Меню
Бесплатно
Главная  /  Персонал  /  Библиотекари и впрямь скоро разбогатеют. Оплата труда библиотечных работников общеобразовательных учебных заведений Какой процент добавят библиотекарям 1 июня

Библиотекари и впрямь скоро разбогатеют. Оплата труда библиотечных работников общеобразовательных учебных заведений Какой процент добавят библиотекарям 1 июня

На сегодняшний день ситуация на рынке труда в России выглядит неоднозначно, однако многое зависит как от самого региона, так и от выбранной профессии. При этом, чем более узкую профессиональную нишу занимает сотрудник, тем меньше может оплачиваться его труд.

Какая средняя зарплата библиотекарей в 2018 году? Сколько получают сотрудники данного учреждения в разных регионах? Грядут ли повышения? Читайте и узнавайте!

Как формировалась средняя зарплата библиотекаря за последние 3 года?

Казалось бы, ежегодно уровень зарплаты каждого отдельного взятого сотрудника должен повышаться, но на деле подобное правило часто не работает.

Так, если внимательно изучить графики колебаний заработных плат библиотекарей за 3 прошедших года, то можно увидеть удручающую тенденцию:

Стоит отметить, что уровень заработка библиотечного работника напрямую зависит от его образования, опыта и типа финансирования учреждения.

Так, в государственной библиотеке зарплаты ниже, чем в частной, однако и в частной библиотеке сегодняшний эквивалент труда работника – 12.000 рублей.

Вакансии: легко ли попасть на место библиотекаря?

Несмотря на низкую востребованность данной профессии, и на то, сколько получает библиотекарь в России, многие люди хотят пойти работать в библиотечное учреждение.

Так вот, сегодня открытые вакансии есть, причем имеются они как в крупных регионах, так и в небольших. Но чтобы прийти работать в библиотеку, необходимо:

  • иметь высшее образование в любой гуманитарной дисциплине (преимущество отдается кандидатам, получившим педагогическое образование);
  • обладать управленческими навыками;
  • быть усидчивым, внимательным и доброжелательным.

Кроме этого, современный библиотекарь обязан не только делиться с другими людьми знаниями, но и уметь систематизировать информацию с помощью различной вычислительной техники.

То есть для того, чтобы занять место библиотекаря, мало иметь просто желание работать с книгами и с людьми, нужно иметь «правильное» образование и необходимо владеть соответствующими навыками.

Востребованность библиотекарей в различных регионах

Как ни странно, но Москва и Московская область не занимает первое место по количеству вакансий «библиотекарь». В столице их ищут всего примерно 6% работодателей.

На первом же месте – Краснодарский край, где 8% всех объявлений о поиске сотрудников направлено на поиск библиотекарей. Дальше идут такие регионы, как Ленинградская область (4,7%), Челябинская область (4,5%), и республика Татарстан (4%).

Безусловно, новые библиотечные сотрудники требуются и в других регионах, однако количество свободных рабочих мест минимально.

Как зарабатывают библиотекари в различных учреждениях?

Библиотеки бывают разными: одни находятся под государственным контролем, другие открывают частные лица. Одни учреждения имеют в фонде более 2,6 млн. единиц книг, другие, расположенные в школах и ВУЗах, обладают фондом меньшего размера.

Разумеется, у человека, ищущего работу в библиотечном учреждении, возникает вопрос: «Сколько получает педагог-библиотекарь в школе и в централизованной библиотеке?»

Сразу стоит отметить, что зарплата сотрудника, работающего в школьной библиотеке, заметно отличается от заработка сотрудников аналогичных государственных учреждений в меньшую сторону.

Все дело в том, что централизованные библиотеки, а, значит, и их сотрудники, имеют возможности получать дополнительный доход с помощью:

  • введения платных полиграфических услуг;
  • проведения на базе имеющихся площадей обучающих семинаров;
  • продажи абонементов и т.д.

В свою очередь работники школьных библиотек ограничены в возможностях, поскольку обслуживают только несовершеннолетних учеников.

При этом библиотекари относятся к категории госслужащих, то есть их заработок должен ежегодно индексироваться. Но поскольку в стране наблюдается довольно непростая экономическая ситуация, подобное повышение зачастую остается только обещанием.

Именно поэтому все школьные библиотекари, имеющие педагогическое образование, были переведены на должность «педагог-библиотекарь в школе». И теперь, благодаря дополнительным повышенным ставкам, они имеют возможность зарабатывать чуть больше.

Однако уровень зарплаты даже таких библиотекарей в среднем не превышает показателя в 14.938 рублей.

При этом самые высокие заработные платы в данной сфере деятельности получают библиотекари Краснодарского края, самые низкие – проживающие в республике Калмыкия.

Заработная плата библиотекарей в городе и в селе: есть ли различия

Несмотря на тот факт, что зарплата школьного библиотекаря и так невелика, заработок сельских библиотекарей сегодня еще ниже, порою он даже ниже официального прожиточного минимума. Это объясняется несколькими причинами:

  • отсутствием финансирования сельских библиотек;
  • физическим устареванием книжного фонда.

Так вот, зарплата сельских библиотекарей сегодня варьируется в пределах 5.000 – 10.000 рублей. При этом стоит отметить, что в ближайшие планы правительства входит закрытие большей части сельских библиотек по причине их ничтожно малой востребованности у населения.

Сколько зарабатывает заграничный библиотекарь?

Поскольку ситуация с зарплатой библиотекарей выглядит в России не очень радужно, давайте посмотрим на другие страны и узнаем, сколько зарабатывает библиотекарь в месяц там.

Итак, на сегодняшний день в Казахстане зарплата библиотекаря колеблется в пределах 38.000 – 52.000 KZT, или, в переводе на русские рубли, в пределах 6.750 – 9.200 рублей.

Казалось бы, это совсем мизерные по российским меркам суммы, однако не стоит забывать, что прожиточный минимум в Казахстане сегодня составляет 21.364 тенге или 3.795 рублей. Кроме этого, в ближайший год казахских библиотекарей ожидает повышение заработка на 34-60%.

В свою очередь в Украине средняя заработная плата библиотекарей составляет 3.000 – 4.000 UAH или 6.400 – 8.600 рублей. При этом прожиточный минимум в Украине установлен в размере 1.700 гривен или 3.600 рублей.

