Меню
Бесплатно
Главная  /  Расчет  /  «Олимпийский Комплекс «Лужники» – один из крупнейших спортивных комплексов России и мира. Волынский, Владислав Александрович - Технико-криминалистическое обеспечение раскрытия и расследования преступлений: Пособие Прямые вопросы генералу

«Олимпийский Комплекс «Лужники» – один из крупнейших спортивных комплексов России и мира. Волынский, Владислав Александрович - Технико-криминалистическое обеспечение раскрытия и расследования преступлений: Пособие Прямые вопросы генералу

За двадцать с лишним лет службы дорос до генеральских звездочек и должности начальника Организационно-инспекторского департамента (ОИД) МВД России. Деятельность этой структуры практически незаметна для тех, кто находится вне милицейской системы. ОИД – это, если так можно выразиться, продукт для внутреннего потребления. Департамент следит за порядком в подразделениях, подбивает отчетность, контролирует выполнение планов. Словом, своего рода служба внутреннего контроля. Поэтому оидовцы пользуются стойкой нелюбовью со стороны коллег за выпитую кровь. С другой стороны иметь в друзьях «ревизоров» - значит априори избавить себя от лишней головной боли и необязательных выволочек большого начальства. Отсюда и профессиональная болезнь у тех, кто служит в департаменте, спровоцированная частыми посещениями ресторанов, бань и других увеселительных заведений, где горячительные напитки льются рекой.

Но не это главное преимущество службы в ОИДе. По крайней мере, такими проявлениями лояльности со стороны коллег Волынского не удивишь. За время службы в департаменте, а генерал только на должности зама пробыл 10 лет, Владислав Александрович обзавелся знакомствами и связями, с помощью которых, при желании, можно решить практически любой вопрос или проблему. Например, посодействовать в том, чтобы не трогали хороших людей из солидной консалтинговой компании «Финсервисконсалтинг» (ФСК).

История с вымогательством денег у руководства этой компании подчиненным Волынского вызвала настоящий приступ гнева главы ведомства Рашида Нургалиева, назвавшего этот вопиющий случай «беспрецедентным актом предательства интересов службы» . Главный эксперт-консультант ОИД полковник Александр Жарков попался на взятке в 850 тысяч долларов. Причем это был аванс. Просили в два раза больше. За эти деньги полковник обещал решить проблемы ФСК, возникшие после визита борцов с экономическими преступлениями. Консалтинговая компания проходила по крупному делу об обналичке денег вместе с двумя другими московскими фирмами - «Консалтинг групп» и «Спортинформ». Во время обыска в офисе ФСК изъяли не только всю финансово-бухгалтерскую документацию и жесткие диски, но и поддельные печати, в том числе с гербом МВД. Несколько человек были арестованы.

В качестве свидетеля по этому делу проходил некто Александр Сколков, гендиректор ООО «Капитал-групп», которое тоже не брезговало сомнительными финансовыми операциями. Но в узких кругах Сколков известен не столько этим, сколько крепкой дружбой с руководством того самого ОИДа. Туда и побежал напуганный до смерти дотошными расспросами следователя коммерсант.

- Мы решим твою проблему, - успокоил Сколкова куратор с большими звездами.

Понятно, что после таких заверений будущее гендиректору «Капитал-групп» уже не казалось мрачным. Тем более, что друзья в погонах предложили ему еще и хорошо заработать на внезапно возникшей проблеме ФСК.

Роль переговорщика с руководством финансовой компании отвели полковнику Жаркову . Он-то и раскрыл коммерсантам глаза на ближайшее будущее.

- Сейчас вы свидетели, а завтра будете обвиняемыми, - внушал полковник. – Но мы вас можем защитить.

Услуги защиты оценили в 1 миллион 700 тысяч «зеленых».

- А вернуть изъятое во время обыска можно? – интересовались бизнесмены.

Не вопрос, еще 250 тысяч, - увеличил ценник Жарков, после чего побежал докладывать об успехе на переговорах начальству. Что было дальше, подробно описано в СМИ. Полковника с деньгами взяли практически под стенами МВД на Большой Якиманке. Затем пришли и за Сколковым. На допросах у следователя СКП Жарков из себя молодогвардейца разыгрывать не стал и тут же вложил шефа. В результате Волынскому пришлось объясняться. Явный оговор! Он и знать не знает о каких-то сотнях тысяч долларов. Да Владислав Александрович и деньжищ-то таких в руках отродясь не держал.

В общем, поверим генералу на слово. Тем более, что ничего другого нам пока не остается. Волынский ведь человек чрезвычайно осторожный и до этого случая нигде в полный рост не светился. Разве что в светской хронике. И то Владимир Александрович предпочитает лишний раз не поставлять лицо под объективы фотоаппаратов. Чего не скажешь о его хорошей знакомой Анжелике Богачевской .

В конце 90-х она представлялась молодым модельером, сейчас – экспертом по благородным напиткам. Впрочем, Владислав Александрович еще способен тряхнуть стариной и зажечь в каком-нибудь ночном клубе вроде столичного «Кино» на Олимпийском проспекте. Примечательно, что на номерах «Мерседеса» S-класса, подаренного генералом Анжелике, красуются три буквы «А». Как говорится, круче не бывает.

Ну и что здесь такого, спросите вы, слава Богу, в России еще остались благородные офицеры, способные на такие широкие жесты. Вопрос, где генерал взял деньги на железного коня «бизнес-класса», приличные люди обычно не задают. Мог подать квартиру, доставшуюся в наследство от бабушки, или копил всю жизнь.

В конце концов, Волынскому могли эти деньги подарить. Кто? Например, однокашник по Омской школе милиции Сергей Ряписов, который в оперативных делах ликвидированного Департамента по борьбе с организованной преступностью и терроризмом МВД России почему-то проходил как член омской ОПГ (будем надеяться, что не активный). Милицейская карьера Ряписова в отличие от Волынского не задалась, зато в бизнесе ему везет куда больше. Правда, бизнес у него весьма специфический. Иных за такие «коммерческие проекты» сажают далеко и надолго. Выпускник Омской школы был одной из ключевых фигур в скандально известной инвестиционной компании «Россия». Все инвестпроекты «России» реализовывались по одной ключевой формуле: пришел – увидел – отобрал. На счету этой компании, которую уместнее назвать банда, более трех десятков захваченных объектов. Не случайно «россиян» называют самой «отмороженной» группой рейдеров. Кроме того, Ряписов отметился при захвата Легпромбанка, банка «Олимпийский», ОАО «ВИЛС» и Ступинского металлургического комбината. Словом, поступь у бывшего милиционера твердая.

Еще одного «шапочного» знакомого генерала Волынского называют просто Фарит. В миру он носит фамилию Валеев . Хотя Фарит омскую школу милиции не заканчивал и даже туда не поступал, человек он авторитетный. Причем во всех смыслах этого слова. Валеев неровно дышит к лошадям. Но это не единственное, что роднит его с Волынским и другими очень близкими знакомыми генерала. Фарит вместе с Ряписовым «брал» Легкпромбанк, ВИЛС и СМК. Но запомнился сей господин не только этим. В 2001 году Валеев возглавил группу, которая штурмовала администрацию Тульской области, где заседала избирательная комиссия. Столь экстравагантным способом Валеев продемонстрировал свою поддержку одному из кандидатов на пост губернатора. По инициативе ФСБ тогда возбудили уголовное дело, но наш герой непостижимым образом остался «вне подозрения». Хотя, если брать во внимание знакомство с некоторыми генералами МВД, можно предположить, кто похлопотал за Фарита.

Безусловно, все это ни в коей мере не ставит крест на карьере генерала Волынского. Мали ли кто, где и с кем пересекался. К примеру, беглый гражданин США Кузнецов, который будучи министром финансов Московской области, нагрел эту самую область на несколько миллиардов рублей , разве что не расцеловался в Куршавеле с руководителем одной из самых могущественных российских спецслужб. И ничего оба до сих пор, как говорится, на коне. Чем Владислав Александрович хуже?

Аксиома: любое недружественное поглощение больших активов сопровождается пиар-войной. Последние тренды: битва за крупный контракт - поставка систем безопасности для РЖД; ЗАО «Группа «Квадро Телеком»; Фондсервисбанк… В связи с чем в весьма...

Аксиома: любое недружественное поглощение больших активов сопровождается пиар-войной. Последние тренды: битва за крупный контракт - поставка систем безопасности для РЖД; ЗАО «Группа «Квадро Телеком»; Фондсервисбанк… В связи с чем в весьма специфических интернет-ресурсах упоминаются в частности: начальник Организационно-инспекторского департамента МВД генерал-майор Владислав Волынский, замначальника Следственного комитета МВД генерал Юрий Алексеев, позиционирующий себя как главный борец с рейдерами, известная рейдерская группа «Россия»… Речь идет о миллиардах, уголовных делах, заказных убийствах, многотысячных (в долларах) взятках…

Решив разобраться в подоплеке рейдерских войн и задав вопросы всем участникам конфликтов, «Новая газета» столкнулась с хорошо организованной группировкой, интересы которой простираются на множество регионов России и которая уже много лет специализируется на захвате крупных стратегических и средних (как правило, успешных в сфере высоких технологий) предприятий. Масштабы и строгая иерархия группы поражают: собственные банки, юридические службы, силовое сопровождение из числа бывших и действующих офицеров спецслужб. Связи с топовыми чиновниками и генералами МВД. О лидерах этой группировки уже много лет известно правоохранительным органам, но до сих пор им никто не мешает. Вывод один: рейдеры действуют в интересах очень высокопоставленных лиц.

