Меню
Бесплатно
Главная  /  Онлайн сервисы  /  Предельный размер оплаты труда руководителей. Не выше потолка

Предельный размер оплаты труда руководителей. Не выше потолка

Возьмём, например, учителей. Средняя зарплата в школе сейчас 32 тысячи. Значит, директор, заместитель и бухгалтер могут получать по 256. Если больше - уволят. Но нужно ли больше, при такой разнице? Об этом сейчас много споров. Если поправки должны были ликвидировать неравенство, то не много ли это - восьмикратный оклад. В Европе, для сравнения, директору добавляют только 30 процентов. Наш корреспондент Андрей Ивлев разбирался в денежной арифметике:

В аудиториях Московского физико-технического института привыкли говорить языком цифр. Даже тогда, когда речь заходит о степени удовлетворения зарплатой.

Максим Балашов, профессор кафедры высшей математики, доктор физико-математических наук: «Степень недовольства - 25 процентов. Довольства - 75».

Совсем недавно крупнейший национальный исследовательский университет страны оказался в центре скандала. Преподаватели жаловались на низкие зарплаты и требовали более прозрачного распределения средств. Сегодня ситуация изменилась.

Дмитрий Зубцов, проректор по учебной работе и экономическому развитию Московского физико-технического института: «Это и позиция ректората. Николай Николаевич всегда подталкивал и меня, и моих коллег к тому, чтобы мы учитывали фактор, что мы не должны отрываться от, так сказать, коллектива».

Впрочем, не все руководители считают, что отрываться от коллектива это нехорошо. Куда печальнее ситуация в школах.

Всеволод Луховицкий, сопредседатель Межрегионального профсоюза работников образования «Учитель»: «Для любого директора, заинтересованного не только в пользе школы, но и в своём личном заработке, самый простой и логичный способ - сделать, чтобы у него работало меньше учителей. Каждый из них будет получать, соответственно, побольше зарплату, и таким образом, если эта зарплата будет кратная, он тоже будет получать больше зарплату».

Арифметику доходов начальников и подчинённых сейчас изучает прокуратура на примере республиканской больницы имени Семашко в Симферополе. Здесь своим заработком отличились главный бухгалтер и несколько заместителей главврача. Такое поведение сравнил с хамством глава Крыма Сергей Акёснов.

Сергей Аксёнов, глава Республики Крым: «Замы главврача. Вот там один главврач. Май - 507. Июнь - 270. Июль - 760. Ну, неплохо, да, как бы работают по нынешней ситуации. Это хамство высшей категории, аморальный поступок, основанный, прежде всего, на том, что средний медицинский персонал, медсёстры и все остальные получают в десятки раз меньше»

Для медиков зарплаты - вообще больная тема. Финансовые скандалы, словно злокачественные опухоли, в конце прошлого года возникали в больницах Хабаровского края. Симптомы одни и те же: пока хирурги и терапевты сводили концы с концами, получая копейки, руководство совсем не бедствовало, зарабатывая в десять, а то и в 13 раз больше подчинённых.

Александр Балтак, врач: «Мы зарабатываем деньги для больницы! Мы зарабатываем! Не юрист, не секретарь, не компьютерщик, не завхоз! Зарабатывает медицинское сословье — доктора, врачи, фельдшера! Но почему то у них зарплата выше нашей!».

Зарплатную терапию экстренно, как обычно бывает в таких случаях, пришлось проводить сотрудникам прокуратуры. Чтобы избежать рецидивов, и не только в медицинской сфере, отныне доходы начальников всех госструктур будут зависеть от заработка подчиненных. Соотношение: один к восьми. То есть, если рядовые сотрудники получают мало, то и руководитель не вправе шиковать. Поправки в Трудовой кодекс уже вступили.

Марина Маслова, директор Департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Минтруда России: «Размеры конкретные таких предельных соотношений устанавливаются для федеральных организация правительством РФ, для организация регионального подчинения - органами власти субъектов».

О разумном соотношении зарплат руководителей и подчинённых не раз говорили и члены Общероссийского народного фронта во время встречи с Президентом Владимиром Путиным. Законопроект был принят депутатами Госдумы.

