Меню
Бесплатно
Главная  /  Материалы  /  Какие вопросы зададут в налоговой при работе с однодневками. Директора вызвали на разговор в ФНС: выстраиваем линию защиты Остановимся на нюансах заполнения электронной формы

Какие вопросы зададут в налоговой при работе с однодневками. Директора вызвали на разговор в ФНС: выстраиваем линию защиты Остановимся на нюансах заполнения электронной формы

Вы недовольны действиями налоговой инспекции? Вы обратились в уполномоченный орган, но так и не получили ответа? Тогда можно смело подавать жалобу. Разберем, как написать такое обращение в ИФНС в 2019 году.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Не всегда налоговый орган выполняет свои обязательства по отношению к гражданам. Если и вы столкнулись с бездействием уполномоченной инстанции, то можете составить соответствующее обращение.

Причем жалоба может подаваться не только в случае бездействия налоговиком, но и при действиях, которые, по вашему мнению, нарушают определенные права. Разберемся, как составить жалобу, а также куда, когда и как ее подать.

Основные моменты

При наличии оснований для написания жалобы следует учесть определенные данные, которые указываются в документе.

Важно также разобраться, какова последовательность действий должна соблюдаться при обращении в госорган.

Но сначала разберемся, какие нормативные документы Российской Федерации вам пригодятся в данном вопросе, а также когда именно можно обратиться в налоговую инспекцию.

Что это такое

Жалобой признается обращение лица в налоговый орган в случае нарушения прав граждан или юридического лица. Это законный вариант урегулирования возникшего спора.

Обращение может быть апелляционным и обычным. Первый вариант предполагает обращение после проведения , если налогоплательщик не согласен с вынесенным решением.

Такая жалоба подается, пока решение еще не вступило в силу, то есть в течение месяца после его получения.

С какой целью подается

Обращаются в налоговую службу за разъяснениями в таком случае:

  • если налогоплательщику неправильно насчитана сумма налога, который подлежит уплате в бюджет;
  • если представитель налогового органа отказывается предоставить ;
  • если не зачтено переплату по налоговым платежам;
  • если приостановлено операции по ;
  • если налоговый инспектор издал ненормативный акт;
  • если несвоевременно выполнены обязательства налоговиками;
  • если работник налоговой службы требует представить документы, о которых не идет речь в законодательных актах.

Не обязательно жаловаться именно на налоговую службу. К примеру, можно подать о .

Нормативная база

Процесс подачи жалобы в ФНС рассмотрен в — . Так, если права плательщика налога нарушены, он должен обратиться сначала в вышестоящий орган, чтобы обжаловать решение налоговой службы ().

Порядок и сроки обращения прописаны в . Специальные формы заявления не установлены на законодательном уровне.

Обращение в ФНС допускается по вопросам, что прописаны в Положениях о ФНС, которые утвердили .

Как написать обращение в налоговую инспекцию в России

Жалоба подается в вышестоящую службу или вышестоящим . При подаче документа прямо в ФНС (если не учтено иерархическую структуру), то его перенаправят по необходимому адресу.

Но вот стоит понимать, что в данном случае будет потрачено лишнее время. Жалоба на решение по налоговой проверке до момента вступления в силу решения предоставляется в отделение ФНС, решение которой вы обжалуете.

Что же должен содержать письменное обращение в налоговые органы от налогоплательщика:

  1. Информацию о налоговой службе, в которую подается – название, адрес.
  2. Сведения о компании или индивидуальном предпринимателе – все имеющиеся реквизиты, ФИО, должность, и , контакты.
  3. Пишут адрес заявителя, чтобы сотрудник уполномоченного органа знал, куда направить ответ.
  4. Сам текст – на какие неправомерные действия подается жалоба, а также все сопутствующие документы, которые подтвердят вашу правоту. Необходимо указать ссылки на нормативные положения .
  5. Опишите, какого результата вы ожидаете – отменить акт, изменить решение и т. д.
  6. Перечисляют документы, которые прилагают к заявлению – те, что могут подтвердить полномочия представителей, которые действуют по , те, что подтвердят обоснованность излагаемой информации.
  7. ФИО составителей, подписи и дату.

Перечислим, какие доказательства можно прилагать:

Лицо может подавать жалобы, заявления или предложения. Но в каждом случае должны указываться определенные реквизиты.

Налоговики могут отказаться рассматривать заявление, если:

  • оно не содержит каких-либо обязательных реквизитов, точного адреса;
  • текс документ трудно прочесть;
    сведения прописаны на латинице или использованы только заглавные буквы, или же текст не разбито на предложения;
  • в документе нет конкретного требования, предложения, заявления;
  • в документе есть оскорбления, угрозы;
  • ответ по существу не получится дать, не разглашая сведения, которые являются государственной тайной.

