Меню
Бесплатно
Главная  /  Заявления  /  Федеральные экологические фонды рф. Экологические фонды в рф Экологические фонды создаются как

Федеральные экологические фонды рф. Экологические фонды в рф Экологические фонды создаются как

Конспект по экологии

Важной составной частью экономического механизма природопользования и экологизации экономики призваны быть экологические финансовые фонды. В соответствии с Законом об охране окружающей природной среды в Российской Федерации создана система внебюджетных государственных экологических фондов. Их образование дает возможность осуществлять дополнительные мероприятия по охране окружающей среды сверх ассигнований, предусмотренных на эти цели в государственном бюджете.

Федеральный и региональные экологические фонды образуются из средств, поступающих от предприятий, учреждений, организаций и граждан. Главным источником фондов является совокупность платежей, рассмотренная выше. Основные поступления обеспечиваются платой за загрязнение природной среды. Кроме этого определенная часть фондов складывается из:

  • средств, полученных в виде дивидендов, процентов по вкладам, банковским депозитам и от долевого использования собственных средств фонда в деятельности предприятий и других юридических лиц;
  • сумм, полученных по искам о возмещении вреда и штрафов за экологические правонарушения, а также сумм от реализации конфискованных орудий незаконного промысла и добытой с их помощью продукции;
  • доходов от промыслов, индивидуальной и кооперативной трудовой деятельности, использования рекреационных мероприятий, а также доходов от размещения природоохранных займов, лотерей, выставок и других коммерческих мероприятий;
  • добровольных взносов предприятий, учреждений, общественных организаций и граждан.

Средства экологических фондов согласно Закону об охране окружающей природной среды распределяются следующим образом: 60 % – на реализацию природоохранных мер местного значения; 30 % – на природоохранные; нужды краев и областей; 10 % – на федеральные нужды.

Особую группу составляют фонды экологического страхования, или фонды экологической безопасности, создаваемые государственными или частными финансовыми органами для оказания помощи и компенсационных выплат предприятиям, учреждениям и гражданам, на случаи причинения серьезного ущерба изменениями в окружающей среде, которые квалифицируются как экологические кризисные ситуации, экологические катастрофы или экологическое бедствие. В индустриально развитых странах экологическое страхование широко применяется в сферах деятельности, являющихся источниками повышенного экологического риска. Подобные предприятия илифирмы обязаны иметь собственные страховые фонды экологической безопасности.

В Российской Федерации порядок экологического страхования не определен, хотя в Законе об охране окружающей природной среды упоминается «добровольное и обязательное государственное экологическое страхование на случай экологического и стихийного бедствия, аварий и катастроф». Прежняя практика вообще не предусматривала такой формы страхования и компенсаций за счет средств ведомств или предприятий, являющихся источниками экологической опасности. Последствия всех крупных аварий в нашей стране покрьваются из бюджета, т.е. оплачиваются самим населением.

Осознание важности экономических стимулов защиты природной среды и экологизацки хозяйственной деятельности, острота экологических проблем во многих странах привели к образованию ряда международных экологических фондов, поддерживающих различные международные, региональные и национальные программы по охране природы, экологическому образованию, обмену экологической информацией и т.п. К ним относятся Всемирный фонд охраны природы; Фонд Центра за наше общее будущее (1989); Фонд глобального экосодействия, учрежденный в 1990 г. Программой развития ООН, Всемирным банком и ЮНЕП; Фонд Совета Земли (1993) и некоторые другие фонды.

Например, Фонд компенсации ущерба, нанесенного нарушением свойств окружающей среды и природных ресурсов может использовать свои средства на рекультивацию земель, на очистку водоемов, на восстановление флоры и фауны.

Фонд проведения единой научно-технической политики в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов

  • на перспективные научные направления;
  • на создание новых ресурсосберегащих и экологичных технологий;
  • на разработку и производство высокоэкологичных и ресурсосберегающих машин и оборудования;
  • на создание мощных природоохранных сооружений и устройств;
  • на разработку и производство усовершенствованных технических методов и средств контроля за состоянием среды;
  • на практическое переоснащение сетей контроля за состоянием природной среды и развитие системы экологического мониторинга;
  • на осуществление мер по вторичному использованию отходов.
Фонд материального поощрения за эффективную природоохранную и ресурсосберегаюшую деятельность может использовать свои средства:
  • на осуществление местных социально-экологических программ;
  • на премии за досрочный и качественный ввод в эксплуатацию природоохранных объектов и средств;
  • на премии работникам предприятий и контрольных служб за уменьшение природоемкости производства.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие природоохранных фондов и природоохранной деятельности, её направления и мероприятия. Задачи Федерального экологического фонда РФ, принципы формирования экологических фондов. История и деятельность Гринпис, WWF, региональных экологических фондов.

