Меню
Бесплатно
Главная  /  Договоры  /  Исчезающие профессии: названия. Гностические профессии: список. Классификация профессий Название каждой профессии левый

Исчезающие профессии: названия. Гностические профессии: список. Классификация профессий Название каждой профессии левый

Какие специальности уже навсегда ушли в историю, какие на грани исчезновения, а какие только зарождаются - об этом данная статья.

Почему некоторые профессии исчезают

В 21 веке общество развивается стремительно. При этом меняется облик поселений, возникают новые и быстро растут существующие города, рождается современный образ жизни. В огромных производственных цехах заменили человеческую рабочую силу автоматическими роботами, некоторые виды деятельности трансформировались до неузнаваемости по сравнению с прошлыми столетиями и даже с прошлыми десятилетиями, иные и вовсе уходят в небытие. В связи с этим появилось понятие "исчезающие профессии". О них мы подробно расскажем ниже.

Вместе с изменяющейся действительностью уходят в историю многие названия профессий. Некоторые просто трансформируют свое название в другое обозначение, но и есть и такие, которые совсем перестают существовать. Их представителей уже не встретишь на улице, информацию можно найти в исторических архивах, а увидеть - разве только в кино или театральной постановке.

Профессии, которых нет

Исчезающие профессии перестают быть актуальными. Из-за быстрого развития науки и технологического процесса некоторые специальности теряют востребованность. Машины заменяют человеческие руки и справляются практически со всеми ремеслами намного быстрее и эффективнее. Автоматизация многих процессов значительно удешевляет производство и одновременно увеличивает производительность любого процесса. Серьезными негативными последствиями этого становится потеря рабочих мест, рост безработицы, как следствие - обеднение населения и увеличение в мире. Поэтому сегодня государство много усилий прикладывает для того, чтобы каждый мог овладеть актуальной для нынешней действительности профессией. Для каждого важно учиться и получать навыки в тех областях, которые нужны человечеству.

Экскурсия в прошлое

Давайте вспомним старые профессии, которые утратили свою популярность и остались лишь на страницах истории. Названия некоторых из них известны, другие звучат чужеродно и совсем незнакомо.

ТОП профессий, которые перестали существовать:

  • Дагерротиписты . Они создавали первые портретные фотографии. Тогда не было фотоаппаратов, а были серебряные пластины, на которых создавались самые первые снимки. Им на смену пришли фотографы, которые щелкали на пленку. Но это совсем иной вид работы, следовательно, смело можно говорить о том, что дагерротиписты уже стали частью истории.
  • Трубочисты . Они регулярно выходили на поиски грязных дымоходов. Без их усилий и труда не обходилась ни одна семья. Современное поколение знает об этой специальности только благодаря мифам и сказкам, что дошли до наших дней. Трубочисты были в почете, поскольку труб и каминов предупреждала пожары.
  • Крысоловы . Наверняка многие и не слышали такие названия профессий. Но на самом деле это была очень важная и опасная должность, этих людей можно было сравнить с супергероями. Они спасали целые города от нашествия грызунов, которые являлись настоящими разносчиками грязи и болезней. Именно крысы принесли чуму, которая в 16 веке истребила половину Европы. Сегодня во многих странах строго следят за порядком, не допуская распространения нечистот и мусора. При необходимости регулярно чистят общественные зоны, используя сильные яды и другие средства борьбы с вредителями. В прошлом же десятки тысяч крыс уничтожалось вручную.

Продолжение списка

  • Камнеломы . Каторжный труд, во время которого умирали люди. Рабочие круглые сутки дробили горные породы, используемые для строительства. Теперь добычей камня занимается специализированная техника, управляемая человеком.
  • Фонарщики . Каждый вечер они выходили на работу с длинными палками, зажигали уличные фонари и поддерживали освещение в городе. Конечно, тяжело представить, что когда-то не существовало электричества.
  • Телефонистки . Они были еще совсем недавно, но сегодня, в "мире мобильного телефона", такие старые профессии перестали существовать. А когда-то, чтобы услышать желаемого абонента, необходимо было связаться с телефонисткой, которая перенаправляла сигнал в нужную точку.
  • Машинистки . Женщины во всех печатных учреждениях часами набирали тексты, стуча, как из пулемета, по клавишам печатной машинки. Трудно представить, что сегодня кто-то работает на этом устаревшем аппарате.
  • Счетчицы . На рабочем месте этих женщин были только счеты и бумага с ручкой для записей. В каждой компании у бухгалтера в подчинении сидела такая дама, умеющая за секунды подбить цифры на костяных счетах. Ведь еще несколько десятков лет назад не существовало калькулятора, и сложные вычисления делались именно на счетах. На работу принимались только женщины, так как они более ответственно подходили к ней и отличались особой усидчивостью.
  • Ямщик - извозчик, управлял конным экипажем. Но с появлением автомобиля люди перестали передвигаться в колясках и фаэтонах, почему и отпала нужда в этой специальности.
  • Профессия чистильщик обуви когда-то очень была востребована. Грязная обувь - это дурной тон, поэтому все высокопоставленные и просто аккуратные мужчины регулярно стояли у стульчиков, вокруг которых крутились молодые парнишки со щетками и гуталином.