Схем несколько. Одна из них такова. В далеко не прозрачной или в не совсем прозрачной компании, акционеры которой пытаются друг друга сожрать, а ресурсы «воздействия» примерно равны, рано или поздно находится один умный. Умный решает сдать фирму вместе со своим компаньоном некоему более сильному игроку. (Иногда, кстати, «умный акционер» внедряется специально, чтобы обеспечить операцию с помощью известной методики, опробованной еще у стен Трои.)

Сильный не будет пользоваться компанией - он ничего не понимает в производстве, он зарабатывает на том, что отнимает и перепродает. Такова суть организованного рейдерства. Для отъема существует джентльменский набор: малый и полный. Полный включает в себя возбуждение уголовного дела с последующей посадкой несговорчивого акционера. Этой цели служат органы правопорядка - за бонусы. Если речь идет о фирмешке - майоры, если о миллионах долларов - генералы. А если собственность отнимается в интересах очень серьезных людей - генералы на серьезных должностях. И это - конвейер по поглощению чужих активов. Расскажем, как действуют его механизмы, связанные друг с другом неформальными договорными обязательствами.

Перед вами только три истории. «Терпилы» в них разные, победители - одни и те же. Как и фамилии генералов МВД, которые всплывают в контексте битвы за собственность.

Джазовая импровизация

История первая связана с джазменом Юрием Финком, который неожиданно стал изобретателем - он придумал устройство, позволяющее в режиме реального времени обеспечивать безопасность железнодорожных составов, и, конечно, решил на том заработать. Зарегистрировал патент, нашел компаньона по фамилии Каплинский и возглавил компанию «Дженерал-Телеком». А так как Финк все-таки был изобретателем, то по-тихому учредил и вторую фирму с почти идентичным названием - «Дженерал Телеком». Та фирма, что с дефисом, с конца 90-х занималась системами спутниковой связи и поставляла свое оборудование для Министерства обороны и крупных государственных компаний. Без дефиса появится позже, когда замаячит гигантская прибыль.

С начала 2000-х Финк начал сотрудничать с Фондсервисбанком, который позиционирует себя как системообразующий, обслуживающий предприятия космической отрасли. Он входит в холдинг «СТК «Союз», бенефициар которого - президент Фондсервисбанка Александр Воловник. С 2004 года аффилированная с банком фирма «НТЦ Информационные системы» стала владелицей 50% акций финковской «Дженерал-Телеком».

Проблемы шоумена, подавшегося в бизнес высоких технологий, начались в 2008 году, в тот момент, когда изобретенная им «Система контроля безопасности и связи на пассажирском поезде» сильно заинтересовала РЖД и «Дженерал-Телеком» выиграла конкурс на поставку оборудования. Стоимость государственного контракта - 4 млрд рублей! А «изобретательный» Финк оформил контракт с РЖД не на ту фирму, участником которой был Фондсервисбанк, а на ее тезку без дефиса, к которой имел отношение только он. Быть может, банально хотел кинуть партнеров, а может, что заподозрил…

Финка обвинили в многочисленных махинациях с акциями собственных компаний, а потерпевшей стороной по этому делу было признано то самое ООО «НТЦ Информационные системы». Главным разоблачителем бывшего шоумена выступил его собственный финансовый директор - он же бывший партнер Александр Каплинский.

Внимательно вчитавшись в материалы уголовного дела, человек без юридического образования задумается, а юрист - ужаснется. Следователи строят свое обвинение, не имея по большинству эпизодов объективных доказательств (договоров купли-продажи, оригиналов других документов), зато почему-то полностью доверяют показаниям потерпевшей, заинтересованной стороны - Каплинского, сотрудников Фондсервисбанка и фирмы «НТЦ Информационные системы» (3 ).

Финк сопротивлялся: жаловался, писал заявления… На различных этапах его уголовное преследование признавалось незаконным, дело изымалось для проверки из следственных органов, но в итоге все возвращалось на круги своя: оправдывающие обвиняемого постановления отменялись, материалы отдавали обратно тому же следователю (4 ).

Каждый раз эти команды исходили от Следственного комитета (СК) при МВД, заместитель начальника которого генерал-майор Юрий Алексеев взял дело Финка на личный контроль (5 ). Почему человек подобного ранга был так озабочен, по сути, рядовым спором двух акционеров?

…В ходе расследования мне в руки попал странный документ, похожий на оперативную сводку, в котором была расшифровка разговора якобы «г-на Каплинского» и некоей девушки (6 ). Девушка предъявляет претензии «г-ну Каплинскому»: «Ты уже год объясняешь… как только этот… Финк сядет, считай, что у тебя своя квартира… ну?» А якобы «г-н Каплинский» ей объясняет: «Воловник (президент Фондсервисбанка . - Р. А. ) уже зарядил Алексееву полтора лимона. Ты понимаешь, какие это деньги?.. Сейчас ситуацию крышует следственный комитет…»

Не имея подлинной аудиозаписи этого разговора, трудно определить, был ли он на самом деле. Поэтому я показал расшифровку самому Александру Каплинскому. Он, прочитав, посмеялся и назвал все полным бредом. Я также отправил официальный запрос генерал-майору Юрию Алексееву - на следующий же день из МВД пришел факс, приглашавший меня на встречу. Я удивился подобной оперативной открытости и пошел.

Генерал для начала попросил не писать беседу на диктофон. Он заявил, что никакого Воловника и Каплинского не знает, никогда никаких отношений с Фондсервисбанком у него не было, а источник появления этой оперативной сводки будет проверен, виновные - наказаны: соответствующие запросы уже отправлены в ФСБ и департамент собственной безопасности (ДСБ) МВД. На конкретные вопросы по поводу дела Финка Юрий Алексеев до суда решил не отвечать, но сложилось ощущение: он в них осведомлен. А в конце беседы достал из-под стола маленький «жучок» и предупредил: встреча записывалась. Для чего была нужна эта конспирация? (См. официальный ответ Алексеева - 7 ) После встречи следователи, ведущие дело Финка, стали мне отзваниваться и рассказывать о происходящем, думается, не по своей инициативе.

Сухой остаток. После того как Юрий Финк был арестован, контроль над его компаниями, изобретением и 4-миллиардным контрактом получила фирма, аффилированная с Фондсервисбанком. И даже если Финк будет оправдан судом, у него уже ничего не осталось, кроме склонности к изобретательству и навыков джазовых импровизаций.

Бизнес-операция под оперативным прикрытием и с использованием «полного джентльменского набора» закончилась успешно.

«Генерал Влад»

Вторая история - фактически тот же сюжет: ссора акционеров, один из которых находит эффективных покровителей, уголовное дело, тюрьма. И опять - генералы МВД.

Суть я перескажу, основываясь на заявлении проигравшей и сидящей стороны в ДСБ МВД. Именно этот документ стал основанием для проверки, которую проводит прокуратура ЦАО г. Москвы.

Существенная ремарка. Жалобы в ДСБ МВД идут валом, но только некоторые из них доходят до прокуроров - в том случае, как правило, когда в них действительно есть доказуемые факты.

Так вот. Был такой генеральный директор успешной компании ЗАО «Группа «Квадро Телеком» Евгений Ухабин. Человек, мало понимавший в бухгалтерии и финансах и потому поручавший эти дела доверенным лицам, оставляя за собой право подписи. В 2000 году его познакомили с неким Виктором Ширяевым, аттестовали следующим образом: имеет много друзей в криминальных кругах и правоохранительных органах. Ухабин взял его к себе - обеспечивать безопасность компании. В подчинении у Ширяева оказались и финансовая, и юридическая службы. Ширяев сразу, согласно заявлению Ухабина, предложил оформить 15% акций на некоего генерала МВД по имени Влад. Ну то есть реальным акционером станет Ширяев - якобы как доверенное лицо генерала, а генерал Влад будет крышевать и обеспечивать выгодными контрактами.

Вообще-то известная и востребованная схема - если подсчитать всех родственников и друзей разнообразных генералов, сидящих в чужом бизнесе на номинальных должностях, выяснится: генералы владеют собственностью, сопоставимой с государственным бюджетом.

Ну и Ухабин, купившийся на генеральскую крышу, согласился. Впоследствии Ширяев уверял своего начальника, с которым на тот момент они уже дружили семьями, что возникают разного рода проблемы: то органы готовят наезд, то от рейдеров покоя нет - но благодаря всесильному Владу компания до сих пор процветает. Короче, в течение нескольких лет генерал Влад, как утверждает Ухабин, через своего поверенного Ширяева стал владеть 40% акций «Группы «Квадро Телеком».

Сегодня трудно понять, возникали ли действительно у фирмы Ухабина серьезные проблемы, но тому, что роль генерала Влада в жизни компании была активной, есть несколько примеров.

Во-первых, у «Квадро Телеком» действительно начали появляться крупные контракты. Во-вторых, таинственный Влад успешно разбирался с недобросовестными субподрядчиками. Так, у компании Ухабина был контракт в Татарстане с организацией «ЮлиТА», которой «Квадро Телеком» должна была 5 млн рублей. Ширяев, как пишет Ухабин в своем заявлении, не хотел с ними расплачиваться и, сев в поезд вместе с генералом Владом, поехал в Татарстан якобы к министру внутренних дел республики Асгату Сафарову решать проблему. Может, все это и не так, только против гендиректора «ЮлиТА» было возбуждено уголовное дело…

Со временем Ухабину стало известно: за таинственным именем Влад якобы скрывался генерал-майор милиции, начальник Организационно-инспекторского департамента (ОИД) МВД Владислав Волынский. (О Волынском СМИ писали давно и много (см. сайт «Новой» ). Например, в контексте скандала с полковником ОИД Жарковым, несшим кому-то 850 тыс. долларов.)