Как обстоят дела в Беларуси? В Беларуси средний заработок библиотекарей приравнивается к 387 BYR или к 11 российским рублям. При всем при этом прожиточный минимум здесь составляет 199 белорусских рублей или 5 российских рублей 85 копеек.

То есть, как становится понятным, оклад библиотекаря во многих государствах оставляет желать лучшего. Но не всегда сотрудники библиотек получают только голый оклад, иногда в расчет берутся всевозможные доплаты.

Стоит ли ждать повышения зарплаты в 2018 году?

К сожалению, повышение зарплаты библиотекарей в 2018 г пока не рассматривается органами законодательной власти. Все, на что остается надеяться людям данной профессии – на программу планового увеличения заработка сотрудников бюджетных организаций.

При этом на данный момент времени действие программы приостановлено, однако о полном прекращении ее действия еще не объявлено.

Итак, работники учреждения, занимающегося сбором и хранением книг, на сегодняшний день зарабатывают не более 10.000 рублей. При этом требования, предъявляемые к библиотекарям, очень высоки (минимальные – наличие педагогического образования).

Традиционно, зарплата библиотекаря в Москве или в Санкт-Петербурге выше, чем в «бедных» регионах, но самый высокий уровень заработка в Камчатском крае (в Уфе библиотекарь получает примерно 24.000 рублей).

В июне 1929 года в РСФСР начался «Библиотечный поход» – просветительская компания по внедрению в повседневный быт граждан культуры регулярного посещения библиотек. «Библиотечный поход» был логичным продолжением другой просветительской компании, проводимой государством, – борьбы с безграмотностью. Сегодня, восемьдесят шесть лет спустя, система, сформированная в советское время, пребывает в каком-то странном состоянии. Библиотеки вроде бы есть – каждый может вспомнить, где находится районная библиотека, но если кто и вспомнит местонахождение районной «читальни», вряд ли также ответит, когда он последний раз открывал ее двери.

Один из больных вопросов – это зарплата у библиотекарей в 2018 году и слухи об обещанном повышении оплаты труда в грядущем, 2019.

Чемодан без ручки

Библиотечная система в современной России во многом напоминает чемодан с оторвавшейся ручкой: и нести сложно, и бросить нельзя. К тому же это очень большой чемодан: согласно оценкам, в нашей стране существует 130000 библиотек различного типа. Правда, подсчеты эти весьма приблизительные – последние официальные оценки общего количества читален в России устарели на двадцать лет. Вряд ли в лучшем положение дел в странах СНГ – в Казахстане, Украине.

Центральная библиотечная система очень разветвленная. Библиотеки принадлежат к разным ведомствам: самыми большими фондами владеет Министерство науки и образования.

  1. Под началом Министерства образования находится 66000 заведений школ.
  2. В средних специальных и высших учебных заведениях – 3000.
  3. Около 6000 заведений специальной литературы: медицинской, технической, сельскохозяйственной.

Вторая обширная часть принадлежат Министерству культуры. В эту категорию, кроме музейных фондов, относятся общедоступные публичные библиотеки. Те самые, районные. Почти 47000 различных муниципальных, из которых более 75% – сельские «читальни».

Самая большая проблема библиотечной системы – хроническое недофинансирование. Не выделяется достаточно средств на модернизацию, на формирование библиотечных фондов. Библиотеки располагаются в давно не ремонтированных помещениях, а некоторые – 445 библиотек, в откровенно аварийных строениях. Но библиотека – это не только здание и книги.

Существование библиотеки и ее нормальное функционирование невозможно без библиотекаря. Между тем заработная плата библиотекарей – одна из самых низких в стране. В большинстве регионов зарплата работников библиотек ниже официального прожиточного минимума.

Надо же что-то делать

По статистическим данным, не так давно – в 2003 году – средняя зарплата сотрудников обычных районных библиотек насчитывала всего 2000 рублей. А в некоторых регионах величина оклада библиотекаря составляла вообще смешные, по нынешним временам, цифры: 700 рублей. И это, несмотря на то, что работа библиотекаря требует определенной квалификации, а 40% сотрудников библиотек имеют высшее образование, в том числе и специальное, библиотечное.

В самом плачевном положении находятся работники самой значительной части библиотек: школьные библиотекари, работники муниципальных публичных библиотек, сельские библиотекари. Размеры финансирования настолько ничтожны, что в некоторых случаях библиотекари вынуждены покупать на собственные нищенские зарплаты канцтовары.

В 2005 году правительство осознало риски утраты культурного наследия страны в виде библиотечных фондов, снижения общего уровня образования, массовой люмпенизации населения, распада созданной за предыдущие десятилетия библиотечной системы. В правительственном постановлении № 740 от 8 декабря 2005 года была сформулирована Концепция развития библиотечного дела до 2015 года.

В ходе реформы

В 2011 году в рамках реализации Концепции началась реформа библиотечной системы, в ходе которой предполагается не только пересмотреть законодательную базу, но и внести новое, современное понимание сути деятельности библиотек. Чиновники, презрительно назвав библиотеки «пунктами выдачи книг», призвали превратить книгохранилища с функцией выдачи книг в современные досуговые медиацентры.

Реформы – дело хорошее, хотя, как показывает исторический опыт, в большинстве случаев крайне болезненное для многих непосредственных участников. Мы не станем комментировать такие результаты действия реформирования, как объединение и укрупнение отдельных библиотечных единиц, сокращение и без того недоукомплектованных штатов библиотекарей за счет увольнения пенсионеров, продолжавших работать, разговоры о введении униформы для сотрудников, разработку фирменного стиля и единого дизайна интерьеров.

Стильный дизайн интерьера вряд ли увеличит количество посетителей, которых, к слову, теперь именуют «пользователями», а не «читателями». Столичные штучки не способствуют обновлению книжного фонда сельских библиотек, который устарел физически (бумажные книжки имеют тенденцию истрепываться), и информативно. В некоторых библиотеках, количество которых приближается к 50%, поступлений новых книг не было более десяти лет.

Кадры решают все

Сегодня зарплаты библиотекарей в различных регионах страны могут существенно отличаться. Размер выплат зависит и от населенного пункта, и от статусности библиотеки, и от стажа работы, и от разрядов и категорий.