Малоизвестные исчезнувшие профессии

В список исчезнувших профессий вошли те, которые на слуху у многих. А были еще и малоизвестные: бакенщики, балаголы, бондари, комашники.

В 15-18 веках была распространена должность целовальника. Эти люди в основном следили за пополнением казны, платой крестьянами подушного и оброка (чем не налоговая инспекция?), участвовали в судебных процессах и полицейском надзоре. При вступлении в должность они давали клятву в честности и целовали крест.

В строительстве не обходились без копачей, насыпалы, развозилы и плитового. Сегодня их труд выполняется экскаваторами, подъемными кранами и прочей техникой.

Существовали и многие другие специальности, без которых сложно было представить общество в прошлом.

Профессии, которые исчезают

Специалисты регулярно ведут учет и тех, которые на грани вымирания. Исчезающие профессии сегодня известны всем. Суперскоростной прогресс технологий и развитие интернета порождают новые рабочие места, но при этом приходится прощаться с привычными ремеслами.

Приведем примеры профессий, которые в ближайшее время перестанут существовать. Эти Однако в утешение многим можно сказать, что на смену старым приходят новые занятия, список которых постоянно обновляется.

Исчезающие профессии:

  • Фасовщик . Предприятия перестанут нуждаться в ручной упаковке, людей скоро заменят роботы. Машины не требуют выходных, им не нужны больничные, и они не спорят с начальством. Уже многие фирмы и фабрики переходят на полную автоматизацию производства.
  • Кондуктор . Современный общественный транспорт оборудуется турникетом. Он устанавливается перед входом. Чтобы воспользоваться автобусом, необходимо вставить карточку либо опустить нужную купюру. Получается, отпадает нужда в человеке, который отлавливает «зайцев» и продает проездные билетики.
  • Почтальон, кассир.
  • Библиотекарь.
  • Журналист . Их заменят многочисленные копирайтеры.
  • Оператор колл-центра.
  • Вахтер, консьерж, лифтер, официант.
  • Логист.
  • Шахтер.
  • Швея, ткач, гончар.
  • Бухгалтер, экономист.
  • Архитектор.

Сокращение списка деревенских мастеровых

Многие сельские профессии исчезают. Все меньше косарей, разнорабочих на полях, сборщиков фруктов, кузнецов и пастухов. Их труд выполняют комбайны, культиваторы, садовая техника. Лошадей в хозяйствах уже практически нет, поэтому для кузнецов нет работы. А коров все чаще можно увидеть только на крупных фермах, поэтому исчезают пастухи. Особенно ярко выражен процесс сокращения сельских процессов в экономически развитых капиталистических странах, тогда как в развивающихся государствах все еще востребован ручной труд на полях.

Простые и понятные специальности тесно переплетаются с миром высокотехнологичных технологий. Наука и электроника стремительно набирают обороты, и многие страны просто не успевают за прогрессом. Наверное, поэтому в некоторых уголках нашей страны существуют такие профессии, которые давно ушли в историю в Европе.

Одно из последствий распада СССР

Отдельно стоит отметить профессии СССР, которые перестали существовать с развалом страны.

Все учились и стремились занять свое место в номенклатуре партии. Даже самый незаурядный инструктор райкома КПСС - это звучало гордо и солидно. Не говоря уже о секретарях райкома и других. Ушли в никуда и пионервожатые, которые наставляли пионеров на путь истинный и организовывали их досуг. Многие профессии СССР исчезли одновременно вместе с самим Союзом Советских Социалистических Республик.

Косвенные последствия исчезновения многих профессий

Еще 50 лет назад карьера имела линейный характер, была выверена и стабильна. В молодости человек выбирал себе профессию по душе, получал соответствующее образование и в течение всей жизни занимался одним делом. Сегодня картина совсем иная. В век сверхскоростных технологий эта модель больше не работает. Человеку всю жизнь приходится учиться, осваивая новые, как правило, узкие специальности.