Евгений Ухабин пишет в своем заявлении, что таинственному «генералу Владу» кроме акций дарилось кое-что еще. Так, в 2007 году, после того как «генерал Влад» якобы решил очередную серьезную проблему, Ширяев будто бы купил четыре дорогих джипа «Рейндж Ровер Спорт»: для себя, генерала и еще двух его поверенных.

В распоряжении редакции есть доверенность, подтверждающая то, что Владислав Волынский по странному стечению обстоятельств действительно пользовался джипом «Рейндж Ровер Спорт», рег. номер: А 468 АА 77 (8 ). И, кстати, в августе 2007 года этот джип в районе Ярославского шоссе протаранил «Тойоту Камри». Водитель «Тойоты» рассказал мне, что в ГАИ владельца джипа представляли как генерала ФСБ. Точное имя он не помнит, но, как ему кажется, звали генерала Владиславом Александровичем.

Как водится в компаниях с не совсем прозрачным документооборотом, между партнерами произошел конфликт. Ухабин, как он говорит, неожиданно узнал, что живущий на его зарплату Ширяев обзавелся дорогой недвижимостью. Узнал - и пошел вскрывать сейф бывшего друга; то, что он там нашел, Ухабину не понравилось. И Ухабин потребовал: возвращай акции и катись. Подчиненный начал скрываться, а на Ухабина со страшной силой стали выходить разнообразные переговорщики. Логично, если поверить в то, что акции де-факто принадлежат «генералу Владу».

Одним из таких «миротворцев» был, согласно заявлению Ухабина, Сергей Ряписов. Имя этого человека известно давно. В СМИ его называли чем-то вроде одного из самых одиозных рейдеров страны (см. сайт «Новой» ) - он из тех, о ком все говорят, но он все как-то успешно обходит кабинеты следователей. Некогда выпускник Омской школы милиции (которую, кстати, оканчивал и генерал Волынский), Ряписов, благодаря своим обширным связям, подался в прибыльный бизнес «недружественных поглощений». На счету этой бизнес-группы, в которую, по данным СМИ, входит Ряписов, десятки захваченных предприятий, среди которых, например, Всероссийский институт легких сплавов, Ступинский металлургический комбинат (СМК)… Схема поглощения была такой: сначала изготавливались странные юридические документы, потом, если хозяева бизнеса упорствовали, в ход шла «пехота», штурмовавшая и захватывавшая собственность, а затем - с помощью больших генералов - против бывших владельцев возбуждались уголовные дела. Ухабин как раз упорствовал.

И к нему обратился новый посредник. По словам Ухабина, им стал г-н А. Кучеренко из юридической компании «Примачев и партнеры»; он предложил Ухабину некий законный вариант решения проблемы: схему возврата акций. Но именно этот вариант впоследствии каким-то странным образом обернулся основанием для возбуждения уголовного дела в УВД ЗАО Москвы: Ухабина обвинили в мошенничестве при возврате акций (9 ).

Мы отправили официальный запрос Александру Кучеренко (полностью ответы - 10 ). Он сообщил, что никакого отношения к переоформлению акций не имел: якобы Ухабин воспользовался паспортными данными одного из сотрудников компании «Примачев и партнеры», зарегистрировал офшорную фирму, которая и фигурировала в схеме возврата ширяевских (читай: генеральских) акций.

Какое-то странное объяснение: найти номинального директора для липовой компании - просто, зачем же подставлять юриста компании «Примачев и партнеры», с которой фирма Ухабина сотрудничала?

Так, основанием для возбуждения уголовного дела в отношении Ухабина послужило постановление замначальника УФСБ по Москве и Московской области Павла Топорова (11 ). С какого перепуга средним бизнесменом Ухабиным и его спором с акционером Ширяевым заинтересовались чекисты?

Странность два. Появились знакомые лица. Спустя месяц после возбуждения уголовного дела в отношении Ухабина следователь пишет письмо заместителю начальника Следственного комитета при МВД - все тому же генералу Алексееву (12 ), в котором отчитывается: дело возбуждено, такие-то следственные действия проведены, такие-то планируются. Почему следователь докладывает Алексееву, а не начальнику своего УВД, почему человек такого ранга вообще должен знать о ссоре каких-то физлиц?

Трудно объяснить, но в итоге Следственный комитет берет это дело на контроль. И, как и в случае с Финком, попытки изъять дело Ухабина и передать его для дальнейшего расследования в другое подразделение сразу пресекаются по команде Следственного комитета.

Странное совпадение три. Сразу после того, как Ухабин был задержан, а контроль над компанией получил Ширяев, ЗАО «Группа «Квадро Телеком» были открыты два счета в Фондсервисбанке, на которые стали поступать деньги фирмы (13 ). А ущерб, якобы нанесенный Ширяеву Ухабиным, оценивала консалтинговая компания «Независимая профессиональная оценка», аффилированная с Фондсервисбанком (эта же компания оценивала ущерб по делу Финка). И заказчиком этой оценки выступал не «пострадавший» Ширяев, а генеральный директор холдинга «СТК Союз», в который входит Фондсервисбанк (14 ).

Почему холдинг так рвался посчитать ущерб постороннего ему человека? Ответ в протоколе допроса Виктора Ширяева: «Эти исследования проведены ООО «КК Независимая профессиональная оценка» по заказу ООО «СТК Союз», являющемуся моим партнером по бизнесу» (полностью протокол - 15 ).

Виктор Ширяев пока не ответил на наши вопросы. Владислав Волынский, в свою очередь, подтвердил, что по заявлению Ухабина ведется проверка и комментировать что-либо он будет только по ее итогам. (Полностью ответ - 16 ) А генерал Алексеев опять пригласил встретиться. Внимание главка к делу Ухабина генерал-майор объяснил письмом из УФСБ по Москве и Московской области, в котором чекисты просили Следственный комитет взять это дело на контроль.

Итог скоординированной деятельности: владелец фирмы - в тюрьме, акции - у Ширяева (или «генерала Влада», чьи интересы он представляет?), денежные потоки - на счетах все того же Фондсервисбанка. Можно предположить, что в счет погашения ущерба, что насчитали компании, аффилированные с Фондсервисбанком, владелец фирмы, когда ему сделают предложение, от которого невозможно отказаться, расстанется и с оставшимися акциями. А уж осудят его в итоге или выпустят на свободу - дело второе.

«Недобитый»

Занимаясь этим расследованием, я наткнулся в интернете на ссылку: http://www.fondservice.freei.me/ . Автор этого сайта приветствовал посетителей такой фразой: «Фондсервисбанк - первый российский банк с лицензией на совершение преступлений». Создатель странички представлялся бывшим генеральным директором одной из аффилированных фирм банка. Из контактов - только почта с именем «Недобитый». Я нашел этого человека. Зовут его Дмитрий Растимешин.

Рассказанная им история тянет на детектив. Я не берусь судить, насколько все изложенное «Недобитым» соответствует действительности, тем более что отдельные подробности его рассказа заставляют предположить: он сам – не ангел. Но оставить без внимания его показания – мы не можем: хотя бы потому, что они должны заинтересовать правоохранительные органы, которые следственным путем обязаны установить, что правда в этом рассказе, а что – ложь; кто виновен, а кто – оклеветан?

Вот его монолог:

«С 2005 по 2007 год я сотрудничал с Фондсервисбанком, возглавлял аффилированную структуру. В целях маскировки фирма постоянно меняла свое название и реструктуризировалась. Что я подразумеваю под преступной деятельностью? Банку, не входящему в число монополистов и лидеров рынка, трудно заработать на сугубо банковской деятельности. Чтобы приносить какую-то прибыль, банк становится просто финансовым инструментом для различных операций.

В банке существовали свои группировки, которые боролись за близость к телу хозяина - Александра Воловника. И я стал не устраивать руководителя одной из самых приближенных группировок - начальника службы безопасности Меняйлова. После моего увольнения в 2007 году начались угрозы. Дело в том, что органы начали проверять одну из фирм, которая номинально была зарегистрирована на мою супругу. В банке пообещали, что все вопросы решат. Но в мае - июле жену начали вызывать на допросы. Оказалось, что эта фирма фигурировала в уголовном деле о мошенничестве. В Красногорске существовал некий салон, который кидал своих клиентов на «Порше Кайены», а с помощью нашей фирмы-помойки обналичивал деньги. Руководителей этого салона арестовали. В конце концов, я, чтобы обезопасить жену, начал давать какие-то показания по этому делу. И угрозы в мой адрес начали ужесточаться.

В марте или апреле 2008 года мне перезвонил один из следователей группы и попросил связаться с полковником ДЭБа Андросовым. Я начал с ним плотно сотрудничать, потому что, с одной стороны, мне угрожали в банке, с другой - я и члены моей семьи могли стать обвиняемыми по этому делу. В рамках этого уголовного дела был произведен обыск в Фондсервисбанке и были изъяты очень серьезные документы, в том числе из сейфа Меняйлова. А он - человек параноидально боязливый, и поэтому записывал большинство разговоров, включая разговоры Воловника.

