Меню
Бесплатно
Главная  /  Акты  /  Электронное правительство россии. Электронное правительство: понятие, цели Для чего необходимо электронное правительство

Электронное правительство россии. Электронное правительство: понятие, цели Для чего необходимо электронное правительство



Принципы и цели создания электронного правительства. Основные документы, примеры из российской и международной практики. Участие граждан в формировании политики и управлении муниципалитетом, регионом, страной.

Развитие информационного общества невозможно без электронного правительства. Это понятие все чаще встречается в обиходе (англ.: e-government) и означает новую форму устройства деятельности органов власти, обеспечивающую за счет применения ИКТ качественно новый уровень получения госуслуг и информации о результатах работы государственных органов. Кроме того, используется и более общее понятие электронное государство, охватывающее весь спектр общественных отношений власти и общества.

Используется также термин электронное управление, который можно соотнести с комплексом методов внедрения электронного государства и электронного правительства.

В последние годы российским правительством сделаны важные шаги на пути перехода к электронному государству:

  • 2002 г. – принята федеральная целевая программа «Электронная Россия» (http://www.internet-law.ru/intlaw/laws/e-rus.htm);
  • 2008 г. – утверждена Стратегия развития информационного общества (http://www.rg.ru/2008/02/16/informacia-strategia-dok.html);
  • 2010 г. – принята Государственная программа «Информационное общество» (2011-2020) (http://government.consultant.ru/images/1/526/1526423.zip).

Назовём основные характеристики электронного правительства, важные как для граждан, так и для организаций:

  • удобство получения информации о деятельности государственных органов;
  • удобство получения государственных услуг;
  • оперативность получения информации и услуг.

Переход к электронному правительству необходим и государству, поскольку гарантирует повышения результативности и эффективности государственного управления. Проблемы с внедрением электронного государства в Российской Федерации носят не технический, а организационно-правовой характер.

В настоящее время параллельно происходят значимые для нашего общества процессы: с одной стороны, формируется инфраструктура электронного правительства, изменяется правовая база, чиновники получают новые навыки применения ИКТ в государственной службе; с другой стороны – население привыкает к новым формам обслуживания. Существенным компонентом программы создания электронного правительства является переход к предоставлению государственных и муниципальных услуг в электронном виде.

Для гражданина очень важно, чтобы услуга удовлетворяла его потребности, не требовала лишних затрат времени и денег, была безопасной, надежной и законной. Для этого необходима однозначная идентификация получателя услуги, о чем будет рассказано в отдельной лекции.

Процесс перехода органов государственной власти к предоставлению государственных услуг в электронном виде должен происходить поэтапно (рис. 2.1). В 2012 г. Россия должна находиться уже на пятом (завершающем) этапе. Однако некоторые услуги имеют более длительные сроки реализации, например, предоставления услуги Минздравсоцразвития России - проведение медико-социальной экспертизы и информирование об услугах по реабилитации инвалидов - планируется на декабрь 2015 г.

Рис. 2.1. Основные этапы перехода к предоставлению электронных услуг

Сведения о государственных услугах могут быть получены через:

  • официальные сайты органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;
  • информационные киоски;
  • многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг;
  • публичные центры правовой информации на базе региональных и муниципальных библиотек;
  • центры телефонного обслуживания.

В 2011 году были приняты значимые нормативные правовые акты, развивающие область правомочности внедрения электронного правительства и электронных услуг, среди которых важнейшим является Федеральный закон № 210-ФЗ (http://www.rg.ru/2010/07/30/gosusl-dok.html). В частности, он регламентирует:

  • перечень так называемых «лично предоставляемых документов» - п.4. ст.7;
  • перечень документов - результатов оказания государственных (муниципальных) услуг п.2 ч.1 ст.9 и п.3 ч.1 ст.9.

Важной новацией данного федерального закона является установленный для органов, ответственных за предоставление государственных (муниципальных) услуг, запрет требовать от заявителя:

  • предоставления информации и документов, которые находятся в распоряжении государственных органов;
  • осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственных (муниципальных) услуг и связанных с обращением в иные государственные органы.

Значимым аспектом деятельности электронного правительства является вовлечение граждан в процессы управления муниципалитетом, регионом, страной. Задача публичного обсуждения вопросов, формирования и отправки в публичных коллективных обращений граждан и публичной оценки гражданами полученных от организаций ответов требует серьезной подготовки.

Для этих целей Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации разработало систему «Электронной демократии» и соответствующий портал (http://e-democratia.ru/).

Любой зарегистрированный пользователь на этом портале может участвовать в обсуждении документов и сообщать об имеющихся проблемах. Отметим, что регистрация на портале не представляет никакой сложности и требует указания фамилии, имени и отчества пользователя, номера мобильного телефона и адреса электронной почты, на который поступает подтверждение регистрации.

Новой и интересной формой обращений граждан является сервис «Проблемы на карте» (рис. 2.2). В доступной и образной форме можно увидеть имеющиеся в конкретном районе нарушения, например, общественного порядка или правил дорожного движения. Благодаря элементам управления можно отследить новые нарушения или исправленные проблемы и сделать выводы о деятельности или бездеятельности органов власти. И при необходимости подать жалобу в вышестоящие инстанции.


Рис. 2.2. Единый портал электронной демократии – сервис «Проблемы на карте»

На упомянутом выше портале широко представлены обучающие материалы для населения (http://social.e-democratia.ru/) как по системе «Электронная демократия», так и по использованию информационных технологий (рис. 2.3).


Рис. 2.3. Единый портал электронной демократии – обучающие материалы

Обучающие материалы подготовлены в виде интересных и доступных для понимания широкого круга пользователей видеороликов и могут быть рекомендованы для самостоятельного изучения.

Нужно отметить, что в сети Интернет уже появилось достаточно большое количество видеоматериалов, посвященных деятельности электронного правительства и оказанию оказания электронных услуг. Приведем несколько примеров из российской и международной практики:

Ролик «Электронное правительство»

Ролик «Обслуживание в ЦОНе Шымкента…» (Казахстан)

Ролик «Кратко об "Электронном правительстве" Свердловской области»

* * *
Таким образом, электронное правительство представляет собой новую форму устройства деятельности органов власти за счет применения ИКТ. Благодаря новым технологиям становятся возможными не только информирование граждан о работе государственных органов или предоставление различных электронных услуг, но и активное участие граждан в публичном обсуждении политических и законодательных вопросов - электронная демократия.

Практика

Упражнение 2.1

С помощью любой информационно-поисковой системы (ИПС) из приведенного ниже списка найдите сведения о следующих органах государственной власти:

  • Правительство Российской Федерации
  • Администрация субъекта федерации
  • Районная администрация
  • Муниципальное образование по месту вашего проживания

Возникли ли у вас затруднения при проведении поиска?