    курсовая работа , добавлен 26.03.2017

    Анализ принципов формирования экологических фондов. Изучение порядка решения неотложных природоохранных задач и восстановления потерь окружающей среды как основных целей системы экологических фондов. Особенности использования средств экологических фондов.

    реферат , добавлен 02.10.2011

    История охраны природы и пути формирования ряда экологических движений. Характеристика некоторых, наиболее известных организаций в этой сфере. Цели, задачи и позиции крупнейших международных экологических объединений. Проблемы и перспективы их развития.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2015

    Первичный и конечный комплексный социально-экономический эффект от средозащитных мероприятий. Определение общей (абсолютной) и показатель сравнительной (относительной) эффективности экологических издержек. Социальный эффект природоохранных мероприятий.

    контрольная работа , добавлен 08.10.2009

    Основные цели природоохранных организаций. Анализ Европейского агентства по окружающей среде, основная деятельность. Характеристика Всемирного фонда дикой природы, представительства в России, миссия, программы: лесная программа, морская, климатическая.

    реферат , добавлен 29.05.2012

    Определение экономической эффективности от внедрения природоохранных мероприятий на предприятии. Сокращение вредных выбросов в атмосферу от тепловозов. Очередность реализации природоохранных мероприятий, последствия загрязнения воздуха автотранспортом.

    контрольная работа , добавлен 15.03.2010

    Система показателей природоохранной деятельности. Затраты экологического назначения. Их классификация и группировка. Капитальные вложения экологического назначения. Их показатели. Текущие природоохранные затраты. Эффективность природоохранных затрат.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2008

    Изучение перспективных направлений развития природоохранных технологий. Особенности развития электроэнергетической системы Сибири. Системы очистки дымовых газов, как элементная база создания новых технологий. Выбросы золы, серы, азота и очистка от них.

    В последние десять лет в экономике России стали формироваться тенденции активного применения экономических методов регулирования охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. В первую очередь об этом свидетельствуют введение платы за загрязнение окружающей природной среды и использование природных ресурсов, а также создание соответствующих фондов по формированию и использованию средств от взимаемых платежей.
    Цель данной работы: рассмотреть тему: «Экологические фонды».

    Введение ……………………………………………………………………... 3
    1. Сущность экологических фондов ……………………………………….. 4
    2. Ключевые задействованные стороны …………………………………… 6
    3. Виды экологических фондов …………………………………………….. 8
    4. Преимущества и недостатки экологических фондов ………………….. 10
    Заключение ………………………………………………………………….. 12
    Список использованных источников ……………………………………

    Файлы: 1 файл
    Введение ……………………………………………………………………... 3
    1. Сущность экологических фондов ……………………… ……………….. 4
    2. Ключевые задействованные стороны …………………………………… 6
    3. Виды экологических фондов …………………………………………….. 8
    4. Преимущества и недостатки экологических фондов ………………….. 10
    Заключение ………………………………………………………………….. 12
    Список использованных источников ……………………………………… 13

    ВВЕДЕНИЕ

    В последние десять лет в экономике России стали формироваться тенденции активного применения экономических методов регулирования охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. В первую очередь об этом свидетельствуют введение платы за загрязнение окружающей природной среды и использование природных ресурсов, а также создание соответствующих фондов по формированию и использованию средств от взимаемых платежей.

    Цель данной работы: рассмотреть тему: «Экологические фонды».

    1. Сущность экологических фондов

    За последнее десятилетие во многих развивающихся странах были созданы экологические фонды (ЭФ) для обеспечения финансирования деятельности по охране окружающей среды. В данной главе основной упор
    сделан на экологические фонды, направленные на сохранение биоразнообразия, также называемые «трастовыми фондами по сохранению биоразнообразия», а не на все виды экологических фондов.

    Большинство экологических фондов, направленных на финансирование природоохранной деятельности, создаются в форме юридически независимого института (т.е. они не являются государственными) и его
    руководство осуществляется независимым Управляющим советом. Многие экологические фонды имеют постоянный фонд средств, капитализированный за счет грантов от государства и международных доноров. Экологические фонды могут также управлять амортизационным капиталом, созданным за счет конверсии задолженности в природоохранные вложения, или оборотным капиталом, финансируемым за счет специальные «платы с пользователей» или налоги, направляемые на природоохранные цели.

