитектурная деятельность - профессиональная деятельность архитекторов, имеющая целью создание архитектурного объекта и включающая в себя:
- творческий процесс создания архитектурного проекта ,
- координацию разработки всех разделов проектной документации для строительства или для реконструкции,
- авторский надзор за строительством архитектурного объекта (ст. 2 ФЗ от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации»).
Архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка, а также в случаях проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов (ст. 48 ГСК РФ).
Градостроительная деятельность
В исключительных случаях лицензия могла быть выдана лицу, не имевшему высшего архитектурного образования, при наличии стажа работы в области архитектурной деятельности не менее десяти лет.
Однако указанная глава утратила силу в соответствии с ФЗ от 10.01.2003 № 15-ФЗ.
Вместе с тем, на территории еще советского пространства возникали попытки вывести архитектурное проектирование на частный уровень путем создания так называемых «творческих мастерских». Впервые весной 1989 года это удалось группе энтузиастов-предпринимателей с участием Евгения Миронова и Сергея Клижова. Результатом деятельности группы стало создание специальной комиссии Союза архитекторов СССР и появление по результатам проверок «Персональной творческой мастерской архитекторов Миронова и Клижова». «Архитектура всегда вторична. Она всегда отражает в пространстве те общественные, социальные, культурные и экономические условия, в которых создается. Она - зеркало. Поэтому, если кому-то не нравится отражение…» - социальный мотив работы группы, существующей и до сегодняшнего дня, где-то и на грани допустимого законодательством.
Саморегулирование проектной деятельности в России (с 2010 г.)
Работы по подготовке архитектурных решений входят в Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утверждённый Приказом Минрегиона от 30.12.2009 г. № 624 .
Таким образом, лицензирование архитектурной деятельности было заменено процессом получения допуска от СРОП . Допуск к проектным работам выдаётся без ограничения срока и территории его действия (ч. 9 ст. 55.8 ГСК РФ).
Правовое положение архитектора в РФ
Правовое положение архитектора характеризуется наличием у него специфических прав и обязанностей, а также установленной законом ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.
Архитектор как подрядчик
Подрядные отношения устанавливаются между заказчиком и архитектором по поводу разработки архитектурного раздела проектной документации, контроля за разработкой иных разделов проектной документации на строительство, а также авторского надзора (в части, не урегулированной авторским правом).
По договору подряда на выполнение проектных работ подрядчик (проектировщик) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат (ст. 758 ГК РФ).
Так как договор подряда на выполнение проектных работ является простой разновидностью договора подряда , к нему субсидиарно применяются нормы из числа включенных в § 1 гл. 37 ГК РФ «Общие положения о подряде».
Архитектор как менеджер
Архитектор осуществляет управление проектированием и строительством посредством архитектурного проекта . В этом особенность присущего архитектору метода управления.
В специальной литературе выделяют следующие основные функции управления архитектурным проектом:
Права, обязанности и ответственность главного архитектора проекта устанавливают СНиП 1.06.04-85 «Положение о главном инженере (главном архитекторе) проекта», утвержденные постановлением Госстроя СССР от 28.06.1985 № 103, введённые в действие 15.07.1985 и действующие в настоящее время .
Архитектор как автор
В силу прямого указания ст. 1259 ГК РФ произведения архитектуры , градостроительства и садово-паркового искусства (в том числе в виде проектов , чертежей , изображений и макетов) являются объектами авторских прав .
Ст. 2 ФЗ от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» содержит следующие дефиниции:
архитектурный проект - архитектурная часть документации для строительства и градостроительной документации, содержащая архитектурные решения… в объеме, необходимом для разработки документации для строительства объектов, в проектировании которых необходимо участие архитектора;
архитектурный объект - здание, сооружение, комплекс зданий и сооружений, их интерьер, объекты благоустройства, ландшафтного или садово-паркового искусства, созданные на основе архитектурного проекта.