До 2011 года формирование оклада основывалось на Единой тарифной сетке. Так, к примеру, библиотекарь 1-ой категории обязан иметь высшее образование, ему присваивался разряд с 9 по 11, и в 2011 году максимальный размер оклада без надбавок и прочих выплат был 9 708 рублей. С учетом надбавок, премий и прочих выплат зарплата работника библиотеки, имеющего высокий разряд, редко превышает 15 000 рублей.

Вопрос повышения зарплат работникам бюджетной сферы, к каковым причисляются и библиотекари, стоит очень остро. Правительством планировалось повышение окладов бюджетников в несколько раз до 2019 года. Однако денег у правительства попросту нет. Поэтому индексация заработной платы, особенно на фоне инфляции и экономического кризиса, практически незаметна.

По мнению министра финансов, запланированная индексация зарплат библиотекарей в 2019 году должна состояться: Правительство намерено изыскать средства на выполнение социальных гарантий. Ведь без увеличения оплаты труда сложно реализовывать Концепцию развития библиотечного дела – молодых специалистов сложно заманить в библиотеку.


4 комментария

    Сдаётся мне,что » нас опять обманут,ничего не дадут».А если программа повышения или так называемой индексации зарплаты школьным библиотекарям будет растянута на целых 4 года,то какой смысл этого повышения до 15000???Инфляция и бешенное повышение цен на все попросту сожрет это повышение(если оно ещё будет).я,например, не почувствовала аб солютно ничего,это я о прибавке,которая якобы была в 2015 году.все это напоминает мне мультфильм про черепаху,которая не попадала во времена года…тяжело и грустно не жить,а попросту выживать с такими копейками.жаль детей,которые много чего не видят,жаль себя,потому что выйдя на пенсию будешь получать самую мизерную пенсию даже ниже своей нынешней зарплаты.как жить???

    Я заведующая школьной библиотекой. Нагрузка большая. закажи, привези, собери и раздай учебники ученикам. И обеспечить надо каждого. Нет в фонде, ищи по другим школам.Еще литература по школьной программе… Дети читают много. Библиотечные уроки, различные мероприятия обязательные, читательские конференции. Все это проводится. Читателей около 1000 человек. На одного библиотекаря. И все это за 8 тысяч зарплаты. С оплатой коммунальных услуг в 5 тысяч. Невозможно жить в такой нищете! Как можно было довести людей до такого нищенского существования? Кто из молодых пойдетк нам работать? Никто!.

    Школьному библиотекарю существовать в сложившихся условиях очень сложно. Даже если пенсионер, то пенсия нищенская, тем более, перестали индексировать. Работы стало еще больше, потому что прибавилась медеотека,а зарплата все та же.Фонд не пополнялся много лет; программа по литературе изменилась, а программных произведений нет. Выкручиваешься, как можешь.

Оплата труда работников школьных библиотек

Какие тарифные ставки (оклады), разряды и надбавки устанавливаются школьным библиотечным работникам?

Тарифные ставки (оклады) библиотечных работников согласно подп.1.2 прил.1 к постановлению Минтруда от 2000-01-21г. N 6 (далее -- постановление N 6) определяются путем умножения тарифной ставки 1-го разряда, устанавливаемой Совмином, и тарифных коэффициентов ЕТС с учетом корректирующих коэффициентов и повышений, предусмотренных условиями оплаты труда.


В соответствии с Положением о библиотеке общеобразовательной школы Республики Беларусь (утв. приказом Министерства образования от 27.12.99г. N 768) школьная библиотека является структурным подразделением школы.


Несмотря на то, что школьная библиотека является структурным подразделением, библиотечные работники относятся к работникам культурно-просветительных учреждений и условия оплаты их труда и тарификация определены прил.8 к постановлению N 6.


Библиотекари тарифицированы 10--13 разрядами ЕТС, что соответствует уровню тарификации инженеров, экономистов, бухгалтеров, должности которых носят межотраслевой характер.


Заведующие библиотеками тарифицируются в зависимости от группы по оплате труда, к которой отнесена библиотека.


Например, к III группе отнесены библиотеки со среднегодовым числом читателей от 25 до 45 тыс. чел. и среднегодовым количеством книговыдач от 150 до 375 тыс. экземпляров, к IV -- от 10 до 25 тыс. и от 150 до 375 тыс.экз. соответственно. При этом заведующий библиотекой III группы тарифицирован 16-м разрядом, а IV группы -- 15-м.


В связи с тем, что показатели, характеризующие объем работы школьных библиотек, как правило, ниже показателей IV группы по оплате труда и они являются структурными подразделениями организаций, заведующим этими библиотеками в соответствии с действующими условиями оплаты труда предусматривается 14-й тарифный разряд.


В соответствии с п.3 Условий оплаты труда общих для работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями (утв. постановлением N 6), руководители организаций имеют право устанавливать надбавки основным категориям специалистов, имеющим квалификационные категории, в т.ч. и библиотекарям, надбавки за наличие квалификационных категорий в следующих размерах (в % от тарифных ставок (окладов)):


за высшую квалификационную категорию -- 30;


за первую -- 20;


за вторую -- 15.


Внутридолжностное квалификационное категорирование по оплате труда библиотекаря производится в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками Квалификационного справочника должностей служащих, занятых в культуре и искусстве (утв. постановлением Минтруда от 2001-12-19г. N 25).


Квалификационными требованиями, предъявляемыми к должности ведущего библиотекаря, являются высшее профессиональное образование и стаж работы в должности библиотекаря I категории не менее 3 лет, библиотекаря I категории -- высшее профессиональное образование и стаж работы в должности библиотекаря II категории не менее 3 лет, библиотекаря II категории -- высшее профессиональное образование без предъявлений к стажу работы или среднее специальное образование и стаж работы в должности библиотекаря (библиографа) не менее 3 лет, а библиотекаря -- среднее специальное образование.


В случае приема на работу в школу библиотекаря 1-й квалификационной категории, о чем имеется запись в трудовой книжке, ему устанавливается соответствующий должностной оклад и проведения повторной аттестации в отделе образования не требуется.


Заведующим библиотеками указанные надбавки не устанавливаются, поскольку они относятся к категории руководителей и уровень их должностных окладов зависит от группы по оплате, к которой отнесена данная библиотека.