Михаил Тарасенко, первый заместитель председателя комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов: «Этот вектор, прежде всего, говорит о прозрачности, он обязывает всех руководителей публиковать данные о средней заработной плате, системе Интернета. Это уже прозрачность. Это уже первый шаг к тому, чтобы за прозрачностью пошли и справедливые решения».

Новшества, впрочем, не коснутся госкомпаний, которые являются естественными монополиями, а также некоторых заведений культуры, где гонорар определяют талант и признание публики. Преподаватели Московского физтеха новый закон поддержали. Говорят: теперь главное, чтобы исполнялся.

Андроник Арутюнов, ассистент кафедры высшей математики МФТИ: «Этот закон хорош и осмысленен, если это ограничение не будет производиться за счёт преподавателей. Очень часто из этих законов делают логичный вывод: если зарплата руководителя такая, то у сотрудников должна быть такой-то».

Игнорировать правила не получится. Начальников, которые не захотят умерить аппетиты, будут увольнять. На помощь надзорным органам, контролирующим исполнение закона, готовы прийти эксперты общероссийского народного фронта. Свою проверку вправе организовать и сами работники. Однако, для многих из них, конечно, важнее их собственная зарплата. Если она достойна, то, наверное, уже и не так важно, сколько получает начальник.

Иногда законодательство ограничивает величину оплаты труда начальников государственных организаций и учреждений. Это делается не столько из соображений экономии, скорее, таким способом стимулируется общий рост зарплаты в коллективе. Статья более подробно рассказывает, для кого действуют данные правила, и каков механизм их применения.

Нормативная база

Порядок расчета

При расчёте средней величины выплат рассматриваемого соотношения должны учитываться все источники финансирования деятельности федеральных и муниципальных учреждений.

Определение средней зарплаты рядового состава

Для того чтобы произвести такой расчёт, учитывается зарплата всех сотрудников за исключением директора, его заместителей и главного бухгалтера.

Данный расчёт выполняется на основании Постановления Правительства «О внесении изменений в некоторые нормативные акты Правительства РФ» (№ 1339 от 10 декабря 2016 года). Указанным документом были внесены изменения в инструкцию по расчёту средней заработной платы.

В этом случае в общую сумму входит :

  1. Вся оплата за реально отработанное время с учётом действия районного коэффициента (если он в рассматриваемом случае применяется).
  2. Все те выплаты, расчёт которых производился исходя из средней зарплаты. В данном случае одним из примеров могут быть суммы, которые были выплачены в качестве отпускных.

Подсчет средней зарплаты руководящего состава

При расчёте оплаты труда руководящего состава учитываются не только выплаты согласно штатному расписанию, но и различные премии.

Важно отметить, что возможны ситуации, когда имеет место совместительство. В качестве примера можно привести ситуацию, когда главный бухгалтер подрабатывает на этом предприятии, дополнительно выполняя другую работу.

В этом случае возникает вопрос о том, в какой раздел учитывать его вторую зарплату. Ответ прост: при расчёте соотношения зарплат указанная сумма учитывается в составе дохода главного бухгалтера и не входит в расчёт средней зарплаты остального коллектива.

Расчет коэффициента соотношения

В отдельных случаях, при условии, что руководитель в своей деятельности продемонстрировал высокую эффективность, учредитель может принять решение о временном разрешении превысить максимальное значение рассматриваемого коэффициента.

Пошаговая процедура расчёта состоит в следующем:

  1. Рассматривается сумма доходов сотрудников предприятия (при этом в расчёт берутся те их виды, которые были рассмотрены выше). При этом не рассматриваются руководитель, его заместители и главный бухгалтер. Используются данные за один год. Итоговая величина делится на среднесписочную численность (за вычетом руководства), затем полученное число делят на 12.
  2. Учитывается фактически выплаченная зарплата за 12 месяцев каждого должностного лица, к которому относится рассматриваемое в статье ограничение. Если этот человек работал неполный год, то в расчёт принимается только то время, когда он реально работал. Для каждого из этих лиц данная сумма делится на количество месяцев, в течение которых он на этом предприятии работал.
  3. Для каждого представителя руководства отдельно рассматривается частное от деления его средней зарплаты на аналогичный показатель для трудового коллектива.

Допустимые значения коэффициентов

Коэффициент находится в следующих пределах:

  1. Для директоров, руководящего состава государственных федеральных учреждений такой коэффициент находится в пределах от одного до восьми.
  2. Для председателей внебюджетных фондов этот показатель составляет от 1 до 10. Для их заместителей, главных бухгалтеров - от 1 до 8.