Обстановка была достаточно тяжелой: руководители банка скрывались от Андросова. И единственным выходом из этой ситуации была взятка высокопоставленному сотруднику правоохранительных органов. Насколько мне известно, Воловник занес 250 тыс. долларов на тот момент полковнику, исполнявшему обязанности заместителя начальника Следственного комитета при МВД, Юрию Алексееву. Я видел собственными глазами в материалах дела просительное письмо Алексеева начальнику следственного управления подмосковного ГУВД. Письмо такого характера: «Уважаемый Иван Иванович, в мой адрес поступали многочисленные жалобы от Фондсервисбанка (с какого перепуга они шли Алексееву?). Вы изъяли большое количество документов, они не относятся к материалам уголовного дела, поэтому верните их, пожалуйста». То есть это не было письменное указание по уголовному делу - сугубо просительное письмо. Эта просьба Алексеева почему-то была выполнена, и все материалы были возвращены.

Я знаю, что ему (следователю Андросову. - Р. А. ) пытались занести миллион долларов. Но он отказался. В 2008 году я созванивался с Могилевской, заместителем Меняйлова, и она сказала, что они заплатили, чтобы Андросова уволили. Я рассказал об этом Андросову. Он посмеялся, но спустя некоторое время его вынудили уволиться.

Это, напомню, случилось в апреле-мае 2008 года. До этого, мне известно, что давалась крупная взятка генералу Волынскому. Фондсервисбанк перевел порядка 1 млн долларов на обналичку в какой-то ветеранский банк, хозяевами которого были бывшие спецназовцы. Деньги переводились через «помойку» ООО «Орион Лтд». Спецназовцы решили их кинуть: на тот момент у них начались какие-то проверки. Начальник службы безопасности банка Меняйлов начал предпринимать все, чтобы деньги вернуть. Во-первых, легализовали помойку «Орион Лтд». А, во-вторых, со слов Меняйлова, мне стало известно, что он передал генералу Волынскому 250 тыс. долларов. Тот обещал решить вопрос. Чем все закончилось, я не знаю.

Насколько я понимаю, это был первый крупный залет Фондсервисбанка и первое обращение к высокопоставленным генералам. До этого банк нигде не крышевался. Причем я не раз обсуждал это с Меняйловым: для чего относить деньги под проблему, если можно посадить кого-то из «оборотней» на зарплату?

Мне также известно о другой крупной взятке. В 2005 году была попытка захватить путем подделки векселей бывший «Мытищинский кабельный завод» (ныне ООО «Лирсот»). Подделанные векселя были на сумму около 100 млн рублей. Основной целью захвата была земля. Было принято заочное решение суда по этим векселям (без уведомления ООО «Лирсот») в пользу Фондсервисбанка. Но владельцы завода в свою очередь подали заявление в ДЭБ. По результатам проверки было возбуждено уголовное дело. Чтобы прекратить его, была дана взятка Юрию Алексееву в размере 250 тыс. долларов.

Весной 2008 года на мой мобильный телефон поступил странный звонок. Человек с кавказским акцентом предложил встретиться. Я согласился. Первые его слова были такие: «Вас заказали». Меня, естественно, затрясло: кто, зачем? Он сказал: Могилевская, заместитель начальника службы безопасности Меняйлова. В дальнейшем, при общении с этим человеком, он рассказал мне, что у них был заказ и на Юрия Финка, но в последний момент по непонятным причинам его отменили.

Я спросил у этого человека: «В чем выражался заказ?» Они дали команду за 700 тыс. рублей сымитировать бытовую драку и сломать мне позвоночник. Я спросил, зачем тогда мне обо всем этом рассказывать? Он ответил: «Преступление совершать не хочется, а заработать хотелось бы». Все, что говорил этот человек, походило на правду. У него был биллинг моих телефонных переговоров, он называл места, где я чаще всего бывал. Доказательством того, что заказ выполнен, должны были стать мои фотографии после избиения.

Инсценировка происходила в офисе моих друзей в центре Москвы. Парень этот обильно полил меня кетчупом и сфотографировал. Когда «работа» была принята, он потребовал, чтобы я полтора месяца не высовывался. В том, что заказ был реальным, я не сомневаюсь: «киллер» в процессе общения правдоподобно, вплоть до мельчайших подробностей, описывал, как выглядит Могилевская, какая у нее манера речи».

В конце я спросил «Недобитого»: готов ли он явиться в суд и рассказать обо всем? Он ответил: «Да хоть сейчас». Им уже отправлены заявления в СКП и ДСБ МВД. По ним назначена служебная проверка. Как мне кажется, ее результаты должны стать публичными, а сама она - не ведомственной. Чтобы снять или подтвердить обвинения в адрес высокопоставленных милицейских генералов.

Прямые вопросы генералу

Учитывая вновь открывшиеся обстоятельства, я снова пошел на встречу к заместителю начальника СК МВД Юрию Алексееву (его официальный ответ - 17 ). Ему известно о начавшейся проверке, и хотя его еще не опрашивали, текст заявления «Недобитого» он читал и уже знает фамилию заявителя. По словам Алексеева, вся информация, которая касается его имени, не соответствует действительности. Генерал-майор предполагает, что это заявление написано специально, чтобы опорочить его имя и выпустить на свободу «изобретателя» Юрия Финка (интересно, какая между этими тремя делами может быть связь, кроме той, что изложена в этом расследовании?).

Генерал говорил мне, что всегда руководствуется только законом и что готов встретиться с обвиняющими его людьми, посмотреть им в глаза. «Я понимаю, если бы этот человек привел какие-то факты: где я встречался с этим Воловником, когда он мне якобы передавал деньги, как это зафиксировано… А так - это просто огульные, специально спланированные обвинения».

Что касается тех эпизодов, на основании которых «Недобитый» обвинял его во взяточничестве, то, по словам генерала, дело о предъявлении к оплате фальшивых векселей действительно было приостановлено, однако Следственный комитет при МВД не имел к этому никакого отношения, а сам Алексеев никаких указаний по этому поводу не давал. По поводу обыска в Фондсервисбанке, после которого, как считает «Недобитый», Алексеев написал письмо начальнику следственного управления подмосковного ГУВД с просьбой вернуть все документы, Юрий Алексеев пояснил: такой обыск действительно проводился и письмо действительно было. Однако заместитель начальника СК при МВД уверяет, что он, наоборот, требовал активизировать расследование. К сожалению, это письмо мне не показали, сославшись на то, что в нем содержится секретная информация.

…Действительно, во всех этих трех историях слишком много секретной информации. Но только гласное и публичное раскрытие ее позволит понять: как у нас работают рейдеры, в интересах кого, кто с ними борется и как, и почему они до сих пор - рейдеры, а не з/к?

А если абстрагироваться от Финка, Ухабина и Растимешина, посмотрев шире и копнув глубже, можно выяснить самое главное - к кому на самом деле отошли гигантские частные и государственные активы. Что-то подсказывает: очень узок круг этих людей и положение их столь высоко, что спрашивать: «На чьей стороне генералы?» - бессмысленно.

P.S. Сегодня угроза жизни «недобитого» Растимешина более реальна, чем год назад. Во время моей встречи с женой Ухабина, ей пришло такое sms-сообщение: «Будешь продолжать свою активную деятельность и мешать серьезным людям - возникнут серьезные проблемы». Свидетелям, оправдывавшим Финка, тоже неоднократно угрожали.

«Фондсервисбанк» пока не ответил на вопросы «Новой». Если желание возникнет позднее, мы опубликуем их позицию.

Территория спорткомплекса занимает более 150 гектаров.

С момента открытия в 1956 году «Лужники» стали главной площадкой нашей страны для проведения спортивных соревнований, а также зоной отдыха и развлечений для тысяч москвичей и гостей столицы.

Сегодня единый архитектурно-парковый ансамбль Лужников объединяет более 80 сооружений и объектов, наиболее важными из которых являются: Малая Спортивная Арена, Дворец Спорта, Плавательный Бассейн, УСЗ «Дружба», Спортивный Городок. Главное сооружение - Большая спортивная арена, знаменитый стадион, который введен в эксплуатацию после реконструкции к чемпионату мира по футболу 2018 года.

За последние годы «Лужники» пережили второе рождение. В рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу была проведена масштабная реконструкция Большой спортивной арены и обновление всей территории спорткомплекса. 9 сентября 2017 года стадион «Лужники» был торжественно открыт Президентом России Владимиром Путиным, Президентом FIFA Джанни Инфантино и Мэром Москвы Сергеем Собяниным, в этот день был дан старт тура Кубку чемпионата мира по футболу в преддверии мирового футбольного первенства. Первая официальная игра на обновленном стадионе состоялась 11 ноября 2017 года: на поле в товарищеском матче встретились сборные России и Аргентины. Еще один тестовый матч состоялся 23 марта 2018 года, когда российская сборная принимала бразильцев. В рамках Чемпионата мира по футболу FIFA 2018™ на Большой спортивной арене прошли 7 матчей: четыре игры группового этапа, включая матч-открытие, 1/8 финала, полуфинал и финал турнира.

Проект строительства масштабного спортивного комплекса в Москве активно разрабатывался в середине 50-х годов прошлого века. 31 июля 1956 года в столице прошло торжественное открытие Центрального стадиона имени В.И. Ленина. Тогда спортивный комплекс в Лужниках состоял из Большой спортивной арены, Малой спортивной арены, Дворца спорта, Плавательного бассейна и ряда открытых спортивных площадок. Эти сооружения позволяли проводить соревнования и тренировки по 20 видам спорта: от легкой атлетики до хоккея.