Руководствуясь п.9 Инструкции об особенностях исчисления стажа работы по специальности основных категорий специалистов образования (утв. постановлением Минобразования от 2002-10-31г. N 45), исчисление стажа по специальности (в отрасли) работников школьных библиотек следует производить в порядке и на условиях, установленных Министерством культуры.


Постановлением Минобразования от 2002-06-12г. N 24 "Об утверждении перечня и размеров доплат работникам учреждений образования за отдельные виды работ" заведующим школьными библиотеками и библиотекарям с 1.09.2002г. введена дополнительная оплата за работу с библиотечным фондом учебников -- при наличии тысячи экземпляров за каждую последующую тысячу экземпляров учебников. При этом доплата производится как одному, так и нескольким работникам, но в объеме, не превышающем 9750 руб. в месяц. Выплата указанной доплаты работникам других библиотечных организаций не предусмотрена.


Поскольку заведующий школьной библиотекой является руководителем структурного подразделения, подп.2.8 Условий оплаты труда работников общих для работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, утв. постановлением N 6, руководителю школы предоставлено право определять руководителям, специалистам и служащим, в т.ч. и заведующим библиотеками, надбавки за высокие творческие и производственные достижения в работе, сложность и напряженность труда, а также за выполнение особо важных и срочных работ в размере до 50% должностного оклада (ставки), направляя на эти цели выделенные из бюджета средства в размере 10% планового фонда зарплаты работников организаций.


Для повышения стимулирующей роли должностных окладов действующими условиями труда также предоставлено право руководителям учреждений, организаций в пределах средств на оплату труда повышать должностные оклады руководителей структурных подразделений и специалистов в размере до 7%.


Кроме того, руководитель может производить премирование работников, направляя на эти цели выделяемые из бюджета средства и экономию средств, предусмотренных на оплату труда, при этом размеры премии конкретным работникам не ограничиваются.


Таким образом, оплата труда работников библиотек дифференцирована в зависимости от уровня квалификации и выполнения качественных и объемных показателей и в этой связи ее размер зависит не только от должностного оклада, но и от стажа работы по специальности (в отрасли), размера предусмотренных надбавок и доплат к должностным окладам (тарифным ставкам), а также премии.


При возникновении диспропорции в уровнях оплаты труда заведующих школьными библиотеками и библиотекарей, имеющих надбавки за наличие квалификационной категории, регулирование оплаты может осуществляться путем установления надбавок за высокие творческие, производственные достижения в работе, сложность и напряженность труда до 50% должностного оклада и увеличения размера премии.

Премьер объявил о решении серьезно поднять зарплаты федеральным бюджетникам

Владимир Путин нашел резервы для повышения зарплат федеральных бюджетников на тридцать процентов. Правда, это произойдет не сразу, а поэтапно. Впрочем, так давно ждавший внимания к себе бюджетный люд уже полон энтузиазма.

Благая весть дошла из Подмосковья, где в эти выходные Путин как председатель партии «Единая Россия» встречался с партактивом – фракцией «единороссов» в Госдуме. Именно там он впервые объявил о предстоящем на треть с 1 декабря этого года повышении зарплат федеральных бюджетников. Новая инициатива Путина, по прикидкам руководителя Минздравсоцразвития Татьяны Голиковой, обойдется казне в 135 миллиардов рублей.

Речь идет о гражданском составе Вооруженных сил и работниках учреждений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти: работниках федеральных вузов, больниц, музеев. Чиновников, учителей районных школ и врачей муниципальных поликлиник повышение не коснется. По подсчетам Минэкономразвития бюджетников, зависящих от центра, около трех миллионов. Планируется, что их годовой оклад вырастет на 45 тысяч рублей, то есть на 3,75 тысячи рублей в месяц. Деньги по теперешним расходам и при бодро галопирующей инфляции невелики, но и они лишними, конечно, не будут.

Правительство в очередной раз утвердило основные параметры федерального бюджета на 2009-2011 годы. Никакой революции из-за повышения зарплат не предвидится: перекраивать бюджет из-за объявленных бюджетникам щедрот никто не будет.

Оказывается, как пояснили в Министерстве финансов РФ, эти деньги уже заложены в проект трехлетнего бюджета в качестве резерва, и теперь их просто переведут на соответствующие бюджетные статьи.

Объявленное Путиным повышение зарплат федеральным бюджетникам явится одним из этапов перехода к новой системе оплаты их труда. Минздравсоцразвития РФ все также настойчиво проводит в жизнь план, при котором государство откажется от единой тарифной сетки, по которой сейчас рассчитывается оклад федерального бюджетника. Вместо этого предполагается с 1 декабря отказаться от всех надбавок и заложить их в зарплаты бюджетников. Премии же будут получать особо отличившиеся. А решать, кто именно, будут руководители учреждений, получающих деньги из федерального бюджета.

Новая система оплаты труда уже породила глухой ропот и такой же глухой протест. Народ совершенно справедливо опасается, что отказ от бюджетной сетки приведет к возникновению конфликтов в трудовых коллективах, поскольку весьма существенную долю получаемых бюджетниками средств в виде премии будут по своему вкусу и разумению распоряжаться руководители учреждений. А вкус и разумение – дело субъективное, и конфликтных ситуаций, вероятно, станет больше. Уповать на то, что все начальники – сплошь идеал порядочности и здравомыслия по всем меркам утопия чистой воды.

На планах премьера о реорганизации системы оплаты труда в сфере культуры стоит сказать особо. Путин заявил, что ему представляется необходимым «вообще менять систему оплаты труда в сфере культуры». Премьер согласился с тем, что уровень оплаты труда в этой области крайне низок и не соответствует тому значению для общества, которое играет культура. «В существующей системе мы вынуждены были пойти на систему преференциальных выплат для ведущих коллективов, - заметил Путин. - Большой театр попал в этот список первым. Сегодня всего 30 ведущих музыкальных и драматических коллективов страны получают президентские и правительственные гранты. На эти цели мы дополнительно выделяем каждый год почти 2,5 млрд. рублей. Если быть более точным - 2,4 миллиарда».

По информации, поступившей от премьера, правительство планирует расширить эту практику, и в следующем году начать дополнительно выплачивать гранты для образовательных учреждений, работающих в сфере культуры. На эти цели предусмотрены 12 президентских и 12 правительственных грантов. И еще к этому - плюс 14 правительственных грантов для музыкальных коллективов и академических коллективов.