Ответственность за превышение коэффициента кратности к зарплате

За такие нарушения предусмотрена ответственность общего характера.

Так, в частности, в Кодексе об Административных правонарушениях в статье 5.27 предусмотрена ответственность за нарушение трудового законодательства. В этом случае предусматривается:

  1. Должностные лица могут быть наказаны наложением штрафа, который может находиться в пределах от 1000 до 5000 рублей.
  2. При этом может быть оштрафовано юридическое лицо. При этом штраф будет гораздо больше. Он может составлять от 30 до 50 тысяч рублей.

Законодательство также предусматривает другие варианты того, как призвать к ответу за несоблюдение этого правила. В 278-й статье ТК РФ , присутствует список, где изложены причины увольнения начальника.

Одним из возможных оснований для расторжения контракта с первым руководителем является нарушение правила о максимальном соотношении зарплаты руководителя и работников трудового коллектива.

Порядок размещения информации о средней зарплате в интернете

Данные о том, сколько на самом деле получают руководящие работники, занятые в государственной сфере за каждый календарный год обязаны публиковаться в интернете. Этот вопрос освещён в ст. 349.5 ТК РФ .

Размещаться эти данные должны на сайтах, которые официально закреплены за органами государственной власти. Так необходимо поступать во всех случаях за исключением ситуации, когда Трудовой Кодекс предусматривает для этого другие правила.

Если госорганами приняты соответствующие решения, то публикацию можно осуществлять на сайтах, официально принадлежащие предприятию, о руководстве которого идёт речь.

Однако при публикации предусмотрены ограничения :

  1. Запрещено указывать адрес проживания упомянутых лиц.
  2. Не нужно упоминать то, что имеет конфиденциальный характер.
  3. В сообщениях критично, чтобы отсутствовала информация о прописке, номерах телефонов, адресах электронной почты и другие персональные данные.
  4. Нельзя раскрывать государственную, служебную, профессиональную или коммерческую тайну.

Заключение

Нарушение указанных соотношений в тех случаях, когда их соблюдение предусмотрено законодательством, может стать одной из причин для увольнения начальника. Если руководство является достаточно эффективным, управляющему звену могут временно повысить данный коэффициент.

Детали нововведений раскрыты в следующем сюжете.

Соблюдайте предельное соотношение зарплат руководства и сотрудников учреждения. Правительство РФ установило соотношение 8: 1. На региональном и местном уровнях ограничение может быть более жестким.

Что изменилось в требованиях к системе оплаты труда

С 1 января 2017 года учреждения всех уровней бюджета и всех типов должны соблюдать предельные соотношения зарплаты сотрудников с зарплатами:

  • руководителя;
  • заместителя руководителя;
  • главного бухгалтера.

Такая обязанность предусмотрена новой редакцией статьи 145 Трудового кодекса РФ. Норма действовала и раньше, но распространялась не на все учреждения. Правительство РФ еще в 2008 году установило, что средняя зарплата руководителя не должна превышать среднюю зарплату остальных работников более чем в восемь раз (постановление от 5 августа 2008 г. № 583). Этим правилом руководствовались федеральные бюджетные и казенные учреждения. Теперь его будут соблюдать и автономщики (постановление Правительства РФ от 10 декабря 2016 г. № 1339).

Региональные и местные власти имели право определить предельные соотношения зарплат для бюджетных и казенных учреждений своего уровня. Некоторые этим правом воспользовались. Учредители устанавливали кратность для руководителей, а те назначали замам и главбуху оклады на 10-30 процентов ниже своего.

Теперь действует другой порядок. К 2017 году учредители в субъектах РФ и муниципальных образованиях обязаны определить предельные соотношения для подведомственных организаций не выше федерального (8: 1). Учреждения будут применять ограничение к зарплате не только руководителей, но и их заместителей, а также главбухов.

Ваш учредитель имеет право составить перечень подведомственных организаций, в которых зарплаты руководству могут выходить за рамки предельного соотношения.

Как определить соотношение зарплат руководства и сотрудников

Рассчитайте соотношение среднемесячной заработной платы руководителя (его заместителей, главного бухгалтера) и сотрудников учреждения по итогам 2016 года. Если оно выше того, что установил ваш учредитель, нужно будет скорректировать систему оплаты труда.