    Основная цель создания экологического фонда состоит в обеспечении стабильного долгосрочного финансирования для национальных парков и других особо охраняемых природных территорий (ООПТ) или небольших грантов для некоммерческих или неправительственных организаций (НПО) и
    общественных объединений на реализацию проектов, направленных на сохранение биоразнообразия и более устойчивое природопользование.

    Зачастую экологические фонды разрабатываются в ходе процесса долгосрочного планирования деятельности особо охраняемых природных территорий (ООПТ).

    Однако экологические фонды являются не просто финансовыми механизмами. Они также служат в качестве:

    • полезного регулярно проводимого форума, в котором принимают участие различные заинтересованные стороны, такие как центральные и местные органы власти, НПО, частные структуры и международные доноры, для обсуждения и разрешения важных вопросов, связанных с охраной окружающей среды ключевых факторов в развитии национальной стратегии и политики в области охраны окружающей среды
    • источника технических экспертов, которые могут работать с государственными и частными структурами для разработки гибких и эффективных подходов к управлению
    • фактора, способствующего наращиванию потенциала НПО, принимающих участие в сохранении биоразнообразия.

    Основная привлекательность экологических фондов для международных доноров состоит в том, что такие фонды в течение длительного времени обеспечивают надежное управление и распределение средств, предоставляемых донорами. Обычно экологические фонды формируются посредством широкого консультативного процесса и управляются Управляющим советом (правлением), состоящим из представителей различных заинтересованных сторон (как государственных, так и частных). Экологические фонды создаются таким образом, что обеспечить надежный и прозрачный порядок функционирования, подотчетность и здравую практику финансового управления. Поэтому экологические фонды могут иметь возможность привлечь дополнительное донорское финансирование в случаях, когда доноры могут быть обеспокоены предоставлением средств государственному органу. Кроме того, управление и инвестирование активов экологического фонда практически всегда осуществляется внешними финансовыми институтами, отечественными или зарубежными, с тем, чтобы обеспечить доход на определенное время функционирования и специфические цели определенного экологического фонда.

    Создание экологического фонда требует значительного вложения времени и ресурсов, а также долгосрочного обязательства по созданию нового института. В экологическом фонде можно задействовать одну или более стратегий по получению доходов, представленных в настоящем Руководстве.

    Экологические фонды состоят из основных четырех компонентов:

    • Основные фонды, которые инвестируются с целью получения дохода.
    • Юридические структуры, которые обуславливают цели и процедуры деятельности Фонда, в том числе процедуры по инвестированию основных фондов. В большинстве случаев экологические фонды создаются в форме юридического лица, в том числе в качестве трастовых фондов, фондов и ассоциаций.
    • Надзорная структура , которая принимает решение о том, как использовать средства. Члены правления должны представлять различные группы, такие как местные сообщества, НПО, государственные органы, частный сектор, научные круги и организации-доноры.
    • Управленческая структура , которая отвечает за управлением фондом и реализацию программ по предоставлению грантов. В экологических фондах, создаваемых для сохранения ООПТ, экологические фонды работают тесно с национальными природоохранными организациями и администрацией ООПТ, которые обычно независимы от экологического фонда.

    2. Ключевые задействованные стороны

    В большинстве экологических фондов задействованы три ключевые стороны: (1) доноры, (2) НПО, (3i) государственные органы. Далее кратко представлены эти стороны и их мотивация.

    1) Доноры

    Доноры предоставляют финансирование, которое обеспечивает функционирование экологических фондов. Глобальный экологический фонд (ГЭФ) являлся единственным самым крупным донором экологических фондов. К другим двусторонним и многосторонним донорам относятся: Агентство США по международному развитию (ЮСАИД), Программа развития ООН (ПРООН), Всемирный банк и Европейский Союз (ЕС). Доноры заинтересованы в усилении своих средств с тем, чтобы они оказали наибольшее влияние на достижение природоохранных целей. Обычно доноры принимают участие в консультировании по вопросу создания правовых рамок и утверждении финансовых условий функционирования экологических фондов. Они также проводят мониторинг реализации проектов, как они это делают в отношении любых проектов, реализуемых за счет средств донора. Доноров также привлекают экологические фонды как способ направления своей поддержки через негосударственный институт, что может привести к усилению децентрализации, подотчетности и прозрачности в управлении средствами фонда, а также принести другую пользу, например, усиление неправительственного сектора.