Высокая конкуренция, страх безработицы и постоянные умственные нагрузки - все это отрицательно сказывается на здоровье человека, его психике, порождая неврозы, депрессии и психические расстройства. Как следствие постоянной занятости - недостаточно внимания уделяется семье, детям, теряются простые человеческие связи. Это, в свою очередь, порождает детскую преступность, которая очень быстро перерастает во "взрослую".

Одним из последствий быстро изменяющейся реальности и исчезновения многих профессий становится рост безработицы, обнищание населения, падение рождаемости, что в цепной реакции порождает и социальную напряженность.

Вот такую "черную" взаимосвязь выстроило нью-йоркское аналитическое агентство.

Профессии будущего

На смену умирающим профессиям обязательно придут новые, отвечающие современным реалиям. Ежегодно ведущие учебные заведения проходят сертификацию, чтобы получить разрешение на обучение новым ремеслам. И связаны они непосредственно с роботами, нанотехнологиями и компьютерами.

Вот список специальностей, которые, вероятно, будут нужны в грядущем:

  • Кибердворник - будет наводить порядки на просторах интернета.
  • Городской смотритель - ответственный за озеленение города.
  • Мастер-печатник - специалист по 3D-печати.
  • Личный летописец - установит все ваши корни и создаст семейную летопись.
  • Специалист по микрофлоре.
  • Оператор дронов.

Сегодня это просто теоретические выводы. Но когда-то и космонавт считался фантастической профессией.

В прошлой статье я перечислила . А сегодня хочу рассказать Вам о профессиях не только необычных, но и имеющих очень странные непонятные названия, по которым не сразу можно догадаться, в чем суть специальности. Надеюсь, Вам будет интересно! Итак, начнем:

1. Стрингер.

Звучит как часть женского белья. Но, на самом деле, стрингер - это корреспондент, которому приходится работать в зоне военных действий в экстремальных условиях.

2. Торседорос.

Торседорос

Человек, который крутит сигары.

3. Ремюор.

Специалист по ремюажу. Человек, который ежедневно переворачивает бутылки с вином так, чтобы осадок оседал на пробке.

Работа ремюора и дегоржера

4. Дегоржер.

Эта профессия также связана с изготовлением вина. Такой специалист должен уметь быстро откупорить бутылку, находящуюся горлышком вниз (которую уже перевернул ремюор), чтобы вышел углекислый газ и осадок, затем очень быстро бутылку перевернуть и закупорить обратно.

5. Пицейоло

Повар-специалист по пицце.

Пиццейоло

Продавец, специалист по винам.

7. Постижер.

Человек, изготавливающий парики из натуральных волос. На один парик уходит около месяца. Очень кропотливый труд.

Постижер

8. Отельер

Специалист, который общается с постояльцами отеля, рассказывает об отеле, предлагает дополнительные услуги, следит за техникой безопасности в отеле, планирует развитие отеля.

9. Вальвеолог.

Человек, занимающийся вопросами сохранения здоровья человека.

10. Аквизитор.

Звучит как инквизитор. Но, на самом деле, это обычный страховой работник.

11. Андеррайтер

Тоже страховой работник.

12. Футуролог

Как понятно из названия, это человек, прогнозирующий будущее.

Футуролог

13. Конфликтолог

Человек, который разрешает споры и конфликты.

14. Веб-садовник.

Это специалист, который поддерживает в порядке сайты. Следит за внешним видом сайта, обновляет его, убирает битые ссылки.

15. Этичный хакер.

В обязанность такого человека входит устраивать атаки на собственные сайты компании, в которой он работает, чтобы находить слабые места в системе.

16. Лайф-коуч.

Очень популярная сегодня профессия. Лайф-коуч - это консультант по различным жизненным вопросам и ситуациям. Лайф-коуч помогает сделать жизнь интереснее, насыщеннее и эффективнее.

По предмету труда (то, с чем работает человек), средствам труда (какими инструментами или машинами он пользуется), условиям труда, целям труда все профессии можно отнести к тому или иному типу. Учитывая такую типологию в соответствии каждой профессии можно поставить некоторый код, или профиль - то есть, по какому критерию к какому типу она относится. Затем можно для себя составить «идеальную формулу профессии», предпочитаемые средства труда и предмет труда. Таким образом, несложно будет для себя определить, какая профессия Вам подойдет, а какая нет.

Всякую профессию по каждому из оснований строки можно отнести либо к одному из типов или к нескольким. В строках указаны основания для классификации - и соответствующие им типы профессий.

1. В зависимости от предмета труда все профессии принято делить на пять типов.