Определите соотношение отдельно по каждой из руководящих должностей. В расчете среднемесячных зарплат сотрудников учитывайте все источники финансового обеспечения, за счет которых бухгалтерия начисляет выплаты.

Подсчет можно разделить на три этапа.

1. Рассчитайте среднемесячную заработную плату сотрудников (СЗсот) по формуле:

СЗсот = ФЗсот: СчР: 12,

где ФЗсот - фактически начисленная за 2016 год зарплата работников списочного состава; СЧР - средняя численность работников учреждения; 12 - количество месяцев в году.

Не включайте в показатель ФЗсот зарплаты руководителя, его заместителей и главного бухгалтера. А их самих не учитывайте в показателе СЧР.

В среднемесячную заработную плату работников учреждения включите:

  • начисленную заработную плату за отработанное время вместе со стимулирующими выплатами по итогам работы с учетом районного коэффициента;
  • выплаты, которые вы начислили исходя из среднего заработка за периоды, когда работник выполнял трудовые обязанности (например, в командировке), а также был в отпуске.

2. Рассчитайте отдельно среднемесячную заработную плату руководителя учреждения (СЗрук), заместителей и главного бухгалтера по формуле:

сЗрук = фЗрук: 12,

где ФЗрук - фактически начисленная заработная плата руководителя (его заместителя, главного бухгалтера) за календарный год; 12 - количество календарных месяцев.

3. Рассчитайте соотношения зарплат в учреждении. Для этого каждый показатель СЗрук разделите на СЗсот.

Рассмотрим пример расчета.

Пример 1:

Соотношение зарплат руководства и сотрудников. Учредитель установил ректору ФУ «Институт» уровень кратности заработной платы, равный 4.

Бухгалтер должен проверить, как среднемесячные зарплаты ректора, проректора, главбуха соотносятся со среднемесячной зарплатой остальных сотрудников.

Берем показатели фактически начисленной зарплаты из всех источников финансирования по итогам 2016 года:

  • 33 720 000 руб. - работники списочного состава. Это показатель по кредиту счета 0 302 11 730;
  • 1 200 000 руб. - ректору;
  • 960 000 руб. - проректору;
  • 900 000 руб. - главному бухгалтеру.

Среднесписочная численность работников в 2016 году - 80 человек. Без учета руководства - 77 человек.

Весь руководящий состав отработал 2016 год полностью.

Вычитаем из зарплаты всех работников выплаты руководству. Получаем 30 660 000 руб. (33 720 000 - 1 200 000 - 960 000 - 900 000).

Посчитаем показатель СЗсот:

30 660 000 руб. : 77 чел. : 12 мес. = 33 181,82 руб.

2. Определим среднемесячную зарплату тех, кто занимает руководящие должности. Показатель СЗрук равен:

  • 100 000 руб. (1 200 000 руб. : 12 мес.) - для ректора;
  • 80 000 руб. (960 000 руб. : 12 мес.) - для проректора;
  • 75 000 руб. (900 000 руб. : 12 мес.) - для главного бухгалтера.

3. Уровень кратности заработных плат составляет:

  • 3 (100 000 руб. : 33 181,82 руб.) - для ректора;
  • 2,41 (80 000 руб. : 33 181,82 руб.) - для проректора;
  • 2,26 (75 000 руб. : 33 181,82 руб.) - для главного бухгалтера.

По всем трем должностям кратность не превышает ту, что установил учредитель. Значит, пересматривать систему оплаты труда в институте не нужно.

Если руководитель (заместитель руководителя, главный бухгалтер) работает в учреждении не с начала 2016 года, разделите ФЗрук на число фактически отработанных полных календарных месяцев.

Пример 2:

Соотношение зарплат руководства и сотрудников. Главный бухгалтер к декабрю 2016 года отработал в учреждении девять месяцев.

За это время ему фактически начислили зарплату 850 000 руб. Остальные условия возьмем из примера 1.

1. Рассчитаем среднемесячную заработную плату сотрудников (СЗсот).

Вычитаем из зарплаты всех работников выплаты руководству. Получаем 30 710 000 руб. (33 720 000 - 1 200 000 - 960 000 - 850 000).