Составление жалобы (на бланке организации)

Отметим, что составлять заявление-жалобу можно произвольно. А значит, компания вправе самостоятельно разработать и утвердить бланк.

Главное, чтобы он содержал основные данные, указанные выше. Отражают:

  • название компании;
  • адресные данные;
  • ФИО руководителя или иного лица, которое уполномочено действовать от лица фирмы.

Ставится печать компании в том случае, если обращение представляется в бумажном виде не на бланках фирмы. Важно указывать реквизиты решения, которое обжалуется.

Компания может обращаться с жалобой, если:

  • принято решение, в соответствии с которым определенных лиц привлекают к ;
  • уполномоченный сотрудник ФНС отказывается принять декларацию по налогам и т. п.;
  • ФНС дает отказ в возврате налога, что уплачен сверх необходимой суммы.

Сотрудники предприятий могут подать жалобы на работодателей, если:

  • организация платит гражданам в «конверте»;
  • фирма не платит своевременно причитающиеся средства;
  • руководство отказывается заключать тогда, как работник уже трудится в компании;
  • осуществляются неправомерные удержания с зарплаты и т. д.

Формирование в электронной форме

Подача документа возможна несколькими способами:

  • самостоятельно или через ;
  • по почте заказным письмом (обязательна );
  • через интернет (через сайт ФНС онлайн).

Остановимся на нюансах заполнения электронной формы:

При выборе адресата стоит остановиться на подразделении территориального округа Где заявитель проходил регистрацию, или где были обнаружены правонарушения. Если возникла спорная ситуация, лучше проконсультироваться, какое отделение ФНС выбрать. Для этого стоит позвонить в службу клиентской поддержки
Обязательно указывать персональные сведения Анонимные заявки не будут рассматриваться. Опишите свою ситуацию
Указывают ведомство Куда заявка также направлялась. Если ранее лицо обращалось в другой госорган, об этом можно указать в специальном поле
Любой документ Который вы прилагаете к онлайн-заявке, должен быть отсканирован или сфотографирован. Допустимые размеры вложений – 2 Мб
Система запросит ваш электронный адрес Когда регистрация будет завершена, на ваш электронный ящик придет уведомление, в котором прописан номер и дата регистрации. Эти данные нужны, чтобы отслеживать, на какой стадии рассмотрения находится обращение

Образец жалобы

При подготовке жалобы можете опираться на такой пример:

Фото: образец жалобы о незаконной предпринимательской деятельности

Нюансы при составлении анонимного варианта

Налогоплательщики вправе обратиться анонимно в отделение ФНС. Жалоба может быть подана такими способами:

  • устно по специальным номерам, которые содержатся на портале налоговой службы;
  • при личном посещении уполномоченной инстанции;
  • по почте или факсу;
  • посредством интернета.

Обращение онлайн предполагает отражение личных данных заявителя. Анонимные сведения по факту коррупции можете сообщать по телефону доверия.

Как можно проверить по номеру

Через сайт Налог.ру заявитель может узнать:

  • когда жалоба поступила и какой имеет номер рассмотрения государственной инстанцией;
  • какие результаты рассмотрения заявки (ФНС приняла решение или перенаправила жалобу в иное региональное отделение);
  • какие сроки отведены на принятие решений, а также не продлены ли они;
  • находится заявка на рассмотрении или ее рассмотрение завершено.

Для получения информации о поданном документе заполняется электронная форма, в которой нужно отразить имеющиеся сведения. Пишут:

  • какой налоговый орган должен рассматривать заявку;
  • какой тип лица-заявителя;
  • какой номер обращения.

Иные пункты заполнять не обязательно. Далее система потребует ввести защитный код. Все результаты будут выведены на экран. Через интернет можно узнать и о решении. Такая информация является публичной.

Срок ответа от ФНС

Жалоба может быть подана в течение года после того, как лицо узнало о том, что его права нарушены. Ранее такой срок был меньшим – всего три месяца.

Обращение граждан и компаний в ФНС должно регистрироваться в течение 3 дней. На рассмотрение заявок у налоговиков есть 15 дней после регистрации (ранее этот срок составлял месяц).

А значит, заявитель должен получить ответ на вою жалобу в течение не более 33 дней.

Изредка срок рассмотрения обращений может быть продлен руководством налогового органа или заместителями еще на 15 дней.

Видео: обращения, жалобы и вопросы в налоговую ФНС РФ онлайн

Обязательно должно высылаться уведомление о том, что сроки рассмотрения продлеваются.

Если будет принято решение оставить жалобу без рассмотрения, заявителю должно в течение пяти дней после обращения прийти уведомление об этом.