    Доноры должны верить, что выгода от «инвестирования» значительных средств в долгосрочный фонд, которые получает небольшой инвестиционный доход, используемый на природоохранные цели, перевешивает выгоду от более быстрого расходования средств. Поэтому многие доноры требуют, чтобы экологические фонды получали соответствующие доходы.

    2) НПО-катализаторы

    Для многих экологических фондов, природоохранные НПО, как отечественные, так и международные, играют роль «катализатора», помогая проводить анализ осуществимости, предоставляя техническую помощь по конверсии задолженности в природоохранные вложения и созданию экологического фонда и помогая экологическому фонду в мобилизации средств и институциональному укреплению. В некоторых случаях НПО-катализаторы оказывают содействие в виде натурального вклада в будущий экологический фонд, а в других случаях такие НПО могут получить грант от международной организации-донора. Некоторые международные НПО предоставляют ограниченные капитальные вложения в экологические фонды. Местные НПО могут оказать содействие в создании экологического фонда и позже воспользоваться грантом от экологического фонда. Важно обеспечить, что правила, касающиеся конфликта интересов в экологическом фонде, были разработаны таким образом, чтобы поддержка со стороны НПО не рассматривалась, прежде всего, как вызванная желанием получить грант.

    3) Государственные органы

    Обычно органы власти развивающихся государств поддерживают экологические фонды, поскольку они заинтересованы в увеличении средств, направляемых на природоохранную деятельность, которые имеющиеся институты не могут привлечь или управлять ими вследствие правовых или функциональных ограничений. Мотивация государственных органов по управлению ресурсами состоит в том, что у них появляется возможность привлечь дополнительное внешнее финансирование на покрытие эксплуатационных расходов и иметь доступ к средствам, к которым они прежде не имели доступа (например, доходы от конверсии задолженности в природоохранные вложения). Зачастую доноры ставят создание экологического фонда в качестве условия для проведения конверсии задолженности в природоохранные вложения. В целом, государственные органы (например, по финансам, по управлению ООПТ) стремятся занять важную роль в управлении экологических фондов для направления грантовых средств экологического фонда на проекты, которые являются национальными приоритетами.

    3. Виды экологических фондов

    По своей деятельности, нет каких-либо стандартных экологических фондов. Форма функционирования экологических фондов зависит от общих целей определенного экологического фонда, его правовых рамок, роли в процессе национального планирования природоохранной деятельности и т.д. Структура, масштаб деятельности, приоритеты и процедуры отличаются в зависимости от цели и местной ситуации.

    В плане финансовой структуры, различают три типа капитала, которым управляют экологические фонды, отличающийся по объемам инвестиций и диапазона расходования.

    Благотворительный капитал имеет постоянные оборотные средства.

    Амортизационный капитал начинает с определенной суммы денег, которая расходуется в течение предварительно определенного периода времени.

    Возобновляемый капитал регулярно получают дополнительные финансовые ресурсы – например, доходы от специальных налогов, направляемых на природоохранные программы. В рамках экологического фонда можно управлять одним или более типами капитала.

    Большинство экологических фондов создаются как частные фонды, которые являются независимыми от государственной власти, несмотря на то, что представители государственных органов представлены в правлении.

    Парковые фонды направлены на поддержание одного или более национального парка в системе ООПТ. Грантовые фонды направляют ресурсы целевым группам (обычно это НПО и общественные объединения) для проведения различные природоохранных проектов и проектов по устойчивому развитию. Зачастую одна из основных целей состоит в усилении институтов гражданского общества (например, НПО и общественные объединения) для того, чтобы такие институты могли играть более активную и конструктивную роль в обсуждениях по экологической политике и установлении приоритетов.

    4. Преимущества и недостатки экологических фондов

    Преимущества:

    • Экологические фонды обеспечивают устойчивое финансирование, смягчая риск неожиданного прекращения поступления средств вследствие политических изменений, сокращения бюджета, сокращение средств, выделяемых на программы и т.д.
    • Поскольку экологические фонды независимы от государства, они могут реагировать более гибко на новые вызовы.
    • Экологические фонды могут проводить долгосрочное планирование, поскольку они независимы от изменений в государстве и смены политических приоритетов.
    • Экологические фонды могут предоставлять небольшие гранты путем распределения больших международных грантов на небольшие проекты. По сравнению с крупными донорскими организациям обладают большими возможностями по осуществлению надзора за большим количеством небольших проектов и уточнению требований для удовлетворения местных обстоятельств.
    • Экологические фонды способствуют координации между различными группами (доноры, правительство и гражданское общество).
    • Экологические фонды помогают создавать местные возможности по управлению финансовыми ресурсами. Такие фонды управляются на местах, направлены на приоритеты региона, страны, области или сообщества, в которых они расположены.
    • Эффект усиления: после создания экологических фондов, такие фонды могут привлечь дополнительное финансирование из различных источников.
    • Экологические фонды пользуются преференциями, такими как освобождение от уплаты налогов, что позволяет полностью использовать имеющиеся ресурсы на нужды бенефициаров.