Посчитаем показатель СЗсот:

30 710 000 руб. : 77 чел. : 12 мес. = 33 235,93 руб.

2. Определим среднемесячную заработную плату главного бухгалтера. Она равна 94 444,44 руб.

(850 000 руб. : 9 мес.).

3. Уровень кратности заработной платы для главного бухгалтера - 2,84

(94 444,44 руб. : 33 235,93 руб.).

Как и в примере 1, учреждение соблюдает предельное соотношение зарплат руководства и сотрудников.

Если учреждение превысило предельное соотношение зарплат руководства и сотрудников, придется внести коррективы в систему оплаты труда. Все зависит от того, по какой должности возникла проблема. Если по зарплате руководителя, меры примет учредитель. Он пересмотрит зарплату руководителя или заставит повысить зарплаты сотрудникам. Если за рамки вышли зарплаты заместителей и главбуха, руководитель может принять решение самостоятельно.

Как раскрыть информацию о зарплатах

До 2017 года обнародовать данные о своих доходах должны были только руководители государственных и муниципальных учреждений.

Первые лица учреждений представляют учредителю справку о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (собственных и членов семьи). Новые нормы требуют раскрывать информацию о среднемесячных зарплатах по всем топовым должностям: руководителя, его заместителей и главного бухгалтера.

Учредители будут публиковать сведения на своих официальных сайтах (ст. 349.5 Трудового кодекса РФ). Кроме того, орган власти или местного самоуправления может обязать подведомственные учреждения размещать информацию на их собственных сайтах.

Порядок уточните в нормативном правовом акте своего органа власти или местного самоуправления. Например, учредители федерального уровня будут указывать в публикациях полное наименование организации, должность руководящего работника и его Ф. И. О.

Данные о зарплатах учредитель выложит в свободный доступ на сайте в течение I квартала года, следующего за отчетным. Информация появится в специальном тематическом разделе. На него будет ссылка на главной странице официального сайта учредителя.

Учредитель не имеет права раскрывать сведения о месте жительства, почтовые адреса, телефоны и иные индивидуальные контактные данные управленческого персонала учреждений.

Также нельзя разглашать сведения, которые относятся к государственной тайне или имеют конфиденциальный характер.

Для зарплат руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных и муниципальных предприятий и учреждений, а также внебюджетных фондов установят "потолок". В скором времени их зарплаты должны будут стать кратными к средней зарплате рядовых работников.

Таковы требования поправок в Трудовой кодекс, разработанных Минтрудом России.

Как пояснили "РГ" в минтруде, в законопроекте устанавливается, что правительство, региональные и муниципальные власти должны будут подзаконными актами установить предельную кратность в зарплатах для организаций соответствующего уровня. А непосредственные учредители этих организаций - кратность для каждой из них в обозначенных пределах. Например, в России уже действуют два постановления правительства, которые определяют, что на госпредприятиях и в госучреждениях федерального уровня предельное соотношение зарплат не должно быть выше, чем один к восьми. И в расчет должны приниматься премии, компенсационные и стимулирующие выплаты, которые получает руководитель дополнительно к окладу. Учредители конкретных организаций могут эту кратность и уменьшить, скажем, до один к трем или к пяти.

"Это снизит разрыв в зарплатах руководителей и работников", - считает министр труда и соцзащиты Максим Топилин.

По словам Максима Топилина, в законе также установлена ответственность руководителя за несоблюдение предельного соотношения заработных плат своих заместителей и главных бухгалтеров и работников организаций. Нарушение закона будет грозить ему прекращением трудового договора, или, попросту говоря, увольнением.

"Мы уделяем серьезное внимание проблеме дифференциации заработной платы. После того как были приняты решения об ограничении дифференциации заработной платы на государственных учреждениях и предприятиях, в регионах его стали устанавливать самостоятельно, как правило, на таком же уровне и ниже. По данным субъектов России, в большинстве государственных и муниципальных учреждений социальной сферы (здравоохранения, культуры, образования, социального обслуживания населения) соотношение средней заработной платы руководителей учреждений и работников уже превысило 4 раза", - подчеркнул Максим Топилин.

Кроме того, законопроект устанавливает обязанность учредителей размещать информацию о среднемесячной (в расчете за год) заработной плате руководящих работников в сети Интернет на официальных сайтах учредителя либо непосредственно на официальных сайтах этих организаций.