  • Rambler http://www.rambler.ru/
  • Яндекс http://www.yandex.ru/
  • Google Россия http://www.google.ru/
  • Нигма http://nigma.ru/

Упражнение 2.2

Просмотрите видеоролик «О портале e-democratia.ru» (http://social.e-democratia.ru/).
Что вы думаете о возможностях дистанционного публичного диалога с органами власти?
О каких нарушениях вы хотели бы сообщить властям с помощью Единого портала электронной демократии?



Электронное правительство - Система государственного управления, основанная на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащая цели существенного повышения эффективности государственного управления и снижения издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества. Создание электронного правительства предполагает построение общегосударственной распределенной системы общественного управления, реализующей решение полного спектра задач, связанных с управлением документами

и процессами их обработки.

Задачи электронного правительства

1. оптимизация предоставления правительственных услуг населению и бизнесу;

2. поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан;

3. рост технологической осведомленности и квалификации граждан;

4. повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной;

5. снижение воздействия фактора географического местоположения;

Электронное правительство обеспечивает эффективное и менее затратное администрирование, кардинальное изменение взаимоотношений между обществом и правительством, совершенствование демократии и повышение ответственности власти перед народом.

В условиях развития информационно-коммуникационных технологий все сферы деятельности государственных органов в электронном виде являются востребованными гражданами и организациями различных форм собственности. Актуальность данного направления подчеркивается динамичностью развития таких сфер как, социальная (ФСС, Пенсионный Фонд, ФМС), юридическая (адвокатура, нотариат, судопроизводство), экономическая (бюджет, финансы, налоги), культурная (наука, образование), медицинская, муниципальная сфера (ЖКХ) и т.д.

"Проектное управление" - это разработка, формирование, внедрение, координация и реализация проектов, стратегий, программ информатизации и связи в исполнительные органы государственной власти и подведомственные им организации в целях обеспечения потребности населения, государственных органов, органов местного самоуправления и организаций в доступе к услугам связи, информационным ресурсам и информационном взаимодействии.

Основные задачи менеджера проектов:

· реализации программ развития информатизации и связи, в том числе системы "электронное правительство";

· координирует и продвигает работу по внедрению новейших технологий в части информатизации и связи в исполнительных органах государственной власти;

· оптимизация и регламентирование процессов планирования, контроля, корректировки планов проектов;

· отслеживание хода выполнения целевых программ, реализуемых Министерством;

· аналитика результатов и формирование отчетности по факту реализации мероприятий в области развития информатизации и связи;

· подготовка проектной документации для участия в федеральных конкурсах.

Электронное правительство не является дополнением или аналогом традиционного правительства, а лишь определяет новый способ взаимодействия на основе активного использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в целях повышения эффективности предоставления государственных услуг.

В настоящее время не существует единой концепции электронного правительства. Имеется лишь набор общих требований, выполнения которых граждане и бизнес вправе ожидать от правительства информационного общества. Различные категории потребителей объединяет единое стремление получить более эффективные средства доступа к информации с тем, чтобы уменьшить стоимость транзакций, сделать взаимодействие с государственными органами более простым, быстрым и комфортным.

Таким образом, ЭП имеет следующие основные цели:

· оптимизация предоставления правительственных услуг населению и бизнесу;

· повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной;

· поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан;

· рост технологической осведомленности и квалификации граждан;

· снижение воздействия фактора географического местоположения.

Таким образом, создание ЭП должно обеспечить не только более эффективное и менее затратное администрирование, но и кардинальное изменение взаимоотношений между обществом и правительством. В конечном счете это приведет к совершенствованию демократии и повышению ответственности власти перед народом.

электронное правительство карта государственный

Правительство внесло в Госдуму законопроект о создании единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении России Распоряжение от 22 июля 2019 года №1627-р. Создание федерального ресурса о населении позволит повысить оперативность и качество принимаемых решений в сфере государственного и муниципального управления, информационную открытость и прозрачность системы государственного и муниципального управления для граждан, в том числе обеспечить доступность для граждан информации о них, находящейся в распоряжении органов государственной власти, органов управления государственными внебюджетными фондами и органов местного самоуправления.

21 апреля 2018 , О государственной информационной системе «Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности» Постановление от 21 апреля 2018 года №482. Утверждено положение о государственной информационной системе «Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности», которым установлены основные принципы работы информационной системы, порядок взаимодействия её участников, определён оператор системы.

11 апреля 2018 , Электронное правительство За 6 лет в полную силу заработала единая система межведомственного электронного взаимодействия органов власти. Общее количество транзакций в ней достигло 20 млрд в год.

24 марта 2018 , Электронное правительство О дополнении перечней общедоступной информации, размещаемой в интернете в форме открытых данных Распоряжение от 24 марта 2018 года №500-р. В перечень открытых данных включена экологическая информация Росприроднадзора и Росгидромета. Принятое решение позволит раскрывать наиболее востребованную общественно значимую информацию в сфере экологии, повысит уровень информированности общества о состоянии окружающей среды.

22 февраля 2018 , Электронное правительство Об определении оператора единой информационной системы персональных биометрических данных Распоряжение от 22 февраля 2018 года №293-р. Оператором единой информационной системы персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение, биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина Российской Федерации, определено ПАО «Ростелеком».

9 января 2018 , Общие вопросы реализации национальных проектов Утверждён план мероприятий по направлению «Информационная инфраструктура» программы «Цифровая экономика Российской Федерации»

29 декабря 2017 , Электронное правительство Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон о совершенствовании законодательства в сфере регистрации актов гражданского состояния Федеральный закон от 29 декабря 2017 года №472-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 27 ноября 2017 года №2631-р. Федеральным законом, в частности, Минфин России наделяется полномочием по утверждению требований к форматам сведений, вносимых в записи актов гражданского состояния, составленные в форме электронных документов, и порядка представления, использования и хранения таких сведений в целях формирования и ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния. Правительство России наделяется полномочием по утверждению особенностей составления записи акта гражданского состояния за пределами России.

28 ноября 2017 , Электронное правительство О внесении в Госдуму законопроекта о совершенствовании законодательства в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния Распоряжение от 27 ноября 2017 года №2631-р. Законопроектом, в частности, предлагается наделить Минфин России полномочием по утверждению требований к форматам сведений, вносимых в записи актов гражданского состояния, составленные в форме электронных документов, и порядка представления, использования и хранения таких сведений в целях формирования и ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния. Правительство России предлагается наделить полномочием по утверждению особенностей составления записи акта гражданского состояния за пределами России.