    система общественных и государственных организаций, ставящих своей целью решение экологических проблем. Внебюджетные государственные Ф.э. находятся в единой государственной системе, включая Федеральный Ф.э. РФ, субъектов РФ и местные Ф.э.; средства Ф.э. формируются из различных источников, главными из которых являются обязательные платежи природопользователей за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов, а также сумм, полученных по искам о возмещении вреда и штрафов за экологические правонарушения.

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФОНДЫ

    внебюджетные государственные фонды, источниками поступления средств которых являются средства предприятий, учреждений, организаций, граждан, а т.ж. иностранных юридических лиц и граждан в виде: платы за нормативные и сверхнормативные (лимитные и сверхлимитные) выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды загрязнения; сумм, полученных по искам о возмещении вреда и штрафов за экологические правонарушения; средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции; полученных в виде дивидендов, процентов по вкладам, банковским депозитам, от долевого использования собственных средств фонда в деятельности предприятий и иных юридических лиц; инвалютных поступлений от иностранных юридических лиц и граждан. Э.ф. образуют единую систему, объединяющую федеральный экологический фонд, республиканские, краевые, областные и местные фонды. Размеры платы за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов, сумм, полученных по искам о возмещении вреда, и штрафов за экологические правонарушения установлены действующим законодательством. Штрафы налагаются в пределах компетенции специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации (в том числе органами в области охраны природы, санитарно-эпидемиологического надзора и др.). Конкретный размер налагаемого штрафа определяется органом, налагающим штраф, в зависимости от характера и вида совершенного правонарушения, степени вины правонарушителя и причиненного вреда Расчет сумм по возмещению вреда производится в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния природного объекта с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

    право органам Минприроды взыскивать с предприятий в безакцептном порядке. Во-вторых, постановлением Правительства так разъясняется вытекающий из действующего законодательства факт: если платежи предприятия равны или превышают размер прибыли, которая остается в распоряжении предприятия, то местными органами охраны окружающей среды или органами санэпиднадзора рассматривается вопрос о приостановлении или прекращении деятельности данного хозяйствующего субъекта.

    Экологические фонды

    В Российской Федерации создается система экологических фондов. Ее главная задача - обеспечение надежного финансирования различных видов природоохранной деятельности. Система экологических фондов включает Федеральный экологический фонд, соответствующие республиканские (краевые, областные и местные) экологические фонды, страховые фонды окружающей среды, экологические фонды предприятий.

    Федеральный экологический фонд - внебюджетная государственная организация, осуществляющая свою деятельность под общим руководством Правления, сформированного Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ. Основной задачей фонда является финансирование всех видов природоохранной деятельности, имеющих общефедеральное и межрегиональное значение. Средства фонда формируются за счет отчислений республиканских, краевых и областных экологических фондов в размере 10% собственной коммерческой, инвестиционной, банковской, страховой, издательской и иной деятельности, отчислений из республиканского бюджета, а также средств, получаемых от проведения денежно-вещевых лотерей, аукционов и иных благотворительных акций.

    Правление ежегодно отчитывается о расходовании средств перед собранием представителей республиканских, областных, краевых комитетов по экологии и природопользованию.

    Региональные экологические фонды. Учредителями республиканских,

    краевых и областных экологических фондов являются соответствующие комитеты по экологии и природопользованию. Эти экологические фонды являются юридическими лицами и действуют самостоятельно в пределах утвержденных смет, имеют самостоятельный баланс и могут иметь отделения и филиалы. Средства этих фондов не подменяют другие источники финанси-

    рования по проектам социально-экономического развития территории, плановые природоохранные мероприятия природопользователей. Они служат дополнительным источником финансирования и кредитования для:

    - строительства, технического перевооружения, реконструкции и капитального ремонта объектов природоохранного назначения, включая городские очистные сооружения, канализацию, и других природоохранных мероприятий территориального назначения;