За более чем 60-летнюю историю «Лужники» стали площадкой проведения крупнейших спортивных и культурных мероприятий мирового масштаба: Олимпийские игры 1980 года, Всемирный фестиваль молодежи и студентов, Спартакиада народов СССР, чемпионат мира по легкой атлетике 2013 года, финалы Кубка УЕФА-1998/99 и Лиги чемпионов-2007/08; с концертными программами здесь выступали Виктор Цой, The Rolling Stones, Майкл Джексон и многие другие. Всего в Лужниках прошло более 100 000 различных мероприятий, которые посетили более 360 миллионов человек. Здесь было установлено более 60 мировых рекордов и забито свыше 50 000 голов в официальных футбольных и хоккейных матчах.

Сейчас спорткомплекс «Лужники» является главной спортивной площадкой Москвы, где созданы комфортные условия для занятий спортом на профессиональном и любительском уровнях. Здесь проходят традиционные спортивно-массовые и культурные мероприятия, крупнейшими из которых являются городской спортивный праздник «Московский спорт в Лужниках», «Московский марафон» и промежуточные забеги, фестиваль музыки и активного стиля жизни «Ласточка».

23 декабря 1954 года Правительство СССР приняло решение о сооружении в Лужниках «большого московского стадиона».

Решение Советского Правительства было реакцией на конкретную сложившуюся международную ситуацию.

К началу 50-х годов советские спортсмены вышли на мировую арену и впервые после войны приняли участие в Олимпийских играх.

Летняя Олимпиада 1952 года в Хельсинки принесла советской сборной 71 медаль (в том числе 22 золотых), и 1-2 места в неофициальном командном зачете, которые мы разделили с американцами. Это был крупный успех, но дальнейшее наращивание спортивной мощи Советского союза, что было делом политическим, требовало возведения нового спортивного комплекса. Он должен был соответствовать всем современным мировым стандартам; служить одновременно тренировочной базой для олимпийской сборной и ареной для больших внутренних и международных соревнований.

Первой проблемой, с которой столкнулись проектировщики (архитекторы И. E. Рожин, Н. Н. Уллас, А. Ф. Хряков под руководством А. В. Власова; инженеры В. Н. Насонов, Н. М. Резников, В. П. Поликарпов), была проблема местоположения. Нужно было найти очень большой участок земли, желательно в зеленом районе, но недалеко от центра, который без особых сложностей вписался бы в транспортную карту столицы. "В солнечный весенний день 1954 года мы, группа архитекторов и инженеров, которым было поручено проектирование Центрального стадиона, поднялись на просторную асфальтированную площадь на Ленинских горах.(...) Все говорило за то, что лучшего места, чем Лужники, для строительства стадиона и подобрать нельзя. Посудите сами: близость реки, масса зелени, чистый, свежий воздух - уже одно это обстоятельство имело значение для выбора территории будущего города спорта.(...) К тому же Лужники расположены сравнительно недалеко от центра города и связаны удобными подъездными путями сообщения со всеми районами столицы.

Мысленно я представлял, как будут расположены Центральная спортивная арена, плавательный бассейн, игровые площадки. Мне чудился гул трибун, выстрелы стартового пистолета, плеск зеленоватой воды, тугие удары по мячу. (...) Я вынул из папки лист бумаги и здесь же, примостившись у каменного парапета, набросал контуры будущих сооружений. Кто-то глянул мне через плечо и с пафосом продекламировал:

Здесь будет город заложен!

Еще какой город! - воскликнул я. - Город спорта! (В. П. Поликарпов. Главный стадион страны).

Итак, согласно решению правительства в январе 1955 года началось проектирование города спорта в Лужниках. Проект был составлен за 90 дней, и весной 1955 года началось строительство. Центральный стадион в Москве (так тогда назывался спорткомплекс) возводила буквально вся страна.

Со всех концов Союза приезжали строители-добровольцы. Строительные материалы поступали из Ленинграда и Армении, электрооборудование и дубовый брус для зрительских скамеек везли с Украины, мебель - из Риги и Каунаса, стекло - из Минска, электропровод - из Подольска, лиственничный брус - из Иркутска. Пришлось снести целый район ветхих построек (в том числе и церковь Тихвинской иконы Божией Матери, которую сейчас предполагается восстановить).

Поскольку почва в райне стройки была сильно заболочена, почти всю площадь будущего комплекса пришлось поднять на полметра, для чего в землю было вбито 10 тыс. свай и намыто земснарядами около 3 млн. кубометров грунта.

31 июля 1956 года состоялось торжественное открытие Центрального стадиона, построенного в рекордно короткий срок - всего за 450 дней.

Тогда центральный стадион Москвы в Лужниках состоял из Большой спортивной арены, Малой спортивной арены, Дворца спорта, Плавательного бассейна и ряда открытых спортивных площадок. Этих сооружений было достаточно для соревнований и тренировок по 18-20 видам спорта - от легкой атлетики до хоккея.

С самого начала спорткомплекс планировалось использовать по трем основным видам деятельности - как арену для крупных международных и внутренних соревнований, как тренировочную базу для подготовки сборной и как базу для становления массового спорта. Во всех трех направлениях были достигнуты заметные успехи.

На полях и площадках Лужников состоялось семь Спартакиад народов СССР, Чемпионаты Мира и Европы по хоккею, баскетболу, волейболу, спортивной гимнастике, самбо, по боевым искусствам и другим видам спорта; Фестиваль молодежи и студентов, Игры доброй воли, Первые Всемирные юношеские игры и игры XXII летней Олимпиады.

Проведение Спартакиад народов СССР стало возможно лишь после возведения Лужников (I Спартакиада состоялась спустя несколько дней после открытия стадиона), ведь по числу видов спорта и количеству участников они превосходили Олимпийские игры, являясь на тот момент крупнейшим в мире спортивным соревнованием. Огромную роль сыграли Спартакиады и в истории становления советского спорта.

Они проводились, как правило, в год, предшествующий Олимпиаде, и во многом определяли состав олимпийской сборной. Например, 16 из 17-ти игроков сборной Москвы по футболу, ставшей чемпионом I Спартакиады, вошли в состав сборной СССР, занявшей первое место на Олимпиаде в Мельбурне. Лев Яшин, Анатолий Башашкин, Никита Симонян, Эдуард Стрельцов впоследствии неоднократно подчеркивали, что их путь к победе начался в Лужниках.

В истории советского массового спорта со строительством спорткомплекса в Лужниках также произошел определенный переворот. В 1957 году здесь появились первые в стране группы общей физической подготовки (ОФП). На опыте этих групп тренерами-методистами стадиона совместно с сотрудниками ЦНИИ физической культуры была разработана методика оздоровительных занятий с людьми среднего и старшего возраста и распространена по всей стране. В июле 1957 года открылся Спортивный (Детский) городок, в котором разместились детские секции и группы и стали проводиться соревнования для школьников. С 1958 года в Лужниках базируется знаменитая ФШМ (футбольная школа молодежи), открывшая путь в большой футбол таким известным мастерам, как Валерий Воронин, Геннадий Гусаров, Игорь Численко, Владимир Федотов, Геннадий Логофет, Виктор Аничкин, Михаил Гершкович. Тренерами ФШМ в разные годы работали Константин Бесков, Николай Никитин, Виктор Лахонин. В 1962 году на стадионе впервые были созданы группы по лечению детей, страдающих сколиозом, с помощью плавания и гимнастики.

Еще одним, дополнительным до некоторого времени, направлением деятельности Лужников было проведение концертов. С 1990 года, когда состоялся первый праздник газеты "Московский комсомолец", дело приняло новый оборот. С тех пор каждое лето в Лужниках проводятся массовые культурно-зрелищные мероприятия, такие как "День города", "День физкультурника", Праздник Спорта "Moscow City Games", музыкальный фестиваль "Ласточка" и т. д. В дни праздников вся территория спорткомплекса превращается в зону отдыха и развлечений.

«Лужники» - самая крупная концертная площадка в России. В разное время в «Лужниках» состоялись концерты групп "The Rolling Stones", "Rammstain", "Pet Shop Boys", "Moby", "ДДТ", "Сплин", U2, Red Hot Chili Peppers и многих других.

Крупнейшие спортивные события

1956 - I Спартакиада народов СССР

1957 - Чемпионат мира и Европы по хоккею

1957 - III Дружеские спортивные игры молодежи

1957 - Открытие VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов

1959 - II Спартакиада народов СССР

1960 - Чемпионат мира по мотогонкам на льду

1961 - Чемпионат мира по современному пятиборью

1962 - Чемпионат мира по конькобежному спорту (мужчины)

1963 - III Спартакиада народов СССР

1967 - IV Спартакиада народов СССР

1971 - V Спартакиада народов СССР

1973 - Всемирная Универсиада

1974 - Чемпионат мира по современному пятиборью

1975 - VI Спартакиада народов СССР

1979 - VII Спартакиада народов СССР

1980 - Игры XXII Олимпиады, торжественное открытие, закрытие

1984 - Чемпионат мира по мотогонкам на льду

1984 - Международные соревнования «Дружба»

1985 - Открытие XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов

1986 - Игры доброй воли

1987 - Фестиваль советско-индийской дружбы

1997 - Матч сб. Россия - сб. ФИФА в честь 100-летия российского футбола

1997 - Спектакль-дивертисмент, посвященный 850-летию Москвы

1998 - Открытие и соревнования первых Всемирных юношеских игр

1999 - Финал Кубка УЕФА: «Олимпик» (Франция) - «Парма» (Италия)

2001 - Матч Лиги чемпионов «Бавария» (Германия) - «Спартак» (Россия)