27 сентября 2017 , Система государственного контроля и надзора Об утверждении «дорожной карты» по созданию информационной системы «Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности» Распоряжение от 26 сентября 2017 года №2049-р. Цель «дорожной карты» – разработка типового технического решения для автоматизации процессов сбора и обработки информации контрольными и надзорными органами, отвечающего современным требованиям облачных технологий.

15 августа 2017 , Электронное правительство О развитии технологий архивного хранения электронных документов Постановление от 12 августа 2017 года №966. Направлено на внедрение технологий безбумажного документооборота и последующего архивного хранения электронных документов в условиях функционирования «электронного правительства».

В повестке: о Системном проекте развития электронного правительства до 2020 года, об информатизации в здравоохранении. 1

В индустриальную эпоху такие нововведения, как железные дороги и авиация, совершенно изменили лицо общества и бизнеса в результате появления новых рынков сбыта, о которых раньше нельзя было и подумать. Благодаря этому различные компании получили возможность контактов с новыми потребителями и поставщиками. Поскольку государство обеспечило законодательную поддержку и стабильность новой инфраструктуры, перевозка грузов по железной дороге и по воздуху повысила эффективность экономики, содействовала развитию государств и, тем самым, оказалась полезной для всех.

Точно так же, как железные дороги явились новым средством коммуникации в индустриальную эпоху, в нарождающуюся информационную эру роль базовой инфраструктуры играет сеть Интернет . Сегодня она оказывает заметное влияние на все новые и старые экономические структуры, помогая предприятиям промышленности и сферы услуг снижать затраты на материалы, по-новому строить взаимоотношения с партнерами, выходить на новые рынки сбыта и создавать дополнительные источники дохода. Государственные службы также должны идти в ногу с процессом перехода от индустриального века к информационному. Граждане и частные фирмы сегодня уже не полагаются на централизованные методы массового предоставления государственными учреждениями услуг населению (такие методы, характерные для индустриальной эпохи, предполагают оказание услуг по вертикальным каналам). Люди ожидают от своих правительств улучшения качества государственных услуг, повышения эффективности и снижения затрат, роста конкурентоспособности и обеспечения благосостояния в новой информационной экономике.

Как и в индустриальную эпоху, во многих случаях именно государственным органам предстоит возглавить переход к новой информационной эре. Организации государственного сектора должны будут видоизменить свои взаимоотношения с гражданами, частными компаниями, служащими и другими государственными учреждениями. Государственные службы имеют поистине уникальную возможность стать катализатором перемен. Поэтому развитие информационного общества подталкивает многие организации к принятию концепции "электронного правительства" с целью:

Предоставлять услуги для населения в интегрированном виде по сети Интернет. Помимо того, чтобы просто оказывать услуги по Интернету, не заставляя граждан тратить время на стояние в очередях, организации могут предоставлять интегрированные услуги и дополнительные возможности. Вместо того чтобы посещать несколько различных контор или несколько разных веб-сайтов для получения какого-либо официального разрешения, граждане и частные компании могут совершить все операции в одном месте, доступ к которому открыт 24 часа в сутки и 7 дней в неделю

Преодолеть информационное неравенство. Государство может сделать новые технологии более доступными для менее обеспеченных слоев общества, а также организовать преподавание навыков использования компьютеров, особенно для молодежи и пожилых людей. Этого можно добиться, и это следует сделать, используя различные способы и разнообразные программы.

Дать людям возможность обучаться на протяжении всей жизни. Идея о том, что обучение не прекращается в тот момент, когда человек оканчивает школу, сегодня может быть воплощена в жизнь путем широкого распространения электронного обучения. Будущее общество, состоящее из "работников со знаниями" (knowledge workers), продолжит пользоваться современными, персонализированными средствами получения образования по Интернету .

Перестроить взаимоотношения с населением. Вместо того чтобы предоставлять одинаковые услуги всем гражданам, государственные учреждения могут использовать новые информационные технологии, чтобы учитывать индивидуальность людей и предоставлять персонализированные услуги. Граждане становятся более ответственными за свои взаимоотношения с государственными службами и вновь обретают доверие к государственному сектору.

Способствовать развитию экономики. Государственные учреждения могут помочь частным компаниям выйти в Интернет, а также оказать им содействие в использовании электронных средств. Иногда для этого могут потребоваться консультации или материальные стимулы. Частные компании, занимаясь электронной коммерцией, могут не только пользоваться преимуществами своей близости, например, к местным потребителям, но и расширяться и выходить на новые мировые рынки. Это также способствует повышению уровня профессиональной подготовки и занятости на местах.

Выработать разумные законы и разумную политику. Информационное общество ставит перед законодателями множество новых проблем, среди них - идентификация граждан и удостоверение их личности, конфиденциальность, защита данных, вопросы юрисдикции в киберпространстве, налогообложение электронной коммерции, а также так называемые кибер-преступность и кибер-терроризм. Государство должно гибко создавать новое законодательство, порождая доверие ко всем видам электронных операций и сохраняя равновесие между необходимостью экономического развития и обеспечения конфиденциальности информации.

Создать формы правления с бульшим участием граждан. Автоматизация государственных служб, в конечном счете, может привести к возникновению "прямой демократии" (без промежуточных звеньев). На местном уровне муниципальные органы уже сейчас поддерживают дебаты, дискуссионные форумы и голосование в Интернете, и это помогает местным органам в принятии решений.

Перспективы для граждан

Граждане все в большей степени ожидают от государственных служб, что те будут действовать подобно коммерческим организациям . Раз в США и многих других странах люди могут купить билет на самолет или в театр по Интернету, то они хотят таким же образом продлить регистрацию автомобиля или заплатить налоги. Им нужен удобный, мгновенный доступ к государственным услугам 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Они желают получать доступ к услугам из дома, с работы или из любого другого места. И они не хотят никаких ограничений на то, какие средства будут использованы для получения этого доступа - персональный компьютер, WebTV1, мобильный телефон или какое-либо портативное устройство.

Граждан также не интересует, какая группа чиновников или какое официальное лицо отвечают за ту или иную государственную программу или вид услуг для населения. Чтобы предоставлять населению персонализированное обслуживание, государственные службы должны обеспечить возможность доступа ко всей информации и всем услугам через один интегрированный источник. С помощью веб-порталов и электронных магазинов, через которые люди получают доступ к Интернету, можно создать единый интерфейс для всех государственных организаций, скрыв их сложную внутреннюю структуру.

Кроме того, единая точка доступа позволяет гражданам лучше выразить свое отношение к тому, что они ожидают от государственных служб и в чем нуждаются. Благодаря этому люди могут более активно участвовать в местной общественной жизни и демократических процессах, поскольку они могут взаимодействовать с государственными службами и получать доступ к публичной информации, официальным документам, а также к протоколам административных органов. Если человеку некогда сходить в муниципалитет или на заседание какого-либо комитета, чтобы принять участие в публичных слушаниях, то вместо этого он может отправить электронное письмо или поместить сообщение в дискуссионном форуме в Интернете .