На самом деле это грубое деление. Такое деление подходит для профессий, в которых четко прослеживается принадлежность одному из пяти предметов труда. Психологи определяют для каждой профессии, какой предмет труда ей ближе, с чем в основном имеет дело человек в процессе труда, а характеризующих профессию предметов труда может быть три. Такая оценка позволит различать профессии внутри группы, определяя вторичный для данной профессии предмет труда.

"Ч Е Л О В Е К - П Р И Р О Д А"

Профессии : зоотехник, кинолог, мастер-животновод, семеновод, агроном, лаборант химико-бактериологического анализа и другие.

Из профессий этого типа выделяют профессии, для которых предметом труда будут являться:

· растения

· животные

· микроорганизмы

Такие профессии связаны с пищевой промышленностью, медициной, сельским хозяйством, и научными исследованиями в сфере биологии и географии. Некоторый интерес к природе, как ни покажется странным, должны иметь менеджер по гостиничному бизнесу и туризму, психолог…

Такое деление вовсе не означает, что весь труд человека направлен лишь на упомянутые предметы труда. Например, растениеводы используют различную технику, работают в коллективе, проводят экономическую оценку своего труда. Но всё равно главным предметом забот и внимания растениеводов являются растения и среда их существования.

С другой стороны, если Вы выбираете профессию типа «человек-природа», очень важно выяснить Ваше отношение к природе: как к месту отдыха или как к Вашему рабочему месту, где Вы будете отдавать свои силы производству.

При выборе профессии следует учитывать ещё один момент. Особенность биологических объектов труда заключается в их сложности, изменчивости (по своим внутренним законам), нестандартности. Животные, растения, микроорганизмы растут, развиваются, живут, болеют и даже гибнут. Работник должен не просто много знать о живых организмах, но также и предвидеть возможные в них изменения, которые иногда бывают необратимыми. Человек должен обладать такими качествами как самостоятельность в принятии решений, дальновидность, инициатива, заботливость.

"Ч Е Л О B Е К - Т Е Х Н И К А"

Профессии : столяр, проходчик, техник-металлург, архитектор, инженер-механик, радиомеханик, электромонтажник, строитель, специалист по телекоммуникациям, сборщик компьютеров и другие.

Естественно, здесь труд работников направлен не только на технику, но всё равно основной предмет профессионального внимания - технические объекты и их свойства.

· профессии, связанные с добычей и обработкой грунтов и горных пород;

· профессии, связанные с обработкой и использованием неметаллических промышленных материалов, полуфабрикатов, изделий;

· профессии по производству и обработке металлов, механической сборкой, монтажом машин и приборов;

· профессии, связанные с ремонтом, обслуживанием, наладкой технологических машин, транспортных средств, установок;

· профессии, связанные с монтажом, ремонтом зданий, конструкций, сооружений;

· профессии, связанные со сборкой, монтажом, ремонтом, наладкой, обслуживанием приборов, аппаратов, электрооборудования;

· профессии, в которых используются транспортные и подъемные средства и управление ими;

· профессии по переработке продуктов сельского хозяйства.

В процессе обработки, перемещения, преобразования или оценки технических средств работник должен быть точен, от него требуется определенность действий. Так как технические объекты всегда разрабатываются самим человеком, то в техническом мире много возможностей для новаторства, технического творчества, выдумки. Кром творческого подхода в деле техники от человека требуется также высокий уровень исполнительской дисциплины.

"Ч Е Л О В Е К - Ч Е Л О В Е К"

Ведущим предметом труда в этой категории профессий являются люди.

Профессии : учитель, психолог, врач, экскурсовод, парикмахер, руководитель художественного коллектива, менеджер и другие.

К профессиям этого типа относятся:

· профессии по обучению и воспитанию, по организации и управлению детскими коллективами;

· профессии по управлению производством, руководству людьми и коллективами;

· профессии по бытовому и торговому обслуживанию;

· профессии по информационному обслуживанию;

· профессии по информационно-художественному обслуживанию людей и руководству художественными коллективами;

· профессии по медицинскому обслуживанию.

Чтобы успешно работать по профессиям этой категории нужно быть коммуникабельным, уметь контактировать с людьми и поддерживать контакты, уметь понимать людей, разбираться в их особенностях, а также получить знания в соответствующей сфере производства, науки и искусства.

Качества, которые имеют важное значение в работе:

· хорошее устойчивое настроение в ходе работы с людьми;

· потребность в постоянном общении;

· способность понимать настроение людей, их намерения, помыслы;

· умение разбираться во взаимоотношениях людей;

· умение общаться с разными людьми и находить с ними общий язык.

"Ч Е Л О В Е К - З Н А К О В Ы Е С И С Т Е М Ы"

Профессии : инженер, чертежник, переводчик, секретарь-машинистка, топограф, программист и другие.