Архитектор как муниципальный служащий
В Российской Федерации существует специфическая форма профессиональной деятельности архитекторов, когда они являются муниципальными служащими в подразделениях (отделах, управлениях) архитектуры и градостроительства администраций муниципальных образований. Начальники таких подразделений называются главными архитекторами (городов или районов) .
В компетенцию архитекторов-чиновников входят следующие вопросы :
- согласование вопросов по размещению и отводу земельных участков для строительства объектов индивидуального, общественного назначения;
- обеспечение рассмотрения и выдачи градостроительного обоснования по выбору земельных участков, согласования градостроительной документации;
- проведение на территории соответствующего района единой политики в области архитектуры, планирования и развития территорий;
- информирование населения о состоянии среды жизнедеятельности и намерения об ее изменении (строительстве, благоустройстве, прокладке инженерных коммуникаций) через средства массовой информации;
- предотвращение самовольного строительства, сноса зданий и сооружений, вырубки зеленых насаждений общего пользования в городе и других поселений;
- организация и контроль за ведением информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.
Архитектурные награды и премии
Одной из высших международных наград в области архитектуры является Притцкеровская премия , присуждаемая ежегодно за наиболее выдающиеся достижения в области архитектуры. Притцкеровская премия считается аналогом Нобелевской премии в архитектуре. Лауреатами премии Притцкера стали такие выдающиеся архитекторы, как японец Кэндзо Тангэ, создававший фантастические проекты городов в стиле метаболизма , американец Бэй Юймин , построивший известную Стеклянную пирамиду в Лувре , датчанин Йорн Утзон , создавший знаменитый проект Оперного театра в Сиднее , англичанин Норман Фостер , автор небоскреба в виде стеклянного яйца в Лондоне, и многие другие.
Профессиональные праздники
По решению Двадцатой Генеральной ассамблеи Международного союза архитекторов (МСА), проходившей в Барселоне в 1996 году, Всемирный день архитектуры назначен на первый понедельник октября - на день, в который под патронажем Организации Объединённых Наций отмечается Всемирный день жилища (Всемирный день Хабитат).
Образ архитектора в художественных произведениях
В литературе
- «Источник» (англ. The Fountainhead ) Айн Рэнд
В кинематографе
Профессия архитектора отображена в десятках художественных фильмов.
См. также
Примечания
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
- Витрувий. Десять книг об архитектуре. Пер. с лат. Ф. А. Петровского. - М .: Едиториал УРСС, 2003.
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
- Ле Корбюзье Три формы расселения. Афинская хартия = Пер. с франц. Ж. Розенбаума. Послесл. Ю. Бочарова и А. Раппапорта . - М .: Стройиздат, 1976. - 136 с.
- «Общероссийский классификатор занятий. ОК 010-93» (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 № 298)
- Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих , утверждённый Постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 № 37
- Приказ Минобрнауки РФ от 17.09.2009 № 337 «Об утверждении перечней направлений подготовки высшего профессионального образования»
- «ОК 009-2003. Общероссийский классификатор специальностей по образованию» (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 30.09.2003 № 276-ст)
- Федеральные государственные образовательные стандарты
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 270100 Архитектура (квалификация (степень) «бакалавр»)
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 270100 Архитектура (квалификация (степень) «магистр»)
- Приказ Минрегиона от 30.12.2009 № 624
- Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья. Договоры о выполнении работ и оказании услуг. - Издание дополненное, исправленное. - М .: Издательство "Статут", 2002. - 1038 с.
Описание профессии
Архитектор (с греч.) - главный строитель, зодчий.
От работы архитектора зависит, в каких домах будут жить люди, как будут построены города, правильно ли будут проложены дороги и пр. Есть мнение, что в профессии архитектора больше ответственности, чем в профессии медика, ведь ошибки архитектора будут видны другим людям даже спустя много лет. Но, с другой стороны, за этой ответственностью кроется интересная и увлекательная работа, дающая колоссальные возможности оставить свой след в истории, создать шедевр архитектурного творчества.