Электронное правительство - такой способ предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально возможно используются информационные технологии.

Цель создания электронного правительства состоит в том, что электронное правительство не является дополнением или аналогом традиционного правительства, а лишь определяет новый способ взаимодействия на основе активного использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в целях повышения эффективности предоставления государственных услуг .

В будущем электронное правительство "одного окна" станет менее актуально, чем сегодня. Эта тенденция будет являться следствием развития социальных сетей web 2.0. Данные технологии существенно расширяют возможности политической коммуникации и позволяют достичь новых форм интеграции между правительством, бизнесом и гражданами.

Существует несколько различных видов взаимодействия, в совокупности формирующих электронное правительство. Так, выделяются:

G2С - между государством и гражданами (Government-to-Citizen),

G2B - между государством и бизнесом (Government-to-Business),

G2G - между различными ветвями государственной власти (Government-to-Government),

G2E - между государством и государственными служащими (Government -to- Employees)

Определение электронного правительства - Всемирный банк (англ.): "Под электронным правительством понимают использование информационных и коммуникационных технологий для повышения эффективности, экономичности и прозрачности правительства и возможности общественного контроля над ним".

Создание электронного правительства предусматривает разработку государственно-административными ведомствами своих сайтов, обеспечение их технологического обслуживания, бесперебойного функционирования и эффективного взаимодействия. Интернет-ресурс государственного учреждения должен давать необходимое представление об устройстве и деятельности соответствующего ведомства, обеспечивать хотя бы минимальный комплект общественных веб-сервисов и быть снабжен средствами оперативного взаимодействия с другими правительственными учреждениями. В перспективе система таких онлайновых образований должна не только охватить центральные органы власти, но и распространиться на регионы, включая администрации городов и крупных экономических центров.

По мнению американских и европейских специалистов, первостепенная задача государства заключается в том, чтобы на деньги налогоплательщиков оказывать населению определенные услуги. Следовательно, население вправе требовать от государства качественного и быстрого исполнения этих услуг, что непосредственно обеспечивается сферой G2C и косвенно - G2E, поскольку качество и скорость исполнения услуг зависят и от эффективности внутриведомственной работы госучреждений .

История создания электронных правительств идет параллельно с развитием информационных технологий. Как полагают эксперты, введение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в государственное управление позволит ускорить развитие экономики, снизить затраты на бюрократические процедуры, повысить эффективность работы и производительность труда государственных ведомств, расширить возможности населения в формировании гражданского общества за счет улучшения доступа к различного рода информации, создания более прозрачной работы государственных служб, ослабления бюрократических барьеров.

"Электронное правительство" подразумевает использование информационных технологий, в частности Интернета, как наиболее доступного средства электронного взаимодействия, для того чтобы доводить правительственную информацию и доносить государструктур и государственных органов.

Таким образом, ЭП имеет следующие основные цели:

  • * оптимизация предоставления правительственных услуг населению и бизнесу;
  • * повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной;
  • * поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан;
  • * рост технологической осведомленности и квалификации граждан;
  • * снижение воздействия фактора географического местоположения.

Таким образом, создание ЭП должно обеспечить не только более эффективное и менее затратное администрирование, но и кардинальное изменение взаимоотношений между обществом и правительством. В конечном счете это приведет к совершенствованию демократии и повышению ответственности власти перед народом.

Основополагающие принципы организации ЭП

Для достижения максимального уровня преимуществ гражданам необходимо реализовать основополагающий принцип, заключающийся в том, что правительство должно быть доступно каждому, в любом месте, в любое время. "Электронное правительство" должно обеспечить гражданам взаимодействие с государством и доступ к государственным услугам 24 часа в сутки, семь дней в неделю, независимо от географического расположения и времени года.

В настоящее время донесение информации до граждан носит, как правило, пассивный и нерегулярный характер и в основном ограничивается ее распространением через СМИ. Люди узнают о новых законах и распоряжениях правительства из газет, по телевизору и т. д., но они не имеют возможности ознакомиться с этими документами, когда им это действительно требуется.

Обращаясь, например, в паспортный стол или БТИ, вы в первую очередь сталкиваетесь с проблемой поиска информации по оказанию услуг (бланки, порядок оказания услуг и т. п.). Далеко не всегда эту информацию можно найти на доске объявлений, и гражданам приходится обращаться за консультацией к служащим, далеко не всегда расположенным к общению с клиентами. Следом за удовлетворением "информационного голода", вы сталкиваетесь с проблемой низкой доступности услуг, выраженной в виде одной или нескольких длинных очередей, в которых вам необходимо выстоять. И наконец, третья проблема - оплата государственных услуг, что заставляет вас отстаивать еще одну очередь, теперь уже в Сбербанке.

Из-за недоступности информации и незаинтересованности служащих госучреждения в предоставлении услуг, гражданин может вообще не знать о том, что по закону ему полагаются, например, какие-то льготы или компенсации. Люди не знают о своих правах и поэтому нередко становятся жертвами недобросовестности чиновников и блюстителей правопорядка.

Чтобы решить подобные проблемы, перечень и описание всех услуг госучреждения, нормативно-правовая информация должны быть доступны всем и каждому в любое время.

В рамках формирования в стране электронного сообщества такая информация должна быть стандартизована и опубликована, например, на тех же сайтах Интернета, чепень самообслуживания граждан.

Однако ЭП начинается не с функционирования системы обмена информацией через Интернет, а с предоставления государством услуг через эту систему.

Не у каждого есть возможность ходить по кабинетам. Получить услугу через Интернет, несомненно, лучше, чем высидеть в очередях, дожидаясь приема.

Появление ЭП - это в определенной степени отклик на возникающие ожидания граждан в ответ на принятые властями обязательства.

"Электронное правительство" должно обеспечить прямой и открытый диалог граждан с властью, различными социальными службами, комитетами и ведомствами и в конечном итоге - с каждым конкретным начальником любого ранга и статуса, что сделает "электронное правительство" не только доступным, но и интерактивным .

По сути, создание ЭП - это способ приблизить чиновника к гражданину, снизив при этом влияние субъективного фактора. Обезличенное общение чиновника и гражданина, поставленное при этом на контроль и позволяющее гражданину самому отслеживать процесс решения своих запросов, - вот конечная цель создания ЭП и мечта налогоплательщиков. Минимум пользы, которую получает общество, - это снижение коррупции и взяточничества.