Судя по всему, именно из этих грантов будут черпаться средства для повышения зарплаты работникам этих учреждений.

Говорил Путин и о необходимости обратить внимание на жизнь библиотек, подчеркнув, что сегодня следует «просто профинансировать их возрождение - придать им совершенно новое качество, поставить эту работу на современный технологический уровень». Для этого предусмотрено соответствующее финансирование: за 2009-2011 года будет выделено более 2,7 млрд. рублей. Однако о повышении зарплаты работникам библиотек ничего конкретного не прозвучало, премьер лишь заметил, что Минкультуры «должно над этим подумать и сделать соответствующие предложения».

Вместе с тем, совершенно не прозвучала в выступлении премьера проблема и повышения заработной платы работников федеральных архивов – наиболее униженной части служащих в сфере культуры. Между тем, речь идет всего-то примерно о двух тысячах специалистов, среди которых доктора и кандидаты наук (не получающие, кстати, доплат за ученых степени и звания), уникальные знатоки национального архивного достояния – документальной памяти нашего народа. Остается только надеяться, что в поручении премьера Министерству культуры речь о повышении зарплат служащим национальных архивов все-таки пойдет. Без этого отрасль «встанет» - на существующие ставки молодежь работать не идет.

И, тем не менее, очень важно, что долгие годы забытая государством область культуры начинает, кажется, получать некоторое внимание со стороны правительства. В конце концов, одной реконструкцией Большого театра сохранить культуру России невозможно.

Специально для Столетия

Общедоступные библиотеки: мониторинг сети и ситуация в регионах

Уважаемые коллеги!

С 12 по 18 мая 2018 года во Владимире — «Библиотечной столице России 2018 года» — проходил Всероссийский библиотечный конгресс: XXIII Ежегодная Конференция Российской библиотечной ассоциации.

Не секрет, что тема проходящей в настоящее время оптимизации библиотечной сети волнует без преувеличения каждого библиотекаря.

Мое внимание привлекла статья на сайте «Университетская книга» , в которой я впервые прочитала так подробно о положении библиотек в разных регионах страны, о том, как проходит оптимизация библиотек в стране. Надеюсь, что эта статья привлечет внимание библиотекарей, интересующихся вопросами оптимизации и следящими за событиями в библиотечном мире.

Одной из основных тем, обсуждаемых на Всероссийском библиотечном конгрессе, стала трансформация библиотечной сети в регионах России. Эта проблема объединила четыре секции: центральных библиотек субъектов РФ, публичных библиотек, секцию по библиотечной политике и законодательству и секцию «Библиотечные общества и ассоциации».

Главным вопросом дискуссии стало влияние трансформации сети на доступность услуг библиотек для населения по всей территории страны. Через призму государственной культурной политики рассматривались задачи и актуальные практики управления такими процессами, как сокращение численности библиотек, их массовый перевод на работу в сокращённом режиме, разрушение целостности профессиональной библиотечной сети и др.

По оценке Сергея БАСОВА , заведующего научно-методическим отделом РНБ и ведущего заседания, 2017 год прошёл для библиотечного сообщества под грифом новых социальных нормативов, утверждённых распоряжением Правительства РФ от 26 января 2017 г. Однако в конце года оно своим новым распоряжением признало утратившими силу все нормативы в сферах образования, здравоохранения, социальной защиты, физической культуры и спорта, а также культуры. По сложившейся традиции решение было принято без каких-либо объяснений со стороны исполнительной власти и обсуждения с профессиональным сообществом. По мнению эксперта, эти изменения ещё предстоит понять и проанализировать.

Научно-методический отдел РНБ представил в рамках секции аналитический материал, посвящённый мониторингу трансформаций сети общедоступных библиотек за период 2015–2017 гг. Его результаты прокомментировала Маргарита АВРАМОВА, заведующая сектором НМО РНБ.

По данным исследования, на 1 января 2018 г. сеть общедоступных государственных региональных и муниципальных библиотек Министерства культуры РФ включала 42 226 учреждений, в том числе 255 центральных библиотек субъектов РФ; 35 737 муниципальных библиотек и 6234 структурных подразделения организаций культурно-досугового типа (КДУ) и других организаций, оказывающих библиотечные услуги населению. Сельское население обслуживали 33 453 библиотеки (79% общедоступных библиотек). Основные признаки трансформации сети библиотек, зафиксированные по итогам наблюдений в прежние годы, проявились и за эти три года, при этом сохранились главные тенденции и их негативное влияние на доступность библиотечных услуг.

СОКРАЩЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ ОБЩЕДОСТУПНЫХ БИБЛИОТЕК

Продолжается сокращение сети общедоступных библиотек и снижение обеспеченности территорий библиотеками. За последние три года сеть уменьшилась на 2,1 тыс. учреждений в целом по России. Основная доля потерь приходится на сельские библиотеки — около 1,5 тыс. (68% от общего числа утраченных библиотек).

Некоторое замедление сокращения сети эксперты связывают с отложенной реакцией регионов на решения руководства страны о поддержке сферы культуры, а также с противоречивыми действиями Правительства РФ и Минкультуры России в 2016–2017 гг. Сказалось и влияние требования законодательства о проведении опроса населения при принятии решения о закрытии или реорганизации сельских библиотек. В определённой мере притормозили отрицательную динамику библиотечные специалисты, руководители и методисты ЦБ субъектов РФ, направлявшие усилия на предотвращение необоснованного закрытия библиотек.

По результатам мониторинга, за 2016–2017 гг. сеть сократилась на 1029 библиотек. Сокращение наблюдалось во всех федеральных округах. Наибольшие потери (в процентном отношении) показали Южный (Волгоградская и Астраханская области) и Уральский (за исключением ХМАО и ЯНАО) округа. По оценке выступающей, управленческие решения на местах принимаются во многом произвольно, без экспертной оценки.