Но это не значит, что вы не можете подать жалобу повторно (). Решения, которые могут быть приняты:

  • провести дополнительные мероприятия налогового контроля;
  • привлечь к ответственности виновных в правонарушении лиц;
  • отказать в привлечении виновных лиц к ответственности.

В любом случае решение можно обжаловать.

Как быть, если инстанция не отвечает

Если налоговая инспекция оставляет ваше обращение без рассмотрения, не приняла меры по заявлениям, тогда жалоба подается:

Учтите также, что в суд можно обратиться после того, как принятый акт обжалован в вышестоящем органе.

Порядок подачи (онлайн через интернет)

Если вы предпочли подать жалобу онлайн, тогда следует придерживаться такого алгоритма действий:

  • зайдите на сайт налогового органа nalog.ru. Данный портал содержит ряд разъяснений к законодательным положениям, информацию о налогоплательщиков, справочные сведения и т. д. С помощью сервиса также можно подавать жалобы. Как только вы зайдете на сайт, систем проведет в автоматическом режиме навигацию, учитывая ваше местоположение.


  • определитесь, какой пункт более всего подходит в вашем случае. К примеру, при желании обратиться с жалобой на работу налогового органа нужно кликнуть на такой вариант:


Здесь же содержатся сведения о правах плательщиков налогов.

  • действуйте согласно подсказкам. Заполните необходимые сведения.

  • вверху выберите организацию, куда подается обращение (в ФНС или вышестоящую инстанцию). Затем впишите свои данные.

Если у вас имеются документы, которые подтвердят вашу позицию, прилагайте их к заявке. И прикрепление возможно по таким ссылкам:


Отметьте, какой способ получения ответа вам подходит. Далее перепроверьте указанную информацию и нажмите «Отправить».

Любая жалоба, которая поступает в налоговую службу, должна регистрироваться и направляться руководству структурного подразделения.

А значит, если заявитель неточно укажет адресата, жалобу могут перенаправить иному должностному лицу, если оно является компетентным в рассмотрении данного вопроса.

Уже разослано по налоговым инспекциям для практического применения.

Самое интересное в этом письме - приложения, в которых приводятся вопросы. Их обязательно зададут при проверке - и рядовым сотрудникам, и бухгалтерам, и руководителю. Причем, не обязательно в компании, деятельность которой явно фиктивна. Подготовьтесь заранее и продумайте, какие ответы давать налоговикам.

Вопросы сотрудникам

1. Когда вы приступили к исполнению обязанностей в Вашей должности?

2. Ваше образование, специальность?

3. Что входит в Ваши должностные обязанности?

4. Вы исполняли аналогичные обязанности ранее?

5. Где и кем Вы работали до ООО "1"?

6. Кто занимается подбором поставщиков, субподрядчиков для ООО "1"?

7. Как происходит поиск контрагентов, какими источниками информации Вы пользуетесь при выборе контрагентов?

8. Кто выступает инициатором заключения договора с Поставщиками, от кого исходит предложение о работе с конкретным поставщиком?

9. Одобрение того или иного контрагента это Ваше единоличное решение или коллегиальное?

10. Есть в организации лица или отдел, которые несут ответственность за выбор того или иного контрагента? Укажите их.

11. Какая ответственность предусмотрена в вашей организации при установлении поставщика?

12. Знаком ли Вам лично руководитель организации-контрагента, при каких обстоятельствах, когда Вы познакомились?

13. Какие взаимоотношения (дружеские, деловые) Вас объединяют?

14. Какие работы (услуги) выполняла организация-контрагент для вас, какие товары поставляла?

15. Ранее эта организация оказывала для вас подобные услуги, выполняла работы, поставляла товары?

16. Какие действия Вы предпринимали для установления деловой репутации организации-контрагента?

Подписание договора.

17. Кто дает указание для подготовки проектов договоров?

18. Кто в вашей организации отвечает за подготовку проекта договора, или вы используете типовые договоры?

19. Вы лично общаетесь с предполагаемыми партнерами, на чьей территории?

20. Какие вопросы задаете при встрече, с какими документами знакомитесь?

21. В случае, если контрагент находится не в г. Москве или Московской области, как вы взаимодействуете?

22. В случае необходимости у кого спрашиваете контактные данные партнера?

23. Кто согласовывает проекты договоров для последующего подписания Вами?

24. В организации существуют какие-либо регламентирующие документы по документообороту?

25. Кто несет ответственность за качество поставляемых ТМЦ (ГСМ, запчасти и др.), услуг (транспортных и др.), работ (субподряд)?

26. Назовите программу, которая используется для учета ТМЦ.