Как ранее пояснял "РГ" проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов, в 2008 году постановлением правительства была прописана кратность в зарплатах руководителей бюджетных учреждений и рядовых сотрудников: максимум один к восьми. Это было сделано для того, чтобы при переходе на новую систему оплаты труда, которая предполагала увеличение полномочий руководителей бюджетных учреждений при распределении средств и назначении заработной платы работникам в зависимости от эффективности их труда и нагрузки, не происходили искажения. Тогда же были установлены параметры зарплат для заместителей руководителей и главных бухгалтеров бюджетных учреждений - в пределах 70 процентов от уровня зарплаты руководителя. Сейчас подобные схемы распространяются и на государственные и муниципальные предприятия, учреждения, внебюджетные фонды.

Хотя, по мнению генерального директора Всероссийского центра уровня жизни Вячеслава Бобкова, кратность в средних зарплатах начальника и подчиненных не решит принципиально вопрос несправедливой оплаты труда, потому что в показателе "Средняя зарплата" зачастую "сидит" и зарплата самого руководителя. И было бы правильнее устанавливать кратность в зарплатах 10 процентов самых высокооплачиваемых работников на предприятии и 10 процентов наименее оплачиваемых.

Поправки в Трудовой кодекс уже одобрены правительственной комиссией по законопроектной деятельности и в ближайшее время будут рассмотрены на заседании правительства. Если и там они получат положительную оценку, их внесут в Госдуму.

С 1 января 2017 года зарплаты управленческого персонала государственных и муниципальных учреждений должны увязываться со среднемесячной зарплатой остальных сотрудников и подчиняться предельным соотношениям, установленным органами-учредителями. Автономным учреждениям (как и бюджетным, казенным) тоже предстоит исполнять новые требования. В чем именно они заключаются и как рассчитывать соотношение зарплат?

Существующие и новые правила

Как известно, ограничение в отношении зарплат руководителей действует и сейчас, но оно применяется далеко не ко всем учреждениям.

Во-первых, о предельном соотношении зарплат руководителей и остального персонала говорится в Положении об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 (далее - Положение № 583). То есть соотношения, которые определяются в кратности от 1 до 8, должны соблюдаться учреждениями федерального уровня, причем только бюджетными и казенными. Нормы п. 9 Положения № 583 о действии предельных «порогов» не распространяются на автономные учреждения. Для субъектов РФ и муниципальных образований тоже не существует предписаний о применении предельных соотношений именно в отношении АУ.

Во-вторых, на федеральном уровне ограничения касаются руководителей учреждений, в то время как другой управленческий персонал указанные нормы не затрагивают. В регионах и муниципалитетах может складываться иная практика, но она все же не имеет повсеместного распространения.

Ситуация изменилась с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 347-ФЗ, который внес изменения в трудовое законодательство. Согласно ст. 145 ТК РФ предельные соотношения в ближайшем будущем должны соблюдаться учреждениями всех уровней подчинения и всех типов (в том числе АУ) , а действовать эти соотношения станут как для руководителей, так и для их заместителей и главных бухгалтеров.

Конкретные соотношения среднемесячной зарплаты руководящего состава и остальных работников учреждений должны установить органы-учредители. Предельные же планки этих соотношений утверждаются нормативными правовыми актами соответствующего уровня:

  • в отношении федеральных государственных учреждений - Правительством РФ;
  • в отношении государственных учреждений регионального подчинения - субъектами РФ;
  • в отношении муниципальных учреждений - органами местного самоуправления.
Для федеральных учреждений данный документ разработан - проект постановления Правительства РФ , вносящий поправки в том числе в Положение № 583, опубликован на федеральном портале regulation.gov.ru и уже прошел общественное обсуждение. Что же предлагают законодатели?

Изменения для федеральных учреждений

В проекте постановления сказано, что порядок установления предельного уровня соотношения среднемесячной зарплаты руководящего звена и рядового персонала обязателен для всех федеральных учреждений, даже если на них не распространяется действие других пунктов Положения № 583. Сам же предельный уровень планируется сохранить (согласно п. 9 Положения № 583 он определяется в кратности от 1 до 8), но при этом обязанность соблюдать его появится и у федеральных автономных учреждений.