В группу профессии типа «человек - знаковые системы» входят:

· профессии, связанные с делопроизводством, оформлением документов, перекодированием, анализом текстов и их преобразованием;

· профессии, связанные с числами и количественными отношениями;

· профессии по обработке информации, представленной в виде схематических изображений объектов или в виде системы условных знаков.

Для успешной работы по одной из профессии типа «человек - знаковая система» нужно иметь особый способности для погружения в мир сухих обозначений, уметь отвлекаться от окружающего мира и сосредотачиваться на тех сведениях, которые заключены в знаках. При обработке информации, представленной условными знаками, необходимо будет решать задачи проверки, контроля, обработки, учета, сведений, а также работать над созданием новых знаков и знаковых систем.

"Ч Е Л О В Е К - Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й О Б Р А З"

Профессии : художник, дизайнер, артист, музыкант, литературный работник, резчик по камню.

Группа профессий типа «человек - художественный образ» объединяет в себе:

· профессии, связанные с изобразительной или музыкальной деятельностью;

· профессии литературно-художественной направленности;

· профессии актерско-сценической деятельности.

Отличительной особенностью профессий типа «человек - художественный образ» является то, что большая часть трудовых затрат скрыта от стороннего наблюдателя. Кроме того, зачастую прилагаются специальные усилия, чтобы создать эффект непринужденности и легкости конечного результата труда.

2. В зависимости от условий труда все профессии делят на четыре группы:

· Труд в условиях обычного микроклимата (бытового) - инженер, секретарь-референт, бухгалтер, программист;

· Труд на открытом воздухе, где возможны резкие перепады температуры и влажности - агроном, полевод, пожарник, строитель;

· Труд в необычных условиях: под водой, в воздухе, под землей, на высоте, в горячих цехах и цехах с вредным производством - водолаз, шахтер, аппаратчик, летчик;

· Труд с повышенной моральной ответственностью за жизнь и здоровье людей, за материальные и общественные ценности - врач, учитель, аудитор, инженер по технике безопасности.

3. По средствам труда профессии принято делить на четыре категории:

· профессии, где используется ручной труд - хирург, ювелир, столяр, музыкант, монтажник радиоаппаратуры;

· профессии, где используются машины с ручным управлением - машинист, водитель, оператор связи, токарь;

· профессии, где используются автоматы, полуавтоматы, робототехнические комплексы, автоматические линии - аппаратчик, печатник, диспетчер энергосистем, сталевар;

· профессии, где используются функциональные средства труда - дирижер, актер, преподаватель, спортсмен, режиссер.

4. В зависимости от цели труда выделяют три группы профессий:

· гностические: различить, проверить, оценить, распознать - контролер, санитарный врач, товаровед, следователь, литературный критик, эксперт;

· преобразующие: преобразовать, переместить, организовать, обработать - преподаватель, живописец, водитель, портной, слесарь, паркетчик;

· изыскательские: придумать, сконструировать, изобрести, найти новый вариант - художник-оформитель, разметчик, закройщик, селекционер.

Пример формулы профессии : Юрист

Предмет труда : ЧЕЛОВЕК - юрист обслуживает людей, помогает в решении их проблем, анализирует их, общается с людьми; ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ - юрист читает и анализирует документы, сборники законов, справочники, статистические данные.

Условия труда : С ПОВЫШЕННОЙ МОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ - за жизнь и честь человека; БЫТОВЫЕ - в случае, когда это юрист-следователь, когда полицейский, тогда на открытом воздухе.

Средства труда : ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ - язык, мимика, жесты, собственные мозги; иногда АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ - использование компьютера.

Цели труда : ГНОСТИЧЕСКАЯ - определить, к какому классу ситуаций относится случай клиента, определить, распознать причину, классифицировать, сортировать; ИЗЫСКАТЕЛЬСКАЯ - улики, найти способ подачи информации, найти способ лучшей защиты подсудимого.

Идеальную формулу профессии для Вас могут составить с помощью тестов психологи. Вам задается ряд вопросов и в результате анализа выявляются предпочитаемые Вами средства труда выбранной профессиональной деятельности. Психологи формулы профессий составляют на основе профессиограмм (описаний профессий, решаемых в процессе трудовой деятельности задач, требований профессии к качествам человека). Можно воспользоваться существующими компьютерными системами для составления Вашей идеальной формулы. Такие услуги Вам могут оказать в профориентационных центрах и центрах психологической поддержки, а также в центрах компьютерного психологического тестирования. Но лучше всегда самому уметь анализировать профессию - тогда Ваш выбор действительно будет осознанным. Вы будете понимать, чем Вас привлекает какая-либо профессия (например, профессия физика-теоретика - изыскательскими целями, профессия каскадера - необычными условиями).