В древности архитектор был главным строителем и отвечал за весь процесс постройки. Сегодня архитектор занимается только начальной стадией строительной технологической цепочки. Современный архитектор разрабатывает проект здания в виде чертежей или макета, по которым конструктор выполняет расчеты, а прораб осуществляет строительство. От архитектора зависит идея и концепция возводимого объекта, поэтому профессия архитектора творческая, требующая как развитой фантазии и образного мышления, так и кропотливого труда. Ведущая деятельность архитектора – создание художественного образа и воплощение его на ватмане или в компьютерной программе. Также архитекторы переводят пожелания заказчиков в реальные и технически выполнимые требования и продуманные принципы реализации этих требований.
Преимущества профессии
Высокий социальный статус, интеллектуальная работа, возможности профессионального развития.Ограничения профессии
Высокая ответственность, длительная специализация.
Сфера деятельности
Разработка новых и оптимизация существующих планировочных решений окружающей среды, необходимых для нормального функционирования человека: начиная от квартиры и заканчивая городом.
Разработка макетов и планов населенных пунктов, районная и квартальная планировка городов.
Подбор конструкции и материалов по специальным альбомам для строительства, чтобы были соблюдены все размеры, привязки, расчеты и при этом не пострадал бы художественный замысел архитектора.
Проектирование жилых, общественных и промышленных объектов (заводы, дома, детские сады, школы и т.д.).
Реконструкция, реставрация старых городов, памятников архитектуры. Организация ландшафта (создание парков, скверов, зон отдыха, детских и спортивных площадок, автомобильных стоянок и т.п.).
Проектирование железных, автомобильных дорог и трасс, пешеходных дорог.
Создание малых архитектурных форм (скамьи, беседки, игровые площадки, урны, фонтаны, декоративные элементы-стелы).
Разработка проектов промышленных предприятий.
Дизайн интерьеров жилых и общественных сооружения, организация внутреннего пространства.
Колористика и разработка решений цветовой организации ландшафта и объектов в зависимости от функциональных, климатических, исторических и культурных особенностей.
В некоторых случаях архитекторы непосредственно занимаются согласованием и утверждением проектов в специальных органах, курирующих ведение строительства. Прежде всего это касается случаев работы с объектами, признанными архитектурными памятниками.
Компетенции
Знание математики (начертательной геометрии), черчения, информатики, проектирования; ИЗО; нормативных требований строительства и разработки; основ архитектуры и проектирования; методов проектирования и проведения технико-экономических расчетов; технических, художественных, экологических и других требований для проектируемых объектов; специфики условий реализации проектов, а также передовой отечественный и зарубежный опыт проектирования и строительства; видов и свойств строительных материалов и конструкций; требований охраны окружающей среды; стандартов и технических условий разработки и оформления проектно-сметной документации; технологий строительства и эксплуатации объектов.
Архитектор должен уметь: выполнять чертежи, рисовать, работать с компьютерными программами, позволяющими осуществлять трехмерное проектирование объектов (например, AutoCAD и 3D Studio MAX), работать с программами, позволяющими работать с двухмерной графикой (CorelDraw, PhotoShop и пр.), разрабатывать архитектурно-строительную часть проектов на основе архитектурной науки, градостроительства и практики использования средств автоматизации и проектирования, подготавливать технические задания на разработку проекта, осуществлять авторский надзор за строительством проектируемых объектов и т.п.
Необходимые личные качества
Логическое мышление, внимательность, склонность к работе с информацией, математические способности, склонность к творческой работе.
Освоение смежных областей
Профессиональный архитектор может осваивать смежные специализации, такие как реставратор, дизайнер, конструктор, инженер-строитель.
Организация собственного дела, управленческая карьера
В данном случае человек может начать руководить группой архитекторов, вести проекты по разработке, возглавить компанию, архитектурное бюро и т.п. В случае данного направления карьерного роста рекомендуется развивать предпринимательские умения, осваивать такие профессии, как предприниматель, менеджер проекта.