Отрицательная динамика отмечена в 72 субъектах РФ. Положительная — только в трёх регионах: в Амурской области имело место открытие и восстановление деятельности нескольких сельских библиотек, в Кировской библиотеки образованы на базе стационарных рабочих мест в нескольких сёлах, в Архангельской налажен правильный учёт сельских библиотек. Численность библиотек сохраняется на уровне 2015 г. в 10 регионах: республиках Ингушетия, Карачаево-Черкесия, Тыва, Камчатском и Ставропольском краях, Магаданской и Томской областях, Ненецком автономном округе, Санкт-Петербурге и Севастополе . Самые большие потери понесли библиотечные сети Волгоградской (114 библиотек), Курганской (56 учреждений) и Орловской (33 библиотеки) областей.

Как уже упоминалось, основные потери за этот период приходятся на сеть сельских библиотек: закрыто 840 учреждений (80% от общего числа утраченных). Уменьшение числа сельских библиотек наблюдалось во всех федеральных округах, причём симметрично общим показателям сокращения сети, т.е. более всего в Южном и Уральском округах (в процентном соотношении). Сокращение сети сельских библиотек произошло в 61 субъекте РФ. Положительная динамика имела место в шести регионах, а отсутствие изменений отмечено в 18 субъектах

Значительное сокращение сельских библиотек (от 5 до 10 %) отмечено в восьми регионах: в Волгоградской, Курганской, Орловской, Ивановской, Астраханской и Ростовской областях, а также в Республике Дагестан . В полтора-два раза выше общероссийского показатели в Новгородской, Псковской, Брянской областях, в Пермском и Алтайском краях, а также в республиках Карелия и Марий Эл.

По оценке М. Аврамовой, ликвидация и реорганизация библиотек тесно связаны с хроническим дефицитом местных бюджетов, с необходимостью изыскания средств на повышение заработной платы, выполнением показателей дорожных карт.

Основания для закрытия библиотек в распоряжениях органов местного самоуправления указываются самые разные, и чаще всего они не отражают главную причину (хронический дефицит средств). Среди основных причин следующие: распоряжение Минкультуры России от 2 августа 2017 г. № 965; достижение показателей дорожной карты; исполнение Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597; социальные нормы и нормативы; несоответствие нормативам ресурсного обеспечения услуг сельских учреждений культуры; ст. 55 ГК РФ; исполнение Федерального закона № 131‑ФЗ; совершенствование и оптимизация организационно-штатной численности и бюджетных средств, оптимизация деятельности; уменьшение населения в зоне обслуживания; низкие показатели посещаемости библиотеки и трудное финансовое положение; признание нежилого здания аварийным и отсутствие на территории поселения помещения для библиотеки, повышение эффективности использования имущества, отсутствие средств на установку пожаротушения и т.п.

СОКРАЩЕНИЕ ПУНКТОВ ВНЕСТАЦИОНАРНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

В условиях сокращения сети стационарных библиотек определённые задачи по охвату населения библиотечным обслуживанием выполняют пункты внестационарного обслуживания. Согласно исследованию в стране насчитывается более 47,2 тыс. таких объектов, из них в сельской местности — 39,9 тыс. В целом по России наблюдается отрицательная динамика: –1,3 тыс. пунктов.

Ситуация различается по федеральным округам: в Уральском, Сибирском и Дальневосточном число объектов увеличилось, в остальных — сократилось. Рост, как правило, связан с открытием стоянок КИБО и библиобусов, а также с преобразованием стационарных библиотек в пункты выдачи. Кроме того, во многих регионах в 2017 г. большое внимание было уделено корректному учёту пунктов выдачи: они упразднялись, если не соответствовали требованиям стандартов по информационно-библиотечному обслуживанию.

Примерно в половине субъектов РФ (в 40 регионах) количество пунктов выдачи увеличилось, причём значительно: более чем на 100 единиц в Чеченской Республике, Ставропольском крае и Ульяновской области, свыше 200 единиц появилось в Удмуртской Республике и Забайкальском крае . По мнению экспертов, о реальном развитии обслуживания за счёт внестационарных форм свидетельствует увеличение пунктов выдачи на фоне стабильности библиотечной сети, в частности в республиках Алтай, Коми, Татарстан, Тыва и Чеченской Республике, а также в Красноярском, Камчатском, Ставропольском и Хабаровском краях, в Амурской, Белгородской, Владимирской и Томской областях и т.д.

В 45 регионах количество пунктов выдачи уменьшилось, в некоторых существенно: более чем на 100 единиц в Республике Бурятия, Нижегородской, Омской и Оренбургской областях, на 200 — в Архангельской, Кировской, Тверской областях и на 454 — в Республике Дагестан. Главные причины закрытия пунктов очевидны : массовый перевод библиотечных специалистов на неполную ставку, отсутствие транспорта и новых книг, плохое состояние дорог . При этом наблюдается общая закономерность: сначала сельская библиотека преобразуется в пункт выдачи, а затем этот объект ликвидируется.

МАССОВЫЙ ПЕРЕХОД НА СОКРАЩЁННЫЙ ГРАФИК

Режим, при котором библиотека открыта всего два-три часа в день или два-три дня в неделю, практикуется не только в малонаселённых пунктах, но и в сёлах, где проживает свыше 1 тыс. человек, и даже в городах . Из региональных аналитических материалов за 2016 год известно: в Псковской области в сокращённом режиме работают 85% сельских библиотек, в Тамбовской — 83%, в Брянской — 80%, в Тверской — 60%, в Амурской — 58%, в Ульяновской — 55%, в Липецкой — 50% и т.д. Сокращённый режим работы, отсутствие новых книг и актуальных ресурсов, современных интерьеров — всё это приводит к негативной оценке деятельности любой библиотеки со стороны населения и — довольно часто — к её последующему закрытию.

ОСЛАБЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОСНОВ БИБЛИОТЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

По мнению исследователей, разрушение профессиональной сетевой организации библиотечного обслуживания населения происходит на муниципальном уровне. Передача библиотек (сельских, центральных районных, межпоселенческих, городских, ЦБС и др.) в структуры культурно-досуговых и иных организаций приводит к организационно-правовой разобщённости и технологическому упадку. Наблюдение фиксирует более 50 разновидностей организаций, в структуре которых оказались библиотеки в ХХI в. Среди них культурно-досуговые центры, образовательно-культурно-спортивные комплексы, библиотечно-музейные объединения, дома творчества и досуга, центры культуры и архивного дела, социокультурные и культурно-развлекательные центры и др. Мониторинг свидетельствует о разных факторах и периодах разрушения целостности профессиональной библиотечной деятельности на муниципальном уровне.