Конспект урока предпрофильной подготовки

Классификации профессий. Признаки профессии.

Смирнова Елена Михайловна, заместитель директора по УВР,

учитель предпрофильной подготовки, учитель начальных классов

Вы, наверное, обращали внимание, как быстро и безошибочно библиотекарь находит нужную читателю книгу. Проще всего ее найти, если знаешь автора и название — в этом поможет алфавитный каталог. Но бывает так, что читатель ищет литературу по интересующей его теме, не зная ни автора, ни названия. Тогда библиотекарю приходит на помощь тематический каталог, по которому можно найти нужные книги. Найти книгу помогает классификация — правила размещения книг на стеллажах. На уроках биологии вы изучаете классификацию мира природы, на уроках химии классификацию химических элементов. В широком смысле этого слова классификация — это осмысленный порядок вещей.

Классификация профессий строится по своим законам. В мире насчитывается около сорока тысяч профессий, причем каждый год исчезают десятки старых и возникают сотни новых. Некоторые профессии кокетливо меняют названия, прикидываясь современными. Не сразу поймешь, что бармен — это буфетчик, а менеджер — управляющий. Классификация профессий по алфавиту поможет сориентироваться в них, если знать названия всех сорока тысяч профессий. Сколько профессий знаете вы?

Все учащиеся по очереди называют профессии. Кто не смог в течение трех секунд вспомнить профессию или повторил уже названную, выбывает из игры. Если ребята называют не профессию, а должность (начальник, директор, президент), такие ответы не принимаются, как и слова «олигарх», «авторитет» и т. д. Игра идет до тех пор, пока не останется один победитель.

В разных странах действуют классификации, которые объединяют профессии по различным признакам: месту работы, степени самостоятельности, скорости продвижения по службе и т. д. Можно распределить профессии по отраслям промышленности. Вот, например, швейная промышленность. Каких только профессий там нет — и модельеры, и наладчики оборудования, и слесари, и художники, и швеи-мотористки разных специальностей, и экономисты, и бухгалтеры. Но разве можно примерить к своим интересам и склонностям отрасль промышленности? Примерить можно только профессию. Вот почему важно знать классификацию профессий, построенную на основании существенных признаков (Е.А. Климов. Как выбирать профессию).

Интересно, что еще в XVIII веке известный историк и государственный деятель В.Н. Татищев предложил свою классификацию видов профессиональной деятельности:

· полезные науки (сельское хозяйство, физика, биология, математика);

· щегольские или увеселяющие науки (литература и искусство);

· тщетные науки (алхимия, астрология);

· нужные науки (образование, здравоохранение, экономика, право);

· вредительские науки (колдовство).

У нас в стране чаще всего используется четырехуровневая классификация профессий Е.А. Климова, по которой все профессии можно распределить по пяти предметам, трем целям, четырем средствам и четырем условиям труда.

По Климову, можно выделить пять больших групп профессий в зависимости от предмета труда — «техника», «человек», «природа», «знак», «художественный образ». Это — первый уровень классификации.

1. ТЕХНИКА (Т). К этой группе относятся профессии, связанные с производством, обслуживание и проектированием любой техники, от космических ракет и компьютеров до наковальни и молота кузнеца. Инженер, конструктор, летчик, машинист, водитель, электрик, строитель, автослесарь, сантехник, горнорабочий, испытатель двигателей — вот только некоторые из них. Особенность технических объектов в том, что они могут быть точно измерены и просчитаны, поэтому профессии этой группы требуют от человека сочетания практического склада ума и творческих способностей, точности, хорошего здоровья.

· Какой тип мышления характерен для профессионалов в области техники?

2. ЧЕЛОВЕК (Ч). Врач, медсестра, учитель, воспитатель, официант, юрист, продавец, парикмахер, экскурсовод — все эти профессии относятся к одной группе, потому что у них один предмет труда — человек. Эти профессии имеют особую социальную значимость. Они требуют от человека терпения и требовательности, умения брать ответственность на себя, контролировать свои эмоции. Главное содержание труда в этих профессиях — эффективное взаимодействие между людьми. Одни качества способствуют успешной работе, а другие — осложняют ее. Если у вас повышенная потребность в общении, контакты с людьми будут вас радовать, если пониженная — будут утомлять. Повышенный уровень агрессии недопустим для специалистов этой сферы. Кстати, умение продуктивно общаться необходимо каждому из нас.

· Какой темперамент располагает к общению с другими людьми?