Родственные профессии
Художник-оформитель, реставратор, инженер-строитель.
Рано или поздно каждый молодой человек сталкивается с важным жизненным вопросом: на кого пойти учиться? Выбор профессии на сегодняшний день очень широк: актёр, дизайнер, юрист, спортсмен. Зачастую бывает так, что родители предлагают для своих детей одну специальность, душа просит другую, а друзья советуют третью. Как не потеряться в этом многообразии возможностей? Правильно, собрать информацию, взвесить плюсы и минусы и сделать выбор. В этой статье мы рассмотрим одно из популярных в наши дни направлений деятельности − архитектуру. Профессия архитектор находится на стыке наук: специалист данной области должен знать не только материаловедение и физику, но и обладать художественным вкусом, творческим мышлением. Архитекторы нужны практически в любой стране, в любом городе, они работают на благо всех граждан.
Где обитают архитекторы
Человечество занимается строительством испокон веков: даже у египетских пирамид был свой архитектор. В настоящее время строительство идет все более масштабными темпами: возводятся новые жилые кварталы, здания вокзалов и гостиниц, деловых и выставочных центров. Над каждым из этих сооружений должны потрудиться: архитектор, дизайнер, инженер, строитель и другие специалисты.
Ниже приведено описание основных этапов строительства здания, в которых задействован архитектор:
- обсуждение с заказчиком всех аспектов и требований к будущему сооружению,
- создание эскиза и предварительного плана проекта,
- составление окончательных чертежей и схем с учетом технических особенностей здания;
- разработка плана выполнения всех работ, подготовка проектной документации,
- после начала строительства – контроль за выполнением всех видов работ,
- устранение дефектов и претензий заказчика.
Также иногда архитекторы делают описание статей расходов и составляют сметы.
Кроме того, в процессе работы потребуется инженер – для просчета технических особенностей (систем вентиляции, противопожарной безопасности и прочности конструкций), дизайнер – для определения размеров и форм внутренних помещений, а также строители, которые будут выполнять работу.
Выполнение этих работ проводят как государственные организации: градостроительные комиссии и комитеты, так и частные конторы: архитектурные бюро, проектные организации, строительные компании и другие. Все они, соответственно, нуждаются в кадрах, в том числе в архитекторах.
Где пройти обучение
Как правило, для приема на работу архитектором требуется диплом о высшем профессиональном образовании. Такой диплом можно получить как в специализированном вузе, например, Московском архитектурном институте, Санкт-Петербургском архитектурно-строительном институте, так и в вузе с широким набором специальностей: лучшие кафедры имеют такие вузы, как Российский университет дружбы народов и Южный федеральный университет.
В большинстве случаев для поступления необходимо сдать обязательные предметы школьной программы – математику и русский язык, а также пройти творческий конкурс. Обычно на таком конкурсе просят выполнить рисунок архитектурной детали и чертеж какого-либо предмета. Таким образом, профессия архитектор требует наличия у претендента не только базовых знаний, но и хороших навыков рисования и черчения.
- дизайнер – создает интерьер и экстерьер строящегося объекта,
- градостроитель – занимается жилыми, общественными и промышленными зданиями,
- реставратор – восстанавливает исторически значимые объекты культурного наследия,
- ландшафтный архитектор – проектирует парки, площадки для отдыха детей и взрослых и другие пространственные объекты.
В зависимости от специализации при поступлении в вуз может добавиться ещё одно вступительное испытание: например, история для архитектора-реставратора.
Как видно, готовиться к учебе на архитектора необходимо заранее, и одного лишь изучения школьной программы будет не достаточно. На данный момент в нашей стране существуют различные профильные школы для детей, где юных учеников обучают графике, художественному рисунку и компьютерному моделированию. Все это позволяет как можно раньше раскрыть талант ребенка и получить преимущество при поступлении в вуз.