Технологии ЭП

Современные информационные технологии предоставляют богатый выбор инструментов для организации "электронного правительства", проработанных как на концептуальном, так и практическом уровнях.

Рассмотрим модель электронного правительства как идеальную интегрированную информационную систему (ИС) - на каких программных технологиях она должна базироваться.

Документоориентированные технологии

Одним из основополагающих инфраструктурных компонентов ЭП являются системы управления электронными документами (IDM - Integrated Document Management), известные на российском рынке под аббревиатурой САДД, которая подчеркивает делопроизводственную ориентацию системы. Действительно, ведь ЭП предполагает работу прежде всего с документами - с заявлениями граждан, справками, письмами и т. п.

В государственном секторе документ является одновременно и целью деятельности, и средством производства. С документами связано множество аспектов: их необходимо хранить, искать, коллективно обрабатывать, переводить из бумажной формы в электронную и наоборот.

Для государственного сектора можно выделить следующие типовые задачи, которые должны решаться при построении системы электронного документооборота:

  • * автоматизация делопроизводства. Главным образом, здесь речь идет об обработке входящих, исходящих и внутренних документов, учете проектов документов, согласовании, контроле исполнения документов и т. д.;
  • * обслуживание граждан и организаций. Это прежде всего массовая обработка заявок от граждан и организаций, поступающих через абонентские пункты приема или Интернет;
  • * ведение дел. В процессе обработки к исходному документу добавляется множество других, которые необходимо подшивать. Такие документы необходовная масса документов по-прежнему находится в бумажной форме, и юридическую силу имеют именно такие документы, то речь идет о применении систем класса Record Management (RM), позволяющих организовать синхронизированный учет как бумажных, так и электронных копий документа, а также автоматизирующих функции изъятия и возврата дел.

Но одной САДД при организации развитого ЭП не обойтись. Современная реальность заставляет думать уже не о простой IDM-системе, а о полноценной системе управления информационными ресурсами (ECM), выросшей на фундаменте IDM и BPM (Business Process Management).

Развитие современных информационных технологий (внедрение электронного документооборота, создание порталов) обусловило постановку задачи повышения качества оказания государственных услуг перед органами государственной власти за счет внедрения этих технологий в практику собственной деятельности.

Сегодня существуют множество самых разных определений термина «электронное правительство». Наиболее коротко электронное правительство можно охарактеризовать как автоматизацию процесса предоставления государственных услуг. Gartner Group под электронным правительством понимает непрерывную оптимизацию процесса предоставления услуг, политического участия граждан и управления путем изменения внутренних и внешних отношений при помощи технических средств, Интернета и современных СМИ.

Электронное правительство (e-Government) - это система интерактивного взаимодействия государства и граждан при помощи Интернета, новая модель государственного управления, преобразующая традиционные отношения граждан и властных структур.

Следует отличать правительство, снабженное электронным интерфейсом (онлайновое правительство, government on-line, GOL) от электронного правительства. Понятно, что электронное правительство всегда связано с гражданами через онлайновый интерфейс. Но не всегда онлайновое правительство является электронным правительством. Последнее требует более глубокой перестройки традиционных форм деятельности.

Электронное правительство - способ предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально возможно используются информационные технологии.

Это целая система государственного управления, основанная на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащая цели существенного повышения эффективности государственного управления и снижения издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества. Создание электронного правительства предполагает построение общегосударственной распределенной системы общественного управления, реализующей решение полного спектра задач, связанных с управлением документами и процессами их обработки.

В модели «электронное правительство» выделяются четыре четко выраженные сферы взаимоотношений:

  • между государственными службами и гражданами (G2C - government-to-citizen),
  • государством и частными компаниями (G2B - government-to-business),
  • государственными организациями и их сотрудниками (G2E - government-to-employee)
  • между различными государственными органами и уровнями государственного управления (G2G-government-to-government).

Электронное правительство имеет следующие основные цели:

  • оптимизация предоставления правительственных услуг населению и бизнесу;
  • повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной;
  • сокращение трудозатрат и времени на обработку и подготовку документов, принятие управленческих решений;
  • повышение уровня исполнительской дисциплины и упростить механизм ее контроля
  • обеспечение оперативности (соблюдение установленных законодательством сроков) предоставления услуг населению;
  • ускорение взаимодействия с подведомственными организациями, иными органами власти,
  • обеспечение открытости и доступности информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также предоставляемых ими услугах;

снижение расходов органов власти на обеспечение взаимодействия между собой и с населением. подразделениями, расположенными в других городах или отдаленных офисах;

Создание электронного правительства обеспечивает не только более эффективное и менее затратное администрирование, но и кардинальное изменение взаимоотношений между обществом и правительством. В конечном счете, это фактор совершенствования демократии и повышения ответственности власти перед гражданами.

Можно выделить следующие принципы организации «электронного правительства»

  • Ориентация на граждан. Граждане (налогоплательщики) должны определять политику и направление развития проекта.
  • Удобство и простота использования. Все электронные приложения, применяемые в `цифровом правительстве`, имеют своей целью облегчить пользование системой для граждан, увеличив скорость обслуживания запросов и сократив время ожидания.
  • Бизнес-трансформация. Все программное обеспечение, архитектура и инфраструктура, а также политика "электронного правительства" направлены на то, чтобы придать правительственной системе эффективность бизнес-модели, с ее соответствующей цепочкой ценностей.
  • Стоимость и сложность. Они должны быть сведены к минимуму, чтобы работа с системой не вызывала затруднений ни у частных, ни у корпоративных пользователей.
  • Обслуживание. Эффективность работы «электронного правительства» должна проявляться в его способности быстро и с наименьшими затратами обслужить наибольшее количество граждан, обеспечивая при этом высочайшее качество обслуживания.
  • Соответствие. Электронные приложения должны полностью соответствовать общей архитектуре систем безопасности, идентификации, электронных платежей, а также общему дизайну пользовательского интерфейса системы.
  • Масштабность решений. Приложения должны обеспечивать взаимодействие между различными структурами и органами, составляющими систему, и полную взаимную совместимость.
  • Исполнение. Приложения должны соответствовать цели совершенствования трансакций путем сокращения длительности и сложности обслуживания и прилагаемых усилий.
  • Отчетность. Приложения должны увеличивать точность данных и возможность их архивирования, а также аудита трансакций.
  • Быстрота воплощения. Срок доработки и внедрения приложений должен составлять от трех до девяти месяцев.
  • Готовность к действию. Правительственные органы должны проявлять готовность присоединиться к системе и подстроить под нее свою работу. Принимая при этом определенные риски, эти органы должны руководствоваться разумными примерами и здравым смыслом, будучи уверены в успехе и полезности проекта

В международной практике уже накоплен достаточный опыт (как положительный, так и отрицательный) по разработке и реализации этапов и проектов создания архитектуры «e-government». Сегодня не существует никакого единого шаблона, который мог бы отвечать всем условиям и решениям задачи формирования электронного правительства. Каждая страна располагает своим уникальным сочетанием обстоятельств, приоритетов и наличных ресурсов, которые могут использоваться при реализации данной задачи.