3. ПРИРОДА (П). К этой группе относятся все профессии, связанные с живой и неживой природой. Исследование, изучение и использование природных ресурсов, уход за животными и растениями, их лечение — вот возможные виды деятельности. Профессии этой группы: агроном, селекционер, зоотехник, ветеринар, кинолог, растениевод, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор. Людей этих профессий объединяет любовь к природе. Но эта любовь — деятельная, а не созерцательная. Одно дело — играть с домашними животными и любоваться цветами. И совсем другое — регулярно, день за днем ухаживать за ними, наблюдать, лечить, выгуливать, не считаясь с личным временем и планами. Чтобы быть успешным в этой деятельности, необходимо быть сильным и выносливым, заботливым и терпеливым, не бояться трудностей и не ждать быстрых результатов.

· Какой тип мышления характерен для успешных специалистов в этой сфере?

4. ЗНАК (З). К этой группе относятся все профессии, связанные с использованием устной и письменной речи, работой с документами и цифрами. Это профессии экономиста, бухгалтера, лингвиста, математика, программиста, нотариуса. Предметом труда для этих профессий является «знаковая система», то есть вся информация, которую можно представить в виде текстов, формул, знаков, кодов, графиков, диаграмм и чертежей. От достоверности и своевременности информации в нашей жизни зависит многое, если не все. Поэтому специалисту, который работает со знаками, важно уметь, с одной стороны, абстрагироваться от реальных физических, химических, механических свойств предметов, а с другой — представлять и понимать характеристики реальных явлений и объектов, стоящих за знаками. Профессии этой группы предъявляют особые требования к мышлению, памяти и вниманию человека.

· Какой тип мышления характерен для специалиста в области знаковой информации?

5. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ (Х). К этой группе относятся профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Создание произведений искусства — особый процесс. Не всегда современники способны оценить живущего рядом гениального художника, поэта или композитора, потому что таланту свойственно обгонять свое время. Поэтому нередко слава и признание приходят к творцам только после смерти. Но зато человек, занимающийся творчеством, испытывает ни с чем не сравнимую радость. Для освоения творческих профессий мало одного желания — необходимы творческие способности, талант, трудолюбие.

· Какой тип темперамента чаще всего встречается у людей искусства?

Многие профессии трудно отнести к одному предмету труда. Например, хороший секретарь должен не только быть специалистом в области знаковой информации (работа с документами), но и уметь пользоваться компьютером и офисной техникой, эффективно общаться с людьми. Хороший учитель кроме профессиональных знаний и умения общаться должен обладать артистизмом.

По ходу объяснения учителя ребята самостоятельно или у доски заполняют все четыре этажа пирамиды, записывая на первом уровне сокращенные названия предметов труда, на втором — целей труда, на третьем — средств труда, на четвертом уровне — условий труда, по ходу объяснения подчеркивая предпочтительные для каждого предметы, цели, средства и условия труда.

Выбирая профессию, прежде всего, имеют в виду предмет труда. Таким образом, понятие «предмет труда» является основанием для дальнейшей классификации, фундаментом пирамиды, придуманной профессором Е.А. Климовым.

ПРЕДМЕТ ТРУДА (ТЧПЗХ)

Независимо от предмета труда все профессии классифицируются по трем целям труда: гностические, преобразующие, изыскательские. Это — второй уровень.

1. Гностические профессии (Г)

Гностические, или познавательные, цели труда могут быть разнообразными: сортировать, сравнивать, проверять, оценивать. Гностические профессии можно встретить среди любого из пяти типов профессий: «Природа» — биолог-лаборант, специалист по экстерьеру; «Техника» — контролер радиоаппаратуры, испытатель; «Человек» — судебно-медицинский эксперт, социолог; «Знак» — корректор, аудитор; «Художественный образ» — искусствовед, театровед. Эти профессии предъявляют определенные требования к работнику: необходимы познавательная активность, наблюдательность, устойчивость внимания, памяти, мышления, ответственность.

2. Преобразующие профессии (П)

Преобразующая деятельность человека может быть направлена на предметы, энергию, информацию, процессы. В одних случаях результаты можно увидеть сразу — строитель, кузнец, художник, в других — результаты ждут месяцы и годы (селекционер, воспитатель). Преобладание практической или умственной деятельности специалиста зависит от предмета и содержания его труда: «Природа» — животновод, растениевод, зоотехник; «Техника» — слесарь, станочник; «Человек» — учитель, тренер; «Знак» — верстальщик, бухгалтер; «Художественный образ» — художник-оформитель, модельер.