    - создания и усовершенствования автоматизированных систем мониторинга и технических средств для них, разработки, приобретения и аренды приборов, оборудования и техники для осуществления контроля;

    - развития собственной материально-технической базы местных комитетов по экологии и природопользованию (приобретение машин, приборов, вычислительной техники и т.д.);

    - создания местной информационной системы сбора, хранения, систематизации и обработки экологической информации и информации по территории;

    - создания и развития заповедников, заказников, национальных парков и сохранения памятников природы;

    - научных и практических работ по созданию ресурсосберегающих и природоохранных видов техники и технологии;

    - исследовательских работ по изучению территории и развития рынка экологических услуг;

    - проведения работ по экологической экспертизе объектов;

    - создания предприятий с целью решения экологических проблем;

    - проведения мероприятий по обеспечению экологической безопасности населения, охраны и воспроизводства нарушенных хозяйственной деятельностью отдельных природных экосистем;

    - организации экологического образования и воспитания, пропаганды экологических знаний, издательской деятельности по экологии и природопользованию.

    Часть средств (до 5%) экологических фондов может быть использована на строительство объектов здравоохранения, для восстановления здоровья трудящихся, заболевания которых связаны с загрязнением окружающей среды.

    Экологические фонды, являясь неотъемлемой частью экономического механизма регулирования природопользования, образуются за счет средств, поступающих от предприятий, учреждений и организаций, отдельных граждан, а также физических и юридических иностранных лиц. Данные фонды формируются за счет следующих платежей:

    - за загрязнение окружающей среды;

    - за сверхнормативное использование природных ресурсов (также по-

    - платы по искам в возмещение ущерба;

    - штрафов за нарушение природоохранного законодательства, экологических норм, правил и стандартов;

    - средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, а также продажи незаконно добытых с их помощью продукции и природных ресурсов;

    - добровольных взносов.

    Также в эти фонды поступают:

    - отчисления на природоохранные мероприятия из государственного

    и местного бюджетов;

    - средства, получаемые в виде дивидендов, процентов по вкладам от долевого участия в деятельности совместных предприятий, иных юридических лиц и кредитов;

    Доходы от издательской, хозяйственной, коммерческой и иной деятельности;

    - средства от проведения денежно-вещевых лотерей и различных бла- готворительно-экологических мероприятий;

    - прибыль от средств, размещенных в качестве депозитов в банках;

    - средства из иных источников, не противоречащих существующему законодательству.

    Экологические фонды предприятий. В перспективе предполагается формировать за счет отчислений от прибыли, а также других поступлений. Прибыль, направляемая в эти фонды, не подлежит налогообложению. Средства данных фондов необходимо использовать для осуществления природоохранных мероприятий до достижения выбросами установленных стандартов.

    Для начала необходимо ввести систему экономического стимулирования природоохранной деятельности, включающую льготное налогообложение, льготное кредитование и субсидирование проектов по охране природы, ускоренную амортизацию природоохранных основных фондов.

    Система налоговых льгот должна включать:

    - уменьшение налогооблагаемой прибыли при осуществлении природоохранных мероприятий;

    - налоговые льготы для предприятий, выпускающих природоохранное оборудование, материалы и реагенты, приборы и оборудование для экологического мониторинга, а также оказывающих производственные услуги экологического характера (эксплуатация городских водоочистных сооружений, сбор, утилизация и захоронение бытовых отходов, строительство, реконструкция природоохранных объектов и т.п.).

    Для льготного налогообложения также желательны:

    - уменьшение суммы дохода, облагаемого налогом;

    - прямое сокращение налогов (с использованием коэффициентов, дифференцированных по системе льготного налогообложения);

    - исключение отдельных видов расходов из валового дохода;

    - соответствующее использование подсистемы налогового кредита. При расчете облагаемой налогом суммы дохода может быть преду-

    смотрена ускоренная амортизация основных фондов при условии выполнения всех требований охраны окружающей среды.

    В этом случае от налогов освобождаются суммы дохода, равные разности между амортизационными отчислениями, принятыми в системе бухгалтерского учета, и нормативами вводимой налоговой амортизации.

    Экологические критерии, по которым регулируется система налогообложения, следующие:

    - степень соответствия фактического уровня ресурсоиспользования и ресурсосбережения региональным предельным нормативам;

    - нормативные нагрузки на окружающую природную среду;

    - территориальные лимиты природопользования;

    - необходимые темпы перестройки народнохозяйственных структур на экологической основе;