Анализируя опыт строительства электронных правительств в разных регионах и странах мира, принято выделять три основные архитектурные модели, получившие практическое воплощение в Америке, Европе и Азии. Условно их можно назвать так: американская модель, которая отражает специфику ее становления в США; европейская, в рамках которой осуществляется развитие электронно-государственных структур в большинстве стран Западной, Центральной и Восточной Европы. И, наконец, азиатская модель, с наибольшим успехом реализуемая в Сингапуре и Южной Корее .

Американская модель электронного правительства развита в США и Канаде. Программа ее создания в США в первую очередь преследует цель упростить и удешевить взаимодействие граждан и представителей бизнеса с государственными структурами, а также сделать возможным их прямое общение с гражданами. Американское правительство постепенно становится крупнейшим потребителем информационных технологий, программных средств в стране. Его расходы на высокотехнологичные решения оцениваются в 40-50 млрд. долларов в год.

В Канаде, где при предоставлении услуг существуют проблемы, схожие с проблемами в России и обусловленные географической ситуацией - большими расстояниями, экстремальными климатическими условиями, спецификой проживания северных народов, низкой плотностью населения на большей части территории страны и культурным многообразием, а также устройством власти (в структуре правительства Канады существует разделение полномочий, а не иерархия власти), система "одного окна" на федеральном уровне реализуется уже около десяти лет. Еще в 90-ых годах в Канаде было объявлено о начале работы правительства, ориентированного на услуги. В сентябре 2005 года был запущен проект Services Canada, ставший универсальным пунктом предоставления услуг, обеспечивающий многоканальный доступ к различным услугам и ориентирующийся на клиента. Выбрав одну из возможностей предоставления услуги, будь то по телефону, лично или с помощью Интернета, гражданин получает универсальный доступ к программам и услугам правительства. Руководство программой осуществляет Министр человеческих ресурсов и социального развития.

В настоящее время Services Canada включает в себя 320 пунктов предоставления государственных услуг, кроме того, в рамках проекта существует колледж Services Canada и работает программа сертификации по предоставлению высококачественных услуг. В целях достижения вертикальной интеграции в провинциях Канады существуют и сотрудничают со службой Services Canada аналогичные агентства по предоставления услуг.

Европейская модель характеризуется наличием надгосударственных институтов - Европарламент, Еврокомиссия, Европейский суд, рекомендации которых обязательны для исполнения всеми странами ЕС. Поэтому европейская модель ориентирована, прежде всего, на выравнивание условий и координацию деятельности «e-government» для всех стран Европейского Союза.

Азиатская модель опирается на специфический стиль управления, азиатский тип корпоративной культуры и многослойную систему государственного управления, организованного по принципу иерархической пирамиды. Правительство Южной Кореи при формировании модели «электронной демократии» основной акцент сделало на удовлетворение информационных потребностей населения и внедрение информационно-коммуникационных технологий в систему культуры и образования.

В последнее время правительственные сайты в Интернете становятся все более популярными, активное развитие Сети заставляет властные органы большинства стран развивать электронную составляющую своей деятельности.

Исследование компании Taylor Nelson Sofres, в ходе которого было опрошено более 28 тыс. человек из 31 страны (Австралии, Канады, США, Японии, Южной Кореи, Турции и целого ряда европейских стран) показало, что число граждан, использующих всемирную сеть для доступа к правительственным сервисам, существенно увеличилось за последние годы, в целом, 30% населения обращается к сайтам различных государственных учреждений .

Согласно данным исследования, люди, прежде всего, обращаются к правительственным ресурсам для получения информации. В то же время, в последнее время увеличивается процент населения, использующий их для заключения сделок, получения персонифицированных услуг.

Наиболее популярны сайты электронного правительства в Швеции - 57% населения считают их очень полезными, а также в Норвегии (56%), Сингапуре и Дании (53%), Англия и Япония в этом отношении имеют самые низкие показатели (13%).

Еще в марте 2001 г. в Японии была одобрена комплексная программа развития и внедрения в стране перспективных информационных и телекоммуникационных технологий «Электронная Япония» (e-Japan), рассчитанная на 2001-2005 гг. Ее главная цель - формирование на территории страны условий для внедрения информационных технологий, создания инфраструктуры высокоскоростных сетей передачи данных, развития электронной торговли. Все это должно было дать импульс экономике страны, которая в последнее время находится в состоянии застоя .

В середине 2005 года Всемирный банк провел видеосеминар, на котором в концентрированном виде был представлен опыт строительства электронных правительств в США и Канаде, а также проанализировано его значение для развивающихся стран (Бразилии, Гватемалы, Македонии, Мексики, Шри-Ланки, Уганды и др.) . Большинство стран-клиентов Всемирного банка теперь смотрят на американский и канадский опыт как на источник передовых методов и учебных материалов для проектирования и осуществления собственных национальных стратегий построения электронного правительства, разработки рамочных регламентов управления системой, создания единой архитектуры. Изучение опыта реализации проектов в передовых странах необходимо в связи с желанием избежать общих ошибок и максимизировать показатель возвращения инвестиций. В то же время существует множество факторов, которые должны быть рассмотрены и учтены при конкретных реализациях: численность населения страны; культурные, социально-экономические и политические особенности; распространенность доступа в Интернет в обществе; источники и готовность финансирования проектов и т. д. Все эти вопросы изучались исполнителями и участниками ФЦП «Электронная Россия», при выработке собственного взгляда на возможность использования в наших условиях зарубежного опыта.

Таким образом, программа создания электронного правительства во многих странах мира говорит о том, что необходимо развивать информационные технологии как фактор обеспечения эффективного управления государством и предоставления населению качественных социальных услуг.

Работы по созданию электронных правительств в различных государствах проводятся под лозунгом большей открытости и подотчетности правительств гражданам. Электронизация, скажем, выплаты гражданами налогов является лишь технологической и совершенно неглавной задачей в этом движении. Подотчетность, в свою очередь, не сводится лишь к предоставлению какой-то нужной гражданам информации, а обеспечивается открытой спецификацией комплексов показателей работы конкретных государственных органов и созданием доступных населению средств мониторинга этих показателей. Построение такой системы позволит гражданам самостоятельно судить об эффективности работы правительственных учреждений, а не полагаться только на заявления их руководителей или вышестоящих лиц и на сообщения СМИ.