Как построить карьеру
Работа архитектора сочетает в себе как технический подход, так и художественный. Следовательно, человек, претендующий на эту профессию, должен быть разносторонне развит: как инженер − обладать пространственным мышлением и владеть современными технологиями проектирования, как дизайнер − знать историю развития своей отрасли, много рисовать, изучать работы мастеров своего дела.
Что касается личностных качеств, то архитектору, бесспорно, необходимо трудолюбие и внимательность – это поможет работать над чертежами, не допускать ошибок в своих расчетах и доводить начатое до конца. Кроме того, при создании и продвижении своих идей необходимо будет уметь отстаивать свое мнение. Добиться успеха в архитектурной среде также поможет оригинальность, художественный вкус и чувство стиля.
Прежде чем молодой выпускник станет главным архитектором, ему предстоит потрудиться: сначала помощником, затем через 5-7 лет ведущим специалистом, далее при наличии организаторских способностей и умении нести ответственность возглавить работу над каким-либо проектом.
Зачастую в архитектуру может прийти специалист из другой смежной области: например, инженер-проектировщик, занимающийся разработкой планов зданий и отдельных его систем. Однако для такой смены деятельности ему понадобится наличие творческой жилки. Кроме того, из архитектуры также можно перейти в другую сферу: например, выбрать и составлять дизайн-проекты квартир, загородных домов, коммерческих и общественных помещений. Дизайнер может работать как в крупной компании, так и после достижения определённой известности организовать собственную частную контору.
Несомненно, этот труд имеет свои плюсы и минусы. Однако он позволяет раскрыть творческий потенциал человека, а деятельность архитектора призвана нести пользу обществу, поскольку направлена на удобство и красоту оформления пространства.
Профессия архитектор перспективна и привлекательна для молодых людей: раскрытие художественных талантов, интересная работа, востребованность на рынке труда и стабильный доход – её несомненные плюсы. Возможные минусы – долгий путь к карьерным вершинам и необходимость дополнительной подготовки к поступлению в вуз, немаловажную роль в которой играют художественно-архитектурные школы для детей. Тем не менее, затраченные усилия не пройдут даром – вы обязательно станете ценным и востребованным специалистом! И не важно, какая у вас будет специальность: архитектор, дизайнер или инженер, главное, чтобы вы занимались любимым делом, которое приносило бы вам удовольствие.
Профессия архитектор - одна из древнейших. В странах Древнего Востока она была одной из самых почётных и доступна только знати. Образование в Древнем Египте архитектор получал в школах писцов, а мастерству учился обычно в семье: навыки и приёмы передавались из поколения в поколение. В Древней Греции (V-II вв. до н. э.) подготовка архитекторов осуществлялась в небольших частных школах под руководством опытных мастеров. О содержании архитектурного образования в последние века до н. э. можно судить по классическому труду римского архитектора Витрувия "Десять книг об архитектуре" (2-я половина I в. до н. э.). Архитектурное образование включало не только знания в области стройматериалов, строительного дела, конструкций зданий, но и сведения из геометрии, астрономии, истории, философии и др. С развитием строительства в Римской империи для подготовки архитекторов стали создаваться специальные архитектурные школы. Опыт архитектурного образования в Римской империи был воспринят Византией и другими странами Ближнего Востока, где решались уже новые задачи при сооружении нового типа культовых построек. В средние века подготовка архитекторов стала концентрироваться в монастырях, а в городах Западной Европы архитекторы получали подготовку в цеховых мастерских, где сохранялась преемственность профессий. В эпоху Возрождения в Италии и соседних с ней странах Европы цеховая система архитектурного образования получила новое качественное развитие. Крупнейший итальянский теоретик искусства Альберти в "Десяти книгах о зодчестве" характеризует архитектора как универсального мастера и учёного, объединяющего в себе художника и инженера. В цеховых мастерских будущего зодчего отдавали для обучения к определённому мастеру, под руководством которого он изучал архитектурное искусство, классические памятники, т. н. ордера, стройматериалы, овладевал способами их обработки, знаниями в области математики и других наук. Многие выдающиеся архитекторы Возрождения - Брунеллески, Браманте, Микеланджело и др. после ученичества у мастера совершенствовали своё Архитектурное образование, участвуя в раскопках и изучая древние памятники.