При расчете среднемесячных зарплат необходимо будет учитывать все источники финансового обеспечения , за счет которых формировались указанные зарплаты, а данные для определения их соотношения будут браться за календарный год. Это касается всех трех руководящих должностей, а также остальных сотрудников.

Впрочем, в отношении первых лиц учреждений предлагается утвердить дополнительные требования. Как следует из норм рассматриваемого проекта, при установлении руководителю ФГУ условий оплаты труда федеральный орган исполнительной власти должен будет обеспечить непревышение предельного уровня соотношения. То есть зарплата руководителя учреждения даже с учетом максимального размера премии, начисляемой по итогам работы, должна отвечать требованию о непревышении, при этом для получения максимальной премии руководителю нужно выполнить все показатели эффективности деятельности учреждения. Кроме того, в абз. 1 п. 9 Положения № 583 (в редакции проекта постановления) отдельно оговаривается, что выплаты стимулирующего характера, начисляемые руководителю ФГУ, зависят от результатов достижения за соответствующий период показателей эффективности деятельности учреждения и непосредственно руководителя.

Отметим, что похожие нормы об увязке стимулирующих выплат с достижением установленных показателей эффективности содержатся в пп. «в» п. 11 типовой формы трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 12.04.2013 № 329. В пункте 24 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2016 год (утверждены Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2015) тоже говорится, что стимулирующие выплаты руководителям учреждений следует производить в зависимости от достижения ими целевых показателей эффективности работы, устанавливаемых органом-учредителем. Таким образом, в Положении № 583 будут дополнительно закреплены принятые ранее правила и соблюдение их станет обязательным (в настоящее время эффективность работы руководителя учитывается при начислении ему стимулирующих выплат, но напрямую на премию не влияет).

А вот основание для превышения предельного уровня соотношения зарплат планируется сохранить. Как сказано в абз. 6 п. 9 Положения № 583 (в действующей редакции), решение о превышении «порога» может принять орган-учредитель в отношении руководителя федерального учреждения, которое входит в соответствующий перечень . С принятием проекта постановления в список исключений смогут попасть и федеральные автономные учреждения. Содержание перечня планируется пересматривать не реже одного раза в два года. Однако превысить предельный «порог» по-прежнему сможет только зарплата руководителя - о заместителях руководителя и главных бухгалтерах в предлагаемой норме не говорится.

Порядок расчета соотношения зарплаты

Соотношение среднемесячной зарплаты руководства и остального персонала учреждений должно рассчитываться на основании порядка, утверждаемого Правительством РФ. В связи с этим рассматриваемый проект вносит соответствующие поправки в Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» (далее - Постановление № 922) - в него планируется включить и указанный порядок расчета. Причем данный порядок будет единым для всех учреждений (федерального, регионального и муниципального уровня).

Из проекта документа следует, что соотношение зарплат определяется по итогам календарного года. Расчеты ведутся отдельно по должностям руководителя, его заместителя и главного бухгалтера учреждения. В то же время в проекте отмечается, что при проведении данной процедуры в отношении руководителя не должны учитываться как в списочном составе работников, так и в фактически начисленной зарплате остальных сотрудников работники всех трех руководящих должностей.

Если руководитель, его заместитель или главбух работают по совмещению профессий (должностей), при расчете соответствующего соотношения фактически начисленная зарплата учитывается в целом - как по основной работе, так и при совмещении. Если же заместитель руководителя, главный бухгалтер (обратите внимание: руководитель здесь не назван) работает по совместительству, при расчетах берется только фактически начисленная зарплата по должностям заместителя или главбуха.

В свою очередь, при определении среднемесячной зарплаты работников учреждения станут учитываться:

  • начисленная зарплата за отработанное время (включая стимулирующие выплаты по итогам работы), а также выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда;
  • выплаты, рассчитанные исходя из среднего заработка при исполнении работником трудовых обязанностей, для оплаты отпусков, а также для других случаев, предусмотренных ТК РФ.
Сама процедура расчета соотношения для трех руководящих должностей будет одинакова .
  1. Рассчитывается среднемесячная зарплата остальных сотрудников. Это делается путем деления фактически начисленной зарплаты работников списочного состава на среднюю численность указанных работников за соответствующий календарный год и на 12 (количество месяцев в году).
  2. Определяется среднемесячная зарплата руководителя (его заместителя, главного бухгалтера): фактически начисленная зарплата за календарный год делится на 12 (количество месяцев в году). Если представитель руководства учреждения отработал не полный календарный год, расчет производится исходя из фактически отработанных им полных календарных месяцев.
  3. Высчитывается соотношение - среднемесячная зарплата руководителя (его заместителя, главного бухгалтера) делится на среднемесячную зарплату работников.
Раскрытие информации о зарплате