27. Как у Вас в Компании организован документооборот с момента поступления документа от поставщика до момента принятия товаров (работ, услуг) к бухгалтерскому учету и отражения в бухгалтерской программе?

28. Кто имеет доступ к базам 1С-Бухгалтерия, 1С Торговля, 1С-Склад?

29. У вас попадались недобросовестные поставщики товаров (работ, услуг), какие действия Вы предпринимали в подобных случаях?

30. Кто в ООО "1" отвечает за сохранность ТМЦ, кто ведет учет, какими внутренними документами происходит списание ТМЦ для своих подразделений для производства работ?

31. Есть ли склад и где он находится?

32. Кто контролирует качество и количество поставляемых товаров (работ, услуг)?

33. В случае выполнения работ субподрядчиками кто занимается бытовыми вопросами рабочих и ИТР на месте проведения работ?

34. Вы лично присутствуете при принятии работ от субподрядчика, какие документы подписываете?

35. В случае брака или нарушения технологии строительства по работам, выполненным субподрядчиком, кто несет ответственность за допущенные нарушения перед Заказчиком, перед ООО "1"?

36. Есть ли в ООО "1" служба безопасности или сотрудник, который занимается экономической безопасностью организации? Укажите ФИО, его обязанности и ответственность.

37. Укажите должностное лицо, визирующее документы, которые Вы оформляете.

38. Перечислите наименование документов, которые Вы оформляете.

Вопросы руководителю

1. Кем, в какой должности Вы работаете в ООО "1"?

2. Когда вы приступили к исполнению обязанностей в Вашей должности?

3. Кто назначил Вас на эту должность?

4. Где и кем Вы работали до ООО "1"?

5. Вы исполняли аналогичные обязанности ранее или работа в ООО "1" - это новые профессиональные навыки?

6. Вмешиваются ли учредители непосредственно в финансово-хозяйственную деятельность ООО "1"?

7. Если учредители вмешиваются в финансово-хозяйственную деятельность ООО "1", то каким образом это происходит?

8. Вы представляете отчеты о результатах финансово-хозяйственной деятельности ООО "1" учредителям?

9. Вы согласовываете выбор контрагентов или расходы, которые необходимо произвести, с учредителями?

10. Кто в вашей организации отвечает за подготовку договоров к подписанию сторонами?

11. Кто занимается подбором поставщиков, субподрядчиков для ООО "1"?

12. Как происходит поиск контрагентов?

13. Какими источниками информации Вы пользуетесь при выборе контрагентов?

14. Сколько человек в Вашем отделе занимается поиском поставщиков?

15. Как обычно происходит общение с поставщиком, по почте, лично, через посредника?

16. Опишите процесс подготовки договора внутри организации при установлении поставщика.

17. Одобрение того или иного контрагента - это решение единоличное или коллегиальное?

18. Если решение коллегиальное, назовите лиц, принимающих решение.

19. Если решение принимается единолично, Вы выступаете инициатором заключения договора именно с этим поставщиком?

20. Есть в организации лица или отдел, которые несут ответственность за выбор того или иного контрагента? Укажите их.

21. Какая ответственность предусмотрена в вашей организации при установлении поставщика?

22. Кто определяет, кого из поставщиков выбрать?

23. Кто дает указание для подготовки проектов договоров?

24. Кто выступает инициатором заключения договора с поставщиками, от кого исходит предложение о работе с конкретным поставщиком?

Для установления личности руководителя-контрагента и деловой репутации организации-контрагента.

25. Знаком ли Вам лично руководитель организации-контрагента, при каких обстоятельствах, когда Вы познакомились?

26. Какие взаимоотношения (дружеские, деловые) Вас объединяют?

27. Какие работы (услуги) выполняла организация-контрагент для вас, какие товары поставляла?

28. Ранее эта организация оказывала для вас подобные услуги, выполняла работы, поставляла товары?

29. Какие действия Вы предпринимали для установления деловой репутации организации-контрагента?

Подписание договора и учет товаров (работ, услуг).

30. В организации существуют какие либо регламентирующие документы по документообороту?

31. Кто несет ответственность за количество и качество поставляемых ТМЦ (ГСМ, запчасти и др.), услуг (транспортных и др.), работ (субподряд)?

32. Кто принимает первичные документы от поставщика (ТН, ТН, ТОРГ-12, Акты), кто подписывается в документе, где происходит принятие товаров (работ, услуг) по документу?

33. Кто должен присутствовать при принятии товаров (работ, услуг) в обязательном порядке?

34. У вас попадались недобросовестные поставщики товаров (работ, услуг), какие действия Вы предпринимали в подобных случаях?

35. Кто в ООО "1" отвечает за сохранность ТМЦ, кто ведет учет?

36. Есть ли склад и где он находится, кто является кладовщиком?

37. Если при принятии работ от субподрядчика присутствуют представители Заказчика, кто именно присутствует, какие документы подписывает?

38. В случае брака или нарушения технологии по работам, выполненным субподрядчиком, кто несет ответственность за допущенные нарушения перед Заказчиком, перед ООО "1"?

39. Кто составляет претензии от ООО "1" в адрес субподрядчика в случае выявления брака или нарушения технологии, кто подписывает такие документы?

40. Есть ли в ООО "1" служба безопасности или сотрудник, который занимается экономической безопасностью организации?

41. На компьютере какого должностного лица установлены базы 1С-Бухгалтерия, 1С-Торговля, 1С-Склад

42. Кто имеет доступ к базам 1С-Бухгалтерия, 1С-Торговля, 1С-Склад?

Как вести себя при беседе со следователем

Мы подготовили обзор материалов, как вести себя с налоговиками и следователями при проверке:
  • Как вести себя при допросе в налоговой - .
  • Выделяют поведения при допросе. А что уж таить, опрос налоговиков и следователей не что иное на практике, как допрос.
  • На нашем форуме есть , где обсуждают вызов директора не допрос в налоговую.
  • , если опросы проводят незаконно в период приостановления проверки?

В рамках выездной или камеральной налоговой проверки сотрудники ИФНС могут привлечь к «разговору» генерального директора организации, или же его главного бухгалтера. Насколько это известно, с августа 2016 года сотрудники Налоговой службы получили право проверять сведения компаний, указанные в ЕГРЮЛ, что дает им в руки несколько козырей против фирм, в той или иной мере нарушающих закон.

Сегодня мы расскажем нашим клиентам по услуге « » о том, чем отличаются понятия «дача пояснений» и «допрос» в ИНФС, кто может принять участие в этом диалоге, о чем могут спрашивать, об особенностях беседы с фискальным органом для компаний, применяющих ОСНО и о многих других нюансах этого щепетильного вопроса.

На сегодняшний день мы работаем в достаточно «скользких» условиях, когда официальные органы заинтересованы в наших ошибках, в связи с чем, грамотно выстроенная линия защиты интересов компании станет хорошим подспорьем в сохранении бюджета коммерческой организации

Дача пояснений или допрос?

Разграничим для начала эти два понятия. Дача пояснений носит относительно «мягкий» характер. ИФНС направляет уведомление генеральному директору посетить Налоговую службу и объяснить ту или иную финансовую операцию, задать несколько вопросов о сданной отчетности

В этом случае руководитель организации может самостоятельно посетить Налоговую инспекцию или же делегировать эту обязанность доверенному лицу, к примеру, главному бухгалтеру, юристу или же любому штатному сотруднику, располагающему сведениями о хозяйственной деятельности организации. Если по факту уведомления никто ИФНС не посетил, то на генерального директора налагается штраф в размере от 2000 до 4000 рублей (ст. 19.4 КоАП РФ)

Обойти стороной дачу пояснений и не платить штраф можно, следуя тексту Письма ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12837, согласно которому отказ от дачи пояснений генеральным директором, главным бухгалтером или иным доверенным лицом компании, при условии их явки по уведомлению, не является основанием для привлечения их к административной ответственности

Нередки случаи, когда руководство компании предпочитает «отделаться» штрафом и не тратить свое время на общение с инспекторами, что по определению не может быть верным. Мы согласны, факт оплаченного административного штрафа является основанием считать вопрос исчерпанным, однако, инспекторы не приглашают к себе директора без веских на это причин. Следовательно, они могут прибегнуть к более серьезной мере – вызвать руководителя на допрос

Допрос является обязательной процедурой, при условии, что у генерального директора нет уважительной причины в нем не участвовать. На допрос вызывают не уведомлением, а повесткой, исходя из Письма ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12837. В отличие от дачи пояснений на допросе в обязательном порядке должен присутствовать генеральный директор

Далее неявка без уважительной причины подразумевает под собой штраф в размере 1000 рублей, а за отказ от дачи показаний во время допроса придется заплатить 3000 рублей (ст. 128 НК РФ). Важно помнить, что размер штрафа в данной случае – мера несущественная, однако, отказ Налоговой службы в налоговом вычете по НДС может стоить куда больших финансовых потерь

Когда могут вызвать в ИФНС?

В подавляющем большинстве случаев «приглашения» от Налоговой службы поступают в ходе выездной или камеральной налоговой проверки. Инспекторы стараются придерживаться именно этих периодов, т.к. при обращении в суд с исковым заявлением на проверяемую компанию, ФНС имеет больше шансов выиграть дело

Все объясняется наличием «свежих» доказательств виновности хозяйствующего субъекта, если таковые будут найдены. К слову скажем, что обращения в суд со стороны Налоговой службы в ходе проверки – это весьма распространенная практика, о чем следует помнить руководству компании

Номинальный директор в качестве представителя компании

В России на протяжении последних 25 лет широко применятся практика назначения так называемых «номинальных» директоров. Номинальным называют директора, который числится руководителем организации во всех уставных документах, имеет право подписи и де-юре является официальным представителем фирмы

Де-факто он не имеет никаких руководящих полномочий и выполняет исключительно те обязанности и поручения, которые ему «спускаются» от лица, назначившего его на эту должность. В рамках налоговых мероприятий отправка номинального директора на «беседу» с инспекторами – далеко не лучший вариант

Дело в том, что инспекторы будут задавать вопросы, касающиеся финансовой деятельности компании. Номинальный директор с большей долей вероятности не сможет на них ответить, т.к. не располагает достоверными сведениями

В диалоге с представителями некоторых компаний нам стало известно, что ставленники нередко обращаются к консультационной помощи по телефону непосредственно в ходе диалога с инспекторами, рассчитывая получить ответы на заданные вопросы

Такое поведение приводит к однозначному выводу со стороны сотрудников Налоговой службы о несостоятельности данного лица в принятии решений, а значит – это очередной повод усомниться в законопослушности организации

Однако, в российском законодательстве нет такого понятия, как «номинальный директор», в виду чего отсутствует и факт нарушения закона. Собственно, поэтому данная практика существует и по сей день. Будет ли «реальный» руководитель доволен результатом такой дачи пояснений или допроса в ИФНС? Полагаем, что нет

Какую цель преследует Налоговая?

Если сотрудники службы имеют намерение беседовать с вашей организацией через ее представителя, значит, у них появились подозрения на то, что ваша фирма сотрудничает с фирмами-однодневками и (или) ведет искусственный документооборот с целью уклонения от уплаты налогов. Для того, чтобы достичь цели, инспекторы ведут диалог с генеральным директором и бухгалтером организации по отдельности, однако, вопросы задают по сути те же самые.

Если показания между ними будут разниться – это может стать веским основанием продолжить или назначить новую налоговую проверку, а далее – подать в суд на эту фирму. Более того, сотрудники Налоговой службы вправе привлекать к диалогу ваших контрагентов для дачи разъяснений по той или иной хозяйственной операции

Представьте себе, что ни вы, ни ваши партнеры не можете дать вразумительных ответов на поставленные вопросы, плюс по обе стороны от лица компаний вещают номинальные директора… Картина, достойная красивой рамки

Какие вопросы могут задавать?

Для того, чтобы вывести фирму «на чистую воду», сотрудники Налоговой задают на первый взгляд простые вопросы, на которые с легкостью сможет ответить «реальный» директор и главный бухгалтер. Вот их краткий перечень:

    Кем подписывались и подавались документы на регистрацию юридического лица?

    Где находится компания, в которой Вы являетесь руководителем?

    Кто является основными поставщиками и покупателями компании?

    Как и когда Вы нашли ваших контрагентов?

    Какие меры предпринимаются в Вашей компании для проверки контрагентов?

    Как осуществляется продажа товара (предоставления услуг)?

    По какому адресу хранится товар и как доставляется покупателям?

    Вы сами подписываете бухгалтерскую отчетность или это делает кто-то другой?

    Кто в Вашей компании составляет трудовые договоры?

    Что входит в Ваши должностные обязанности?

Подготовившись к данным вопросам, генеральный директор и главный бухгалтер могут согласовать между собой ответы на них, чтобы не дать лишний повод сотрудникам ИФНС уличить Вашу организацию в некой преступной деятельности

Можно взять на вооружение практику присутствия на налоговой проверке с главным бухгалтером и юристом. В этом случае генеральный директор имеет право в ходе диалога согласовывать наиболее приемлемые формулировки ответов на поставленные вопросы

При всем при этом, инспекторы все же не теряют заинтересованности найти компрометирующие факты в вашей хозяйственной деятельности.

Популярным методом получения «нужных» (неверных и взаимоисключающих) ответов на поставленные вопросы является метод запутывания. Проверяющие лица могут задавать по сути один и тот же вопрос множество раз в разных формулировках. В диалоге с номинальными директорами эта методика работает «на ура», что неудивительно

Неприятный диалог – неприятные последствия

Налоговая служба не обладает полномочиями МВД, в виду чего даже самые провальные переговоры не доведут ситуацию до трагичных событий. Однако, сотрудники ИФНС имеют широкий инструментарий очернить репутацию фирмы донельзя

Во-первых, о вашей недобросовестности станет известно, в первую очередь, компаниям, с которыми вы работаете. Им будут направлены соответствующие письма, содержание которых сводится к тому, что вы – неблагонадежная организация и недобросовестный налогоплательщик

Для кого-то подобные уведомления – это просто «бумажка», однако, вычет по НДС, работая с вами, эти фирмы могут и не получить, что уже ударит «по карману» и репутации. Более того, если Налоговая сможет доказать, что директор является номинальным, его потребуют заменить

Игнорирование требований ФНС в данном случае бесполезно – со временем об этом станет известно общественности, т.к. данные будут занесены в ЕГРЮЛ. Так на ноябрь 2016 года в Реестр было внесено порядка 18000 (!) записей «о несоответствии»

Выводы

Собранный и проанализированный нами материал наглядно демонстрирует то, насколько компании должны быть заинтересованы в благоприятном исходе общения с ФНС. Любое официальное уведомление и приглашение со стороны фискального органа не должно оставаться без внимания. Мы глубоко убеждены в том, что оплата выписанных штрафов за неявку по повестке или уведомлению о необходимости посетить Налоговую службу ни коем образом не решает проблему, т.к. инспекторам ничто не препятствует пригласить вас повторно.

Отправлять человека, не смыслящего в деятельности вашей организации – еще одна большая ошибка, которая может стоить вам не только прибыльных контрактов, но и репутации самой организации, как надежного поставщика и налогоплательщика.

Александр, добрый день!

Указанные действия сотрудников ФНС неправомерны и нарушают требования ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а именно

Статья 9. Порядок представления документов при государственной регистрации
1. В регистрирующий орган документы могут быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения, представлены непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр), направлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.Представление документов в регистрирующий орган непосредственно или через многофункциональный центр может быть осуществлено заявителем либо его представителем, действующим на основании нотариально удостоверенной доверенности, с приложением такой доверенности или ее копии, верность которой засвидетельствована нотариально, к представляемым документам.(абзац введен Федеральным законом от 05.05.2014 N 107-ФЗ)(п. 1 в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 133-ФЗ)1.1. Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.(п. 1.1 введен Федеральным законом от 30.12.2008 N 312-ФЗ, в ред. Федерального закона от 19.07.2009 N 205-ФЗ)1.2. Необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если иное не установлено настоящим пунктом. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).(в ред. Федеральных законов от 19.07.2009 N 205-ФЗ, от 05.05.2014 N 107-ФЗ)Свидетельствование в нотариальном порядке подписи заявителя на представляемых при государственной регистрации заявлении, уведомлении или сообщении не требуется в случае:(в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 107-ФЗ)представления документов, предусмотренных статьей 12 настоящего Федерального закона, непосредственно в регистрирующий орган лично заявителем с представлением одновременно документа, удостоверяющего его личность;(абзац введен Федеральным законом от 05.05.2014 N 107-ФЗ)представления документов, предусмотренных статьями 22.1, 22.2 и 22.3 настоящего Федерального закона, в регистрирующий орган непосредственно или через многофункциональный центр лично заявителем с представлением одновременно документа, удостоверяющего его личность;(абзац введен Федеральным законом от 05.05.2014 N 107-ФЗ)направления документов в регистрирующий орган в порядке, установленном пунктом 1 настоящей статьи, в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.(абзац введен Федеральным законом от 05.05.2014 N 107-ФЗ)(п. 1.2 введен Федеральным законом от 30.12.2008 N 312-ФЗ)1.3. При государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица: а) руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; б) учредитель или учредители юридического лица при его создании; в) руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица; г) конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица; д) иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.(п. 1.3 введен Федеральным законом от 30.12.2008 N 312-ФЗ)1.4. При внесении в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, заявителями могут быть участник общества, учредитель (участник) ликвидированного юридического лица - участника общества, имеющий вещные права на его имущество или обязательственные права в отношении этого ликвидированного юридического лица, правопреемник реорганизованного юридического лица - участника общества, исполнитель завещания и нотариус.Если указанные в абзаце первом настоящего пункта участник общества, учредитель (участник) ликвидированного юридического лица - участника общества, имеющий вещные права на его имущество или обязательные права в отношении этого ликвидированного юридического лица, правопреемник реорганизованного юридического лица - участника общества являются юридическими лицами, таким заявителем может быть руководитель постоянно действующего исполнительного органа такого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени такого юридического лица, а также физическое лицо, действующее на основании нотариально удостоверенной доверенности. Указанная доверенность или ее копия, верность которой засвидетельствована нотариально, прилагается к представляемым в регистрирующий орган документам.(абзац введен Федеральным законом от 19.07.2009 N 205-ФЗ, в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 107-ФЗ)(п. 1.4 введен Федеральным законом от 30.12.2008 N 312-ФЗ)1.5. При государственной регистрации индивидуального предпринимателя заявителем может быть физическое лицо, обращающееся за государственной регистрацией или зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.(п. 1.5 введен Федеральным законом от 30.12.2008 N 312-ФЗ)2. Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.3. В день получения документов, представленных непосредственно в регистрирующий орган, такой орган выдает расписку в получении документов с указанием их перечня и даты их получения заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности. В случае представления документов в регистрирующий орган через многофункциональный центр данная расписка выдается многофункциональным центром заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности.(в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 107-ФЗ)При получении регистрирующим органом документов, направленных почтовым отправлением, расписка в получении документов при наличии соответствующего указания заявителя направляется регистрирующим органом по указанному заявителем почтовому адресу не позднее рабочего дня, следующего за днем получения документов.(в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 107-ФЗ)При поступлении в регистрирующий орган документов в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, расписка в получении документов в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному заявителем.Информация о факте представления документов в регистрирующий орган не позднее рабочего дня, следующего за днем их получения регистрирующим органом, размещается на официальном сайте регистрирующего органа в сети Интернет.(абзац введен Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ)(п. 3 в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ)3.1. Регистрирующий орган обеспечивает учет и хранение всех представленных в соответствии с настоящим Федеральным законом документов в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.(п. 3.1 введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 227-ФЗ)4. Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.4.1. Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. (п. 4.1 введен Федеральным законом от 30.12.2008 N 312-ФЗ)5. Нотариальное удостоверение документов, представляемых при государственной регистрации, необходимо только в случаях, предусмотренных федеральными законами.6. Физическое лицо вправе направить в регистрирующий орган письменные возражения относительно предстоящего внесения данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц с указанием своих паспортных данных или в соответствии с законодательством Российской Федерации данных иного удостоверяющего личность документа и идентификационного номера налогоплательщика (при его наличии). Такое возражение может быть направлено в регистрирующий орган почтовым отправлением, представлено непосредственно, направлено в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет. При направлении возражения почтовым отправлением подлинность подписи физического лица должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.(п. 6 введен Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ)

Вы вправе обжаловать незаконный отказ в регистрации в вышестоящее подразделение ФНС и/или в суд.

Статья 25.2. Порядок обжалования
1. Решение территориального регистрирующего органа о государственной регистрации может быть обжаловано в вышестоящий регистрирующий орган, а также в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, путем подачи жалобы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, и (или) обжаловано в судебном порядке.Решение территориального регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в вышестоящий регистрирующий орган путем подачи жалобы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Решение территориального регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в суд и (или) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, только после его обжалования в вышестоящий регистрирующий орган. В случае, если непосредственно вышестоящим органом для территориального регистрирующего органа является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, решение об отказе в государственной регистрации обжалуется в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, и (или) в суд.В случае, если решение по жалобе на решение об отказе в государственной регистрации не принято вышестоящим регистрирующим органом в сроки, установленные пунктом 4 статьи 25.6 настоящего Федерального закона, решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, и (или) в суд.2. Решение, принятое вышестоящим регистрирующим органом по результатам рассмотрения жалобы на решение о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации, может быть обжаловано в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, и (или) в суд.Решение, принятое федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, по результатам рассмотрения жалобы, предусмотренной настоящей статьей, обжалуется в судебном порядке.3. В случае обжалования в судебном порядке решения регистрирующего органа, оставленного без изменения вышестоящим регистрирующим органом или федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, срок для обращения в суд исчисляется с момента, когда лицо, подавшее жалобу, получило уведомление о принятом решении либо решение регистрирующего органа, уполномоченного рассматривать жалобу.В случае, если лицом, подавшим жалобу, не представлялись дополнительные документы в соответствии с пунктом 1 статьи 25.6 настоящего Федерального закона и им не было получено уведомление о принятом решении либо предусмотренное настоящей главой решение регистрирующего органа, уполномоченного рассматривать жалобу, срок для обращения в суд исчисляется со дня истечения двадцати пяти рабочих дней с момента подачи жалобы.В случае, если лицом, подавшим жалобу, в течение двадцати пяти рабочих дней с момента получения предусмотренного абзацем третьим пункта 4 статьи 25.6 настоящего Федерального закона решения регистрирующего органа, уполномоченного рассматривать жалобу, не получено решение, предусмотренное абзацем четвертым пункта 4 статьи 25.6 настоящего Федерального закона, указанное лицо имеет право на обжалование соответствующего решения регистрирующего органа в судебном порядке.4. Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по жалобе может отозвать ее путем направления заявления в письменной форме в регистрирующий орган, рассматривающий соответствующую жалобу.