В 17-18 вв. в Италии, Франции и затем в ряде других государств Европы были открыты академии изящных искусств, в которых наряду с художниками и скульпторами готовились архитекторы (в 1671 во Франции основана специальная Королевская академия архитектуры). В академических мастерских будущие зодчие проходили практическое обучение каждый у своего мастера архитектуры. В академиях были разработаны и изданы универсальные курсы архитектуры, имевшие для своего времени научное значение.
В середине 19 в. во Франции, Германии, России и некоторых других странах появились. высшие технические школы, в том числе инженерно-строительные, в которых стали готовить, в частности, и инженеров архитектурного профиля. Это привело к разделению профессии архитектора на две - архитектора-художника - для сооружения монументальных зданий и инженера-архитектора, или гражданского инженера, - для постройки утилитарных зданий. Разделение архитектурной школы на художественную и техническую в ряде западных стран (например, в Австрии, Франции, ФРГ, Швейцарии) остаётся и сейчас. Архитекторы, кончающие художественные школы, обязаны сдавать государственные технические экзамены для получения прав строителя, что удлиняет срок Архитектурное образование иногда до 8-10 лет.
Истоки архитектурного образования в России восходят к периоду образования древнерусского государства (10 в.). В древности артели строителей воспитывали мастеров архитектуры на практике. В 16-17 вв. в Москве было организовано обучение мастеров каменных дел под контролем государства в Приказе каменных дел. Петр I посылал молодых зодчих учиться в Голландию и в другие страны Зап. Европы и проектировал основание Академии художеств. В 1749 в Москве несколько частных профессиональных школ, "архитектурных команд" слились в команду выдающегося архитектора Д.В. Ухтомского. В 1757 в Петербурге была основана "Академия трёх знатнейших художеств", преобразованная в 1764 в Академию художеств во главе с А.Ф. Кокориновым, из стен Академии вышли выдающиеся русские зодчие. Ученик Ухтомского М.Ф. Казаков основал в конце 18 в. архитектурное училище при Экспедиции кремлёвского строения в Москве. С 1866 - Училище живописи и ваяния (основано в Москве в 1846) начало подготовку архитектором и получило название Училища живописи, ваяния и зодчества (существовало до 1918). В середине 19 в. в Петербурге был открыт Институт гражданских инженеров для подготовки специалистов-строителей, в том числе архитекторов (в их подготовке преобладали технические науки). философское профессия архитектор инженерная
После Великой Октябрьской социалистической революции в основу системы архитектурного образования был положен принцип объединения художественного и технического обучения будущего архитектора. Постановлением СНК РСФСР, подписанным В.И. Лениным (19 ноября 1920), были созданы в Москве на базе бывшего Училища живописи, ваяния и зодчества Высшие художественно-технические мастерские (Вхутемас), в том числе и архитектурные. В 1926-27 Вхутемас реорганизован в Высший художественно-технический институт (Вхутеин), где на архитектурном факультете была введена специализация по различным видам сооружений, по планировке городов и по декоративно-пространственной архитектуре. В 1930 на основе архитектурного факультета Вхутеина и такого же факультета, организованного в 1916 при Московском высшем техническом училище, был создан Высший архитектурно-строительный институт, с 1933 - Московский архитектурный институт, который стал центром архитектурного образования в стране.
За годы Советской власти создана сеть архитектурных факультетов и отделений при вузах разного профиля - инженерно-строительных, художественных, политехнических. В СССР в 1968 имелось около 40 таких факультетов и отделений, в том числе в Ленинграде, Свердловске, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Киеве, Львове, Харькове, Минске, Таллине, Риге, Каунасе, Вильнюсе, Тбилиси, Ереване, Баку, Ташкенте, Самарканде, Алма-Ате и др.