Необходимость соблюдать предельные «пороги» зарплат в отношении управленческого персонала - не единственное требование, которое надо выполнять с начала 2017 года. Учреждениям нужно еще и раскрывать информацию о зарплатах своих руководящих работников. В силу ст. 349.5 ТК РФ эти сведения должны публиковаться на официальных сайтах органов власти, органов местного самоуправления, осуществляющих функции и полномочия учредителя. По решению учредителей данная информация может размещаться и на сайтах самих учреждений.

К сведению

В настоящее время обязанность раскрывать свои доходы существует только у руководителей государственных и муниципальных учреждений, но она выполняется в несколько иной форме. В силу ч. 4 ст. 275 ТК РФ и ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» первые лица учреждений должны представлять учредителю справку о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (собственных и членов семьи).

Порядок опубликования сведений о среднемесячной зарплате руководителя, его заместителя, главного бухгалтера учреждений устанавливается нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления. На федеральном уровне такой документ разработан - проект постановления Правительства РФ размещен на портале regulation.gov.ru.

Согласно названному проекту сведения о зарплатах необходимо будет выложить в свободном доступе на сайте в течение I квартала года, следующего за отчетным . Информацию нужно размещать в специально созданном для этого тематическом разделе, ссылка на который должна присутствовать на главной странице официального сайта учредителя.

В публикуемых сведениях нужно указать полное наименование федерального учреждения, должность, занимаемую руководящим работником, его фамилию, имя и отчество. В то же время здесь запрещено раскрывать сведения, позволяющие определить место жительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные контактные данные управленческого персонала учреждений, а также сведения, отнесенные к государственной тайне или имеющие конфиденциальный характер.

Заключение

Хотя рассмотренные проекты документов адресованы только федеральным учреждениям (за исключением разработанных поправок в Постановление № 922), содержащиеся в них нормы полезно изучить руководителям учреждений всех уровней подчинения. Ведь субъекты РФ и муниципальные образования при издании нормативных актов аналогичного содержания, как правило, ориентируются на федеральные примеры. Тем более что основные нормы, которые впоследствии развиваются в проектах постановлений, прописаны в ТК РФ, а значит, относятся ко всем публично-правовым образованиям.

Чтобы государственные и муниципальные учреждения (в том числе автономные) смогли выполнить новые требования, «на местах» должна быть создана соответствующая подзаконная база:

  1. нормативный правовой акт субъекта РФ (органа местного самоуправления), устанавливающий предельный уровень соотношения среднемесячной зарплаты руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и остальных работников государственных (муниципальных) учреждений (и иных организаций госсектора);
  2. правовой акт органа-учредителя, определяющий конкретное соотношение зарплат для подведомственных учреждений;
  3. нормативный правовой акт субъекта РФ (органа местного самоуправления), устанавливающий порядок размещения информации о рассчитываемой за календарный год среднемесячной зарплате руководящих работников учреждений (и иных организаций госсектора), представления указанными лицами этой информации.
Сами же расчеты соотношения зарплат будут выполняться на основании единого порядка.

Таким образом, в начале 2017 года учреждения должны произвести соответствующие расчеты по данным за 2016 год и направить эти сведения органу-учредителю. Превышение установленных предельных «порогов» чревато последствиями для первого лица учреждения. В силу ст. 278 ТК РФ несоблюдение соотношения среднемесячной зарплаты заместителя руководителя и (или) главного бухгалтера и остальных работников может повлечь расторжение трудового договора с руководителем.

«О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

В настоящее время в такой перечень входят только бюджетные и казенные учреждения - см. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2012 № 2627-р «Об утверждении перечня федеральных бюджетных и казенных учреждений, в котором предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителя и средней заработной платы работников учреждения может быть увеличен».

«О порядке размещения информации о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий».