Меню
Бесплатно
Главная  /  Расчет  /  Как правильно посчитать себестоимость готовой продукции

Как правильно посчитать себестоимость готовой продукции

Успешное ведение собственного дела зависит от многих факторов, одним из важнейших среди которых является рациональная и обоснованная ценовая политика. Для того, чтобы правильно установить рентабельную и конкурентоспособную цену на производимый товар или предоставляемую услугу, следует отталкиваться от такого показателя, как себестоимость продукта.

Главными причинами для объективной оценки себестоимости продукции являются:

  • необходимость формирования адекватной оптовой или розничной цены готовой продукции;
  • изучение рентабельности товара (услуги), а также производства в целом;
  • реализация внутреннего хозрасчёта;
  • необходимость осуществления эффективного стратегического планирования дальнейшей производственно-экономической деятельности предприятия с целью её оптимизации;
  • необходимость выведения точных данных для более глобальных экономических исследований (например, вычисление дохода региона или страны в целом).

Себестоимость продукта выводится путём учёта затрат, связанных с его изготовлением и последующей реализацией, и предполагает осуществление объективной комплексной оценки трудовых и финансовых ресурсов компании, качества и эффективности работы сотрудников и других составляющих производственно-экономической деятельности. Необходимо отметить, что величина прибыли находится в обратной зависимости с себестоимостью товара или услуги. Следовательно, увеличение показателя себестоимости при сохранении цены на определённый продукт неизбежно приведёт к потере прибылей и снижению рентабельности в целом.

Видеоурок по калькуляции себестоимости продукции

Эффективные способы расчета себестоимости

Существует несколько эффективных способов, как посчитать себестоимость продукции. К ним относятся классический метод или метод подсчёта затрат для отдельно взятой единицы готовой продукции, сравнительный метод, построенный на анализе фактической и нормативной себестоимости, метод пошагового распределения затрат и другие. Рассмотрим самые эффективные способы подробнее.

Классический метод подсчёта затрат предполагает выполнение следующих действий:

  • Мониторинг затрат, изменяющихся в соответствии с объёмами производства каждого отдельно взятого вида реализованной продукции и выведение переменных затрат, связанных с приобретением материалов (сырья), комплектующих, используемого вида энергии, оплаты труда сотрудников. Данные величины представляют собой производные от перемножения значений нормы расходов каждого из элементов и стоимости его приобретения.

  • Вторым этапом при использовании данного метода является суммирование затрат, относящихся к категории «прочие расходы» и осуществлённых на протяжении исследуемого периода времени. К ним относятся расходы на амортизацию, ремонт оборудования и производственных помещений и т.п., отражающиеся, как правило, в общехозяйственных или общепроизводственных сметах. После суммирования затрат на основные и косвенные расходы, полученная величина делится на количество единиц продукции.

Сравнительный метод, базирующийся на анализе нормативной и фактической себестоимости

При выведении реальной себестоимости продукта посредством данного метода учитываются утверждённые заранее нормы расходов на приобретение сырья и оплату труда сотрудников, а также фактические затраты, которые понесло предприятие за исследуемый период. После учёта всех видов затрат производится калькуляция фактической себестоимости.

Использование фиксированной себестоимости позволяет отслеживать появляющиеся отклонения, объективно рассчитать эффективность всех категорий расходов и осуществлять качественный контроль над себестоимостью. Однако, несовершенными моментами данной системы могут выступать распределение косвенных затрат и оперативность используемых данных, которые могут отличаться в каждой отдельно взятой партии товара. Применение метода учёта, получившего название «Стандарт-кост», требует постоянного контроля над принятием управленческих решений относительно косвенных расходов.

Пошаговый метод распределения затрат предполагает соблюдение алгоритма, состоящего из трёх основных шагов:

  • Осуществление распределения затрат в соответствии с их экономическим содержанием (расходы на аренду и обслуживание помещения или земельного участка, персонал, транспорт, оборудование и т.п.). От полноты списка расходов будет зависеть точность полученного результата. Как пример, при калькуляции затрат на персонал учитывается не только заработная плата сотрудников, но и социальные выплаты, расходы на обучение, доставка к месту работы и т.п.

  • Пропорциональное перенесение стоимости ресурсов на операции. На этом этапе стоимость работы, выполняемой определённой категорией сотрудников, распределяется между операциями, которые они выполняют в соответствии с количеством человекочасов или машинного времени, если речь идёт об оборудовании. После определения стоимости рабочего часа сотрудника или оборудования, а также количества единиц, необходимых для функционирования производственного процесса, можно вывести стоимость ресурса и каждой конкретной операции в отдельности.
  • Третий, завершающий этап, предполагает перенесение стоимости операций на объекты затрат. Так, например, стоимость хранения или транспортировки продукции распределяется на объекты расходов (непосредственно товар) в соответствии с объёмами, подлежащими хранению или перевозке. В результате получаем максимально точный показатель себестоимости продукта.

Для каждого из этапов проведения калькуляций существует достаточно сложная формула с большим количеством переменных. Применение этого метода, известного как «АВС», позволяет не только точно посчитать себестоимость продукта, но и выявить косвенные расходы, которых можно избежать. Такой способ калькуляции себестоимости оправдан, как правило, только для крупных предприятий, т.к. является достаточно сложным, трудоёмким и затратным.