2007 - Победа сборной России над Англией со счётом 2:1 в рамках отборочного турнира к ЕВРО-2008

2008 - Финал Лиги Чемпионов УЕФА розыгрыша 2007-2008 годов

2013 - Чемпионат мира по легкой атлетике

2013 - Чемпионат мира по регби-7

2018 - Чемпионат мира по футболу FIFA

Руководители

Пронин Александр Николаевич

Генеральный директор

Мегрелидзе Борис Акакиевич

Заместитель генерального директора по строительству и эксплуатации

Волынский Владислав Александрович

Заместитель генерального директора по безопасности

Путинцев Дмитрий Вячеславович

Заместитель генерального директора по коммерческим вопросам

Бабиков Игорь Анатольевич

Финансовый директор - руководитель Центра экономики

Казиков Игорь Борисович

Заместитель генерального директора по развитию корпоративного спорта

Гурьянов Константин Викторович

Заместитель генерального директора по финансам, инвестициям и информационным технологиям

Зайцева Евгения Михайловна

Административный директор

Зимин Александр Станиславович

Технический директор

Калачева Светлана Александровна

Руководитель аппарата генерального директора

Визитная карточка:

В 1981 г. поступил в Омскую высшую школу милиции МВД СССР. После ее окончания работал инженером по спецтехнике и связи отдела внутренних дел № 3 8-го управления МВД СССР. С 1986 по 1988 год - оперуполномоченный, а затем старший оперуполномоченный уголовного розыска отдела внутренних дел № 3 8-го управления МВД СССР.

Научная деятельность Владислава Александровича началась в 1988 г. с его приходом в отдел по разработке проблем гражданской обороны и мобилизационной подготовки в ОВД ВНИИ МВД СССР.

В 1991 г. он закончил адъюнктуру ВНИИ МВД СССР, получил ученую степень кандидата юридических наук.

С 1991 по 1998 год последовательно занимал должности научного сотрудника, старшего научного сотрудника ВНИИ МВД СССР, ведущего научного сотрудника НИЛ-8 ВНИИ МВД России, ведущего научного сотрудника 2 отдела НИЛ-4 ВНИИ МВД России, начальника 4 отдела НИЛ-5 ВНИИ МВД России, заместителя начальника НИЛ-5 ВНИИ МВД России.

Сфера научных интересов Владислава Александровича - криминалистика, уголовный процесс, организация управления.

В 1988 г. был прикомандирован к аппарату Счетной палаты РФ.

В этом же году был назначен заместителем начальника Главного организационно-инспекторского управления МВД России.

С 2001 г. - заместитель начальника Главного штаба МВД России, заместитель начальника Главного организационно-инспекторского управления МВД России. С 2004 г. генерал-майор милиции В.А. Волынский - первый заместитель начальника Организационно-инспекторского департамента МВД России. Указом Президента РФ от 29 сентября 2008 г. № 1417 назначен начальником Организационно-инспекторского департамента МВД России.

Доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации. Награжден знаком «Почетный сотрудник МВД», именным оружием.

В прошлом месяце штабные подразделения в системе органов внутренних дел отметили 90-летие. История их становления богата самыми разнообразными событиями, порой драматическими, иногда угрожавшими самому суще-ствованию штаб-ных аппаратов. Но время постепенно все расставило по местам. Несмотря на все пе-рипетии, они с честью выдержали все выпавшие на их долю испытания, убедительно доказав на деле свою способность оперативно и грамотно решать самые сложные проблемы в сфере борьбы с преступностью.

В канун Дня милиции мы встретились с начальником Организационно-инспекторского департамента МВД России генерал-майором милиции Владиславом ВОЛЫНСКИМ и попросили его ответить на вопросы журнала.

Владислав Александрович, в дни празднования вашей службы читатели «Милиции», полагаем, имели возможность достаточно подробно ознакомиться с историей ее создания. Предлагаем перекинуть «мостик» в день сегодняшний. Что вы думаете по поводу процесса формирования вертикали штабной службы? Он завершен?

В основном завершен. Хотя отдельные изменения в струк-туре штабных подразделений и выполняемых ими задачах еще будут проис-ходить, цель одна - дальнейшее совершенствование деятельности штабов.

В центральном аппарате МВД России функции штаба осуще-ствляет Организационно-инспекторский департамент, который со-единяет в себе ор-ганизационно-аналитическую, контрольно-плано-вую и орга-низационно-штатную работу, проведение инспектирова-ний и кон-трольных проверок, а также комплексных документальных проверок и ревизий финан-сово-хозяй-ственной деятельности орга-нов внутренних дел на мес-тах.

Одновременно на ОИД МВД России возложены функции коор-динации действий подразделений и органов внутренних дел при проведении крупно-масштабных комплексных операций, а также при осложнении оперативной обстановки, чрезвычайных обстоятельст-вах и в условиях введения правового режима чрезвычайного или военного положения.

Кроме этого, департамент обеспечивает работу Научного со-вета МВД России, осуществляет координацию деятельности научно-практических сек-ций подразделений органов внутренних дел, про-водит работу по оказанию им организационно-методической, кон-сультативной и практической помощи, принимает участие в разра-ботке нормативных правовых актов, направленных на совершенст-вование правового регулирования управления в сфере внут-ренних дел.

Именно многогранность, широта компетенции департамента и штабных подразделений на местах откры-вают реальные возможно-сти для обеспечения оптимального управления в системе органов внутренних дел, позволяют на-ладить должное взаимодействие ме-жду различными службами, улучшить де-ловые отношения с другими правоохранительными органами, министерст-вами и ведомствами.

Бытует мнение, что некоторые службы и подразделения органов внутренних дел «ревниво», если можно так выразиться, относились к повышению статуса штабов...

И видели угрозу своей самостоятельно-сти...Так вот, сегодня можно с уверенно-стью сказать, что подобные опасения не оп-равдались. Штабы пре-вратились в надежный инструмент преодоления ве-домственной ра-зобщенности. Им в одинаковой степени важны все задачи, стоящие перед органами внутренних дел в целом. Они способны выработать комплексные меры по решению любых проблем в правоохрани-тельной сфере.

Наделение штабов новыми полномочиями и расширение круга решае-мых ими задач послужило началом коренной перестройки системы управле-ния, суть которой - в переходе от отраслевого к комплексному управлению деятельностью органов внутренних дел. Концентрация в штабах основных рычагов управления силами и средствами органов МВД помогла сущест-венно повысить уровень организации деятельности служб и подразделений органов внут-ренних дел и как следствие этого - улучшить результаты их функ-ционирования, сохранить контроль за крими-нальной ситуацией.

Не могли бы вы рассказать о работе департамента, направленной на совершенствование го-сударственной по-литики в области внутренних дел?

Это одно из важнейших направлений нашей деятельности. Департаментом подготовлены и направлены в соответствующие инстанции много-численные предложения по проек-там ряда федеральных законов, указов Президента РФ, постанов-лений Прави-тельства РФ, решений заседаний Совета безо-пасности РФ, Государственной пограничной ко-мис-сии, Морской коллегии при Правительстве РФ. Кроме того, разработано несколько ведомственных целевых программ.

Успешно реализуется План мероприятий МВД России по про-ведению административной реформы, рассчитанный на период до 2010 года, целью которого является оптимизация управленческой деятельности, обеспечение законности, развитие открытости и дос-тупности информации о работе милиции.

Значительно обновлена нормативная правовая база. В целях оптимизации работы МВД России подготовлены приказы «О мерах по повышению эффективности инспектирования и контрольных проверок дея-тельности органов внутренних дел», «Вопросы оценки деятельности органов внутренних дел, отдельных подразделений криминальной милиции и мили-ции общественной безопасности, ор-ганов предварительного расследования и органов внутренних дел на транспорте», «Об организации планирования в системе органов внутренних дел Россий-ской Федерации», «Об утверждении инструк-ции о порядке приема, регистра-ции и разрешения в органах внутрен-них дел заявлений, сообщений и иной информации о про-исшествиях», «О едином учете преступлений», «О порядке органи-зации и проведения экспериментов в системе Министерства внут-ренних дел Российской Федерации» и ряд дру-гих, в том числе меж-ведомственных, нормативных правовых актов.

- Как вы оцениваете работу штабных подразделений на местах?

В целом удовлетворительно. Однако хотел бы указать и на не-которые недос-татки в их работе, требующие скорейшего устранения.

Как известно, одним из важнейших направлений деятельности штабов всех уровней является информационно-аналитическая ра-бота. От ее состоя-ния зависит обоснованность и действенность принимаемых управленческих решений. Не зная реального положе-ния дел, не владея оперативной обста-новкой, невозможно своевре-менно выявлять неблагополучные участки и уп-реждать негативные тенденции, оперативно маневрировать силами и средст-вами, эф-фективно влиять на организацию и конечные результаты деятельно-сти органа внутренних дел.

Именно штаб призван осуществлять общесистемный анализ и оценку оперативной обстановки, прежде всего факторов, обусловливаю-щих ее изменения, результатов оперативно-служебной деятельно-сти служб и подразделений, го-товить на этой основе комплексные управленческие решения, ориентирован-ные на достижение сис-темно значимых целей и задач органа внутренних дел.

К сожалению, работа на этом направлении в отдельных подразделениях хромает на обе ноги. Ре-зультаты инспекторских и контрольных проверок свидетель-ствуют о том, что в большинстве МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ кри-минологический анализ осуществляется уп-рощенно - как правило, это только сопоставление статистических показателей, которое далеко не всегда сопровождается ка-кими-либо глубокими выводами и конкретными предло-жениями. Факторы, прямо или косвенно влияющие на состояние преступности, а также данные судебной практики не учитываются. Узость информацион-ной базы, естест-венно, негативно влияет на качество принимаемых решений, которые, к сожалению, иногда не адекватны складывающейся криминальной ситуации.