При этом, как отметила выступающая, впервые после принятия ФЗ-136 наметился положительный вектор — снижение доли библиотек в составе КДУ. Используя новые правовые нормы, позволяющие передавать полномочия по организации библиотечного обслуживания в сёлах на районный уровень, во многих регионах стали возвращать библиотеки из КДУ в библиотечную сеть, создавать межпоселенческие библиотеки с сетью удалённых структурных подразделений по всей территории муниципального района, восстанавливать районные ЦБС.

В 2014 г. в составе КДУ было 8,5 тыс. библиотек (19,4% от общего числа муниципальных библиотек), в 2017-м — уже 6,2 тыс. (14,9%). Большая часть этих библиотек пополнила профессиональную библиотечную сеть, а меньшая попала под ликвидацию вместе с КДУ, сеть которых также оптимизируется. Тем не менее раздробленность и неоднородность региональных библиотечных систем характерна для многих регионов.

Библиотеки в структуре КДУ действуют в большинстве субъектов РФ (в 61 из 85). Доля таких библиотек превышает 50% в Иркутской, Ленинградской, Воронежской, Псковской, Тюменской и Волгоградской областях, а также в Алтайском крае. В регионах, где долгое время удавалось сохранить целостность библиотечных систем, начали передавать библиотеки в КДУ. Среди них Пензенская область (145 библиотек в клубной сети) и Республика Крым (105 библиотек). Тенденцию передачи библиотек в структуры КДУ и иных организаций эксперты оценивают как фактор неизбежной деградации профессиональной деятельности.

За счёт возвращённых учреждений профессиональная библиотечная сеть увеличилась в Мордовии (на 319 библиотек; доля библиотек в КДУ понизилась с 80 до 18%), в Новосибирской (на 98 библиотек), Ростовской (на 74 библиотеки), Курганской (на 58 библиотек), Амурской (на 40 библиотек), Ивановской (на 34 библиотеки) и Тульской (на 27 библиотек) областях, а также в Хабаровском крае (на 28 библиотек). Из КДУ выведены все библиотеки в республиках Марий Эл и Чувашия, в Астраханской, Брянской, Магаданской и других областях. Таким образом, в 24 субъектах РФ (28% от общего их числа) все библиотеки находятся в составе профессиональной региональной сети.

ВЫВОД БИБЛИОТЕК ИЗ СИСТЕМЫ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ РФ

Согласно данным исследования, в 2016 г. в Волгоградской области в связи с необходимостью доведения зарплаты работников культуры до уровня средней по экономике региона часть культурно-досуговых центров вместе с библиотеками переводились в состав муниципальных казённых учреждений «Благоустройство и досуговое обслуживание» (основной вид деятельности — озеленение и уборка территории ). Такие библиотеки не относятся к сфере культуры, их сотрудникам не обязательно повышать заработную плату, при этом ставки библиотечных специалистов сокращаются до минимума (два часа в неделю). Ещё один пример — это объединение общедоступных библиотек со школьными. В 2016 г. в Калмыкии семь общедоступных библиотек Юстинского района, в том числе пять сельских, были переданы в отдел образования с сокращением их штатных единиц и передачей фондов в школьные библиотеки.

СОКРАЩЕНИЕ ЧИСЛА БИБЛИОТЕЧНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СО СТАТУСОМ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

На примере 72 регионов, которые предоставили полные данные о численности библиотек — юридических лиц, за последние два года выявлено сокращение на 841 организацию. В 2016 г. этот статус имели 4656 библиотек и библиотечных объединений, в 2017‑м — 3815 . По мнению экспертов НМО РНБ, сокращение количества юридических лиц в библиотечной сфере указывает на две важные тенденции: укрупнение библиотечных учреждений на принципах централизации и создание многопрофильных учреждений культуры. Но если в первом случае происходит профессиональная интеграция библиотечных ресурсов, то во втором, наоборот, разрушается сетевая организация библиотечного обслуживания, происходит распыление ресурсов, снижается качество управления, а значит, и обслуживания читателей.

НОРМАТИВЫ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ОБЩЕДОСТУПНЫМИ БИБЛИОТЕКАМИ

22 декабря 2017 г. распоряжением Правительства РФ №2905‑р все федеральные сетевые нормативы в бюджетной сфере были отменены . В области культуры сложилась сложная правовая ситуация : федеральные нормативы утратили юридическую силу, а распоряжение Минкультуры России от 2 августа 2017 г. №Р-965 (с нормами, которые были отменены) продолжает действовать. Согласно полученным данным, в 2017 г. регионы предпринимали попытки приведения сети в соответствие с новыми нормативами. При этом использовались различные формы реорганизации: объединение, слияние библиотек и домов культуры, преобразование в пункты выдачи, объединение детских библиотек со взрослыми, присоединение детских библиотек к межпоселенческим, преобразование детских библиотек в отделы обслуживания и др.

В 2017 г. библиотечная сеть сохранилась на уровне 2016-го в 19 субъектах РФ: Адыгее, Башкортостане, Бурятии, Калмыкии, Ингушетии, Карачаево-Черкесии, Крыму, Тыве, Камчатском и Ставропольском краях, Архангельской, Магаданской, Томской, Сахалинской и Челябинской областях, Ненецком автономном округе, Еврейской автономной области, Санкт-Петербурге и Севастополе.

По данным мониторинга, новые библиотечные сетевые единицы появились в 17 субъектах РФ. При этом в некоторых из них количество библиотек, закрытых и переставших существовать в результате реорганизации, значительно превышает число учреждений, открытых и созданных в результате реорганизации. Так, в Московской области открыты две новые библиотеки, а закрыта 41; в Красноярском крае открыты четыре сельские библиотеки, а закрыты 14; в Мордовии открыты две детские библиотеки (детские отделы преобразованы — в обособленные структурные подразделения ЦБС), прекратили существование 11. Мониторинг показывает, что новые нормативы активно использовались органами власти для закрытия библиотек.

Сложившаяся ситуация диктует регионам необходимость брать на себя ответственность за разработку нормативов в сфере культуры. При этом анализ региональных нормативных документов показывает, что в основном реализуются два подхода к их разработке. Первый заключается в полном дублировании федеральных нормативов практически без изменений и учёта особенностей своих территорий. Второй предполагает осмысленную аналитическую привязку нормативов, формирующих сеть общедоступных библиотек, к условиям конкретного региона: его территории, инфраструктуре, населению, ресурсам и т.д. Однако отмена федеральных нормативов с неизбежностью ставит вопрос о том, насколько необходимы единые нормы для всей страны, нужны ли такие общегосударственные ориентиры для всех регионов сегодня.