В России для реализации проекта по внедрению электронного правительства разработана и принята федеральная целевая программа "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)". В 2006 г. Правительство Российской Федерации утвердило подготовленную Мининформсвязи РФ новую редакцию ФЦП "Электронная Россия (2002-2010гг.)", в которой одним из направлений реализации мероприятий программы обозначено "обеспечение эффективности взаимодействия органов государственной власти с населением и хозяйствующими субъектами на основе ИКТ", а принятая годом позже Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года одну из целей формирования электронного правительства уже определяет как повышение качества и доступности предоставляемых гражданам и организациям государственных услуг, упрощение процедуры и сокращение сроков их оказания, снижение административных издержек со стороны граждан и организаций, связанных с их получением, внедрение единых стандартов обслуживания граждан. Понятие "электронное правительство" в Концепции определяется как "новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения гражданами и организациями государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов.

Согласно Концепции, электронное правительство должно было создаваться в два этапа:

1) 2008 год - разработка и утверждение необходимых документов,

2) 2009-2010 годы - практическое внедрение.

10 сентября 2009 года вышло Постановление № 721 «О внесении изменений в федеральную целевую программу „Электронная Россия (2002-2010 годы)"».

В новой редакции Программы практически отражены мероприятия, цели, показатели результативности, направленные на построение инфраструктуры электронного правительства России и реализацию Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года.

Согласно положениям Программы, построение инфраструктуры электронного правительства будет строиться на унифицированной технологической платформе путем объединения на единой телекоммуникационной инфраструктуре его функциональных элементов - информационных систем федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также элементов инфраструктуры общественного доступа - центров доступа в общественных приемных, библиотеках и ФГУП «Почта России», ведомственных и региональных центров телефонного обслуживания, сайтов государственных органов в сети Интернет, региональных многофункциональных центров оказания услуг.

Выполняя поручение Правительства Российской Федерации, Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации оценило возможности продления сроков действия Программы на 2011-2012 годы и предложила считать это нецелесообразным.

Для программного проведения информационной политики в органах государственной власти для потребностей общества Российской Федерации, развития инфраструктуры электронного правительства, решения задач ведомственной и региональной информатизации, широкого проникновения информационно-коммуникационных технологий в жизнь граждан и организаций, и в конечном итоге модернизации экономики и социальных отношений в Российской Федерации будет разработана новая программа - долгосрочная целевая программа "Информационное общество (2011-2018 годы)".

Предполагается, что основными направлениями программы станут развитие государственных автоматизированных информационных систем, реализация ведомственных программ развития информационного общества, информационное развитие регионов, развитие национальной информационной инфраструктуры. Одним из основных пунктов программы является создание в России "электронного правительства" на федеральном и региональном уровнях.

Однако некоторые эксперты весьма скептически относятся ко всем вышеобозначенным программам. Основной их аргумент: суммы, которые инвестируются государством на их реализацию, - огромнейшие, если федеральная целевая программа «Электронная Россия» стоила менее 100 млрд., то на долгосрочную целевую программу "Информационное общество (2011-2018 годы)" планируют потратить 375 млрд. рублей. Предусмотрены также расходы из бюджетов федеральных и региональных разного уровня органов исполнительной власти. В рамках этих программ и бюджетов государственные организации создают многочисленные сайты, информационные системы, Интернет-порталы и т.д. У многих организаций на балансе уже по десятку «Интернет Активов», различных Информационных систем и внутренних корпоративных порталов. Огромные расходы идут не только на их создание и запуск, но и на их обслуживание и эксплуатацию.

Многие из описанных выше ресурсов уже умерли, какие-то заброшены и не поддерживаются, а большинство существуют только для галочки и отчётности перед вышестоящими и контролирующими органами. Но деньги из бюджета на них всё равно выделяют и осваивают, независимо от их текущего состояния, причём в абсолютной величине эти суммы, как правило, гораздо большие, чем тратят на такие работы коммерческие организации.

По мнению экспертов, выступающих с критикой программ внедрения электронного правительства, ошибочна и порочна сама идея создания собственных государственных социальных сетей и различных Информационных Интернет-порталов за бюджетные деньги на любом уровне государственной власти. Особенно много их по таким темам, как медицина, образование, культура, спорт, молодёжная политика. Причём это не только проекты, финансируемые за счёт федерального бюджета, но и региональные /Е.Лернер/

Так что для государства и общества будет гораздо лучше, если государство оставит за собой самый минимум в Интернете - официальные сайты. Государственным организациям любого уровня не нужно создавать собственные государственные социальные сети и порталы, можно отлично сотрудничать и пользоваться самыми успешными из уже существующих.

Портал государственных услуг http://www.gosuslugi.ru/ - это система "одного окна" общероссийского государственного информационного центра, позволяющая осуществить с использованием технологий электронной цифровой подписи связь граждан и коммерческих предприятий с различными правительственными организациями, предоставляющими ту или иную информацию и услуги. Это инновационный проект, предлагающий единую инфраструктуру для стандартизации и интеграции сферы оказания электронных услуг и основных процессов управления в рамках отдельных правительственных организаций и, следовательно, для перехода к межведомственному электронному взаимодействию и возможности оказания юридически значимых дистанционных услуг гражданам.

Краткий экскурс в историю его разработки: в России в 2006 году работы по оказанию госуслуг в электронной форме на федеральном уровне фактически были провалены. В 2007 году, напротив, проведены масштабные работы по созданию доверенного портала госуслуг. Однако, в силу несовершенства законодательной базы и необходимости проведения широкого спектра работ силами органов государственной власти, госуслуги в электронной форме предоставлять не получилось. Так, по состоянию на первый квартал 2008 года более 75% Интернет-ресурсов федеральных органов исполнительной власти не продвинулись в повышении качества представления информации о госуслугах дальше первого, информационного, минимального этапа. Другие ведомства и вовсе находились в данном вопросе в состоянии, близком к нулевой отметке. Но, наконец, 15 декабря 2009 доверенный портал госуслуг- www.gosuslugi.ru, предназначенный для оказания гражданам и организациям госуслуг в электронном виде через единый сайт в Интернете, был запущен

Портал «Государственные услуги» (Gosuslugi.ru) является справочно-информационным. Благодаря этому порталу любой человек или организация могут получить сведения о государственных услугах, порядке их предъявления и оформления, формах обращения. Вся информация, о государственных услугах размещённая на сайте госуслуг региональными и федеральными органами Российской Федерации. Также сайт Госуслуги предоставляет возможность получить эти самые услуги.