Оценка результатов деятельности ОВД, его служб и подразде-лений страдает однобокостью. Во многих регионах, вопреки указа-ниям министра, до настоящего времени широко используются давно отмененные показатели «общий процент раскрываемости», различные рейтинги, ранжиры и т.д.

За примерами, как говорится, ходить далеко не надо. Руково-дитель одного из подразделений ГУВД по Тюменской об-ласти ввел плановые задания подчиненным по числу пресеченных адми-нистративных правонару-шений. В 2007 году начальник УВД по Аст-раханской об-ласти Тапилин А.А. обязал каждый горрайорган ежесу-точно регистрировать и раскрывать не ме-нее 20 преступлений, а также получать от подозреваемых не менее пяти явок с повинной.

К сожалению, таких примеров немало. Инертность отдельных руководителей в рассматриваемом вопросе в совокупности с незнанием действующей нормативной правовой базы приводит к обозначенным выше управленческим решениям. И не удивительно, что такое упрощенчество, если не сказать извращение, требований министерства охотно и справедливо критикуется в средствах массовой информации, обращениях граждан. Мы сами даем серьезный повод общественности верить в существование «палочной системы», плановых показателей по различным направлениям оперативно-служебной деятельности. Вот в таких ситуациях и должна прослеживаться роль началь-ника штаба, задача которого - вовремя подсказать руководителю, что его указания противоречат ведомственным нормативным правовым актам, а где это необходимо - проявить принципиальность.

Задача штаба - организовать работу так, чтобы содержание всех поступающих нормативных актов своевре-менно до-водилось до всех сотрудников, тем более до руководите-лей. Казалось бы: это элементарная вещь, не требующая напоми-наний. Но проверки показывают, что это далеко не так.

Например, в ходе инспектирования УВД по г. Рубцовску ГУВД по Ал-тайскому краю установлено, что в городском отделении мили-ции «Северное» указанного управления полностью отсутствуют ка-кие-либо нормативные правовые акты МВД России, ГУВД по Алтай-скому краю и УВД по г. Руб-цовску. Начальник отделения знакомится с ними только в городском УВД, при этом никаких выписок не дела-ется.

Аналогичная ситуация сложилась в территориальном отделе милиции ОВД по Ленинскому району г. Барнаула, где членам комис-сии были пред-ставлены лишь 2 приказа МВД России и один - ГУВД по Алтайскому краю. Подобные примеры можно при-вести и по другим регионам.

К сожалению, отмечаются случаи, когда начальники штабных подраз-делений сами не знают содержания даже тех нормативных актов, которые должны были бы стать их, что называется, настольной книгой.

- Как департаментом осуществляются контрольные функции?

Важнейшим рычагом успешной оперативно-служебной и управленче-ской деятельности является контроль. Конечная его цель состоит не столько в том, чтобы выявлять отклонения и про-счеты в работе, сколько в том, чтобы их предупреждать, а также устранять причины и условия, им способствую-щие. Тема эта доста-точно объемная, требует отдельного и обстоятельного разговора. Отмечу лишь два момента: это вопросы установления особого кон-троля и институт кураторства.

Многочисленные недос-татки в этой сфере в деятельности МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ свидетельст-вуют об иска-жении самого понятия «особый контроль», которое сейчас нередко означает лишь формальную процедуру. Реа-лизуе-мые в его рамках меры зачастую ма-лоэффективны и несостоя-тельны. Самыми распространенными из них явля-ются запрашива-ние справок и ред-кие выезды в подконтрольные органы на подведе-ние итогов. Требования приказа МВД России № 580 от 2005 г. нару-шаются на всех этапах - от мо-мента установления особого кон-троля до его снятия.

Нередки случаи, когда основанием для постановки на особый контроль служит только достаточно расплывчатая формулировка «снижение результа-тов оперативно-служебной деятельности», при этом выезды на места не осу-ществляются, истинные причины ухудшения положения дел в том или ином органе внутренних дел не выясняются.

Не выдерживает никакой критики качество и своевременность плани-рования мероприятий, проводимых в ходе осуществления особого контроля. Например, в ГУВД по Самарской области план мероприятий по осуществле-нию особого контроля за деятельностью УВД по Совет-скому району был ут-вержден только через три месяца после его ус-тановления.

Количество подразделений и направлений деятельности, по которым установлен особый контроль, нередко превышает все ра-зумные пределы. В УВД по Пензенской области число подкон-трольных органов и подразделений достигало 60, в ГУВД по Волго-градской области - 56, при этом в 34 из них (61 процент) никто из аппарата ГУВД не выезжал.

Не практиковали выезды в органы, стоящие на особом кон-троле, сотрудники аппаратов МВД по Республике Саха (Якутия), УВД по Еврейской автономной области. И наоборот, сотрудники аппарата МВД по Республике Адыгея осуществили более 50 выездов в под-контрольные подразделения, но ни разу оказание практической по-мощи не было целью и содержанием командировок.

Привлекает к себе внимание ситуация, при которой в наруше-ние тре-бований нормативных правовых актов МВД России дея-тельность значитель-ного количества горрайорганов или их струк-турных подразделений безре-зультатно числится на особом кон-троле в течение нескольких лет. Неудиви-тельно, что снятие особого контроля зачастую происходит по формальным признакам, а ре-зультаты работы половины из подконтрольных органов оце-нива-ются после этого отрицательно. При этом никто из руководителей не не-сет никакой дисциплинарной ответственности.

В ГУВД по Самарской области после пяти лет (с 2001 по 2006 год) нахождения на особом контроле главка деятельность ОВД по району Кинель-Черкасский при инспектировании комиссией МВД Рос-сии в 2007 году оценена неудовлетворительно.

Аналогичная ситуация отмечается в МВД по республикам Тыва, Бурятия, УВД по Новгородской области, Западном, Азово-Черномор-ском и Забайкальском УВДТ, где по итогам инспектирования служеб-ная деятельность подчиненных ОВД, незадолго до этого снятых с особого контроля, оценена комиссиями МВД России неудовлетвори-тельно.

Во многих регионах практически не работает ин-ститут кура-тор-ства. Вместо оказания практической помощи по направле-ниям дея-тельно-сти, постоянного позитивного влияния на организацию и ре-зультаты работы курирующие руководители МВД, ГУВД, УВД по субъек-там РФ, УВДТ и ОВДРО в лучшем случае заняты обыч-ным сбором разных справок и не чувствуют практически никакой ответст-венности за положение дел в курируемом ими ор-гане внутренних дел.

Только вдумайтесь: какая может быть польза от 20 кураторов, закрепленных за каждым линейным органом внутренних дел Азово-Черноморского УВДТ, если они в течение года там практически не появлялись?!

А вот другой пример: в четырех прове-ренных горрайорганах во Владимирской области отметки о провер-ках со стороны кураторов отсутствовали даже в книге записей про-веряющих, находящейся в дежурной части.

За последние пять лет Инспекцией ОИД МВД России про-ведено 87 инспекти-рований и 36 контрольных проверок, сделано более 300 целевых выездов в регионы с целью тематических про-верок и оказания практической помощи. На особый контроль была поставлена деятельность 21 органа внутренних дел. В настоящее время он осуществляется за работой пяти органов (МВД по Респуб-лике Ингушетия, ГУВД по Нижегородской области, Забайкальское УВДТ, УВД № 53 и УВД № 185 МВД России).

Методика проведения инспектирования родилась несколько десятилетий назад, еще в советское время, и не претерпела существенных изменений. Хотя техника, информационные технологии шагнули далеко вперед и диктуют необходимость внесения соответствующих коррективов в организацию работы в целом и, разумеется, в процесс инспектирования, в частности. Организационно-инспекторский департамент приступил к разработке новых подходов к инспектированию и проверке оперативно-служебной деятельности ОВД, основными целями которых являются:

Максимальная экономия денежных средств и людских ресурсов за счет существенного сокращения времени проверки и количества проверяющих, а также более четкой регламентации порядка отмены инспектирования или его замены целевым выездом для изучения отдельных направлений работы;

Объективизация результатов проверки путем смещения акцента работы проверяющих с анализа преимущественно статистических данных на учет иных факторов, отражающих реальную ситуацию в ОВД в целом и по отдельным направлениям оперативно-служебной деятельности. Иными словами, выезжая в командировку, основное внимание сотрудники должны уделять проверке тех вопросов, которые не могут быть зафиксированы в статистике.

На постоянной основе контролируется развитие ситуации в Северо-Кавказском регионе. Проводится работа по выработке про-ектов нормативных актов и управленческих решений, направленных на повышение эффективно-сти проведения контртеррористических мероприятий, результативности вы-полнения оперативно-служебных и служебно-боевых задач органов и под-разделений МВД России в составе Объединенной группировки войск. Непре-рывно осуществ-ляется контроль за реализацией комплекса мер по предупре-ждению диверсионно-террористических актов на территории РФ.

- Как вы оцениваете внутриведомственный контроль?

Хотел бы отметить, что если в МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ пред-принимаются меры по его со-вершенствованию, то на уровне гор-райлинорганов ситуация меняется доста-точно медленно.