По оценке специалистов РНБ, стране необходимы базовые нормы, формируемые библиотечным сообществом на основе общего понимания принципов доступности библиотечных услуг. РНБ разработала и направила в Министерство культуры РФ предложения по базовым нормативам обеспеченности населения общедоступными библиотеками, которые размещены на сайте «Центральные библиотеки субъектов Российской Федерации» . В их основе принцип шаговой доступности, который диктует необходимость приближения библиотек к месту жительства человека; он наиболее прост и понятен, практически не допускает произвола в применении.

В завершение дискуссии эксперты сформулировали главные управленческие задачи на ближайшую перспективу:

выработка единой стратегии действий, отвечающей Основам государственной культурной политики на всех уровнях власти;

эффективное применение норм законодательства о местном самоуправлении, о библиотечном деле и др.;

формирование региональных нормативно-правовых механизмов, в полном объёме обеспечивающих исполнение полномочий по организации библиотечного обслуживания населения;

сохранение и восстановление единства профессиональной сетевой системы организации библиотечного обслуживания населения, обеспечение дальнейшего её развития адекватно требованиям новейшего времени;

обеспечение оптимального режима библиотечного обслуживания с учётом потребностей местных жителей на основе принципа шаговой доступности;

расширение инфраструктуры библиотечного обслуживания населения: открытие новых объектов, создание модельных библиотек, развитие мобильного обслуживания и т.д.

Для реализации новейших тенденций в библиотечном обслуживании необходима эффективная согласованная библиотечная политика федерального и регионального уровней, опирающаяся на должное финансирование библиотечной отрасли страны.

Не менее интересными оказались данные экспресс-опроса, подготовленные Секцией публичных библиотек РБА по вопросам, касающимся новых нормативов обеспеченности населения общедоступными библиотеками. «Вести с полей» представила Наталья ЧЕРНЯВСКАЯ, директор БУК «Омские муниципальные библиотеки».

В 2018 г. в опросе приняли участие 260 библиотек из 51 региона.

Большинство респондентов (75%) отмечает, что в территориях никаких изменений, связанных с нормативами, не происходит . Причин тому несколько. В некоторых субъектах РФ разработаны документы, которые учитывают специфику региона. В результате те библиотеки, которые в соответствии с новыми нормативами могли быть закрыты, работают. Так произошло в Магаданской области, где в 2017 г. распоряжением регионального правительства принят документ «Об утверждении методических рекомендаций по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения Магаданской области услугами организаций культуры». Но чаще всего это происходит потому, что в настоящее время действие нормативов обеспеченности населения общедоступными библиотеками приостановлено и ведётся работа по их доработке. Коллеги из Красноярского края (г. Канск) отметили, что библиотечная сеть была бы оптимизирована в 2018 г., если бы нормативы не отменили.

При этом в ряде регионов работа по оптимизации сети продолжается. Осуществляется она разными способами.

В Воронежской области число библиотек снижается (за 2017 год сеть уменьшилась на 16 единиц), а ставки сокращаются (по итогам 2017‑го более 40% сотрудников библиотек работали в неполном формате).

В Республике Марий Эл сокращается сеть сельских библиотек, детские библиотеки становятся отделами центральных библиотек. Ещё в 2015 г. произошло слияние Республиканской юношеской и Республиканской детской библиотек.

В Еврейской автономной области сокращаются ставки и численность персонала, снижается уровень самостоятельности библиотек.

В Нижегородской области несколько библиотек переведены на неполный рабочий день.

В Тверской области произошло изменение штатного расписания и сокращение среднесписочной численности.

В Пермском крае клуб был объединён с библиотеками на базе муниципального учреждения «Центр развития культуры». Суксунская центральная библиотека стала структурным подразделением этой организации.

Коллеги из Республики Карелия отмечают, что оптимизация ведётся, но не в соответствии с нормативами обеспеченности населения общедоступными библиотеками, а в связи с недостатком муниципального финансирования.

Самый неожиданный пример оптимизации пришёл из Тольятти . В январе 2018 г. МБУК «Библиотека Автограда» было присоединено к МБУК «Тольяттинская библиотечная корпорация» . Последнее тогда же было переименовано в МБУК «Библиотеки Тольятти» и на сегодняшний день представляет собой систему, состоящую из 29 библиотек.

В целом прогнозы нельзя назвать оптимистичными. 70% опрошенных предполагают дальнейшее сокращение числа библиотек. Кроме того, респонденты обеспокоены продолжающимся слиянием библиотек и культурно-досуговых учреждений.

На фоне примеров сокращения есть и позитивная информация. В Мурманской и Омской областях оптимизация ведётся разумно; на смену неэффективным библиотекам открываются учреждения в новых районах, там, где они востребованы населением, развивается внестационарная работа и т.п. В 2018 г. планируется открытие молодёжной библиотеки в МУК «Тульская библиотечная система». Планом развития Ярославля предусмотрено строительство новых библиотек. Есть положительные примеры в Пермском и Краснодарском краях.

Ситуация в стране неоднозначна. Ежегодное снижение финансовых затрат на библиотеки ведёт к сокращению штата. Отсутствуют средства на приобретение новой литературы, методических материалов, игр, современной мебели. Компьютерный парк также нуждается в обновлении. Не прибавляет оптимизма объединение библиотек. Очевидно, что в ближайшие годы сеть библиотек будет неуклонно сокращаться.

По мнению экспертов, новые нормативы обеспеченности населения общедоступными библиотеками оказали влияние на упорядочение сети, но не стали единственным фактором сокращения численности библиотек. Как правило, превалирует возможность муниципалитетов содержать библиотеки и понимание их необходимости.

Редакция благодарит заведующего НМО РНБ С.А. Басова и заместителя директора по инновационно-методической работе МБУК «Публичная библиотека» Новоуральского городского округа М.В. Криворучко за содействие в подготовке материала.

Коллеги, а как у вас положение – происходит или нет сокращение штатов, закрытие библиотек?