Для более удобного поиска ответов на искомые вопросы сайт разделён на государственные услуги, предоставляемые физическим лицам и государственные услуги, предоставляемые юридическим лицам. Для более удобного поиска можно сделать отбор по категориям, ведомствам и возникшим жизненным ситуациям. На сайте «госуслуги» также размещены странички со всеми последними публикациями и интересный раздел, посвящённый профессиональным ответам на всевозможные вопросы. Кроме всего выше перечисленного, на сайте «госуслуги» находится раздел с наиболее часто необходимыми услугами.

На сайте госуслуг все услуги структуризированны и разбиты на категории, по ведомствам и по жизненным ситуациям. Поэтому найти нужную Вам услугу должно быть не так сложно. На сайте существуют следующие разделы:

Информация на сайте сгруппирована по следующим категориям:

Для физических лиц:

  • Гражданство, регистрация, визы
  • Семья
  • Социальное обеспечение
  • Земельно-имущественные отношения
  • Налоги и сборы
  • Правоохранительная деятельность
  • Труд и занятость
  • Природопользование и экология
  • Сельское хозяйство и ветеринария
  • Культура, искусство
  • Образование и наука
  • Жилищно-коммунальное хозяйство
  • Предпринимательская деятельность
  • Здравоохранение
  • Страхование
  • Информационные технологии и связь
  • Транспорт и дорожное хозяйство
  • Таможенное дело
  • Экономика, финансы, статистика
  • Энергетика

Для юридических лиц

Помимо всех перечисленных для физических лиц в разделе присутствуют дополнительные подразделы:

  • Некоммерческие организации
  • Производство, строительство и торговля

Имеется также возможность группировать данные по ведомствам, предоставляющим ту или иную услугу, а также по жизненным ситуациям. На сайте размещены текущие новости и справочный раздел «Вопросы и ответы». Помимо упомянутых выше направлений предоставляющих услуги, на сайте госуслуги.ру размещено ещё множество информации касающейся финансов, производства, жилищно-коммунального и сельского хозяйства, культуры и экосистемы.

На первом этапе портал выполняет информационно-справочные функции: содержит описания госуслуг, порядка их предоставления, списки документов, необходимых для их получения, бланки и образцы заявлений, квитанций, контакты соответствующих государственных органов. Сейчас на портале есть такой набор сведений о более чем 100 федеральных и 250 региональных государственных услугах. Информацию на портале размещают и актуализируют сами ведомства, предоставляющие те или иные услуги.

Некоторые виды госуслуг, доступные уже сейчас:

  • государственный техосмотр транспортных средств (запись);
  • прием заявлений граждан об установлении им трудовых и государственных пенсий;
  • прием заявлений о добровольном вступлении в программу софинансирования пенсий;
  • информирование застрахованных лиц о состоянии их пенсионного счета;
  • оформление, выдача, замена паспортов гражданина РФ;
  • оформление приглашений на въезд в РФ, а также принятие решений о выдаче виз;
  • лицензирование деятельности по изготовлению протезно-ортопедических изделий по заказам граждан, а также предоставление информации о таких организациях;
  • лицензирование медицинской деятельности, а также предоставление информации об этих организациях
  • предоставление информации об оказании высокотехнологичной бесплатной медпомощи
  • прием налоговой декларации по налогу на доходы физлиц;
  • организация выдачи иностранным гражданам разрешения на временное проживание в РФ и вида на жительство в РФ;
  • регистрация по месту пребывания и по месту жительства.

Уже с 2011 года по большинству государственных услуг на этом портале можно будет заполнить все необходимые бланки, распечатав затем нужный документ. С 2012 года станет возможной подача документов в электронном виде.

На следующих этапах будет обеспечена возможность представлять в госорганы через портал документы в электронном виде без личной явки. В перспективе электронный документ, после его отсылки, попадает на рассмотрение к определенному чиновнику, и пользователь на этом же сайте может отслеживать статус документа.

В основе концепции электронного правительства также лежит идея формирования электронного документооборота как внутриведомствнного, так и межведомственного. Основными значимыми моментами с точки зрения документационного обеспечения управления для организации внутриведомственного документооборота являются следующие:

  • вероятность потери документов при безбумажном документообороте снижается до минимума в отличие от работы с бумажными документами;
  • на поиск необходимого документа требуется всего несколько минут - средства атрибутивного поиска обеспечивают быстрое нахождение электронного документа даже по неполным реквизитам, а при введении системы штрих-кодирования возможен моментальный поиск по штрих-коду;
  • согласование документов и принятие решений по документам занимает от нескольких часов до 2-3 дней, даже если один согласующий сидит в Калининграде, а второй - во Владивостоке;
  • участники процесса согласования имеют доступ к рецензиям иных согласующих, а также к версиям документа;
  • экономятся время и ресурсы для обеспечения взаимодействия сотрудников внутри организации за счет автоматизации служебных записок, заявок, внутренних правил движения документов, назначения поручений и формирования отчетов по исполнительской дисциплине, быстрого и контролируемого ознакомления сотрудников с новыми документами, упрощения управления документооборотом;
  • с обращениями граждан работа ведется оперативно и четко с соблюдением сроков - они также заносятся в систему, которая направляет их по заложенным в нее регламентам и контролирует сроки подготовки ответных решений;
  • документы могут быть даже подписаны в электронном виде при использовании в организации электронной цифровой подписи;
  • руководители различных уровней имеют целостную картину происходящих процессов;
  • снижаются затраты на обеспечение взаимодействия между разными органами власти, упрощается администрирование этого процесса;
  • появляются инструменты для отслеживания сроков предоставления иными органами власти данных и документов, необходимых для принятия решений и предоставления госуслуг;
  • документы могут быть даже подписаны в электронном виде при использовании в организациях электронной цифровой подписи - передача подписанных электронной цифровой подписью документов может считаться достаточной и не требовать дублирования бумажными документами;
  • поиск документов, независимо от организации их подготовившей, занимает несколько минут, если межведомственный документооборот двух и более организаций реализован в едином информационном пространстве - все организации работают фактически в единой системе.

Облегчается доступ к документам, создается реальная возможность их повторного использования. Созданы предпосылки для превращения информации в знание.

Все документы собраны в едином хранилище документов - для организации, имеющей множество подразделений по всей России (или всему региону), достаточно создания единого архива документов. Контроль доступа к документам гораздо проще организовать при работе с электронными документами и их архивном хранении - права доступа определяются ролью специалиста в системах СЭД БОСС-Референт. Работать с электронным документом из архива могут одновременно несколько специалистов, тогда как использовать бумажный документ может только один сотрудник. Снижается стоимость хранения документов, так как электронный архив документов занимает значительно меньшую площадь и требует меньших расходов на обслуживание.

Создание электронного правительства - это мощное средство системы информационной и интеллектуальной поддержки и принятия решений, позволяющих на практике реализовать систему управления знаниями в органах государственной власти.