Мое мнение таково: надо пересмотреть систему зонального контроля и кураторства в плане расширения полномочий кураторов и определения сте-пени их ответственности за положение дел в под-ведомственной оперативной зоне в виде соответствующего норма-тивного правового акта. Этот норматив-ный акт должен четко регла-ментировать цели и задачи зонального контроля, понятие куратор-ства в органах внутренних дел, права и обязанности зональ-ных ку-раторов, а также перечень материалов КНД по осуществлению зо-нального контроля.

Инспекциям необходимо осуществлять постоянное слежение за опера-тивной обстановкой и процессами, происходящими в закре-пленных органах внутренних дел, своевременно обобщать инфор-мацию и доводить ее до кура-торов, а в дальнейшем совместно с ними готовить для руководства проекты соответствующих решений. Считаю также целесообразным чаще практико-вать заслушивания руководителей горрайлинорганов на уровне МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ.

- Существует ли в органах внутренних дел проблема с так называемым бумаготворчеством?

Полагаю, надо принимать более активные меры по снижению в органах внутренних дел документооборота. Решений на этот счет принималось много, од-нако они пока не дают желае-мого эффекта. Конечно, многое тут за-висит от принципиальности и настой-чивости ОИД МВД России. К сожалению, нам пока не удалось изменить ситуацию к лучшему. Руководители отдельных подразделений центрального аппарата МВД России практикуют бумажный стиль руководства, засыпают ре-гионы письмами и указаниями, которые заканчиваются требова-нием итоги выполнения той или иной поставленной задачи рассмот-реть на оперативном совещании или на заседании коллегии. До-бавьте сюда чрезмерную заседа-тельскую активность самих местных начальников и тогда будет складываться примерно такая картина.

В органе внутренних дел субъекта РФ, с учетом текущих требований ру-ководства МВД Рос-сии, департаментов МВД России, а также в связи с необ-ходимо-стью приня-тия собственных управленческих решений, в течение од-ного года должно проводиться более 50 заседаний коллегии и оперативных со-вещаний при начальнике УВД. И это при том, что на исполнении, кроме того, имеется значи-тельное количество совместных решений с дру-гими правоохрани-тельными органами. В таком круговороте бумаг можно утопить лю-бое реальное дело.

Известно: одна из важнейших задач штабов - организационно-штатное обеспечение органов внутренних дел. Как она сегодня решается?

Эта работа строится с учетом криминаль-ной и демографиче-ской ситуаций и реальных нагрузок. Однако в ряде МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ этот ин-струмент используется неэффек-тивно.

Так, в ГУВД по Свердловской области за 10 лет численность ох-ранно-конвойных подразделений сокращена вдвое, что привело к несоответствию штатной обеспеченности данного направления дея-тельности. В результате председатель Свердловского областного суда вынужден был в сентябре с.г. обратиться по данной проблеме в МВД России.

В министерство продолжают поступать необоснованные за-просы о выделении дополнительной численности, увеличении числа должностей заместителей руководителя, создании территориаль-ных органов в других регионах.

Так, МВД по Республике Татарстан в августе текущего года обратилось в МВД России с просьбой о выделении дополнительной штатной численно-сти охранно-конвойных подразделений. Вместе с тем за период 2003-2008 г.г. штатная численность ИВС и охранно-конвойных подразделе-ний МВД по Республике Та-тарстан была сокращена на 10,6 процента. При этом в результате организационных мероприятий произошло значитель-ное уменьшение количества должностей, содержащихся за счет средств федерального бюджета (с 48,1 до 9,3 процента).

В марте с.г. МВД по Республике Саха (Якутия) обратилось в МВД России с просьбой о создании оперативно-разыскной части кри-минальной милиции республиканского министерства с дислокацией в г. Москве с функциями оператив-ного обслуживания бюджетообразующих предприятий республики, офисы кото-рых расположены в столичном ре-гионе. Это свидетельствует о незнании или иг-норировании Конституции РФ и федерального законодатель-ства по вопросам формирования государственных структур, разграничения их за-дач и функций, а также нормативно-правовой базы органов внутренних дел.

ГУВД по Пермскому краю, МВД по Кабардино-Балкарской Республике ходатайствовали о введении в УГИБДД третьей (дополнительной) должности «заместитель на-чаль-ника управления», хотя, как показал анализ, дополнительные функ-ции на эти подразделения не возлагались, количество аварий на до-рогах на 10 тыс. транспортных средств и пострадавших на 100 тыс. жителей значительно ниже общероссий-ских показателей.

- Каковы горизонты научной деятельности департамента?

В подраз-делениях МВД России созданы и успешно работают 183 научно-прак-тические секции Совета МВД России по науке и передовому опыту, деятельность большинства из которых организуется штабными под-разделениями.

В то же время анализ основных результатов научного обеспе-чения показывает, что предпринимаемые меры по повышению эффективности научного обеспечения системы МВД России пока не приносят ожидаемых результатов.

Отдельные позитивные результаты проводимой работы, как говорится, налицо. В то же время существует ряд серьезных недостатков в органи-зации научного обеспечения оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел.

В ряде подразделений МВД России продолжают грубо нару-шаться нормативные предписания, регламентирующие организа-цию работы по научному обеспечению органов внутренних дел. От-дельными руководителями МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ, УВДТ не приняты исчерпывающие меры по безус-ловному выполнению требований нормативных правовых и распо-рядительных документов, регламентирующих организацию научного обеспечения оперативно-служебной деятельности.

Тревожная ситуация с организацией научного обеспечения оперативно-служебной деятельности сложилась в МВД по республикам Марий-Эл, Саха (Якутия), Тыва, ГУВД по Иркутской области.

Не соответствует предъявляемым требованиям организация работы по научному обеспечению в МВД по республикам Ингушетия и Дагестан.

Не организовано должным образом взаимодействие с научно-исследовательскими и образовательными учреждениями в МВД по Карачаево-Черкесской Республике, ГУВД по Самарской области, УВД по Амурской, Рязанской, Пензенской, Ярославской областям. Крайне слабо осуществляется внедрение результатов научных исследо-ваний в МВД по республикам Адыгея, Карачаево-Черкесия.

Основной причиной отсутствия в ряде подразделений МВД России качественной системы доведения научных разработок до низового звена органов внутренних дел продолжает оставаться крайне низкий уровень профессиональной квалификации сотрудни-ков, назначенных ответственными за выявление и анализ проблем, требующих научной разработки, формирование заявок на их иссле-дование, внедрение научной продукции и передового опыта в прак-тику.

Как следствие - планы деятельности по научному обеспечению подчиненных органов и итоговые отчеты составляются формально, а их содержание не отражает актуальных проблем оперативно-слу-жебной деятельности, требующих научной разработки, и не содер-жит мероприятий, направленных на реальное повышение эффек-тивности оперативно-служебной деятельности.

Подобное положение отмечено в МВД по республикам Адыгея, Северная Осетия-Алания, УВД по Камчатскому краю, Чукотскому автономному округу, Кировской, Рязанской, Сахалинской и Тульской областям.

Рассматриваемому направлению не оказывается должного личного внимания со стороны руководителей штабов МВД по рес-публикам Карелия, Хакасия, Алтай, Чувашской Республике, ГУВД по Кемеровской, Новосибирской, Тюменской, Волгоградской, Челябин-ской областям, УВД по Мурманской, Магаданской, Читинской, Том-ской областям.

Одновременно серьезную озабоченность вызывает сохраняю-щаяся практика заказа и выполнения научных разработок, имеющих заведомо низкую актуальность практического применения в органах внутренних дел.

- Как скоро научные исследования внедряются в жизнь?

К сожалению, при-емка результатов научных исследований оставляет желать лучшего... Много формализма, а иногда, что греха таить, и фальсификации.

Так, в УВД по Брянской области в результате внедрения результатов диссертационного исследования «Админи-стративно-правовое регулирование задержания и запрещение экс-плуатации транспортного средства», выполненного в Брянском фи-лиале Московского университета МВД России, по итогам 2007 г. произошло сокращение на 26,3 процента дорожно-транспортных происше-ствий из-за неисправности транспортного средства. И что же? Оказалось, указанная работа была принята только 31 октября 2007 года!

Еще одна проблема... Отдельные подразделения МВД России не владеют информа-цией о ранее заказанной научной продукции.

Так, например, в интересах ГУВД по Воронежской области ВНИИ МВД России было выполнено 6 научно-исследовательских работ. Однако в ОИД МВД России была представлена информация о приемке только 2. Воронежским институтом МВД России по заяв-кам ГУВД по Воронежской области выполнено 29 НИР. Вместе с тем, по информации ГУВД, принято и внедрено в оперативно-служебную деятельность только 15 НИР, информация о приемке и внедрении 14 работ в ОИД МВД России не поступила.

Эти факты свидетельствуют о том, что во многих подразделениях МВД России продолжает сохраняться бюрократический подход к организации деятельности по научному обеспе-чению и внедрению в практику результатов научных разработок, не уделяется внимания адекватности осуществляемых меро-приятий по научному обеспечению органов внутренних дел склады-вающейся оперативной обстановке.

Завершая беседу, отмечу, что объем задач, выполняемых сегодня штабными подразделениями, довольно значителен. Пожалуй, нет такого подразделения в структуре МВД России, деятельность которого носила бы столь широкий и разноплановый характер. И, надо отдать должное, в основной своей массе штабные аппараты вполне успешно справляются с возложенными на них многочисленными функциями.

В октябре, когда отмечали юбилей, поощрено более 5 тысяч сотрудников и ветеранов службы, в том числе представлены к государственным наградам 141 человек, более 2 тысяч работников - к ведомственным.

07.12.2008