3. Изыскательские профессии (И)

Цель труда профессий этого класса — поиск чего-то нового, неизвестного. «Природа» — инспектор рыбнадзора, егерь, биолог-исследователь; «Техника» — инженер-конструктор; «Человек» — агент по снабжению, организатор производства; «знак» — программист, математик; «Художественный образ» — композитор, дизайнер. Многие профессии сочетают в себе признаки разных классов.

Цели труда составляют второй этаж пирамиды Климова.

ЦЕЛИ ТРУДА (ГПИ)

ПРЕДМЕТ ТРУДА (ПТЧЗХ)

На следующем уровне профессии классифицируются по орудиям, или по средствам труда. Средства труда могут быть вещественными и функциональными.

Вещественные орудия труда — это молоток и топор плотника, скальпель хирурга, скрипка музыканта, указка учителя, компьютер программиста. Вещественные средства труда бывают ручными (Р) — скальпель, отвертка, резец, кисть; механическими (М) — швейная машина, автомобиль, подъемный кран; автоматическими (А) — автоматические и полуавтоматические линии, робототехнические комплексы.

Функциональные орудия (Ф) незримы. Это глазомер плотника, тактильные ощущения хирурга, вдохновение музыканта, знания учителя и программиста.

Средства труда составляют третий уровень нашей пирамиды.

СРЕДСТВА ТРУДА (РМАФ)

ЦЕЛИ ТРУДА (ГПИ)

ПРЕДМЕТ ТРУДА (ПТЧЗХ)

Каждая из профессий предполагает работу в определенных условиях: в кабинете и под водой, под землей и в космосе, в горячих цехах, на открытом воздухе в любое время года.

Водолаз обследует акватории, подводную часть сооружений и судов, находит и устраняет повреждения в корпусах кораблей и гидротехнических сооружениях, прокладывает под водой кабельные линии, трубопроводы, поднимает затонувшие судов, проводит резку и сварку металлоконструкций под водой; проводит исследования.

Подземные штурманы — маркшейдеры, — пользуясь специальными приборами, производят измерения и вычисления, составляют подземные карты, работая и под землей, и на местности, и за письменным столом. Они работают с ювелирной точностью, потому что отклонение даже в пять сантиметров при встречной проходке тоннелей недопустимо.

Пилоты гражданской авиации не только перевозят грузы и пассажиров. Они уточняют карты местности, тушат лесные пожары. Крены, углы набора высоты, скорости, направления, состояние бортовых систем — все это в поле зрения пилота.

Врач, воспитатель, учитель несут ответственность за жизнь, здоровье, полноценное воспитание людей. Их труд, как и труд пилота, связан с повышенной моральной и материальной ответственностью.

Различают четыре группы условий труда:

Б — обычный, бытовой микроклимат (лаборант, бухгалтер, продавец, ученый);

О — открытый воздух (агроном, инспектор ГИБДД, монтажник, геолог);

Н — необычные условия (шахтер, космонавт, подводник, пожарный);

М — повышенная моральная ответственность за здоровье и жизнь людей, за большие материальные ценности (учитель, врач, судья, охранник).

Условия труда составляют четвертый уровень пирамиды Климова.

УСЛОВИЯ ТРУДА (БОНМ)

СРЕДСТВА ТРУДА (РМАФ)

ЦЕЛИ ТРУДА (ГПИ)

ПРЕДМЕТ ТРУДА (ПТЧЗХ)

Пользуясь этой классификацией любую профессию можно обозначить формулой из четырех букв, обозначающих соответствующий признак. Почти каждая профессия имеет несколько признаков. Поэтому главное — выделить основные признаки и второстепенные.

3. Учитель работает:

4. В мире насчитывается:

Приложения:

1. Рабочая карта урока (для учащихся)

2. Презентация

_________________________________ _____________________________

Ф.И. класс

Задание №1. «Назови профессию».

Задание №2. «По горячим следам».

Перечислите предметы труда по классификацию Климова.

Задание №3. «Пирамида Климова».

Задание №4. Контрольные вопросы.

1. Основание «пирамиды Климова» составляют:

а) условия труда; б) предмет труда; в) средства труда; г) цели труда.

2. Предметом труда водителя является:

а) техника; б) человек; в) природа; г) художественный образ.

3. Учитель работает:

a) в бытовых условия; б) на открытом воздухе; в) в необычных условиях; г) в условиях повышенной ответственности.

4. В мире насчитывается:

а) около 10 тысяч профессий; б) более 100 тысяч профессий; в) около 40 тысяч профессий; г) 23 198 профессий.

5. Ручные орудия труда необходимы в работе:

а) хирурга; б) космонавта; в) актера; г) машиниста.